Проблемы мотивации в современной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:35, реферат

Описание работы

Мотивация – это сложный психологический феномен, вызывающий множество споров в среде психологов, придерживающихся различных психологических концепций. Поэтому целью нашей работы явилось рассмотрение различных психологических теорий мотивации, существующих в настоящее время, отражение различных подходов к самому изучению мотивов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I.Изучение мотивации человека, понятие мотивации, её механизм и структура в психике человека.
1.1 Психологические теории мотивации. Различные подходы и методы изучения.
1.2 Понятие и сущность мотивации. Механизмы формирования в психике человека.
ГЛАВА II. Формирование мотивационной сферы человека.
2.1 Онтогинез становления мотивации человека.
2.2 Формирование познавательной мотивации у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
2.3 Различия в поведении индивидов, мотивированных на достижение успеха и избегание неудач.
ГЛАВА III. Мотивация деятельности в теории и практике.
3.1 Роль мотивации в эффективном управлении персоналом.
3.2 Анализ мотивации работников структурного подразделения крупной организации на основе теста «Удовлетворенность работой»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Проблемы мотивации в современной психологии.docx

— 161.55 Кб (Скачать)

 Еще более сильный  генерализованный условный стимул  – это социальное одобрение. 

/ Например, многие люди  проводят массу времени, прихорашиваясь  перед зеркалом, в надежде получить  одобряющий взгляд супруга или  любовника. И женская и мужская  мода – это предмет одобрения  и она существует до тех  пор, пока есть социальное одобрение.  Студенты высшей школы соревнуются  за место в студенческой легкоатлетической  команде или участвуют в мероприятиях  не учебного плана для того, чтобы получить одобрение родителей,  сверстников, соседей. Хорошие  отметки в колледже – тоже  позитивный подкрепляющий стимул, потому что ранее за это  получали похвалу и одобрение  родители. Будучи мощным условным  подкрепляющим стимулом, удовлетворительные  оценки так же способствуют  поощрению учения и достижению  более высокой академической  успеваемости. /

 Скиннер полагал, что  условные подкрепляющие стимулы  очень важны в контроле поведения  человека. Он также отмечал, что  каждый человек проходит уникальную  науку научения, и вряд ли всеми  людьми управляют одни и те  же подкрепляющие стимулы. Например, для кого-то очень сильным подкрепляющим  стимулом является успех, в  качестве антрепренира; для других  важно выражение нежности; а иные, находят подкрепляющий стимул  в спорте, академических или музыкальных  занятиях. Возможные вариации в  поведении, поддержанные условными  подкрепляющими стимулами бесконечны. Следовательно, понять условные  подкрепляющие стимулы у человека  намного сложнее, чем понять, почему  крыса, лишенная пищи, нажимает  рычаг, получая в качестве подкрепления  только звуковой сигнал.

 

 Еще одно направление  исследований личности известно  как «третья сила», наряду с  психоаналитической теорией и  бихевиоризмом, и называется «Теория  роста» или (в отечественной  психологии) это направление получило  название «гуманистическая психология».  Это направление представлено  такими психологами, как Маслоу, Роджерс и Голдштейн. Теория  роста подчеркивает стремление  человека к совершенствованию,  реализации своего потенциала, самовыражению.

 Создатель теории самоактуализации  Курт Голдштейн развивал это  представление : будучи нейрофизиологом,  занимающимся в основном пациентами  с поврежденным мозгом, он рассматривал  самоактуализацию как фундаментальный  процесс в каждом организме,  который может иметь как позитивные, так и негативные последствия  для индивидуума. Голдштейн писал,  что «организм управляется тенденцией  актуализировать в наибольшей  возможной степени свои индивидуальные  способности, свою природу в  мире». Голдштейн утверждает, что  ослабление напряжения является  сильным побуждением только у  больных организмов. Для здорового  организма первичной целью является  «формирование определенного уровня  напряжения, такого, который сделает  возможной дальнейшую упорядоченную  деятельность». Такое влечение, как  голод, - это особый случай самоактуализации, в котором напряжение-разрешение  ищется для того, чтобы возвратить  организм к оптимальному состоянию  для дальнейшего выражения его  способностей. Однако лишь в ненормальных  случаях это влечение становится  слишком настоятельным. Голдштейн  утверждает, что нормальный организм  может временно отложить еду,  секс, сон и т.д., если другие  мотивы, такие как любопытство  или желание игры, вызывают это.  По Голдштейну, успешное обращение  со средой часто включает определенную  долю неуверенности и шока. Здоровый  самоактуализирующийся организм  часто вызывает такой шок, входя  в новые ситуации ради использования  своих возможностей. Для Голдштейна (как и для Маслоу) самоактуализация  не означает конца проблемам  и трудностям, напротив, рост часто  может принести определенную долю боли и страданий. Голдштейн писал, что способности организма определяют его потребности.

