Проблемы мотивации в современной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:35, реферат

Описание работы

Мотивация – это сложный психологический феномен, вызывающий множество споров в среде психологов, придерживающихся различных психологических концепций. Поэтому целью нашей работы явилось рассмотрение различных психологических теорий мотивации, существующих в настоящее время, отражение различных подходов к самому изучению мотивов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I.Изучение мотивации человека, понятие мотивации, её механизм и структура в психике человека.
1.1 Психологические теории мотивации. Различные подходы и методы изучения.
1.2 Понятие и сущность мотивации. Механизмы формирования в психике человека.
ГЛАВА II. Формирование мотивационной сферы человека.
2.1 Онтогинез становления мотивации человека.
2.2 Формирование познавательной мотивации у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
2.3 Различия в поведении индивидов, мотивированных на достижение успеха и избегание неудач.
ГЛАВА III. Мотивация деятельности в теории и практике.
3.1 Роль мотивации в эффективном управлении персоналом.
3.2 Анализ мотивации работников структурного подразделения крупной организации на основе теста «Удовлетворенность работой»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Проблемы мотивации в современной психологии.docx

— 161.55 Кб (Скачать)

 М = Пду * Вдц * Здц,

 Где М – сила мотивации  (стремление); Пду – сила мотива  достижения успехов как личностной  диспозиции; Вдц – субъективно  оцениваемая вероятность достижения  поставленной цели; Здц – личностное  значение достижения данной цели  для человека.

 Если каким-то способом  измерить перечисленные переменные  и подставить их значения в  правую часть формулы, то можно  вычислить силу внутреннего стремления  человека к достижению соответствующей  цели.

 Большую роль в современных  теориях мотивации играет понятие  инструментального действия. Чем  больше некоторое действие служит  средством для достижения поставленной  цели, тем выше его инструментальность  для данной цели. С учетом этого  понятия было предложено определять  стремление человека к успеху  в том или ином виде деятельности. Это стремление зависит от  сочетания вероятности достижения  привлекательных целей в заданной  ситуации и ожидания того, что  предпринятое действие на самом  деле приведет к достижению  поставленной цели.

 Поскольку в каждой  ситуации для человека существует  несколько привлекательных целей,  к достижению которых с разной  степенью вероятности могут привести  различные действия, то общий  итог будет выглядеть как сумма  произведений привлекательности  целей на инструментальность  ведущих к ним действий. Чем  выше этот итог или результат,  тем сильнее мотивация, направленная  на достижение цели. Нам дополнительно  понадобится ввести понятие валентности  действия. С помощью данного понятия  мы будем обозначать тот факт, что одно действие может выполнять  инструментальную роль по отношению  к цели другого действия, т.  е. служить средством для ее  достижения. В отличие от этого  под валентностью результата  действия будем понимать его  привлекательность как возможного  средства для достижения других  целей. Человек обычно предпочитает  выполнять такие действия, валентность  результата которых в указанном  смысле слова является наивысшей. 

/ К примеру, ученик  желает поступить в престижный  вуз и стать хорошим специалистом. У него впереди еще два года  до окончания школы, и он  решает, как их наилучшим образом  использовать: потратить ли эти  годы на углубленное изучение  профилирующих предметов, знание  которых в дальнейшем может  ему понадобиться для того, чтобы  стать хорошим специалистом по избранной профессии, или направить все усилия на подготовку к вступительным экзаменам в вуз. /

 Первая система действий, если он действительно решил  стать хорошим специалистом, выступит  для него как обладающая большей  валентностью, чем вторая, так как  она в гораздо большей степени  приближает его к намеченной  цели.

 В соответствии с  рассмотренной моделью мотивации,  для того чтобы предсказать,  как поведет себя человек в  той или иной ситуации, важно  знать:

 — какое значение  лично для него имеет достижение  поставленной цели 

 — как он оценивает  свои шансы на успех с точки  зрения:

(а) инструментальности  тех или иных, возможных для  него в данной ситуации действий;

(б) своих способностей, связанных с выполнением данных  действий.

 Максимальной сила  мотивации будет в том случае, если положительными и высокими  окажутся все перечисленные переменные.

