Проблемы межличностных отношений в трудовом коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является - раскрыть особенности взаимодействия людей в группах, отразить факторы, влияющие на межличностные отношения, дать понятие морально-психологическому климату, и конечно, описать методы оценки межличностных отношений и морально-психологического климата в группах.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1 рассмотреть теоретические основы проблемы изучения межличностных отношений;
2 организовать эмпирическое исследование межличностных отношений в трудовом коллективе;
3 выявить связь между социометрическим статусом испытуемых, психологической атмосферой в коллективе и преобладающим типом межличностных отношений.

Работа содержит 1 файл

курсовая в процессе психология.docx

— 98.43 Кб (Скачать)

- категория D – обучение вождению на автобусе;

- категория E – обучение вождению транспортных средств с прицепом.

Обучение ЧОУ ДО «Шелл» производит как на российских автомобилях, таких как ЗИЛ-130, так и на иномарках: Honda Civic Ferio, Nissan Bluebird, MMC Lancer (Lancer Cedia), Toyota Probox.

Данное учреждениеО пользуется спросом населения всего Артемовского городского округа.

Стоимость теоретического обучения в ЧОУ ДО «Шелл» составляет по категориям:

- «А» - 8 000 рублей;

- «B» - 12 000 рублей,

- «C» - 12000 рублей,

- «D» - 12 000 рублей

- на две и более категории  15 000 рублей.

 

2.2 Изучение и специфика межличностных отношений в коллективе.

На основе этого сформулирована следующая гипотеза: психологическая  атмосфера в коллективе связана  с преобладающим типом межличностных  отношений.

Для достижения цели нашего экспериментального исследования мы определили следующие задачи:

1 обосновать базу исследования и методический инструментарий;

2 определить социометрический статус испытуемых;

3 изучить психологическую атмосферу в коллективе;

4 определить преобладающий тип межличностных отношений;

5 выявить связь между социометрическим статусом, оценкой психологической атмосферы и преобладающим типом межличностных отношений.

Эмпирическое исследование проводилось в Автошколе «Шелл» с февраля по Апрель 2012 года. Выборка составила 35 человек. Из них: 30 мужчин, в возрасте от 20 до 57 лет, и 5 женщин, в возрасте от 38 до 46 лет. Выбранный коллектив «относительно» молодой по существованию, т.к. в данной организации постоянно сменяются кадры, и должности механиков и инструкторов часто вакантны.

Теперь следует перейти  к обоснованию методического  инструментария и более подробно остановиться на описании методик, используемых в исследовании для изучения межличностных  отношений:

1) Методика социометрического  измерения – основоположник социометрии  известный американский психиатр  и социальный психолог Дж. Морено. Внедрение этого метода в исследовании психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др.

Социометрическая техника  применяется для диагностики  межличностных отношений в целях  их изменения, улучшения и совершенствования, а также позволяет изучить  структурный аспект коллектива. Например, структуры лидерства, популярности, отверженности. Социометрический метод  позволяет выразить отношения в  коллективе в виде числовых величин  и графиков и таким образом  получить ценную информацию о состоянии  коллектива. Поэтому этот метод нашел  применение в данном исследовании.

Методика проводилась  следующим образом. Участникам эксперимента для начала было предложено в правом верхнем углу социометрической карточки написать код, то есть фамилию, имя, отчество (инициалы). Мы сразу сделали акцент на том, что это необходимо для  того, чтобы можно было обработать полученные данные. Социометрическая процедура проводилась в параметрической форме. Это значит что испытуемым предложили выбрать строго фиксированное число из всех членов группы. В настоящее время принято считать, что для групп в 32-36 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 6-7 выборов. Критерием Для этого было необходимо ответить на поставленный вопрос: «С кем из своих коллег вы хотели бы встретить Новый год?» Когда социометрические карточки заполнены и собраны, мы приступили к их первичной обработке. С помощью исходного массива данных нами была построена социоматриц.

В результате социометрического  измерения были выявлены следующие  особенности. Из сделанных 204 выборов  – 66 взаимовыборов.

Таким образом, 32,3% респондентов хотели бы проводить свободное время (а тем более праздное время) со своими коллегами. Учитывая, что это  треть от общего числа выборов, то можно сказать, что межличностные  отношения в коллективе хорошие, Графически это соотношение можно  представить следующим образом.

Рисунок Процентное выражение по взаимовыборам

 

 

На основе суммирования числа  полученных выборов и взаимовыборов мы определили социометрический статус членов коллектива (лидеры, популярные, менее популярные, отвергаемые). Каждому социометрическому статусу соответствует определённое количество баллов (число выборов):

 

 

0-4 балла – отвергаемые;

5-10 баллов – менее популярные;

11-16 баллов – популярные;

17-21 баллов – лидеры.

В соответствии с количеством  полученных баллов каждому испытуемому  был присвоен определённый социометрический статус. Суммарные результаты отражены в следующей таблице.

Таблица 1 Социометрический статус коллектива

Социометрический статус

кол-во испытуемых

% доля

Лидеры

2

5,9%

Популярные

2

5,9%

Менее популярные

13

39,4%

Отвергаемые

18

48,8%

Всего

35

100%


 

Более удобно наблюдать получившееся соотношение на диаграмме, которая представлена на рисунке.