 Будучи последователем  Голдштейна, представления Маслоу, однако, существенно отличаются  от первых разработок Голдштейна  в данном направлении, хотя  и сохраняют общую концепцию.  Маслоу начал исследовать самоактуализацию  более формализовано, изучая жизнь,  ценности и отношения людей,  которые казались ему наиболее  душевно здоровыми и творческими,  тех, кто казался ему в высшей  степени самоактуализированными, то  есть достиг более оптимального, эффективного и здорового уровня  функционирования, чем средние люди. Маслоу утверждает, что более  резонно строить обобщения относительно  человеческой природы, изучая  лучших ее представителей, каких  только удается найти, а не  каталогизируя трудности и ошибки  средних и невротических индивидуумов. Маслоу определяет невроз и  психологическую неприспособленность  как «болезни лишенности», то  есть считает, что они вызываются  лишением удовлетворения определенных  фундаментальных потребностей. Примерами  фундаментальных потребностей могут  служить физиологические потребности,  такие как голод, жажда или  потребность во сне. Неудовлетворение  этих потребностей определенно  ведет, в конце концов, к болезни,  которая может быть излечена  только их удовлетворением. Фундаментальные  потребности присущи всем индивидуумам. Объем и способ их удовлетворения  различен в различных обществах,  но никогда фундаментальные потребности  не могут полностью игнорироваться. Для сохранения здоровья должны  удовлетворяться также и определенные  психологические потребности. Маслоу  перечисляет следующие фундаментальные  потребности: потребность в безопасности, обеспеченности и стабильности; потребность в любви и чувстве  принадлежности; потребность в самоуважении  и уважении и других. Кроме  того каждый индивидуум имеет  потребности роста, то есть  потребности развивать свои задатки  и способности и потребность  в самоактуализации. Таким образом,  Маслоу , изучая лучших представителей  человеческого рода, косвенно изучал  тех индивидуумов, у которых удовлетворенны  все вышеперечисленные фундаментальные  потребности. 

 Классифицируя человеческие  потребности по иерархически  построенным группам, последовательность  которых указывает на порядок  появления потребностей в процессе  индивидуального развития, а также  указывая на развитость в целом  мотивационной сферы, А. Маслоу  приводит следующую концепции,  согласно которой, у человека  с рождения последовательно появляются  и сопровождают личностное взросление  следующие 7 классов потребностей:

1. Потребности физиологические  (органические)

2. Потребности в безопасности.

3. Потребности в принадлежности  и любви.

4. Потребности уважения ( почитания ).

5. Познавательные потребности.

6. Эстетические потребности.

7. Потребности в самоактуализации.

 По Маслоу, ранее называемые  потребности доминируют, то есть  должны удовлетворяться прежде  называемых позже. Когда удовлетворены  более низкие потребности, сразу  же появляются другие более  широкие потребности и начинают  доминировать в организме. Когда  и они удовлетворяются, новые,  еще более высокие потребности  выходят на сцену и так далее.

 

 Во второй половине 20 века теории потребностей человека  были дополнены рядом специальных  мотивационных концепций, представленных  в трудах Д.Макклелланда, Д.Аткинсона,  Г.Хекхаузена, Г.Келли, Ю.Роттера  и др. ( См. о чём стр. 402 )

 В отечественной психологии  можно выделить теорию деятельности  происхождения мотивационной сферы  человека, созданную А.Н.Леонтьевым  и продолженную в работах его  учеников и последователей.

 Согласно концепции  А.Н.Леонтьева, мотивационная сфера  человека, как и другие его  психологические особенности, имеет  свои источники в практической  деятельности. В самой деятельности  можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам  мотивационной сферы, функционально  и генетически связаны с ними. Поведению в целом, например, соответствует  потребности человека; в системе  деятельности, из которых оно  складывается, - разнообразие мотивов;  множество действий, формирующихся  деятельность, - упорядоченный набор  целей. Таким образом, между  структурой деятельности и строением  мотивационной сферы человека  существует отношение изоморфизма,  т.е. взаимного соответствия.

 В основе динамических  изменений, которые происходят  с мотивационной сферой человека, лежит развитие системы деятельности, которое, в свою очередь, подчиняется  объективным социальным законам.

 Таким образом, данная  концепция представляет собой  объяснение происхождения и динамики  мотивационной сферы человека. Она  показывает, как может измениться  система деятельности, как преобразуется  её иеррархизированность, каким  образом возникают и исчезают  отдельные виды деятельности  и операции, какие модификации  происходят с действиями. Из этой  картины развития деятельностей  далее выводятся законы, согласно  которым происходят изменения  и в мотивационной сфере человека, преобретение им новых потребностей  мотивов и целей.