 

 Итак, к середине текущего  столетия в психологии мотивации  выделились и до сих пор  продолжают разрабатываться, как  относительно самостоятельные, по  меньшей мере 10 теорий. Только интеграция  всех теорий с глубоким анализом  и вычленением всего того положительного, что в них содержится, способно  дать нам более или менее  полную картину детерминации  человеческого поведения. Однако  такое сближение серьезно затрудняется  из-за несогласованности исходных  позиций, различай в методах  исследований, терминологии и из-за  недостатка твердо установленных  фактов о мотивации человека.

 Авторы данной работы  ориентировались на различные  теоретические течения, сообразуясь  с актуальными задачами, поставленными  при изучении той или иной  проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие и сущность  мотивации.

 Механизмы формирования  мотивации в психике человека.

 

 Термин «мотив» –  русифицированное французское слово  «motif», в 

 буквальном смысле  слова обозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo»  – двигаю.

 Большая Советская  Энциклопедия приводит следующее  определение данному понятию:  «Мотив в психологии – побудительная  причина действий и поступков  человека. Исходным побуждением  человека к деятельности являются  его стремления удовлетворить  свои материальные и духовные  потребности».

 Мы видим, насколько  различными могут быть подходы  к изучению данного феномена  человеческой психики, и на  сколько сложной является мотивационная  сфера человека, объединенная таким  простым, на первый взгляд понятием. Какова же природа механизма  мотивации в психике человека? Попытаемся на доступном уровне, не вдаваясь в глубины нейрофизиологии,  проследить основу данного механизма.  В лабораторных условиях проводились  опыты над животными, в которых  пытались выявить, при помощи  раздражения электрическим током  отдельных участков коры головного  мозга, те участки мозга, воздействие  на которые, приводило бы к  активизации поведения животного  на удовлетворение своих биологических  потребностей.

 С помощью прямого  раздражения мозга электрическим  током, через заранее вживленные  электроды, были найдены структуры,  ответственные за эмоции, потребности  и действия. В результате подобного  рода исследований было обнаружено, что потребности (жажда, голод  и т.п.), эмоции (ярость, страх и  т.д.) и действие, как сложно организованные  целенаправленные двигательные  акты, репрезентированы в Головном  мозгу тесно связанными между  собой, но самостоятельными нервными  образованиями. Мотивационные и  подкрепляющие (эмоционально положительные) системы разделены в мозге, хотя при самостимуляции наблюдается их одновременное возбуждение. Таким образом, существует различие механизмов потребностей и эмоций (о чем так же свидетельствует и фармологический анализ), хотя полный комплекс морфофизиологической организации поведения включает в себя помимо потребности и мотивации также и эмоции.

 Слабое раздражение  током приводит к поисковому  беспокойству. Происходит актуализация  потребности. Система структур, необходимых  и достаточных для актуализации  потребности более проста, содержит  в себе меньшее число компонентов.  Усиление интенсивности тока  ведет к началу действия у  мотивированного животного. Это  происходит воздействие на систему,  обеспечивающую целенаправленное  мотивирование животного. Дальнейшее  усиление тока ведет к активизации  структур эмоционально положительного  подкрепления и животное переходит  к самораздражению, то есть  произошло подключение и нервного  аппарата эмоций.

 Этот опыт показывает  не только тесную взаимосвязь  между структурами, отвечающими  за активизацию потребности и  эмоционального фона удовлетворения  этой потребности, но и то, а  это наиболее важно для нас  в данной работе, что мотивация,  как сложная структура, представлена  в коре головного мозга самостоятельным  нервным образованием.

 Рассмотрим теперь  структуру возникновения потребности  и её актуализацию через действие, ведущее к её удовлетворению, то есть как происходит мотивация  человека посредством следующей  схемы: нужда – потребность  – действие.

 Нужда, как свойство  жизни, является не усматриваемым,  а реальным онтологическим состоянием  организма, выражающим необходимость  определенных изменений для своего  носителя, а не для наблюдателя,  то есть она всегда «нужда»  для себя, а не только «нужда»  для другого.

 Компонент нужды –  благо – это то, в чем организм  нуждается, и что способно эту  нужду устранить.

 Но не все нужды  живого организма способны привести  его в состояние активности, направленной  на их устранение. Для того, чтобы  нужда была способной вызвать  какие бы то ни было активные  процессы, должны существовать специальные  механизмы, способные эту нужду  обнаружить до того, как наступают  необратимые разрушительные ее  последствия, то есть организм  должен быть оснащен средствами  выявления нужды. Также организм  должен быть оснащен еще и  механизмами, способными обеспечивать  его необходимыми благами.

