1.2.Факторы,
влияющие на появление
неполных семей
в современном
обществе
Вопрос
о неполных семьях актуален потому,
что в них сосредоточена значительная
часть того населения, у которого
не сложились естественные, заложенные
в самой природе семейно-брачных
отношений условия жизни. Это
дети, без отца (или матери), взрослые
люди, не имеющие собственной семьи
и продолжающие жить вместе с родителями.
Такое положение не только усложняет
большинству из них материальную
сторону жизни, но и лишает их полноценной
духовной жизни, которую могло бы
дать счастливое супружество.
Семья
- основанное на браке или кровном
родстве объединение людей, связанных
общностью быта и взаимной ответственностью
[55].
Неполная
семья - семья, состоящая из одинокой
матери (одинокого отца) с ребенком
(детьми), разведенной женщины (разведенного
мужчины) с ребенком (детьми), вдовы
(вдовца) с ребенком (детьми) [55].
Неполная
семья – малая группа с частичными,
неполными связями, где нет традиционной
системы отношений: мать – отец,
отец – дети, дети – бабушки и дедушки
[49].
Иначе
говоря, неполная семья – это
семья, где нет одного из родителей.
К появлению неполных семей
приводят следующие факторы:
- Рождение
ребенка вне официального брака
- Расторжение
брака в результате развода
- Раздельное
проживание родителей
- Смерть одного
из родителей
В
соответствии с данными причинами
возникновения неполных семей выделяются
основные типы неполной семьи:
- внебрачная;
- разведенная;
- распавшаяся;
- осиротевшая.
Различают
также отцовскую и материнскую
семьи, последние составляют абсолютное
большинство среди неполных семей.
Рост
неполных семей непосредственно
связан со сферой брачно-семейных отношений:
- изменение
моральных норм в области взаимоотношений
полов;
- распространение
добрачных связей,
- изменение
традиционных ролей (семейных) мужчины
и женщины;
- утрата семьей
своей производственной функции;
- неподготовленность
молодежи к браку;
- завышенные
требования по отношению к брачному партнеру;
- алкоголизм
и наркомания.
Особое внимание необходимо обратить,
на взаимоотношения между всеми
членами неполной семьи, в каждой
из этих семей, так как от
этого зависит процесс формирования
личности ребенка, в ней воспитывающегося.
Чтобы изучить возможные отношения
между взрослыми и детьми в
неполных семьях, необходимо знать
существующие стили родительского
отношения к детям.
Одним из стилей является
сотрудничество. При этом стиле отношений
в общении матери и ребенка преобладают
поддерживающие высказывания над отклоняющими
высказываниями. В общении присутствуют
взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций
ведущего и ведомого). Мать побуждает ребенка
к активности. Данный стиль отношений
наиболее благоприятный при воспитании
детей в неполных семьях. Ведь ребенку
необходима поддержка, чувство защищенности,
любовь, а мама единственный человек, который
может дать это в условиях неполной семьи.
В общении в таких семьях
матери стараются установить
равенство позиций. Равенство
позиций означает признание активной
роли ребенка в процессе его
воспитания. Ребенок является активным
субъектом самовоспитания. Мать
может стать властителем души
своего ребенка лишь в той
мере, в какой ей удается пробудить
в ребенке потребность в собственных
достижениях, собственном совершенствовании.
В свою очередь ребенок оказывает
несомненное воспитывающее воздействие
на маму. Под влиянием общения
с собственным ребенком, включаясь
в разнообразные формы общения
с ним, мама изменяется в
своих психологических качествах,
ее внутренний мир заметно
трансформируется [9; 123].
Другим стилем отношений "мать
– ребенок" является
изоляция. При данном стиле воспитания
в семье не принимается совместных решений.
Ребенок изолируется и не хочет делиться
своими впечатлениями и переживаниями
с матерью. Если в неполной семье сложился
именно этот стиль отношений, то ребенку
будет очень трудно справиться с возникающими
у него проблемами. Ребенок будет расти
замкнутым, скрытным, это может повлечь
за собой возникновение проблем в общении
со сверстниками, в обучении и в процессе
развития в целом. Матери следует строить
общение с ребенком на желании познавать
своеобразие его индивидуальности. Постоянное
тактичное всматривание, чувствование
эмоционального состояния, внутреннего
мира ребенка, происходящих в нем изменений,
особенностей его душевного строя – все
это создает основу для глубокого взаимопонимания
между ребенком и матерью в любом возрасте.
