Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 12:52, реферат
Психология не принадлежит к числу тех дисциплин, которые систематически, как политическая экономия, разрабатывались Марксом. Мы не найдем, как известно, в собрании сочинений Маркса специально психологических трактатов. Но в различных его работах, как бы попутно, этим гениальным умом разбросан ряд замечаний по различным вопросам психологии. Стоит вдуматься в эти внешне разрозненные замечания, и становится очевидным, что, внешне не систематизированные, они представляют из себя внутренне единую систему идей. По мере того как раскрывается их содержание, замечания эти смыкаются друг с другом и оказываются одним монолитным целым, проникнутым единством миросозерцания Маркса, исходящим из его основ.
«Величие гегелевской “Феноменологии” и её конечного результата — диалектики отрицательности как движущего и порождающего принципа, — пишет Маркс, — заключается, следовательно, в том, что Гегель рассматривает самопорождение человека как процесс, рассматривает опредмечивание как распредмечивание, как отчуждение и снятие этого отчуждения, в том, что он, стало быть, ухватывает сущность труда и понимает предметного человека, истинного, потому что действительного, человека как результат его собственного труда» [4; 158].
Вся деятельность человека для Маркса есть опредмечивание его самого или, иначе, процесс объективного раскрытия его «сущностных сил». В «Капитале» он скажет просто, что в труде «субъект переходит в объект». Итак, деятельность — не реакция на внешний раздражитель, она даже не делание, как внешняя операция субъекта над объектом, — она «переход субъекта в объект». Но тем самым смыкается связь не только между субъектом и его деятельностью, но и связь между деятельностью и ее продуктами. Самое понимание деятельности как опредмечивания заключает уже эту мысль; Маркс заострит и подчеркнет ее, когда, анализируя в «Капитале» труд, он скажет, что «деятельность и предмет взаимно проникают друг в друга». /12/ Поскольку деятельность человека есть опредмечивание, объективирование его или переход субъекта в объект, раскрытие в объектах его деятельности, его сущностных сил, в том числе его чувств, его сознания, постольку предметное бытие промышленности есть раскрытая книга человеческих сущностных сил, чувственно предлежащая перед нами человеческая психология [4; 123]. Поэтому «психология, для которой эта книга, т. е. как раз чувственно наиболее осязательная, наиболее доступная часть истории, закрыта, не может стать действительно содержательной и реальной наукой».
Но за сомкнувшейся, таким образом, связью, идущей от субъекта к объекту, в деятельности человека сейчас же раскрывается другая фундаментальная зависимость, идущая от объекта к субъекту. Опредмечивание или объективирование не есть «переход в объект» уже готового, независимо от деятельности данного субъекта, сознание которого лишь проецируется вовне. В объективировании, в процессе перехода в объект, формируется сам субъект.
«Лишь благодаря предметно
развернутому богатству человеческого
существа развивается, а частью и
впервые порождается, богатство
субъективной человеческой чувственности:
музыкальное ухо, чувствующий красоту
формы глаз, — короче говоря, такие
чувства, которые способны к человеческим
наслаждениям и которые утверждают
себя как человеческие сущностные силы.
Ибо не только пять внешних чувств,
но и так называемые духовные чувства,
практические чувства (воля, любовь и
т. д.), — одним словом, человеческое
чувство, человечность чувств, — возникают
лишь благодаря наличию
И далее:
«Таким образом, необходимо опредмечивание человеческой сущности — как в теоретическом, так и в практическом отношении, — чтобы, с одной стороны, очеловечить чувства человека, а с другой стороны, создать человеческое чувство, соответствующее всему богатству человеческой и природной сущности» [4; 122].
Таким образом, объективируясь
в продуктах своей
Чтобы окончательно очертить
мысль Маркса и отмежевать ее от
идеалистической концепции
Когда я объективируюсь в
своей деятельности, то я тем самым
включаюсь в объективный
«Деятельность и пользование ее плодами, как по своему содержанию, так и по способу существования, носят общественный характер: общественная деятельность и общественное пользование» [4; 118].
И это относится не только к моей практической деятельности в узком смысле, но и к моей теоретической деятельности. Каждая мысль, которую я сформулировал, приобретает объективный смысл, объективное значение в том общественном употреблении, которое она получает в зависимости от той объективной ситуации, в которую она, мною сформулированная, вошла, а не в зависимости лишь от тех субъективных намерений и побуждений, исходя из которых я к ней пришел; продукты моей теоретической, как и продукты моей практической, деятельности в их объективном содержании суть продукты общественной деятельности:
«Общественная деятельность и общественное пользование существуют отнюдь не только в форме непосредственно коллективной деятельности и непосредственно коллективного пользования», т. е. не только в деятельности и духе, обнаруживающихся /13/ «в действительном общении с другими людьми... Но даже и тогда, когда я занимаюсь научной и т. п. деятельностью, — деятельностью, которую я только в редких случаях могу осуществлять в непосредственном общении с другими, — даже и тогда я занят общественной деятельностью, потому что я действую как человек. Мне не только дан, в качестве общественного продукта, материал для моей деятельности — даже и сам язык, на котором работает мыслитель, — но и мое собственное бытие есть общественная деятельность; а потому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо» [4; 118].