 Потребность – представляет  собой такую нужду живого организма,  в отношении которой он вооружен  специальными механизмами ее  обнаружения и устранения. То  есть потребность – это не  только нужда, но и определенный  закрепившийся (в фило-, и онтогинезе) способ ее удовлетворения.

 Собственно потребность  – это всегда потребность в  чем-то, что на психологическом  уровне потребности опосредованы  психическим отражением, и при  том двояко. С одной стороны  предметы, отвечающие потребностям  субъекта, выступают перед ним  своими объективными сигнальными  признаками. С другой стороны  – сигнализируются, чувственно  отражаются субъектом и сами  потребностные состояния, в простейших  случаях – в результате действия  интероцептивных раздражителей.  При этом важнейшее изменение,  характеризующее переход на психологический  уровень, состоит в возникновении  подвижных связей потребностей  с отвечающими им предметами. Дело в том, что в самом  потребностном состоянии субъекта  предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко «не записан». До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый предмет – свою побудительную и направляющую деятельность функции, то есть становится мотивом.

 Животные любого уровня  развития – от простейших до  человека, любого образа жизни  в принципе одинаково успешно  удовлетворяют свои биологические  потребности, специфическими для  каждого из них средствами. Скажем, образ жизни пчелы не требует  повышения ее психических возможностей. Более того, это повышение было  бы несовместимо с ее образом  жизни и неминуемо привело  бы ее к гибели. Необходимо  было бы принципиально перестроить  образ жизни, поведение, питание  и т.д., причем, в процессе этой  перестройки биологические потребности,  как правило, страдают, а сам  вид животного либо не выдерживает  перестройки и вымирает, либо  превращается в совершенно новый  вид.

 Принципиально новые  мыслительные функциональные возможности,  которые возникают со становлением  человека, обслуживают те потребности,  которые оказываются в данный  момент его жизни наиболее  актуальными. В условиях первобытнообщинного  строя эти способности нередко  направлялись в основном на  удовлетворение жизненно важных  потребностей, прежде всего потребности  в пище. В этом случае удовлетворение  элементов высших потребностей  было как бы вплетено в единую  деятельность; эти потребности еще  не выступали как относительно  самостоятельные. Но даже в  тот период улучшение условий  жизнедеятельности, связанное с  высвобождением функциональных  возможностей и времени, превращало  высшие потребности из потенциальных,  скрытых в актуальные, имеющие  собственное проявление в деятельности.

 Как это ни парадоксально  звучит, на первый взгляд, но новые  психические возможности никогда  не возникают ради более высокого  удовлетворения прежних потребностей  животного — они всегда возникали,  как средство удовлетворения  существенно иных, более тонких, более богатых потребностей. Это  касается и человека, у которого  смысл жизни и потребности  далеко не сводятся к чисто  биологическим потребностям и  даже эти последние имеют и  социальную и эстетическую функции,  т. е. не являются только  и чисто биологическими.

 Таким образом, высшие  потребности и соответствующие  функциональные возможности возникли  не как средство более совершенного  удовлетворения тех же биологических  потребностей; скорее наоборот, новые  функциональные возможности обусловили  постепенное становление, как  новых потребностей высшего порядка,  так и новых уже человеческих  биологических потребностей.

 Следует различать  два аспекта вопроса о «первичности»  и «вторичности» биологических  и духовных потребностей: аспект  временной последовательности их  оформления как относительно  самостоятельных в филогенезе  и онтогенезе и аспект их  структурно-функционального взаимоотношения.  В первом аспекте биологические  потребности действительно первичны: духовные окончательно оформляются  несколько позже. Но зато во  втором, наоборот, духовные потребности  являются первичными, поскольку  выполняют важнейшую смыслообразующую  функцию человеческого сознания  в регулировании поведения, в  управлении потребностями (в том  числе и биологическими), создавая  при определенных условиях принципиальную  возможность пр0едпочесть духовные  высшие потребности биологическим,  пожертвовать последними и даже  жизнью ради той из высших  потребностей, которую человек считает  смыслом своей жизни.

Информация о работе Проблемы мотивации в современной психологии