Проблема посттравматического стрессового расстройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) - психологическое состояние, которое возникает в результате психотравмирующих ситуаций, выходящих за пределы обычного человеческого опыта и угрожающих физической целостности субъекта или других людей. Отличается пролонгированным воздействием, имеет латентный период, и проявляется в период от шести месяцев до десяти лет после перенесения однократной или повторяющейся психологической травмы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ……………………………4
1. ПРОБЛЕМА ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА……………………………………………………...7
1.1 Посттравматическое стрессовое расстройство как комплекс симптомов травматического стресса………………………………7
1.2 Причины и симптомы посттравматического стрессового расстройства…………………………………………………………12
ВЫВОДЫ……………………………………………………………...18
2. ПСИХОТЕРАПИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА………………………………...19
2.1 Психологическая травматизация: специфика протекания и психологические последствия как показания к психотерапии…….19
2.2 Разработка психологической и психотерапевтической помощи, направленной на снижение симптомов посттравматического стрессового расстройства………………………………………….23
ВЫВОДЫ……………………………………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...38
ПРИЛОЖЕНИЕ Психотерапевтическая программа, направленная на преодоление психологической травмы, полученной в детстве...41

Работа содержит 1 файл

Посттравматическое стрессовое расстройство.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

     В острой травматической ситуации человек  начинает «жить сегодняшним днем», он видит только ближайший шаг, сосредотачивается  на следующем действии и не заглядывает  далеко в будущее. Неспособность  представить себе собственное возможное будущее связана с тем, что жизненная история была разорвана травмой и утратила согласованность и преемственность. Особенно часто встречается подобная утрата жизненной перспективы у людей, которые в результате пережитого утратили здоровье, стали инвалидами. Если эта неспособность представить себе предпочитаемое возможное будущее сохраняется надолго, это сильно мешает человеку выжить впоследствии, и ведет к возрастанию вероятности самоубийства [26, с. 94].

     Пожалуй, самым важным фактором для выживания и исцеления после психической травмы является поддержка семьи и друзей. Поддержка более широкого социального окружения очень важна. Однако здесь люди часто сталкиваются с тем, что в обществе бытуют разные стереотипы; например, что те, кто оказался в местах лишения свободы – преступники, в каком-то смысле не совсем люди, а потому заслуживают того обращения, которому подвергаются. Подобное «обвинение пострадавшего», его «обесчеловечивание», к сожалению, достаточно распространено, и для полноценного исцеления от последствий травмы необходимы не только действия на уровне поддержки и помощи отдельному человеку [1, с. 58].

     Таким образом, вопрос об эффективности групповой психологической помощи можно сформулировать следующим образом. Какой вид изменений у пациентов связывается с применением различных форм и методов психотерапии? Источники информации о наступлении этих изменений разнородны: отчеты пациентов, психофизиологические и психометрические исследования. 

ВЫВОДЫ 

     
  1. Степень тяжести  психологических последствий травмирующего события и их продолжительность зависит как минимум от трех факторов: объективная интенсивность травмирующей ситуации, субъективная оценка человеком ее тяжести, индивидуальная предрасположенность человека к развитию посттравматического стресса и других негативных психологических последствий. Травмирующее событие подрывает базовые фундаментальные представления человека о мире, позволяющие ему активно действовать. Ближайшие последствия травматических событий проявляются в виде психических состояний, которые отражают объективное содержание событий и соответствуют характеру данного человека.
  2. Психологическая и психотерапевтическая помощь людям, пережившим травму, во многом направлена на восстановление и/или выстраивание заново согласованной жизненной истории. Травматический опыт, будучи осмысленным, включается в нее как один из элементов прошлого. Важным шагом на пути преодоления пагубных психологических последствий травмирующего события являются действия человека, направленные на восстановление собственных прав и справедливости, компенсацию причиненного вреда, - в этих действиях проявляется намерение снова управлять собственной жизнью. Очень полезным оказывается объединение с другими людьми, пережившими травматический опыт – как в сходных, так и в иных обстоятельствах. Психологический дебрифинг есть форма кризисной интервенции, особым образом организованное обсуждение в группах людей, совместно переживших стрессогенное, кризисное, травматичное событие. 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Целью исследования являлось изучение проблемы психотерапии посттравматического стрессового расстройства. Для реализации цели исследования были определены и решены задачи теоретического и прикладного содержания:

  1. Охарактеризовано посттравматическое стрессовое расстройство как комплекс симптомов травматического стресса. Травматический стресс – особая форма общей стрессовой реакции. Это нормальная реакция на ненормальные, экстремальные обстоятельства; состояние, возникающее у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки его обычного жизненного опыта.  Психологическая реакция на травму включает в себя три относительно самостоятельные фазы, что позволяет охарактеризовать ее как развернутый во времени процесс: фаза психологического шока, фаза воздействия и фаза  нормального реагирования. Комплекс симптомов, наблюдавшихся у тех, кто пережил травматический стресс, получил название «посттравматическое стрессовое расстройство». Симптомы посттравматического стрессового расстройства проявляются у людей, которые испытали на себе воздействие события выходящего за рамки обыденных человеческих переживаний и экстремально стрессогенного для любого человека;
  2. Проанализированы причины и симптомы посттравматического стрессового расстройства. Травмирующие события можно достаточно просто классифицировать: они либо происходят однократно и относительно недолго, либо повторяются (или продолжаются долго). Психотравмирующих ситуаций, вызывающих посттравматическое стрессовое расстройство, не так много, хотя у некоторых посттравматическое стрессовое расстройство возникает и при менее острых и менее травмирующих ситуациях. Посттравматическое стрессовое расстройство может развиваться вслед за травмирующими событиями, выходящими за рамки нормального человеческого опыта. Травматическое событие вторгается в жизнь человека, раскалывая ее на «до» и «после»;
  3. Изучена специфика протекания и психологические последствия травматизации как показания к психотерапии. Степень тяжести психологических последствий травмирующего события и их продолжительность зависит как минимум от трех факторов: объективная интенсивность травмирующей ситуации, субъективная оценка человеком ее тяжести, индивидуальная предрасположенность человека к развитию посттравматического стресса и других негативных психологических последствий. Травмирующее событие подрывает базовые фундаментальные представления человека о мире, позволяющие ему активно действовать. Ближайшие последствия травматических событий проявляются в виде психических состояний, которые отражают объективное содержание событий и соответствуют характеру данного человека;
  4. Разработан тип психотерапевтической помощи, направленной на снижение симптомов посттравматического стрессового расстройства. Психологическая и психотерапевтическая помощь людям, пережившим травму, во многом направлена на восстановление и/или выстраивание заново согласованной жизненной истории. Травматический опыт, будучи осмысленным, включается в нее как один из элементов прошлого. Важным шагом на пути преодоления пагубных психологических последствий травмирующего события являются действия человека, направленные на восстановление собственных прав и справедливости, компенсацию причиненного вреда, - в этих действиях проявляется намерение снова управлять собственной жизнью. Очень полезным оказывается объединение с другими людьми, пережившими травматический опыт – как в сходных, так и в иных обстоятельствах. Психологический дебрифинг есть форма кризисной интервенции, особым образом организованное обсуждение в группах людей, совместно переживших стрессогенное, кризисное, травматичное событие.
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     
  1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. – 312 с.
