Проблема посттравматического стрессового расстройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) - психологическое состояние, которое возникает в результате психотравмирующих ситуаций, выходящих за пределы обычного человеческого опыта и угрожающих физической целостности субъекта или других людей. Отличается пролонгированным воздействием, имеет латентный период, и проявляется в период от шести месяцев до десяти лет после перенесения однократной или повторяющейся психологической травмы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ……………………………4
1. ПРОБЛЕМА ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА……………………………………………………...7
1.1 Посттравматическое стрессовое расстройство как комплекс симптомов травматического стресса………………………………7
1.2 Причины и симптомы посттравматического стрессового расстройства…………………………………………………………12
ВЫВОДЫ……………………………………………………………...18
2. ПСИХОТЕРАПИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА………………………………...19
2.1 Психологическая травматизация: специфика протекания и психологические последствия как показания к психотерапии…….19
2.2 Разработка психологической и психотерапевтической помощи, направленной на снижение симптомов посттравматического стрессового расстройства………………………………………….23
ВЫВОДЫ……………………………………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...38
ПРИЛОЖЕНИЕ Психотерапевтическая программа, направленная на преодоление психологической травмы, полученной в детстве...41

Работа содержит 1 файл

Посттравматическое стрессовое расстройство.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

     Примечание: «Если один из вас начинает смущаться или раздражаться во время обсуждения, просто возьмите заметки о ваших воспоминаниях, поблагодарите партнера и работайте самостоятельно». Приведем перечень вопросов, с которыми можно работать как в микрогруппе, так и в диалоговом режиме. 

  1. Уменьшительные имена и прозвища, которыми вас называли в детстве. 
  2. Какие из уменьшительных имен и прозвищ вы предпочитаете и почему? 
  3. Рисунок «Мое прошлое как я его представляю».
  4. Опишите любимую одежду вашего детства.
  5. Расскажите о любимой игрушке вашего детства и вспомните какой-нибудь эпизод с ней связанный.
  6. Какая у Вас была любимая или нелюбимая еда в детстве?
  7. Опишите место в доме, где было наиболее вам уютно.
  8. Вспомните и расскажите что-нибудь связанное с «нельзя» в вашем детстве.
  9. Опишите ваши детские страхи.
  10. Нарисуйте дом вашего детства. 
  11. Какие игры и занятия в детстве вас увлекали больше всего?
  12. Какое положение, которое вы занимали в этих играх чаще всего?
  13. Опишите своего друга детства.
  14. Если у вас была бы машина времени, то в какой возраст вы бы вернулись и почему?
  15. Расскажите о традициях и обычаях в вашей семье.
  16. Опишите позу близкого вам человека.
  17. Опишите руки близкого вам человека.
  18. Опишите голос близкого вам человека (тембр, сила и т.д.).
  19. Опишите типичную позу близкого вам человека.
  20. Какие манеры близких вам людей у вас остались?
  21. Какие черты вашего характера вы переняли у старших членов семьи?
  22. На кого в семье вы больше всего похоже? Чем?
  23. Какие книги (сказки, стихи, произведения искусства) вашего детства больше всего на вас повлияли.
    • Процедура. Приведенный перечень вопросов достаточен для проведения 4-5 сессий. Эти вопросы составляют основное содержание программы, но каждая сессия должна быть обрамлена упражнениями на групповую динамику, по психогимнастики, на вхождение в коллектив, на создание ритуалов знакомства и прощания и т.д. 
    • Профилактический этап
    • Задачи профилактического этапа:
    1. Познакомиться с теорией посттравматического стресса;
    2. Проанализировать личный опыт;
    3. Начать работу с индивидуальным стилем преодоления посттравматического стресса.
  • Процедура основана на вызове из памяти травматического события или происшествия. Упражнение выполняется в форме внутреннего диалога с последующим обсуждением в группе. Процедура базируется на принципах визуализации и левитации.
  • Термин визуализации известен в практической психологии и означает вызывание специальными приемами зрительных, слуховых и обонятельных представлений и происшедших событиях.
  • Термин левитация означает возможность мысленного перемещения на место события с построением фона, сопровождающее данное событие.
  • Схема внутреннего диалога (интроспекция)
  1. Характеристика события.
  1. Время, когда произошло данное событие.
  2. Место, где произошло данное событие.
  3. Левитация (мысленное перемещение на место события).
  4. Ваш возраст во время данного события.
  5. Внешний вид (особенности одежды).
  6. Окружение (природа, городские строения и т.д.)
  7. Погода и время года.
  8. Телесные ощущения во время того события.
  9. Само событие.
  10. Ощущения во время события.
  11. Локализация ощущений во время события.
  12. Ваши переживания.
  13. Первые мысли о событии. 

     Последний пункт схемы внутреннего диалога  в зависимости от индивидуальных особенностей личности клиентов распадается  на два ряда последующего самоанализа.

  1. Первый ряд - образный, который может иметь следующую последовательность: образ - метафора - рисунок - изменение рисунка.
  2. Второй ряд - предметный. Он состоит из нахождения предмета - цвет, форма, запах предмета; прикосновение к предмету - перемещение предмета - изменение предмета.

     В результате проведения программы преодоления детских психологических травм можно фиксировать на основании самоотчетов и/или психометрических исследований следующие изменения:

  1. Большая способность и умение приспосабливаться к социальному окружению и его требованиям;
  2. Большее умение устанавливать оптимальные отношения с другими людьми;
  3. Увеличение умения решать проблемы и жизненные задачи;
  4. Изменение установок;
  5. Большая способность адекватно реагировать в различных ситуациях;
  6. Рост творческой самореализации и развития;
  7. Снижение симптомов дезадаптации;
  8. Снятие препятствий для личностного роста.

     Возможно  так же применение в качестве проверки эффективности психотерапевтической процедуры применение диагностических методик. 
 
 

Информация о работе Проблема посттравматического стрессового расстройства