Следующим стилем отношений "мать-ребенок"
является соперничество. При этом
стиле воспитания партнеры по общению
противостоят друг другу. Критикуют друг
друга, реализуя потребности в самоутверждении
и симбиотической привязанности. В таких
неполных семьях возможны частые конфликты,
непонимание друг друга и как следствие
эмоциональная холодность. И как не странно,
такое положение устраивает и ребенка
и мать. С одной стороны у ребенка формируется
стремление к самостоятельности, к самоутверждению,
а с другой стороны складываются не совсем
благоприятные взаимоотношения с близкими
людьми [9; 134].
Последний стиль отношений является
псевдосотрудничество. При данном стиле
мать и ребенок проявляют эгоцентризм.
Мотивация совместных решений не деловая,
а игровая (эмоциональная). Взаимоотношения
в семьях с таким стилем воспитания со
стороны, кажутся, без серьезных проблем,
но это не совсем так. В характере ребенка
формируется такая негативная черта, как
эгоизм.
Воспитание детей в неполной
семье обладает рядом особенностей.
Вследствие отсутствия одного
из родителей, оставшемуся приходится
брать на себя решение всех материальных
и бытовых проблем семьи. При этом ему
необходимо также восполнять возникший
дефицит воспитательного влияния на детей.
Совмещения всех этих задач весьма затруднительно.
Поэтому большинство неполных семей испытывают
материально-бытовые трудности и сталкиваются
с педагогическими проблемами.
Психологический климат неполной
семьи во многом определяется
болезненными переживаниями, возникшими
вследствие утраты одного из
родителей. Большинство неполных
семей возникают по причине
ухода отца. Матери редко удается
сдерживать и скрывать свое
раздражение по отношению к
нему; ее разочарование и недовольство
нередко бессознательно проецируется
на их общего ребенка. Возможна
и иная ситуация, когда мать
подчеркивает роль безвинной
жертвы, в которой оказался ребенок.
При этом она стремится с
избытком восполнить недостаток
родительской заботы и переходит
все разумные пределы: окружает ребенка
атмосферой приторной ласки и чрезмерной
опеки. Во всех подобных случаях воспитательная
атмосфера семьи искажается и отрицательно
сказывается на становлении личности
ребенка.
Немаловажно и то, что при отсутствии
одного из родителей ребенок
лишен возможности полноценного
формирования стереотипа поведения
своего пола. Так, при отсутствии
отца мальчик не имеет возможности
на ближайшем примере наблюдать
особенности мужского поведения
и невольно перенимает женские
черты. И для девочки мать
в этой ситуации вынуждена
совмещать собственную материнскую
роль и роль отсутствующего
отца; в результате психосексуальное
развитие отличается противоречивостью.
Установлено, что большинство
лиц гомосексуальной ориентации
выросли в неполных семьях.
Исследователями предпринимались
попытки определить факторы, способствующие
разрыву замкнутого круга депрессии
и безысходности, характерных
для семей с низким доходом
и неполных семей. Они обнаружили,
что в случае, когда работающие
матери в неполных семьях имели
работу, которая им нравилась,
их дети отличались более высоким
уровнем самоуважения и более
сильным чувством семейного единства
и солидарности по сравнению
с теми, чьи матери не работали
либо работа вызывала у них
сильную неприязнь. Работающие
матери-одиночки оказывают особенно
сильное влияние на своих дочерей,
которые придают большое значение
личной и материальной независимости,
престижу семьи и отличаются
в школе более высокой успеваемостью,
чем дочери неработающих матерей
из полных семей [26, с.46-48].
Все это не означает, однако, что
неполная семья обязательно является
неблагополучной в воспитательном
аспекте. Указанные проблемы могут
возникнуть в неполной семье с большей
вероятностью, чем в полной, но из этого
вовсе не следует, что они обязательно
возникнут. В ряде случаев психологическая
атмосфера семьи достаточно благоприятна
и не создает затруднений в формировании
здоровой личности. Бывает и наоборот:
в формально полной, но эмоционально неблагополучной
семье ребенок сталкивается с гораздо
более серьезными психологическими проблемами.
