Проблемы межличностных отношений в трудовом коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является - раскрыть особенности взаимодействия людей в группах, отразить факторы, влияющие на межличностные отношения, дать понятие морально-психологическому климату, и конечно, описать методы оценки межличностных отношений и морально-психологического климата в группах.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1 рассмотреть теоретические основы проблемы изучения межличностных отношений;
2 организовать эмпирическое исследование межличностных отношений в трудовом коллективе;
3 выявить связь между социометрическим статусом испытуемых, психологической атмосферой в коллективе и преобладающим типом межличностных отношений.

Работа содержит 1 файл

курсовая в процессе психология.docx

— 98.43 Кб (Скачать)

И наконец, третий уровень взаимодействия людей — это убеждение: аргументированное, сознательное, словесное доказательство своих идей, мнений, поступков. Убеждение лишь тогда действенно, когда опирается не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты заражения, внушения и подражания. И те руководители, которые умело, пользуются при общении с людьми всем набором психологических механизмов, добиваются большего успеха в своей деятельности.

Межличностные отношения  в группе очень важны для взаимодействия руководителя и подчиненных, а также  членов группы одного статуса. Они включают в себя как восприятие, так и  понимание людьми друг друга. Понимание  может быть разной глубины проникновения  в сущность личности, индивидуальности другого. Нижнему, поверхностному уровню понимания свойственно восприятие лишь внешнего «рисунка» поступка человека без проникновения в мотивы и  цели, в личностные особенности, оценка в черно-белых тонах: хорошо или  плохо. На втором уровне, средней глубины, анализируются отдельные качества человека: ум, черты характера, темперамент, оценка идет большей частью по интеллектуальным особенностям (умный или глупый); по характеру (жесткий или мягкий, вспыльчивый или уравновешенный). Самый высокий, третий уровень глубокого  понимания человека включает выявление  системы ведущих целей и мотивы поведения, выделение связей между  отдельными поступками и личностью  в целом, умение проникнуть в скрытые  резервы и способности человека, способность прогнозировать поведение  человека на основе понимания его  индивидуальности.

На основе общения формируется  отношение группы к каждому ее члену, т. е. каждый человек получает свой социометрический статус. Социометрия  — это измерение отношений  внутри группы по социальным критериям: с кем бы я хотел проводить  время, у кого бы спросить совета, кто  мне нравится или не нравится и  т. д. Предложен этот метод, американским психологом Джекобом Морено. Социометрический статус имеет определенные градации — от положительного через нулевой к отрицательному.

Положение человека в коллективе определяется не только индивидуальными  особенностями характера, личности самого человека, но и особенностями  коллектива. В малосплоченном коллективе статус личности зависит во многом от уровня ее общительности. В сплоченных коллективах, в которых выполняется сложная совместная деятельность, статус личности в большей мере определяется ее деловыми и моральными качествами, чем общительностью. Чем бы ни определялся статус человека в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание.

Руководитель должен знать  структуру межличностных отношений, чтобы уметь найти индивидуальный подход к каждому члену коллектива. Организуя любой вид деятельности, полезно иметь в виду те реальные группировки, которые сложились в группе.

Социальная психология рассматривает  коллектив как особое качество группы, связанное с общей деятельностью. Это особое качество представляет собой  продукт развития групп, существующих внутри определенной системы социальной деятельности. С этой точки зрения не каждая группа может быть рассмотрена  как коллектив, а лишь такая, которая сформировала определенные психологические характеристики, возникающие как результат развития ее основной деятельности и представляющие особое значение для ее членов.

Можно выделить основные характеристики, которые указываются различными авторами как обязательные признаки коллектива. Прежде всего, коллектив — это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели (в этом смысле коллективом не может быть хотя и сплоченная, но антисоциальная группа, например, группа преступников).

Во-вторых, это добровольный характер объединения, причем под «добровольностью»  здесь понимается не стихийность  образования коллектива, а такая  характеристика группы, когда она  не просто «задана» внешними обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее  входящих, системой активно построенных  ими отношений, на базе общей деятельности. Существенным признаком коллектива является его целостность. Это выражается в том, что коллектив выступает  как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства  и управления. Наконец, коллектив  представляет собой особую форму  взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.