 

 В новейших психологических  концепциях мотивации, претендующих  на объяснение поведения человека, преобладающим в настоящее время  является когнитивный подход  к мотивации, в русле которого  особое значение придаётся феноменам,  связанным с сознанием и знаниями  человека. Наиболее часто употребляемыми  в соответствующих теориях являются  понятия когнитивного диссонанса, ожидания успеха, ценности (привлекательности)  успеха, боязни возможной неудачи,  уровня притязаний.

 Чаще всего эти когнитивные  переменные используются не в  отдельности, а комплексно. Между  ними устанавливаются определенные  взаимосвязи, зависимости, выражаемые  при помощи разнообразных символических  записей с использованием элементарных  арифметических операций. Нередко  подобная символика и форма  записей употребляется в теориях  мотивации, где центральным психическим  процессом, объясняющим поведение,  является принятие решения.

 Побуждение к действию  может возникать у человека  не только под влиянием эмоций, но также под воздействием  знаний (когниций), в частности, согласованности  или противоречивости. Одним из  первых обратил свое внимание  на данный фактор и исследовал  его, разработав соответствующую  теорию, Л.Фестингер. Основным постулатом  его теории когнитивного диссонанса  является утверждение о том,  что система знаний человека  о мире и о себе стремится  к согласованию. При возникновении  рассогласованности, или дисбаланса, индивид стремится снять или  уменьшить его, и такое стремление  само по себе может стать  сильным мотивом его поведения.  Вместе с попытками редуцировать  уже возникший дисбаланс субъект  активно избегает ситуаций, способных  его породить.

 Уменьшить возникший  диссонанс можно одним из трех  способов:

1. изменить один из  элементов системы знаний таким  образом, чтобы он не противоречил  другому;

2. добавить новые элементы  в противоречивую структуру знаний, сделав ее менее противоречивой  и более согласованной;

3. уменьшить значимость  для человека не согласующихся  между 

 собой знаний.

 Наиболее выраженное  мотивационное влияние на человека  когнитивный диссонанс оказывает  в следующих жизненных ситуациях:  при принятии жизненно важных  решений, преодоление сопровождающих  их конфликтов; при вынужденном  совершении неприятных, нравственно  неприемлемых поступков; при отборе  информации; при согласовании мнения  индивида с мнением членов  значимой для него социальной  группы; при получении неожиданных  результатов, противоречивости их  последствий.

 Было установлено, что  после принятия решения диссонанс,  сопровождающий процесс его принятия, обычно редуцируется. Это происходит  за счет придания большой ценности  тому решению, которое принято,  а не тому, которое отвергнуто. В этом просматривается действие  своеобразного психологического  механизма оправдания человеком  сделанного им выбора уже после  того, как он совершен. Установлено  также, что после принятия решения  человек невольно начинает искать  дополнительное, его оправдывающие  аргументы и тем самым искусственно  повышает для самого себя ценность  избранной альтернативы. Одновременно  с этим он обнаруживает склонность  игнорировать неприятную для  него информацию, говорящую о  том, что он принял не самое  лучшее из решений.

 Иногда происходит  и обратное: уже после осуществления  выбора и принятия решения  повышается ценность не той  альтернативы, которая избрана, а  той, которая оказалась отвергнутой.  В результате диссонанс не  уменьшается, а еще больше увеличивается.

 Оказалось, что в  тех случаях, когда силой обстоятельств  человек бывает вынужден совершить  действие, повлекшее за собой  нежелательный результат, он стремиться  задним числом повысить ценность  данного результата для того, чтобы уменьшить возникший в  результате диссонанс.

 Во всех описанных  случаях в действие вступают  психологические защитные механизмы,  которые были описаны З.Фрейдом. 

 Замечено, что состояние  когнитивного диссонанса при  наличии несогласованности в  знаниях возникает не всегда, а лишь тогда, когда субъект  воспринимает себя самого в  качестве наиболее вероятной  причины несогласованности, т.е.  переживает действия, приведшие  к ней, как свои собственные,  за которые он несет персональную  ответственность.

 Таковы основные положения  теории когнитивного диссонанса  Л.Фестингера.

 

 Американский ученный  Д.Аткинсон одним из первых  предложил общую теорию мотивации,  объясняющую поведение человека, направленное на достижение определенной  цели. В его теории нашли отражение  моменты инициации, ориентации  и поддержки поведенческой активности  человека на определенном уровне. Эта же теория явила собой  один из первых примеров символического  представления мотивации. Сила  стремления человека к достижению  поставленной цели (М) по Аткинсону,  может быть установлена при  помощи следующей формулы:

Информация о работе Проблемы мотивации в современной психологии