Проблемы межличностных отношений в трудовом коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является - раскрыть особенности взаимодействия людей в группах, отразить факторы, влияющие на межличностные отношения, дать понятие морально-психологическому климату, и конечно, описать методы оценки межличностных отношений и морально-психологического климата в группах.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1 рассмотреть теоретические основы проблемы изучения межличностных отношений;
2 организовать эмпирическое исследование межличностных отношений в трудовом коллективе;
3 выявить связь между социометрическим статусом испытуемых, психологической атмосферой в коллективе и преобладающим типом межличностных отношений.

Работа содержит 1 файл

курсовая в процессе психология.docx

— 98.43 Кб (Скачать)

 

 

Цель  курсовой работы является - раскрыть особенности взаимодействия людей в группах, отразить факторы, влияющие на межличностные отношения, дать понятие морально-психологическому климату, и конечно, описать методы оценки межличностных отношений и морально-психологического климата в группах.

На основе этого была сформулирована следующая гипотеза: психологическая  атмосфера в коллективе, а также его структурный аспект, связан с преобладающим типом межличностных отношений.

В соответствии с целью  и гипотезой были поставлены следующие  задачи:

1 рассмотреть теоретические основы проблемы изучения межличностных отношений;

2 организовать эмпирическое исследование межличностных отношений в трудовом коллективе;

3  выявить связь между социометрическим статусом испытуемых, психологической атмосферой в коллективе и преобладающим типом межличностных отношений.

В ходе проведения эмпирического  исследования планируется использовать следующие методы исследования:

1 Теоретический: изучение и анализ научной литературы в сфере социальной и организационной психологии, социологии, психологии менеджмента и управления персоналом по исследуемой проблеме.

2 Эмпирический: социометрия; тестирование.

3 Статистический: количественный и качественный анализ данных эмпирического исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     1. Проблемы межличностных отношений в трудовом коллективе

1.1 Определение и основные  понятия межличностных отношений

 

Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения; система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально – психологического климата в коллективе.

Пожизненная зависимость  людей друг от друга помещает проблему человеческих взаимоотношений в  самую сердцевину существования  человека. Люди имеют сильнейшую потребность  в при соединенности: входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.

Эта потребность, будучи обусловлена  биологически-социальными причинами, способствует выживанию человека:

  • наши предки были связаны круговой порукой, обеспечивавшей групповое выживание (и на охоте, и при возведении жилищ десять рук лучше одной);
  • социальная связанность детей и воспитывающих их взрослых обоюдно повышает их жизнеспособность;
  • найдя родственную душу – человека, который поддерживает и которому можно довериться, люди чувствуют себя счастливыми, защищенными, жизнестойкими;
  • потеряв родственную душу, взрослые чувствуют ревность, одиночество, отчаяние, боль, гнев, замкнутость в себе, обездоленность.

Из всего вышесказанного видно, что человек – в самом  деле, общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с людьми.

Соответственно, можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия:

  • привязанность,
  • дружба,
  • любовь,
  • соревнование,
  • уход,
  • времяпровождение,
  • операция,
  • игра,
  • социальное влияние,
  • подчинение,
  • конфликты,
  • ритуальное взаимодействие и др.

Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями. Например, трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных, семейных функций, умелое и эффективное  осуществление этих обязанностей –  вот те операции, которые заполняют  жизнь. Поскольку человек принимает  установки других людей и позволяет  этой установке других определять, что он совершит в следующий момент, с учетом какой-то общей цели, поскольку  он становится органическим членом своей  группы, общества, принимая мораль этого  общества и становясь значимым его  членом. Устойчивое взаимодействие людей  может быть обусловлено появлением взаимной симпатии – аттракции. Тесные взаимоотношения, обеспечивающие дружескую  поддержку и чувство, связаны  с ощущением счастья. Исследования показали, что тесные положительные  взаимоотношения повышают работоспособность, улучшают здоровье, уменьшают вероятность  возникновения различных заболеваний  и преждевременной смерти.

Если двух и более людей  многое связывает, формируется фактор близости, если их связи улучшаются, они делают друг для друга приятное - формируется симпатия; если они  видят друг в друге достоинства, признают право за собой и другими  быть такими, какие они есть, - формируется  уважение. Такие формы взаимодействия, как дружба и любовь, удовлетворяют  потребность людей в приятии. Дружба и любовь внешне похожи на времяпровождение, однако здесь всегда присутствует четко фиксированный партнер, по отношению к которому испытывается симпатия. Дружба включает фактор симпатии и уважения, любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом.

Социальное влияние имеет  место в том случае, если в результате взаимодействия повторный ответ  человека на некую проблему более  сближается с ответом другого  человека, чем с собственным первоначальным ответом, т.е. поведение одного человека становится подобно поведению других людей.

