Проблемы возникновения неполных семей в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - неполные семьи в современном обществе.
Предмет исследования – причины и последствия возникновения неполных семей в современных условиях.
Цель работы – анализ причин и последствий возникновения неполных семей в современной России.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО СЕМЬЕ.docx

— 77.32 Кб (Скачать)

     Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений  мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в  частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности  семейного воспитания. При этом ребенок  выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление  этой составляющей воспитательного  процесса в неполной семье деформируется  в связи с отсутствием одного родителя.

     В отцовских неполных семьях к перечисленным  выше проблемам добавляется отсутствие материнской ласки, без которой  воспитание детей тоже не может быть полноценным.

     В рамках воспитательной деятельности одному родителю сложно осуществить полноценный  контроль за ребенком и в целом влиять на их поведение. Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин: разрушается привычная триада в семье: «отец + мать + дети»; основная причина - чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания.

     Следующая социальная характеристика, которая  требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними  детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, необращение к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п. [22].

     Социально-экономические  проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить  проще, чем социально-психологические  проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего  детей.

     Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство  собственной неполноценности, которые  могут испытывать дети после развода  их родителей. Нередко дети винят  себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве  случаев неполные семьи - это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует.

     Самая же большая сложность - затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители. Хотя полоролевое поведение людей в различных культурах изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально-психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной), ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) - их неадекватная полоролевая социализация.

     Хотя  неполных семей, в которых отец один воспитывает детей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых  детей воспитывает одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой  ориентации. Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов создать новую  семью, чем мать с ребенком. Поэтому  одной из проблем такой семьи  будет формирование отношений между  ребенком (детьми) и новой женой  отца (возможно, с ее детьми).

         В настоящее время распространена  новая категория неполных семей - неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство - чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности: к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения [54, с.231-234].

        Таким образом, можно сказать, что количество неполных семей с каждым годом увеличивается, растет число разводов и, необходимы конкретные меры по решению проблем такой слабозащищенной семейной группы, как неполная семья. 

 

Глава 2. Основные направления  решения проблемы неполной семьи 

2.1.  Основы социальной  работы с неполной  семьей 

     Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции. В такой помощи нуждаются неполные семьи.

          Неполные семьи характеризуются  наличием одного из родителей  и ребенка (либо детей), другими  словами это материнские или  отцовские семьи.

          Материнская семья является наиболее  распространённым типом неполной  семьи. Неполная материнская семья  представляет собой пример семьи,  в жизни которой заложен ряд  специфических социальных и юридических  проблем. С юридической точки  зрения, под неполной семьёй подразумевается  такая семья, в состав которой  входит один из родителей и  его дети. Неполная материнская  семья может возникнуть по  следующим проблемам:

- женщина  юридически брак не оформляла;

- полная  семья перестаёт частично или  полностью существовать из-за  того, что один из родителей  постоянно живёт и трудится  совсем в другом районе;

- из-за  кончины одного из родителей  (отца);

- один  из родителей окончательно оставил  семью и потребовал развода  [29, c.102].

     Как и в любой другой семье, в неполной материнской семье существуют проблемы, связанные с организацией педагогической системы в неполной семье: проблемы воспитания, развития и социализации ребёнка. О сложности проблемы говорит  уже одно перечисление основных факторов, психологически воздействующих на детей: кто отсутствует в семье, как  долго, в каком возрасте был ребёнок, когда не стало отсутствующего члена  семьи, и самое главное – какова личность ребёнка. Каков социальный контекст или социальный фон, на котором  проходит жизнь неполной материнской  семьи (оказывается ли помощь семье  со стороны родственников, материальное обеспечение, культурные традиции семьи, какими ценностями она живёт и  т.д.) [31, с.59].

     В настоящее время более важными, чем материальные условия, являются педагогические проблемы, которые должны решать родители. В неполной материнской  семье их возникает значительно  больше, и появляются такие, каких  почти не бывает в полных семьях. Чаще всего эти проблемы касаются психического развития и жизни ребёнка. Однако от главной трудности –  ответственности за воспитание детей  трудолюбивыми, честными, волевыми, добросовестными  людьми – никто не избавит ни одну мать. Эта обязанность и в  настоящее время в первую очередь  лежит на матери. Роль матери в воспитании детей всегда будет не заменимой [36, с.63].

     В отцовских неполных семьях к перечисленным  выше проблемам добавляется отсутствие материнской ласки, без которой  воспитание детей тоже не может быть полноценным.

