Проблемы возникновения неполных семей в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - неполные семьи в современном обществе.
Предмет исследования – причины и последствия возникновения неполных семей в современных условиях.
Цель работы – анализ причин и последствий возникновения неполных семей в современной России.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО СЕМЬЕ.docx

— 77.32 Кб (Скачать)

     1.2.Факторы,  влияющие на появление  неполных семей  в современном  обществе 

     Вопрос  о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных  отношений условия жизни. Это  дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи  и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет  большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной  духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество.

     Семья - основанное на браке или кровном  родстве объединение людей, связанных  общностью быта и взаимной ответственностью [55].

     Неполная  семья - семья, состоящая из одинокой матери (одинокого отца) с ребенком (детьми), разведенной женщины (разведенного мужчины) с ребенком (детьми), вдовы  (вдовца) с ребенком (детьми) [55].

     Неполная  семья – малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать – отец, отец – дети, дети – бабушки и дедушки [49].

     Иначе говоря, неполная семья – это  семья, где нет одного из родителей.

          К появлению неполных семей  приводят следующие факторы:

  1. Рождение ребенка вне официального брака
  2. Расторжение брака в результате развода
  3. Раздельное проживание родителей
  4. Смерть одного из родителей

     В соответствии с данными причинами  возникновения неполных семей  выделяются основные типы неполной семьи:

  • внебрачная;
  • разведенная;
  • распавшаяся;
  • осиротевшая.

     Различают также отцовскую и материнскую  семьи, последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей.

     Рост  неполных семей непосредственно  связан со сферой брачно-семейных отношений:

  • изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;
  • распространение добрачных связей,
  • изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;
  • утрата семьей своей производственной функции;
  • неподготовленность молодежи к браку;
  • завышенные требования по отношению к брачному партнеру;
  • алкоголизм и наркомания.

         Особое внимание необходимо обратить, на взаимоотношения между всеми  членами неполной семьи, в каждой  из этих семей, так как от  этого зависит процесс формирования  личности ребенка, в ней воспитывающегося. Чтобы изучить возможные отношения  между взрослыми и детьми в  неполных семьях, необходимо знать  существующие стили родительского  отношения к детям.

         Одним из стилей является  сотрудничество. При этом стиле отношений в общении матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими высказываниями. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого). Мать побуждает ребенка к активности. Данный стиль отношений наиболее благоприятный при воспитании детей в неполных семьях. Ведь ребенку необходима поддержка, чувство защищенности, любовь, а мама единственный человек, который может дать это в условиях неполной семьи.

         В общении в таких семьях  матери стараются установить  равенство позиций. Равенство  позиций означает признание активной  роли ребенка в процессе его  воспитания. Ребенок является активным  субъектом самовоспитания. Мать  может стать властителем души  своего ребенка лишь в той  мере, в какой ей удается пробудить  в ребенке потребность в собственных  достижениях, собственном совершенствовании.  В свою очередь ребенок оказывает  несомненное воспитывающее воздействие  на маму. Под влиянием общения  с собственным ребенком, включаясь  в разнообразные формы общения  с ним, мама изменяется в  своих психологических качествах,  ее внутренний мир заметно  трансформируется [9; 123].

         Другим стилем отношений "мать  – ребенок" является изоляция. При данном стиле воспитания в семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с матерью. Если в неполной семье сложился именно этот стиль отношений, то ребенку будет очень трудно справиться с возникающими у него проблемами. Ребенок будет расти замкнутым, скрытным, это может повлечь за собой возникновение проблем в общении со сверстниками, в обучении и в процессе развития в целом. Матери следует строить общение с ребенком на желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, чувствование эмоционального состояния, внутреннего мира ребенка, происходящих в нем изменений, особенностей его душевного строя – все это создает основу для глубокого взаимопонимания между ребенком и матерью в любом возрасте.

        Следующим стилем отношений "мать-ребенок"  является соперничество. При этом стиле воспитания партнеры по общению противостоят друг другу. Критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности. В таких неполных семьях возможны частые конфликты, непонимание друг друга и как следствие эмоциональная холодность. И как не странно, такое положение устраивает и ребенка и мать. С одной стороны у ребенка формируется стремление к самостоятельности, к самоутверждению, а с другой стороны складываются не совсем благоприятные взаимоотношения с близкими людьми [9; 134].

         Последний стиль отношений является псевдосотрудничество. При данном стиле мать и ребенок проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная). Взаимоотношения в семьях с таким стилем воспитания со стороны, кажутся, без серьезных проблем, но это не совсем так. В характере ребенка формируется такая негативная черта, как эгоизм.

