2.3.
Проект Центра социальной
помощи неполной семье
В
настоящее время государственная
помощь неполным семьям предоставляется
в различных Центрах помощи семье
и детям. Деятельность этих Центров
направлена на оказание помощи всем категориям
проблемных семей. На мой взгляд, необходимо
создать Центры, работающие с определенной
группой семей, например с неполными
семьями.
Целями
данных учреждений будет являться:
- практическая
реализация конституционного права семьи
и ее членов на всестороннюю защиту со
стороны государства, социальную и психологическую
помощь;
- улучшение
положения неполной семьи как социального
института, улучшение социального и психологического
здоровья семьи и детей;
- содействие
установлению и поддержанию гармоничных
семейных отношений, основываясь на принципах
добровольности обращения, прав и свобод
личности.
Задачами
центра будут являться:
- выявление
запроса на получение социальной, социально-психологической,
социально-экономической и иной помощи
со стороны неполных семей, учет социально
неблагополучных семей, обратившихся
за помощью к специалистам Центра, комплексное
изучение, анализ и коррекция психолого-педагогических
причин их социального и иного неблагополучия;
- информирование
семей о деятельности и возможностях Центра,
привлечение к обращению в Центр семей,
имеющих проблемы различного характера;
- оказание
разовой и систематической социальной,
психологической, психолого-педагогической,
юридической, социально-экономической,
реабилитационной и иной помощи неполной
семье;
- организация
профилактических, обучающих, коррекционных
и иных мероприятий для семей и их членов,
направленных на преодоление нарушений
в сфере семейных отношений и предотвращение
асоциального поведения;
- сотрудничество
с различными заинтересованными государственными,
общественными, коммерческими и иными
организациями и гражданами, привлечение
их к решению вопросов социального обслуживания
неполных семей;
- координация
усилий городских, районных и иных государственных
органов, общественных организаций и т.д.
по созданию и совершенствованию системы
социально-психологической помощи семье
и детям.
Управление
Центром осуществляет директор.
В
каждом отделе имеется начальник отдела.
Основные
функции отделов:
- Информационно-аналитический
отдел осуществляет:
-
первичный прием семей и их
членов и направление их в
соответствующие подразделения
Центра;
-
выявление социального запроса
и учет семей, нуждающихся в
социальной, психологической и иной
помощи;
-
распространение информации о
задачах и содержании оказываемой
Центром помощи, пропаганду предоставляемых
Центром услуг, издание листовок,
бюллетеней, информационно-просветительских
материалов, регулярных и периодических
изданий в помощь семье по различным вопросам
ее жизнедеятельности;
2)
Отдел социальной помощи осуществляет:
-
оказание социальной помощи семьям
в соответствии с запросом (помощь
социально-экономического характера,
материальная поддержка, содействие
в получении льгот, пособий
и компенсаций, натуральной помощи,
кредитов, алиментов, улучшении жилищно-бытовых
условий и т.п.);
-
консультирование по вопросам
самообеспечения семей, семейного предпринимательства,
надомных промыслов и т.д.;
-
обеспечение и поддержку формирования
благоприятной социальной микро-
и макросреды для семей и
их членов, обратившихся за помощью;
-
организацию и проведение групповых
и массовых мероприятий: семейных
праздников, конкурсов, благотворительных
акций и т.д.
3)
Отдел психолого-педагогической
помощи и консультирования осуществляет:
-
все необходимые виды психопрофилактических,
психодиагностических и психокоррекционных
мероприятий в отношении неполных
семей, обратившихся за помощью;
-
педагогическое консультирование
и помощь;
-
организацию иных видов консультирования
по запросу (психиатрическая,
наркологическая, медицинская, юридическая
и иная помощь).
4)
Отдел работы с учреждениями
осуществляет:
-
работу по различным вопросам
с государственными и негосударственными
учреждениями [Приложение 1].
Для
работы Центра необходимы такие специалисты
как:
- Директор
- Заместитель
директора
- Бухгалтеры
- Кадровик
- Начальник
хозяйственной части
- Социальные
работники
- Социальные
педагоги
- Психологи
- Юристы
10)
Программисты
Деятельность
Центров данного типа должна привести
к уменьшению числа неполных семей,
к организации благоприятного психологического
климата в неполных семьях, к улучшению
положения неполных семей в обществе.
Одним
из основных видов помощи неполной
семье в таком Центре должна быть
социально-педагогическая помощь в
воспитании ребенка.
Целью
социально-педагогической помощи социального
работника неполной семье в воспитании
ребенка является оказание помощи ребенку
в процессе его социализации и создание
условий для его самореализации в обществе.
Для достижения поставленной цели специалисту,
осуществляемому социально-педагогическую
работу с неполными семьями необходимо:
- осуществлять деятельность по
изучению личности ребенка и
окружающих его людей, проанализировать
влияние социальной среды на
формирование личности ребенка;
- прогнозировать развитие проблемы
и ее решение в процессе
развития и воспитания ребенка;
- организовывать взаимодействие
всех членов неполной семьи
на основе диалога;
- помочь исправить ошибки воспитания,
отрицательно влияющих на развитие
личности ребенка;
- помочь матери и ребенку из
неполной семьи найти и реализовать
себя;
- информировать о возможных правовых
мерах защиты неполной семьи;
- оказать помощь в сфере эмоционально-психологического
здоровья;
- формировать нравственно-правовую
устойчивость членов неполной
семьи[2].