         Тот факт, что ребёнок воспитывается  одной матерью (отцом), сам по  себе не способствует появлению  каких-то отклонений в развитии  ребёнка, не препятствует его  счастью, не накладывает на  него каких-то специфических черт, каких бы не было у других детей. Дело всего лишь в том, что процесс воспитание в таких условиях труден и возможны определённые опасности, им и придётся уделить внимание в первую очередь социальному педагогу.

     По  выполняемым функциям существует несколько  специализаций социального работника, наиболее распространённой является семейный социальный работник. Он обеспечивает диагностирование проблем в социуме, социально-педагогическую защиту семьи и личности, психолого-педагогическое просвещение родителей, обобщение и распространение опыта семейного воспитания, способствует возрождению и активизации идей народной педагогики, учитывая национально-этнические особенности семьи. Семейный социальный работник готовит предложения для местных и вышестоящих инстанций о мерах социально-экономического и социально-педагогического характера, связанных с удовлетворением нужд и потребностей семьи, детей, молодёжи, с организацией труда, учёбы, досуга несовершеннолетних [29, с.55].

     Помощь  неполной материнской (отцовской) семье  в устранении педагогических дефектов воспитания, развития и социализации ребёнка проявляются в работе социального работника по таким направлениям:

     1. Всестороннее информирование одиноких  родителей о типичных недостатках  в воспитании детей;

     2. Помощь одинокой матери (отцу) в  решении воспитательных затруднений  (недостаточная информированность  о половозрастных и индивидуальных  особенностях ребёнка, несформированность  общепедагогических, организаторских  умений и навыков);

     3. Укрепление детско-родительских  контактов, улучшение отношений  в неполной материнской (отцовской)  семье [48, с.175].

     Содержательное  наполнение этих направлений деятельности весьма разнообразно по своему характеру  и структуре. Информирование одиноких родителей о типичных недостатках  воспитания детей имеет своей  целью актуализировать проблемы ребёнка в глазах родителя. Для  подготовки родителя к адекватному  восприятию такой информации, для  установления контакта социальный педагог  в первую очередь начинает работу с установления доверия, с объяснения своей позиции. Целесообразно признать, что сама по себе неполнота семьи, как внешняя структурная характеристика, не определяет результата социализации ребёнка. Воспитание в неполной материнской (отцовской) семье не обязательно ведёт к деформации личности ребёнка. Однако в совокупности с неблагоприятными факторами, возникающими как следствие жизнедеятельности семьи, неполнота семьи всё же негативно влияет на социализацию и развитие ребёнка [17, с.50].

     Для преодоления недостатков семейного  воспитания социальному педагогу предстоит  помочь родителям, воспитывающим детей  в одиночку, в формировании таких  необходимых умений как:

     1. Организовать жизнедеятельность  неполной материнской (отцовской)  семьи так, чтобы подружиться  с ребёнком, совместно решать  жизненные проблемы;

     2. Всячески поддерживать доверительные  отношения с подростками;

     3. Обеспечивать активную жизненную  позицию ребёнка;

     4. Формировать в ребёнке стремление  к успеху и достижениям;

     5. Организовывать совместный досуг  детей и родителей;

     6. Предъявлять требования к ребёнку  и добиваться их осуществления;

     7. Относиться критически к недостаткам  ребенка;

     8. Развивать собственные коммуникативные  качества;

     9. Планировать вместе с ребёнком  его будущее;

     10. Поддерживать кооперацию со школой  для совместных действий по  обеспечению позитивной социализации ребёнка в общество [34, с.52].

     Если  в рассматриваемой категории  семьи нарушены отношения в эмоциональной  сфере, то социальный работник работает с эмоциональным настроением семьи, с формированием взаимного уважительного и заботливого отношения матери (отца) и ребёнка друг к другу, помогает осознать, что подлинная родительская любовь – это проявление одновременно справедливости и требовательности, предоставление ребёнку самостоятельности и условий для самоутверждения. Также проводится индивидуальная работа с одинокой матерью (отцом), осуществляется социально-психологическая подготовка в воспитании ребёнка. Работа социального работника заключается в определении роли матери (отца) в формировании у своего ребёнка адекватного поведения в отношении со сверстниками и организация индивидуальных консультаций с матерью (отцом), а также с ребёнком посредством создания специальных ситуаций [48, с.176].

Информация о работе Проблемы возникновения неполных семей в современном обществе