Проблемы возникновения неполных семей в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - неполные семьи в современном обществе.
Предмет исследования – причины и последствия возникновения неполных семей в современных условиях.
Цель работы – анализ причин и последствий возникновения неполных семей в современной России.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО СЕМЬЕ.docx

— 77.32 Кб (Скачать)

2.3. Проект Центра социальной помощи неполной семье 

     В настоящее время государственная  помощь неполным семьям предоставляется  в различных Центрах помощи семье  и детям. Деятельность этих Центров  направлена на оказание помощи всем категориям проблемных семей. На мой взгляд, необходимо создать Центры, работающие с определенной группой семей, например с неполными  семьями.

     Целями  данных учреждений будет являться:

  1. практическая реализация конституционного права семьи и ее членов на всестороннюю защиту со стороны государства, социальную и психологическую помощь;
  2. улучшение положения неполной семьи как социального института, улучшение социального и психологического здоровья семьи и детей;
  3. содействие установлению и поддержанию гармоничных семейных отношений, основываясь на принципах добровольности обращения, прав и свобод личности.

     Задачами  центра будут являться:

  1. выявление запроса на получение социальной, социально-психологической, социально-экономической и иной помощи со стороны неполных семей, учет социально неблагополучных семей, обратившихся за помощью к специалистам Центра, комплексное изучение, анализ и коррекция психолого-педагогических причин их социального и иного неблагополучия;
  2. информирование семей о деятельности и возможностях Центра, привлечение к обращению в Центр семей, имеющих проблемы различного характера;
  3. оказание разовой и систематической социальной, психологической, психолого-педагогической, юридической, социально-экономической, реабилитационной и иной помощи неполной семье;
  4. организация профилактических, обучающих, коррекционных и иных мероприятий для семей и их членов, направленных на преодоление нарушений в сфере семейных отношений и предотвращение асоциального поведения;
  5. сотрудничество с различными заинтересованными государственными, общественными, коммерческими и иными организациями и гражданами, привлечение их к решению вопросов социального обслуживания неполных семей;
  6. координация усилий городских, районных и иных государственных органов, общественных организаций и т.д. по созданию и совершенствованию системы социально-психологической помощи семье и детям.
 

     Управление  Центром осуществляет директор.

     В каждом отделе имеется начальник отдела.

     Основные  функции отделов:

  1. Информационно-аналитический отдел осуществляет:

     - первичный прием семей и их  членов и направление их в  соответствующие подразделения  Центра;

     - выявление социального запроса  и учет семей, нуждающихся в  социальной, психологической и иной  помощи;

     - распространение информации о  задачах и содержании оказываемой  Центром помощи, пропаганду предоставляемых  Центром услуг, издание листовок, бюллетеней, информационно-просветительских  материалов, регулярных и периодических изданий в помощь семье по различным вопросам ее жизнедеятельности;

     2) Отдел социальной помощи осуществляет:

     - оказание социальной помощи семьям  в соответствии с запросом (помощь  социально-экономического характера,  материальная поддержка, содействие  в получении льгот, пособий  и компенсаций, натуральной помощи, кредитов, алиментов, улучшении жилищно-бытовых  условий и т.п.);

     - консультирование по вопросам  самообеспечения семей, семейного предпринимательства, надомных промыслов и т.д.;

     - обеспечение и поддержку формирования  благоприятной социальной микро-  и макросреды для семей и  их членов, обратившихся за помощью;

     - организацию и проведение групповых  и массовых мероприятий: семейных  праздников, конкурсов, благотворительных  акций и т.д.

     3) Отдел психолого-педагогической  помощи и консультирования осуществляет:

     - все необходимые виды психопрофилактических,  психодиагностических и психокоррекционных  мероприятий в отношении неполных  семей, обратившихся за помощью;

     - педагогическое консультирование  и помощь;

     - организацию иных видов консультирования  по запросу (психиатрическая,  наркологическая, медицинская, юридическая  и иная помощь).

     4) Отдел работы с учреждениями  осуществляет:

     - работу по различным вопросам  с государственными и негосударственными учреждениями [Приложение 1].

     Для работы Центра необходимы такие специалисты  как:

  1. Директор
  2. Заместитель директора
  3. Бухгалтеры
  4. Кадровик
  5. Начальник хозяйственной части
  6. Социальные работники
  7. Социальные педагоги
  8. Психологи
  9. Юристы

     10) Программисты

     Деятельность  Центров данного типа должна привести к уменьшению числа неполных семей, к организации благоприятного психологического климата в неполных семьях, к улучшению  положения неполных семей в обществе.

     Одним из основных видов помощи неполной семье в таком Центре должна быть социально-педагогическая помощь в  воспитании ребенка.