Таким
образом, специалист, работающий с неполными
семьями, информирует ее о важности
и возможных способах взаимодействия
родителей и детей, рассказывает
о развитии ребенка, дает педагогические
советы по воспитанию детей; консультирует
по вопросам семейного законодательства,
по вопросам межличностного взаимодействия
в неполной семье, информирует о
существующих методах воспитания; разъясняет
матери (отцу) способы создания условий,
необходимых для нормального
развития и воспитания ребенка в
неполной семье; защищает права ребенка
в случае, когда приходится сталкиваться
с полной деградацией личности матери
(отца) и вытекающими из этого
проблемами неустроенности быта, отсутствия
внимания, человеческого отношения
к ребенку.
Объектом
воздействия в неполной семье
может быть ребенок, взрослые члены
семьи и сама неполная семья, в
целом, как коллектив. Деятельность
специалиста, осуществляющего социально-педагогическую
работу с неполной семьей, как и
с полной, включает три основных
составляющих социально-педагогической
помощи: образовательную, психологическую,
посредническую. Последовательно рассмотрим
каждую из составляющих.
Образовательная
составляющая включает в себя два
направления деятельности социального
работника: помощь в обучении и воспитании.
Помощь в обучении направлена на предотвращение
возникающих семейных проблем и формирование
педагогической культуры родителей. Помощь
в воспитании проводится социальным работником,
в первую очередь, с родителями - путем
их консультирования, а также с ребенком
посредством создания специальных воспитательных
ситуаций для решения задачи своевременной
помощи семье в целях ее укрепления[18].
Психологическая
составляющая социально-педагогической
помощи включает в себя также два
компонента: социально-психологическую
поддержку и коррекцию. Поддержка
направлена на создание благоприятного
климата в семье чаще всего
в период кратковременного кризиса.
Коррекция межличностных отношений
происходит, в основном, когда в
семье существует психическое насилие
над ребенком, приводящее к нарушению
его нервно-психического и физического
состояния. К такому виду насилия
относится запугивание, оскорбление
ребенка, унижение его чести и
достоинства, нарушение доверия.
Посреднический
компонент социально-педагогической
помощи включает в себя три составляющие:
помощь в организации, координации
и информирование. Помощь в организации
направлена на организацию семейного
досуга, включающую в себя: организацию
выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных
аукционов, клубов по интересам, организацию
семейных праздников, конкурсов и
др. Помощь в координации направлена
на активизацию различных ведомств
и служб по совместному разрешению
проблем конкретной семьи и положения
конкретного ребенка в ней. Помощь
в информировании направлена на обеспечение
семьи информацией по вопросам социальной
защиты. Она проводится в форме
консультирования. Вопросы могут
касаться жилищного, семейно-брачного,
трудового, гражданского, пенсионного
законодательства, прав детей, женщин,
а также проблем, которые существуют
внутри семьи[11].
В
процессе реализации образовательной,
психологической и посреднической
компонентов социально-педагогической
помощи специалист, осуществляющий работу
с семьей, использует долгосрочные
и краткосрочные формы работы.
Среди краткосрочных форм выделяют
кризисинтервентную и проблемно-ориентированную
модели взаимодействия. Кризисинтервентная
модель работы с неполной семьей предполагает
оказание помощи непосредственно в кризисной
ситуации, которые могут быть обусловлены
изменениями в естественном жизненном
цикле неполной семьи или случайными травмирующими
обстоятельствами.
Например,
такие неблагоприятные периоды
сопряжены с возрастными кризисами
ребенка, когда в неполной семье
усиливаются психолого-педагогические
проблемы. В этом случае матери (отцу)
необходимы знания возрастной психологии.
Поскольку кризисная ситуация требует
быстрого реагирования, ее оценка не предполагает
детальной диагностики, а фокусирует
свое внимание на масштабах дезадаптации
и имеющихся средствах ее преодоления.
При этом используются как внутренние
ресурсы неполной семьи, так и
внешние формы помощи.
При
кризисинтервентной модели работы используется
непосредственная эмоциональная поддержка
семьи, для того, чтобы смягчить воздействие
стрессового события и мобилизовать
усилия семьи на преодоление кризиса;
образовательная помощь, заключающаяся
в предоставлении информации по этапам
выхода из кризиса и перспектив неполной
семьи, подкрепляется документальными
фактами. Эффект психологической поддержки
достигается в индивидуальных беседах.
Кроме того, неполная семья может
быть вовлечена в программу семейной
терапии и обучающих тренингов,
целью которых является улучшение
общения между членами неполной
семьи и решение скрытых проблем
которые обнаруживаются в кризисной
ситуации.
Проблемно-ориентированная
модель направлена на решение конкретных
практических задач, заявленных и признанных
неполной семьей, то есть в центре этой
модели находиться требование, чтобы
профессионалы, оказывающие помощь,
концентрировали усилия на той проблеме,
которая осознана неполной семьей и
над которой данная семья готова
работать. Проблемно-ориентированная
модель основана на том, что в определенных
условиях большинство проблем матери
(отцы) могут решить, или хотя бы уменьшить
их остроту, самостоятельно.
Ведущим
методом проблемно-ориентированной
модели является составление контракта
(договора) между социальным работником
и неполной семьей или ее конкретным представителем.
При составлении контракта роль неполной
семьи в том, чтобы определить желательные
и осуществимые цели и задачи предстоящей
деятельности. Роль социального работника
– определить предельные сроки, которые
будут обязательными и для него, и для
неполной семьи. При заключении такого
договора стороны несут моральные обязательства.
Совместная работа над договором поощряет
неполную семью активно участвовать в
процессе выработки его условий, вовлекает
ее в процесс принятия решений.