Итак, человек — не гегелевский самопорождающийся субъект: если мое сознание формируется в моей деятельности через продукты этой деятельности, оно объективно формируется через продукты общественной деятельности. Мое сознание в своей внутренней сущности опосредствовано объективными связями, которые устанавливаются в общественной практике и в которые я включаюсь, вхожу каждым актом своей деятельности, практической и теоретической. Каждый акт моей деятельности и я сам в нем через него тысячами нитей вплетен, многообразными связями включен в объективные образования исторически сложившейся культуры, и мое сознание насквозь опосредствовано ими.
Эта центральная концепция
Маркса о формировании человеческой
психики в процессе деятельности
опосредствованно через продукты этой
деятельности разрешает узловую
проблему современной психологии и
открывает путь к принципиально,
иному решению вопроса о ее
предмете, чем это делают борющиеся
между собой течения
В противовес основной идее
интроспективной психологии о непосредственности
психики (непосредственный опыт как
предмет психологии) у Маркса со
всей возможной отчетливостью
Марксовый анализ человеческого сознания и труда в форме, «составляющей исключительное достояние человека», обнаруживает со всей возможной ясностью, в чем выражается эта перестройка, как радикально она изменяет всю ситуацию, открывая путь для объективного познания психического.
Основные формулы Маркса о сознании общеизвестны. «Сознание (das Bewußtsein) никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием (das bewußte Sein), а бытие людей есть реальный процесс их жизни» [1; 25], т. е. сознание как отражение бытия — по формуле Ленина. Наряду с этой первой — вторая формула: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» [1; 29], причем, в отличие от животного, которое ни к чему не относится, человеку его отношение к другим дано как отношение и, наконец, в непосредственной связи с этим: язык — это практическое, существующее для других людей, а значит, и /14/ существующее также для меня самого, реальное сознание. Взятые в их внутреннем взаимоотношении и в связи с марксовской концепцией деятельности человека как труда в форме, составляющей исключительное достояние человека, эти формулы вполне определяют марксовскую концепцию сознания. Сущность сознания в том, что мое отношение к моей среде в сознании человека само дано как отношение, т. е. реальное отношение человека к среде становится опосредствованным — через идеальное ее отражение, которое практически осуществляется в языке. Язык служит тем планом, на котором я фиксирую, отражаемое мной бытие и проецирую мои операции. Таким образом, идеальный план включается между непосредственно наличной ситуацией, которую я познаю, и операцией или действием, которым я изменяю мир. В связи с этим неизбежно иной оказывается и самая структура действия. Возникновение опосредствующего идеального плана высвобождает действие из исключительной зависимости от непосредственно наличной ситуации. «Сознательный человек» благодаря этому выделяет себя из природы, как пишет Ленин [6; 85], и противопоставляет себя предметному миру. Человек перестает быть рабом непосредственно наличной ситуации; действия его, становясь опосредствованными, могут определяться не только стимуляцией, исходящей из непосредственно наличной ситуации, но целями и задачами, лежащими за ее пределами: они становятся избирательными, целевыми и волевыми; именно эти черты характеризуют деятельность человека в его специфических отличиях от поведения животных. «Труд в форме, составляющей исключительное достояние человека», характеризуется прежде всего двумя чертами. «В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально»: в реальную деятельность включается идеальный план, ее опосредствующий, и в связи с этим он «не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю» [3; 189]. Наличие идеального плана сознания связано с изменением характера самой; деятельности <...>.
Не менее показательны
в этом отношении новые исследования
расстройства речи и действия —
афазии и апраксии <...>. Нарушение
возможности сформулировать план действия
и идеально опосредствовать свою
деятельность оказывается связанным
с превращением действия в простую
реакцию, являющуюся лишь механическим
разрядом, под воздействием непосредственно
наличного стимула человек
Стоит теперь сопоставить
отношение сознания в интроспективной
его концепции и поведения
как совокупности реакций, с одной
стороны, и, с другой, отношение между
трудом и сознанием у Маркса. Отношение
между первыми двумя чисто
внешнее; вторые так взаимосвязаны,
что открывается подлинная
Человеческое сознание, будучи
предпосылкой специфической человеческой
/15/ формы деятельности — труда, является
также и в первую очередь его
результатом. В направленной на изменение
внешнего мира, на формирование объектов
деятельности формируется сознание
в своем внутреннем существе. Это
внутрь проникающее и изнутри
человеческое сознание формирующее
воздействие общественной практики
является решающим моментом концепции
Маркса. Чтоб убедиться в этом, достаточно
нескольких сопоставлений. А. Бергсон
также подчеркивает роль практики в
формировании интеллекта; интеллект
формируется для нужд практики в
целях воздействия на внешний
материальный мир. Но из этого положения
Бергсон, как известно, сделает тот
вывод, что интеллект выражает не
сознание в его внутренней сущности,
а лишь очерчивает контуры материи
в ее расчленении, устанавливаемом
в целях практического на нее
воздействия [8]. Психолог и философ
должны поэтому прорваться за эту
внешнюю оболочку, повернутую лицом
к материальному миру, и вернуться
снова к «непосредственным
Информация о работе Проблемы психологии в трудах Карла Маркса