 

 

1.2 Феномены межличностных  отношений

В межличностных отношениях проявляется ряд феноменов, являющихся следствием процесса групповой интеграции, т.е. процесса нарастания содержательной связности и ориентированности  общности людей. Вот некоторые из них:

Коллективистическое самоопределение. Избирательное отношение индивида к воздействиям конкретной группы, выражающееся в принятии им одних  и отвержении других групповых воздействий  в зависимости от опосредующих факторов – оценок, убеждений, групповых норм и т.д.

Коллективистическая идентификация. Форма отношений, при которой  переживания одного из группы даны другим как мотивы поведения, организующие их совместную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой  цели и на устранение фрустрирующих воздействий.

Конформность. Подверженность групповому давлению и изменение своего поведения под влиянием других лиц, группы. Следует различать внушаемость и конформизм.

Внушаемость – это непроизвольная податливость человека мнению группы (человек и  сам не заметил, как изменились его  взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне).

Конформизм  – это сознательная уступчивость человека мнению большинства группы, для избежание конфликта с ней.

а) внутренняя комфортность – действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, которая оценивается человеком как более обоснованная и объективная, чем собственная;

б) внешняя комфортность – демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно и более жестких санкций со стороны группы.

Нонконформизм. Стремление поступать вопреки позиции господствующего  большинства, любой ценной и во всех случаях утверждать противоположную  точку зрения

Ценностно-ориентационное единство. Степень совпадения позиций и  оценок членов группы по отношению  к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом.

Сплоченность групповая. Степень приверженности к группе ее членов, выражающаяся в эмоциональной  притягательности и взаимопривязанности членов группы, в стремлении их к сохранению группового членства, в единстве ценностей и целей участников группового общения.

Социально-психологический  климат. Относительно устойчивый эмоциональный  настрой, преобладающий в группе, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и  волнения, отношение друг к другу, к работе и окружающим событиям.

1.3 Межличностные отношения  в группах

Человек как «личность формируется в  группе, он является непосредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых  отношений. Значимость группы для личности, прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного  разделения труда». Группа сама выступает  субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю  систему общественных отношений. В  связи с этим группа выступает  как наиболее полное отражение коренных особенностей социального строя, в  рамках которого она образована и  функционирует.

Группа – это ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.).

Люди вступают в группы по ряду причин:

  • группа выступает как средство биологического выживания;
  • как средство социализации и формирования психики человека;
  • как способ выполнения определенной работы, которую невозможно выполнить одному человеку;
  • как средство удовлетворения потребности человека в общении, в ласковом и доброжелательном отношении к себе, в получении социального одобрения, уважения, признания, доверия;
  • как средство ослабления неприятных чувств: страха, тревоги;
  • как средство информационного, материального и прочего обмена.

Группа имеет следующие  психологические характеристики: групповые  интересы, групповые потребности, групповые  мнения, групповые ценности, групповые  нормы, групповые цели.

Группе присущи следующие  общие закономерности:

1) группа неизбежно будет  структурироваться;

2) группа развивается;

3)флуктуация, т.е. изменение  места человека в группе может  происходить неоднократно.

Выделяют несколько разновидностей групп:

1) условные и реальные;

2) постоянные и временные;

3) большие и малые.

Условные группы людей  объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

Реальные группы людей, реально  существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются  тем, что ее члены связаны между  собой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие различаются  по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному  значению. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни  и деятельности.

Большие группы могут быть условными, включая в себя субъектов, которые не имеют прямых и косвенных объективных взаимоотношений друг с другом, могут даже никогда не видеть друг друга, но в связи с тем признаком, на основе которого они были выделены в подобную группу, иметь общие социальные и психологические характеристики (национальные, возрастные, половые и т.д.).

В отличие  от больших групп, «малые группы – это всегда непосредственно контактирующие индивиды, объединенные общими целями и задачами. Отличительной чертой малой группы является относительная простота ее внутреннего строения. Имеется в виду, что в малой группе есть, как правило, авторитетный лидер (если группа неофициальная) или авторитетный руководитель (если группа официальная), вокруг которого объединяются остальные члены группы».

В зависимости  от задач, стоящих перед психологом, малые группы можно делить

  • по степени близости отношений между членами группы на первичные (семья, близкие друзья) и вторичные (учебные, производственные контакты);
  • в зависимости от тех прав, которые предоставляются участникам группой, на паритетные (все члены группы имеют равные права) и непаритетные (существует определенная иерархия прав и обязанностей);
  • в зависимости от ценности группы для индивида на группы членства (где индивид присутствует лишь в силу определенных обстоятельств, хотя и не разделяет существующих в ней установок, отношений и т.д.) и референтные группы (выступающие для индивида как эталон, образец для поведения, самооценки).

Итак, группа представлена как  совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с  другом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей. Группа имеет свою идентичность с точки зрения посторонних.

По характеру и формам организации деятельности выделяют:

- неорганизованные или  случайно организованные группы, которые характеризуются добровольным  временным объединением людей  на основе сходства интересов  или общности пространства;

- ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются  только личностно значимыми целями;

Информация о работе Проблемы межличностных отношений в трудовом коллективе