Процессы памяти и массовая коммуникация

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей курсовой работы заключается в следующем:
Определить наиболее эффективные, чаще использующиеся процессы памяти в средствах массовой коммуникации на примере рекламных роликов.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
o рассмотреть основные процессы памяти, определяемые в современных условиях и охарактеризовать основные ее виды;
o рассмотреть основные виды и типы массовой коммуникации;
o изучить методы и приемы рекламного воздействия;
o исследовать процессы запоминания рекламных роликов на телевидении.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ процессов памяти и массовой коммуникации 5
1.1 Основные процессы памяти. Ее виды 5
1.2 Типы и виды массовой коммуникации 12
1.3 Реклама. Методы воздействия 18
Глава 2. Исследование процессов памяти и МК на примере рекламных роликов 23
Заключение 27
Список литературы: 29

Работа содержит 1 файл

процессы памяти и мк КУРСОАЯ!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 105.45 Кб (Скачать)

       Объем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации (20).

     Быстрота  воспроизведения характеризует  способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как  правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или  проблему,  человек обращается к информации, которая хранится в памяти. Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно  воспроизводить  запечатленную  в  памяти  информацию (3).

     Длительность  сохранения отражает способность человека  удерживать определенное время необходимую информацию. Например, человек готовится  к экзамену. Запоминает одну учебную тему, а когда  начинает  учить  следующую, то вдруг обнаруживает, что не помнит то, что учил перед этим. Иногда  бывает по-другому.  Человек  запомнил  всю необходимую информацию,  но  когда потребовалось ее воспроизвести, то он не смог этого сделать.  Однако  спустя некоторое время, он  с удивлением  отмечает,  что помнит  все,  что сумел выучить. В данном случае мы сталкиваемся с другой характеристикой  памяти - готовностью воспроизвести запечатленную в памяти информацию (6).

     Вывод: проблема памяти в настоящее время рассматривается в рамках различных психологических теорий и подходов. Наибольшее распространение получили ассоциативные теории памяти, согласно которым предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся в памяти не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом.

     В современных психологических исследованиях  память рассматривается как сложная  психическая деятельность, как один из познавательных процессов, который  заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении  человеком своего опыта. В структуре  памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, забывание, восстановление (узнавание, воспроизведение). В основе классификации памяти лежат  следующие критерии – объект запоминания, степень волевой регуляции памяти и длительность сохранения информации в памяти. Важно отметить и то, что индивидуальные  особенности памяти связаны с особенностями личности. Это можно объяснить тем, что человек запоминает ту информацию, которая соответствует его интересам и потребностям. Выделяют и основные процессы памяти. К ним относят: объем,  быстроту  запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения. 

1.2 Типы и виды массовой коммуникации

 

     Под массовой коммуникацией в широком  смысле понимается и система, в которой  осуществляется взаимодействие; и процесс  взаимодействия; и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию (19).

     Термин  «коммуникация» (от лат. communicatio) появился в научной литературе в начале XX века. Один из основоположников американской социологии Чарльз Кули считал, что «под коммуникацией понимается механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений – все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени. Она включает в себя мимику, общение, слова, жесты, тон голоса, письменность, печать, железные дороги, телеграф, телефон и самые последние достижения по завоеванию пространства и времени. Четкой границы между средствами коммуникации и остальным внешним миром не существует. Однако вместе с рождением внешнего мира появляется система стандартных символов, предназначенная только для передачи мыслей, с нее начинается традиционное развитие коммуникации» [12, С.4].

     В настоящее время понятие «коммуникация» имеет три основные интерпретации. Во-первых, коммуникация представляется как средство связи любых объектов материального и духовного мира, т.е как определенная структура. Коммуникация выступает как бы посредником между индивидуальной и общественно осознанной информацией. Ключевой проблемой коммуникации является механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия. Этот механизм заложен в речевой деятельности людей – именно в ней реализуются социально обусловленные нормы и правила общения. Во-вторых – это общение, в процессе которого люди обмениваются информацией. В-третьих, под коммуникацией подразумевают передачу и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его составные компоненты (1).

     Существуют  различные типы коммуникаций: внутриличтостная (личностная), межличностная, внутригрупповая, межгрупповая, массовая коммуникации. Они могут осуществляться в различной  сфере (культурно-духовной, научной, рекреационной, учебной, производственной – по месту  производства или в офисе компаний), среди людей различного возраста, пола, принадлежащих к различным  народам, нациям, этносам, расам, между  различными категориями населения (молодежные, женские, религиозные), между  континентами, странами, государствами, народами, территориями и др (10).

     Массовая коммуникация – система взаимосвязей, позволяющая получить практически одновременный доступ к социально значимым сообщениям большому числу людей, независимо от места расположения, положения, социального статуса (например, СМИ). Такая коммуникация развивается на основе использования технических средств размножения и передачи сообщения. Как правило, массовые коммуникации осуществляются специализированными организациями (издательства, агентства, редакции, студии).

     Под массовыми коммуникациями можно  подразумевать и одновременное  нахождение большого числа людей  в ограниченном пространстве, позволяющем  осуществлять им взаимодействие с «лидерами  мнений». Общим критерием для  обоих видов массовой коммуникации является одновременное потребление  большим количеством людей массовой информации.

     Внутриорганизационные коммуникации представляют собой взаимодействие в пределах организации. К таким коммуникациям можно отнести взаимодействие члена организации с ее структурными подразделениями, а также структурных подразделений организации между собой.