В настоящее время существует несколько «моделей» развития коллектива, каждая из которых фиксирует особые стадии в этом движении.

В любом коллективе существует так называемая «шкала престижа», где  работники занимают место в соответствии с признанием коллег. Это место  далеко не всегда совпадает с формальным положением человека в официальной  «табели о рангах». Часто бывает так, что наиболее высоким авторитетом  в коллективе пользуется человек, формально  не занимающий никаких ответственных  должностей. Такой человек становится неформальным лидером данного коллектива

Силу всякого коллектива составляет его сплоченность. Формально  или неформально сложившийся  коллектив может быть весьма различным с точки зрения сплоченности его членов. Последняя может быть очень высокой, когда люди тесно связаны друг с другом и совместно отвечают за достижение целей, стоящих не только непосредственно перед ними, но и перед организацией в целом, а поэтому делают все для их успешного достижения. Она может быть и очень низкой, когда коллектив не получает даже четкого организационного оформления, отсутствует общая цель и каждый действует сам по себе, на свой страх и риск, стараясь продемонстрировать индивидуальные результаты даже в ущерб другим.

Во многом сплоченность коллектива зависит от стадии его зрелости. Таких стадий психологи выделяют пять. Первая называется притиркой. На этой стадии люди еще приглядываются друг к другу, решают, по пути ли им с остальными, стараются показать свое «Я». Взаимодействие происходит в привычных формах при отсутствии коллективного творчества. Решающую роль в сплочении группы на этой стадии играет руководитель.

Вторая стадия развития коллектива — «конфликтная» — характеризуется  тем, что в его рамках открыто, образуются кланы и группировки, открыто выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны отдельных людей, приобретают значение личные взаимоотношения, начинается силовая борьба за лидерство и поиски компромиссов между враждующими сторонами. На этой стадии возможно возникновение противодействия между руководителем и отдельными подчиненными.

На третьей стадии —  стадии экспериментирования — потенциал  коллектива возрастает, но он часто  работает рывками. Поэтому возникает  желание и интерес работать лучше, другими методами и средствами.

На четвертой стадии в  коллективе появляется опыт успешного  решения проблем, к которым подходят, с одной стороны, реалистически, а с другой — творчески. В зависимости  от ситуации функции лидера в таком  коллективе переходят от одного его  члена к другому, каждый из которых гордится своей принадлежностью к нему.

На последней — пятой  стадии — внутри коллектива формируются  прочные связи. Людей принимают  и оценивают по достоинству, а  личные разногласия между ними быстро устраняются. Отношения складываются в основном неформально, что позволяет  демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения. Далеко не все коллективы выходят на высшие (4, 5) уровни.

Опора на коллектив позволяет  в большинстве случаев отказаться от тотального контроля и развивать  более эффективный самоконтроль, расширять границы полномочий в  процессе выполнения людьми своих обязанностей, отказаться от силового решения вопросов сверху, когда в этом нет большой  нужды. Коллектив — главная опора  для менеджера в его работе. Ведь коллектив потенциально может  добиться большего, чем каждый из его  членов в сумме. Кроме того, в коллективе люди, как правило, меньше подвержены стрессам, зато вырабатывают больше идей и лучше решают крупные междисциплинарные  проблемы. В коллективе всегда возникает  особый дух соревнования, подтягивающий  отстающих и существенно повышающий общую эффективность работы. Несмотря на это, коллективам часто не удается задействовать даже малую часть своего потенциала. Обычно приходится наблюдать, что взаимодействие в коллективе безжизненно, направлено на защиту, не приносит удовлетворения, запутано и неэффективно. Вместе с тем коллективная работа может открыть огромные новые возможности. Коллектив однажды назвали «самым мощным орудием, известным человеку». Он потенциально является невероятным стимулом, фактором поддержки и воодушевления. Люди могут получать удовольствие от членства в коллективе, посвящать себя ему, ставить высокие цели, создавать стимулирующую и творческую среду. Умение добиться полного раскрытия творческого потенциала коллектива свидетельствует о высоких организационных способностях руководителя.