     Целью социально-педагогической помощи социального работника неполной семье в воспитании ребенка является оказание помощи ребенку  в процессе его социализации и создание условий для его самореализации в обществе. Для достижения поставленной цели специалисту, осуществляемому  социально-педагогическую работу с неполными семьями необходимо:

      - осуществлять деятельность по  изучению личности ребенка и  окружающих его людей, проанализировать  влияние социальной среды на  формирование личности ребенка;

      - прогнозировать развитие проблемы  и ее решение в процессе  развития и воспитания ребенка;

      - организовывать взаимодействие  всех членов неполной семьи  на основе диалога;

      - помочь исправить ошибки воспитания, отрицательно влияющих на развитие личности  ребенка;

      - помочь матери и ребенку из  неполной семьи найти и реализовать  себя;

      - информировать о возможных правовых  мерах защиты неполной семьи;

      - оказать помощь в сфере эмоционально-психологического  здоровья;

      - формировать нравственно-правовую  устойчивость членов неполной  семьи[2].

     Таким образом, специалист, работающий с неполными  семьями, информирует ее о важности и возможных способах взаимодействия  родителей и детей, рассказывает о развитии ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей; консультирует  по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в неполной семье, информирует о  существующих методах воспитания; разъясняет матери (отцу) способы создания условий, необходимых для нормального  развития и воспитания ребенка в  неполной семье; защищает права ребенка  в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности матери (отца) и вытекающими из этого  проблемами неустроенности быта, отсутствия внимания, человеческого отношения  к ребенку.

     Объектом  воздействия в неполной семье  может быть ребенок, взрослые члены  семьи и сама неполная семья, в  целом, как коллектив. Деятельность специалиста, осуществляющего социально-педагогическую работу с неполной семьей, как и  с полной, включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую. Последовательно рассмотрим каждую из составляющих.

     Образовательная составляющая включает в себя два  направления деятельности социального  работника: помощь в обучении и воспитании.   Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании проводится социальным работником, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления[18].

     Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя также два  компонента: социально-психологическую  поддержку и коррекцию. Поддержка  направлена на создание благоприятного климата в семье чаще всего  в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений  происходит, в основном, когда в  семье существует психическое насилие  над ребенком, приводящее к нарушению  его нервно-психического и физического  состояния. К такому виду насилия  относится запугивание, оскорбление  ребенка, унижение его чести и  достоинства, нарушение доверия.

     Посреднический  компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации  и информирование. Помощь в организации  направлена на организацию семейного  досуга, включающую в себя: организацию  выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных  аукционов, клубов по интересам, организацию  семейных праздников, конкурсов и  др. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблем конкретной семьи и положения  конкретного ребенка в ней. Помощь в информировании направлена на обеспечение  семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме  консультирования. Вопросы могут  касаться жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного  законодательства, прав детей, женщин, а также проблем, которые существуют внутри семьи[11].

     В процессе реализации образовательной, психологической и посреднической компонентов социально-педагогической помощи специалист, осуществляющий работу с семьей, использует долгосрочные и краткосрочные формы работы. Среди краткосрочных форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия. Кризисинтервентная модель работы с неполной семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле неполной семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.

     Например, такие неблагоприятные периоды  сопряжены с возрастными кризисами  ребенка, когда в неполной семье  усиливаются психолого-педагогические проблемы. В этом случае матери (отцу) необходимы знания возрастной психологии. Поскольку кризисная ситуация требует  быстрого реагирования, ее оценка не предполагает детальной диагностики, а фокусирует свое внимание на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах ее преодоления. При этом используются как внутренние ресурсы неполной семьи, так и  внешние формы помощи.

     При кризисинтервентной модели работы используется непосредственная эмоциональная поддержка  семьи, для того, чтобы смягчить воздействие  стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса; образовательная помощь, заключающаяся  в предоставлении информации по этапам выхода из кризиса и перспектив неполной семьи, подкрепляется документальными  фактами. Эффект психологической поддержки  достигается в индивидуальных беседах. Кроме того, неполная семья может  быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, целью которых является улучшение  общения между членами неполной семьи и решение скрытых проблем  которые обнаруживаются в кризисной  ситуации.

     Проблемно-ориентированная  модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных неполной семьей, то есть в центре этой модели находиться требование, чтобы  профессионалы, оказывающие помощь, концентрировали усилия на той проблеме, которая осознана неполной семьей и  над которой данная семья готова работать. Проблемно-ориентированная  модель основана на том, что в определенных условиях большинство проблем матери (отцы) могут решить, или хотя бы уменьшить их остроту, самостоятельно.

     Ведущим методом проблемно-ориентированной  модели является составление контракта (договора) между социальным работником  и неполной семьей или ее конкретным представителем. При составлении контракта роль неполной семьи в том, чтобы определить желательные и осуществимые цели и задачи предстоящей деятельности. Роль социального работника – определить предельные сроки, которые будут обязательными и для него, и для неполной семьи. При заключении такого договора стороны несут моральные обязательства. Совместная работа над договором поощряет неполную семью активно участвовать в процессе выработки его условий, вовлекает ее в процесс принятия решений.

Информация о работе Проблемы возникновения неполных семей в современном обществе