Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 12:52, реферат
Психология не принадлежит к числу тех дисциплин, которые систематически, как политическая экономия, разрабатывались Марксом. Мы не найдем, как известно, в собрании сочинений Маркса специально психологических трактатов. Но в различных его работах, как бы попутно, этим гениальным умом разбросан ряд замечаний по различным вопросам психологии. Стоит вдуматься в эти внешне разрозненные замечания, и становится очевидным, что, внешне не систематизированные, они представляют из себя внутренне единую систему идей. По мере того как раскрывается их содержание, замечания эти смыкаются друг с другом и оказываются одним монолитным целым, проникнутым единством миросозерцания Маркса, исходящим из его основ.
Между тем в системе
марксистско-ленинской
Формы сознания развиваются не сами по себе — в порядке автогенеза, а как атрибуты или функции того реального целого, которому они принадлежат. Вне личности трактовка сознания могла бы быть лишь идеалистической. Тому способу рассмотрения, который исходит из сознания, Маркс поэтому противопоставляет другой — соответствующий реальной жизни, при котором «исходят из самих действительных живых индивидов и рассматривают сознание только как их сознание» [1; 25].
Марксистская психология не может, таким образом, быть сведена к анализу отчужденных от личности, обезличенных процессов и функций. Сами эти процессы или функции суть для Маркса «органы индивидуальности».
«Человек, — пишет Маркс, — присваивает себе свою всестороннюю сущность всесторонним образом, следовательно, как целостный человек». В этом участвует и каждое из его «человеческих отношений к миру — зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, мышление, созерцание, ощущение, желание, деятельность, любовь, словом, все органы его индивидуальности,...» [4; 120].
Вне этой трактовки нереализуем был бы основной для марксистской концепции тезис, согласно которому сознание человека есть общественный продукт и вся психика его социально обусловлена. Общественные отношения — это отношения, в которые вступают не отдельные органы чувств или психологические процессы, а человек, личность. Определяющее влияние общественных отношений труда на формирование психики осуществляется лишь опосредствованно через личность.
Но включение проблемы
личности в психологическую
Анализируя ошибки гегелевской «феноменологии» [4; 156], Маркс в числе их отмечает, что и для Гегеля субъект есть всегда сознание или самосознание, или, вернее, предмет является всегда только как абстрактное сознание. Однако, не будучи тождественны с личностью, сознание и самосознание существенны для личности.
Личность существует только при наличии у нее сознания: ее отношения к другим людям должны быть ей даны как отношения. Сознание, будучи свойством материи, которая может обладать и может не обладать сознанием (марксизм — не панпсихизм!), является качеством человеческой личности, без которого она не была бы тем, что она есть.
Но сущность личности есть совокупность /20/ общественных отношений [1; 3] <...>.
К. Бюлер, ссылаясь на <...> Тренделенбурга [11], замечает, что сейчас значение этого слова [persona] сдвинулось: оно обозначает не общественную функцию человека, а внутреннюю сущность (Wesensart) его, и задается вопросом: в какой мере обоснованно по тому, как человек выполняет свою общественную функцию, заключать о его внутренней сущности. Здесь для Бюлера внутренняя сущность личности и ее общественные отношения оказываются внешними друг другу, и термин «личность» обозначает либо то, либо другое; личность входит в определенные общественные отношения и выходит из них, надевая и снимая их с себя, как маски (первоначальное значение этрусского слова, из которого происходит термин persona) [11; 4—5]; лица личности, ее внутренней сущности они не определяют. Ряд общественных функций, которые приходится выполнять человеку в буржуазном обществе, остаются внешними для его личности, но в основном в конечном итоге личность обозначает не либо общественную функцию, либо внутреннюю сущность человека, а внутреннюю сущность человека, определяемую общественными отношениями!
Человеческая личность в целом формируется лишь через посредство своих отношений к другим людям. Лишь по мере того, как у меня устанавливаются человеческие отношения к другим людям, я сам формируюсь как человек: «Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку. Вместе с тем и Павел как таковой, во всей его павловской телесности, становится для него формой проявления рода «человек» [3; 62].
В противоположность
В психологическом плане
основное значение для реализации в
самом понимании природы
Понятие потребности должно
будете противовес понятию инстинкта
занять в марксистско-ленинской
психологии крупное место, войдя
в инвентарь основных ее понятий.
Неучет потребностей в понимании
мотивации человеческого
Понятие потребности начинает
завоевывать себе значительное место
в современной психологии. Как
замечает в своем докладе на X
Международном психологическом
конгрессе Д. Кац, специально разрабатывающий
проблему голода и аппетита в аспекте
«психология потребностей»: «Понятие
потребности решительно должно будет
заменить понятие инстинкта, которое
оказалось малопригодным для
начала работ над новыми проблемами»;
понятие потребности «
* См. его доклад «Hunger und Appetit» (Bericht über den XII Kongress der Deutschen "Gesellschaft für Psychologie, hrsg. von Kafka, 1932, S. 285) и монографии на ту же тему.
Выдвинутые на место инстинктивных
влечений потребности реализуют, таким
образом, историчность в учении о
мотивах, о движущих силах поведения.
Они же раскрывают богатство человеческой
личности и мотивов ее поведения,
преодолевая то сужение основных
двигателей человеческой деятельности,
к которому неизбежно приводит учение
об инстинктивных влечениях, в пределе
своем приходящее — в фрейдовском
учении о сексуальном влечении—
к представлению об одном-единственном
двигателе, к которому сводится все.
Богатство же и многообразие исторически
формирующихся потребностей создает
все расширяющиеся источники
мотивации человеческой деятельности,
значение которых зависит притом
от конкретных исторических условий. «Мы
видели, — пишет Маркс, — какое
значение имеет при социализме богатство
человеческих потребностей, а следовательно,
и какой-нибудь новый способ производства
и какой-нибудь новый предмет
производства: новое проявление человеческой
сущностной силы и новое обогащение
человеческого существа» [4; 128]. «При
господстве же частной собственности,—
подчеркивает Маркс социальную обусловленность
этого положения, — мы наблюдаем
обратное отношение»: каждая новая
потребность создает и новую
зависимость. Но, «при допущении наличия
социализма», это богатство исторически
развивающихся потребностей — все
более многообразных и
Над учением о потребностях
в учении о мотивации поднимается
далее учение об интересах, и здесь
в концепции Маркса снова с
особой силой выступает социально-
С учением об историчности
потребностей связано у Маркса и
учение об /22/ исторической обусловленности
различий способностей. «Разнообразие
человеческих дарований, — пишет
Маркс, — скорее следствие, чем причина
разделения труда» [4; 143]. Это означает,
что столь несходные
* В «Экономическо-философских
рукописях 1844 года» Маркс очень
подчеркивает эту природную
Итак, «природные особенности
рабочих образуют ту почву, в которую
пускает свои корни разделение труда»,
но раз уже введенное разделение
труда формирует и
В своих потребностях и
способностях конкретизируется психологическая
природа личности. Она при этом
в самом своем существе оказывается
обусловленной, опосредствованной
теми конкретными общественно-
Информация о работе Проблемы психологии в трудах Карла Маркса