Принято считать, что самая  оптимальная по численности группа должна насчитывать 7±2 (т. е. 5, 7, 9 человек). Известно также, что группа хорошо функционирует, когда в ней нечетное количество людей, так как в четной по количеству могут образоваться две враждующие половины. Коллектив лучше функционирует, если его члены отличаются друг от друга по возрасту и полу.

С другой стороны, некоторые  психологи, практикующие в области  менеджмента, утверждают, что наиболее эффективно действуют группы, в которых  работают 12 человек. Дело в том, что  группы большой численности плохо  управляются, а коллективы из 7-8 человек  наиболее конфликтны, так как обычно распадаются на две враждующие неформальные подгруппы; при большем же количестве людей конфликты, как правило, сглаживаются.

Конфликтность небольшой  группы (если ее не образуют близкие  по духу люди) не в последнюю очередь  объясняется тем, что в любом  трудовом коллективе существуют 8 социальных ролей, и если сотрудников недостаточно, то кому-то приходится играть не только за себя, но и за «того парня», что  и создает конфликтную ситуацию.

На основании вышеизложенного  материала можно сделать следующие  выводы:

Межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения; система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Психологи выделяют разнообразные формы межличностного взаимодействия, которые характеризуются специфическими позициями.

В межличностных отношениях проявляется ряд феноменов, являющихся следствием процесса групповой интеграции, т.е. процесса нарастания содержательной связности и ориентированности  общности людей.

Человек как личность формируется  в группе, он является непосредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых  отношений.

Одна из разновидностей социальных групп - изучаемая в курсовой работе - малая группа. Это всегда непосредственно контактирующие индивиды, объединенные общими целями и задачами. Отличительной чертой малой группы является относительная простота ее внутреннего строения. В малой группе есть, как правило, авторитетный лидер (если группа неофициальная) или авторитетный руководитель (если группа официальная), вокруг которого объединяются остальные члены группы. Малая группа рассматривается как особого рода психологический феномен, как промежуточное звено в системе «личность – общество».

Коллектив является одним  из видов малой группы. В коллективе собираются люди, каждый из которых  обладает индивидуальностью, имеет  присущий ему темперамент и характер, определенный склад ума и интеллекта, мир своих ценностей и интересов. И вот эти индивидуальности знакомятся друг с другом, вступают в общение, и постепенно в группе складываются межличностные отношения, которые  строятся на восприятии и понимании  людьми друг друга. Вступая в общение, люди оказывают влияние друг на друга, которое имеет глубинные психологические  механизмы. Межличностные отношения  в группе очень важны для взаимодействия руководителя и подчиненных, а также  членов группы одного статуса. Они включают в себя как восприятие, так и  понимание людьми друг друга. Понимание  может быть разной глубины проникновения  в сущность личности, индивидуальности другого. Социальная психология рассматривает  коллектив как особое качество группы, связанное с общей деятельностью. Именно изучение особенностей межличностных  отношений в коллективе является основным критерием для исследований в эмпирической части курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Изучение межличностных отношений в трудовом коллективе Частного   Образовательного Учреждения Дополнительного образования Автошкола «Шелл»

 

2.1 Характеристика предприятия

Автошкола «Шелл» является частным образовательным учреждением  дополнительного образования. Автошкола  «Шелл» находится по адресу:

Автошкола «Шелл» создана 25 мая.2000 года.

Численность рабочих – 35 человек

 Целью является извлечение  максимально возможной прибыли.

Автошкола «Шелл» осуществляет частную  деятельность образовательного учреждения в городе Артёме, осуществляет на основе следующих документов:

  1. свидетельства о регистрации, осуществляющего свою деятельность на территории муниципального образования г. Артем Приморского края;
  2. устава;
  3. лицензии;
  4. заключения Госпожарнадзора.

 Основным видом деятельности  автошколы «Шелл» является обучение  водителей на следующие категории:

- категория А – обучение вождению на мотоцикле;

- категория B – обучение вождению на легковом автомобиле;

- категория C – обучение вождению на грузовом автомобиле с грузоподъемностью более 3,5 тонн;

Информация о работе Проблемы межличностных отношений в трудовом коллективе