        Воспитание детей в неполной  семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного  из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.

         Психологический климат неполной  семьи во многом определяется  болезненными переживаниями, возникшими  вследствие утраты одного из  родителей. Большинство неполных  семей возникают по причине  ухода отца. Матери редко удается  сдерживать и скрывать свое  раздражение по отношению к  нему; ее разочарование и недовольство  нередко бессознательно проецируется  на их общего ребенка. Возможна  и иная ситуация, когда мать  подчеркивает роль безвинной  жертвы, в которой оказался ребенок.  При этом она стремится с  избытком восполнить недостаток  родительской заботы и переходит  все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.

         Немаловажно и то, что при отсутствии  одного из родителей ребенок  лишен возможности полноценного  формирования стереотипа поведения  своего пола. Так, при отсутствии  отца мальчик не имеет возможности  на ближайшем примере наблюдать  особенности мужского поведения  и невольно перенимает женские  черты. И для девочки мать  в этой ситуации вынуждена  совмещать собственную материнскую  роль и роль отсутствующего  отца; в результате психосексуальное  развитие отличается противоречивостью.  Установлено, что большинство  лиц гомосексуальной ориентации  выросли в неполных семьях.

         Исследователями предпринимались  попытки определить факторы, способствующие  разрыву замкнутого круга депрессии  и безысходности, характерных  для семей с низким доходом  и неполных семей. Они обнаружили, что в случае, когда работающие  матери в неполных семьях имели  работу, которая им нравилась,  их дети отличались более высоким  уровнем самоуважения и более  сильным чувством семейного единства  и солидарности по сравнению  с теми, чьи матери не работали  либо работа вызывала у них  сильную неприязнь. Работающие  матери-одиночки оказывают особенно  сильное влияние на своих дочерей,  которые придают большое значение  личной и материальной независимости,  престижу семьи и отличаются  в школе более высокой успеваемостью,  чем дочери неработающих матерей из полных семей [26, с.46-48].

         Все это не означает, однако, что  неполная семья обязательно является  неблагополучной в воспитательном  аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами.

        Таким образом, неполная семья,  хотя и сталкивается с рядом  объективных трудностей, но, тем  не менее, обладает достаточным  потенциалом для полноценного  воспитания детей. Родителю, в  силу обстоятельств оказавшемуся  главой неполной семьи, необходимо  трезво осознавать психологические  особенности создавшейся ситуации  и не допускать, чтобы они  приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных  неполных семей свидетельствует,  что это возможно. 
 

1.3. Последствия появления неполной семьи 

     Появление неполной семьи приводит к негативным последствиям в обществе в целом. Образуется целый ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально - экономические, педагогические, медицинские и психологические.

     Среди проблем неполных семей в большинстве  случаев особенно остро стоит  проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей). Совокупный бюджет семьи складывается из индивидуального  трудового дохода, пособий, пенсий, компенсаторных выплат и льгот, определяемых государством, алиментов на детей  после развода, подарков в деньгах  или вещами, продуктов от родственников  и друзей.

     Так как, чаще всего, главой такой семьи  является женщина, то стоит обратить внимание на политику занятости в  стране в настоящее время. Сегодня  идет вытеснение женщин с рабочих  мест на биржу труда или в сферу  низкооплачиваемых бюджетных учреждений. Необходимость содержания и воспитания ребенка/детей чаще побуждают женщин быть активнее и предприимчивее в поисках более оплачиваемой работы или дополнительного заработка.

     В последнее время значительно  сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина - мать, воспитывающая ребенка  без отца, сама должна нести ответственность  за благосостояние своей семьи. Особенную  нужду испытывают неполные семьи, в  которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно - психическом развитии, а тем  более дети-инвалиды. Если ребенок-инвалид  нуждается в постоянном присмотре  и уходе, то женщина не имеет никакой  возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и  детское пособие.

     Особенно  негативно все это сказывается  на ребенке.

     Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых  услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирование поведения оказывает материальная ответственность. Многие женщины считают  воспитание и уход за детьми своим  главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех  и карьеру. В то же время материальное благополучие и нередко занятость  на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе.

     Даже  самая заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены  сами себе.

     Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Стоит полагать, что издержки воспитания детей в неполной семье  связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов Специфический образ жизни семьи  с одним родителем ощутимо  отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье  может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери.

Информация о работе Проблемы возникновения неполных семей в современном обществе