     Внешние коммуникации – это система связей любой социальной системы с внешним социальным образованием, которые существуют вне ее. Любая социальная организация не может существовать без связей с внешней средой и поэтому внешние коммуникации становятся обязательным компонентом функционирования любой социальной системы (организации, института).

     Внутригрупповая коммуникация. В сравнительно небольшой группе каждый участник имеет примерно равный шанс участвовать в общении. Канал прямой связи здесь более структурирован, чем при межличностных коммуникациях, однако обратная связь имеет те же возможности, что и при межличностных коммуникациях.

     Межличностная коммуникация осуществляется между  двумя людьми. Обе стороны выступают  и в качестве передающей, и в  качестве принимающей стороны. Послание одной стороны передается каналом  коммуникации в виде звука (дополнительный канал – взгляд, жест, мимика). Обратной связью является ответ каждого участника.

     Внутриличностная  коммуникация возникает внутри индивидуума  в том случае, если человек обсуждает  проблемы сам с собой, ищет решения, задает себе вопросы и сам же отвечает на них. В качестве обратной связи  здесь выступает факт опровержения или корректировки информации, поставленной в вопросе (12).

     Влияние массовых коммуникаций направлено на формирование, изменение или усиление существующих у аудитории установок  и стереотипов и проявляется  во всех видах массово-коммуникативных  действий, включая рекламу и PR.

     Психологические способы массово-коммуникативного воздействия на аудиторию довольно разнообразны. Выделим основные:

     1) Внушение как способ целенаправленного стимулирования сферы подсознания индивида, приводящий к изменению его поведения по заранее заданной программе. 2) Подражание как воспроизведение индивидом особенностей поведения других индивидов. Способность индивидов к подражанию применяется массовыми коммуникациями для формирования определенных моделей поведения аудитории посредством демонстрации ей поведения тех или иных индивидов, пользующихся у массовой аудитории доверием и авторитетом. 3) Заражение как "особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей... Заражения можно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям". Заражение возникает как следствие некритического усвоения образцов чужого поведения или мнения и усиливается за счет эмоционального взаимодействия массового характера. Способность массовой аудитории к заражению используется массовыми коммуникациями посредством переданной информации с целью одновременного приведения к определенным действиям большой массы людей (17).

     При изучении телевизионной коммуникации, выделим следующие ее типы воздействия:

  • Вторжение - тип активного воздействия на зрителя без учета того, насколько он готов к восприятию информации. Данный тип воздействия характерен для ситуации отсутствия информации о характере и установках аудитории;
  • Уход - тип воздействия, характеризующийся взаимной отчужденностью коммуникатора и аудитории: зритель не пытается понять автора передачи, который в свою очередь не спешит проникнуть в душу зрителя;
  • Самораскрытие - тип воздействия, характеризующийся активным самовыражением коммуникатора, чья позиция адресуется зрителю, но не как другому, а скорее как самому себе. В результате такого авторского монолога зритель отстранен;
  • Вовлечение - тип воздействия, предполагающий единство коммуникатора и зрителя, т.е. их соучастие, содействие и сотворчество, единый темп деятельности, единое переживание прошлого, настоящего и будущего.

     Эти типы воздействия могут быть обнаружены при рассмотрении любых форм массово-коммуникативного воздействия. Три первых типа воздействия  носят типичный для массовых коммуникаций субъект - объектный характер. Четвертый тип является особенным: имея по сути тот же субъект - объектный характер, направленный на массовую аудиторию с целью изменения ее установок и последующего поведения, по форме он выступает как субъект - субъектное воздействие, которым характеризуется общение, по сути своей исключающее однонаправленность и манипулирование и предполагающее совместную выработку сторонами единых духовных значений. Общение предполагает диалог, при котором одинаково значимы позиции обеих сторон. Стремясь построить акт коммуникации, выдав его за межличностное общение, коммуникатор стремится к тому, чтобы реципиент раскрылся и включился в выработку новых духовных значений, при этом утрачивая прежние. По существу при использовании вовлечения коммуникатору хорошо известны позиции и установки массовой аудитории, однако они значимы настолько, насколько значима для него необходимость в их изменении. Вовлечение, взятое со стороны результатов воздействия, является самым эффективным его типом, ибо видимость диалога и близости коммуникатора проблемам и установкам аудитории позволяет снизить или вообще устранить барьер сопротивления воздействию, возникающий у людей при ощущении принудительного воздействия на них (в случае ярко выраженной субъект - объектной модели).  
 

Воздействия массовой коммуникации

     Массивное воздействие массовой коммуникации может отрицательно влиять на качество межличностного общения. Мультфильмы, с их быстрой сменой визуальных и  аудиальных стимулов, особенно привлекают внимание детей и способны существенно  уменьшить межличностные контакты. Герои теле- и видеофильмов некоторым  людям, в какой - то мере, заменяют семью. Погружение в «дневные сны» телефильмов позволяет скрыться от проблем и трудностей реальной жизни, что усугубляет социальную дезадаптацию, усиливает одиночество.

     К негативным последствиям можно отнести  формирование у аудитории потребности  в немедленном удовлетворении собственных  желаний и потребностей, а также  ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала.

     Насилие в средствах массовой информации встречается крайне часто. Просмотр агрессивных фильмов, как правило, вызывает агрессивное поведение. Влияние  насилия в СМИ на агрессивность  людей опосредуется множеством промежуточных  переменных. К ним относятся: особенности  реципиента (пол, возраст, отношение  к агрессии); степень социальной и познавательной зрелости телезрителя; контекст, в котором предстает  акт насилия (манера подачи, жанр передачи); особенности внешней среды (возможности  социального контроля, семейные отношения) (13).

Информация о работе Процессы памяти и массовая коммуникация