Таким образом, неполная семья,
хотя и сталкивается с рядом
объективных трудностей, но, тем
не менее, обладает достаточным
потенциалом для полноценного
воспитания детей. Родителю, в
силу обстоятельств оказавшемуся
главой неполной семьи, необходимо
трезво осознавать психологические
особенности создавшейся ситуации
и не допускать, чтобы они
приводили к негативным последствиям.
Опыт множества благополучных
неполных семей свидетельствует,
что это возможно.
1.3.
Последствия появления
неполной семьи
Появление
неполной семьи приводит к негативным
последствиям в обществе в целом.
Образуется целый ряд проблем, касающихся
неполных семей, к которым относятся социально
- экономические, педагогические, медицинские
и психологические.
Среди
проблем неполных семей в большинстве
случаев особенно остро стоит
проблема экономического характера (материальные
трудности, испытываемые семьей). Совокупный
бюджет семьи складывается из индивидуального
трудового дохода, пособий, пенсий,
компенсаторных выплат и льгот, определяемых
государством, алиментов на детей
после развода, подарков в деньгах
или вещами, продуктов от родственников
и друзей.
Так
как, чаще всего, главой такой семьи
является женщина, то стоит обратить
внимание на политику занятости в
стране в настоящее время. Сегодня
идет вытеснение женщин с рабочих
мест на биржу труда или в сферу
низкооплачиваемых бюджетных учреждений.
Необходимость содержания и воспитания
ребенка/детей чаще побуждают женщин
быть активнее и предприимчивее в поисках
более оплачиваемой работы или дополнительного
заработка.
В
последнее время значительно
сократился перечень социальных гарантий
и снизился уровень социальной защиты.
Женщина - мать, воспитывающая ребенка
без отца, сама должна нести ответственность
за благосостояние своей семьи. Особенную
нужду испытывают неполные семьи, в
которых растут дети с отклонениями
от нормы в физическом или нервно
- психическом развитии, а тем
более дети-инвалиды. Если ребенок-инвалид
нуждается в постоянном присмотре
и уходе, то женщина не имеет никакой
возможности улучшить материальное
благосостояние, им приходится жить на
пенсию по инвалидности ребенка и
детское пособие.
Особенно
негативно все это сказывается
на ребенке.
Необходимость
ухода за ребенком в отсутствие помощи
со стороны, разрушение сферы бытовых
услуг не позволяют женщине проявить
себя в профессиональной сфере: решающее
значение на их выбор и формирование
поведения оказывает материальная
ответственность. Многие женщины считают
воспитание и уход за детьми своим
главным предназначением и отодвигают
на второй план профессиональный успех
и карьеру. В то же время материальное
благополучие и нередко занятость
на двух работах отстраняет одинокую
мать от воспитания и ухода за ребенком,
и он предоставлен самому себе.
Даже
самая заботливая женщина в неполной
семье, физически не имеет достаточно
времени для воспитания своего ребенка.
Из-за чрезмерной занятости и трудовой
перегруженности матери дети предоставлены
сами себе.
Среди
проблем неполных семей особенно
остро стоит проблема ее функционирования
как института воспитания и социализации
детей. Стоит полагать, что издержки
воспитания детей в неполной семье
связаны, прежде всего, с воздействием
негативных экономических факторов
Специфический образ жизни семьи
с одним родителем ощутимо
отражается на воспитательном процессе.
Отсутствие одного родителя в семье
может явиться причиной неполноценного,
неудачного воспитания детей. В материнских
неполных семьях мальчики не видят примера
мужского поведения в семье, что способствует
формированию в процессе их социализации
неадекватного представления о ролевых
функциях мужчины, мужа, отца. Поведение
незамужней матери в семье во многом обусловлено
отсутствием второго родителя. Это влияет
и на социализацию воспитывающихся в материнских
неполных семьях девочек, искажает их
представления о ролевых функциях женщины,
жены, матери.