 

Рисунок Соотношение социометрических статусов членов коллектива

 

2) Методика «Оценки психологической  атмосферы в коллективе», автором  которой является Ф. Фидлер, интересна тем, что допускает анонимное обследование, так как в целях данного исследования это может быть необходимым, потому что не все участники эксперимента могут искренне отвечать на поставленные вопросы, то есть боятся осложнений в коллективе. Все это повышает надежность данной методики. Надежность увеличивается и в сочетании с другими методиками (например, социометрией).

Процедура проведения методики такова: испытуемым предоставляется  опросный бланк и даётся следующая инструкция: «Ниже приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в любой группе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поместите знак "X", тем более выражен этот признак в Вашем коллективе».

Обработка полученных результатов  производилась по следующему алгоритму: сначала мы определили, как оценивает  психологическую атмосферу в  своем коллективе каждый участник эксперимента, то есть индивидуально оценка эта производилась при сравнении результатов испытуемых с ключом, по которому испытуемые, набравшие:

  • от 10 до 35 баллов - оценивают психологическую атмосферу в коллективе как благоприятную, т.е. в коллективе царит добродушная обстановка, организованность, сотрудничество, взаимопомощь и благоприятный эмоциональный настрой сотрудников по отношению друг к другу.
  • от 36 до 80 баллов – оценивают психологическую атмосферу в коллективе как неблагоприятную. Такой коллектив разлажен, в нем трудно работать, преобладают конфликты, недовольство коллег.

3) Методика диагностики  межличностных отношений – создана  Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 году. Выбор данной методики связан с тем, что, используя ее в эксперименте, можно выявить преобладающие типы отношений к людям и увидеть как они меняются в коллективе в процессе взаимодействия сотрудников друг с другом.

Для представления основных социальных ориентаций Т.Лири разработал условную схему в виде круга, разделённого на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование – подчинение, дружелюбие – враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным соотношениям. Сумма баллов каждой ориентации переводиться в индекс, где доминирует вертикальная и горизонтальная оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа. Максимальная оценка уровня – 16 баллов.

0-4 – низкая

5-8 –адаптивное поведение.  Умеренная

9-12- экстремальная. До  высокого

13-16- патология поведения.  Высокая.

Типы отношения к окружающим:

1 Авторитарный: диктаторский, властный, деспотичный, всех настраивает и поучает, энергичный, требует к себе уважения, уверенный в себе, но не обязательно лидер, упорный, настойчивый.

2 Эгоистичный: стремиться быть над всеми, самовлюблённый, расчетливый, независимый, себялюбивый, трудности перекладывает на окружающих; склонность к соперничеству, уверенность в себе, эгоистические черты.

3 Агрессивный: жесткий и враждебный по отношению к окружающим, прямолинейный, раздражительный, упрямый, упорный, насмешливый, ироничный, настойчивый.

  1. Подозрительный: подозрительный, обидчивый, злопамятный, критичный, разочарованный в людях, скрытный, критичный по отношению ко всем социальным явлениям и к окружающим людям.
  2. Подчиняемый: покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать, застенчивый, робкий, не имеет собственного мнения, послушный и честный.
  3. Зависимый: очень неуверенный в себе, тревожный, послушный, боязливый, мягкий, доверчивый.
  4. Дружелюбный: дружелюбный и любезный со всеми, стремиться «быть хорошим» для всех без учета ситуации, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, общительный, эмоционально лабильный.
  5. Альтруистический: гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, навязчивый в своей помощи, деликатный, мягкий, добрый.

В результате производиться  подсчет баллов по каждой октанте  с помощью специального «ключа»  к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16) Концы октанты соединяются, образую личностный профиль.

В нашем исследовании нас  интересует преобладающий тип отношения  к людям, а именно один из восьми.

2.3 Описание результатов исследования

Психологическая атмосфера  в коллективе оценивалась нами с  помощью шкалы-опросника, предложенной Ф.Фидлером.

Для начала мы определили, как  оценивает психологическую атмосферу  в своем коллективе каждый участник эксперимента, то есть индивидуально.

Далее, все испытуемые были отнесены к двум уровням оценки социально-психологического климата. Испытуемые «первого уровня»  оценили психологический климат в коллективе как благоприятный (итоговый показатель находится в  диапазоне от 10 до 35 баллов). Таких  испытуемых в коллективе 22 человека (63 %). Другие, отнесенные ко второму  уровню, - как неблагоприятный (итоговый показатель в диапазоне от 36 до 80 баллов). Таких – 13 человек (37%).

Получившееся процентное сочетание хорошо видно на рисунке.

 

Рисунок Оценка психологической атмосферы в коллективе.

межличностные отношения психологический социометрический

Затем для полной характеристики психологической атмосферы на основании  индивидуальных профилей создали средний  профиль. Достаточно наглядно это можно  представить в виде рисунка.

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

1 Дружелюбие

   

         

Враждебность

2 Согласие

               

Несогласие

2 Удовлетворенность

               

Неудовлетворенность

4 Продуктивность

               

Непродуктивность

5 Теплота

               

Холодность

6 Сотрудничество

               

Несогласованность

7 Взаимоподдержка

               

Недоброжелательность

8 Увлеченность

               

Равнодушие

9 Занимательность

               

Скука

10 Успешность

               

Безуспешность


 

Рисунок 2.  Средний семантический  профиль оценки психологической  атмосферы в коллективе

При исследовании межличностных  отношений в коллективе, нам необходимо было выявить преобладающий тип отношений к людям. Этот результат был получен с помощью методики Т. Лири.

Информация о работе Проблемы межличностных отношений в трудовом коллективе