  2. Антонова, Е.Ю. Кризисы: помощь, находящемуся в кризисной ситуации. Методическое пособие для служб экстренной психологической помощи / Е.Ю. Антонова. – СПб.: Питер, 2001. – 312 с.
  3. Бачериков, Н.Е. Эмоциональный стресс в этиологии и патогенезе психических и психосоматических заболеваний / Н.Е. Бачериков, М.П. Воронцов, И.Т. Петрюк, А.Я. Цыганенко. - Харьков: Основа, 1995. - 276 с.
  4. Бодров, В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс / В.А. Бодров // Психологический журнал. – М., 1996. - Т. 17 /  № 4. – С. 55 – 58.
  5. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В.А. Бодров. - М.: Институт психологии РАН, 1995. - 128 с.
  6. Василюк, Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал / Ф.Е. Василюк. – М.,  1995. - Т. 16 / № 3. - С. 90 – 101.
  7. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. - М.: Издательство МГУ, 1984. – 212 с.
  8. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал / Ф.Е. Василюк. – М., 1995. - Т. 16 / № 5. - С. 35 - 48.
  9. Ведяев, Ф.П. Модели и механизмы эмоциональных стрессов /  Ф.П. Ведяев, Т.М. Воробьева. - Киев: Здоров'я, 1983. - 136 с.
  10. Ениколопов, С.Н. Психотерапия при психотравматических стрессовых расстройствах / С.Н. Ениколопов // Российский психиатрический журнал. –  М., 1998 / № 3. - С. 50 - 56.
  11. Жариков, Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости / Е.С. Жариков. - М.: Московский кадровый центр, 1990. - 32 с.
  12. Зеленова, М.Е. Психологические особенности посттравматических стрессовых состояний у участников войны в Афганистане / М.Е. Зеленова, Е.О. Лазебная, Н.В. Тарабрина // Психологический журнал. – М., 1997. - Т. 18 / № 2. – С. 28 – 32.
  13. Каган, В.Е. Ребенок и травма. Детские реакции на травму / В.Е. Каган // Методическое пособие по работе с посттравматическими стрессовыми расстройствами. - СПб.: Институт Гармония, 2001. – 118 с.
  14. Калмыкова, Е.С. Особенности психотерапии посттравматического стресса / Е.С. Калмыкова, Е.А. Миско, Н.В. Тарабрина // Психологический журнал. – М., 2001. - Т. 22 / № 4. – С. 44 – 47.
  15. Карвасарский, Б.Д. Психотерапия / Б.Д. Карвасарский. – М.: Медицина, 1998. – 386 с.
  16. Карцева, Т.Б. Понятие жизненного события в психологии / Т.Б. Карцева // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. - М.: Наука, 1990. – С. 55 – 62.
  17. Колодзин, Б. Как жить после психической травмы / Б. Колодзин / Пер. с англ. И.В. Савельевой. - М.: Шанс. – 186 с.
  18. Кондрашенко, В.Т. Общая психотерапия / В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской. – Мн.: Амалфея, 1997.– 412 с.
  19. Люк, К. Состояние после психотравмы: терапия или превентивный подход // Кризисные события и психологические проблемы человека / Под ред. Л.А. Пергаменщика / К. Люк. - Мн.: НИО, 1997. - С. 183 -188.
  20. Пергаменщик, Л.А. Введение в психологию кризисов // Псiхалогiя / Л.А. Пергаменщик. - Мн., 1997. Вып. 7. – С. 67 – 69.
  21. Пергаменщик, Л.А. Кризисная психология: учебное пособие / Л.А. Пергаменщик. - Мн.: Высшая школа, 2004. – 186 с.
  22. Пергаменщик, Л.А. Преодоление психологических травм / Л.А. Пергаменщик, С.С. Гончарова, М.И. Яковчук. - Мн.: НИО, 1999. – 316 с.
  23. Пергаменщик, Л.А., Психосоциальные последствия катастроф // Кризисные события и психологические проблемы человека / Л.А. Пергаменщик, О.Ф.Казанович. – Мн.: НИО, 1997. - С. 28 - 48. 
  24. Пергаменщик, Л.А. Самопомощь в кризисных ситуациях: Психологический практикум / Л.А. Пергаменщик. – Мн.: Нар. асвета, 1995. - 65 с.
  25. Перес, Л.Р. Психотерапевтическое лечение фобических состояний и посттравматического стресса / Л.Р. Перес. - М.: Академия, 2001. – 188 с.
  26. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок – Мн.: АСТ, 2000. – 408 с.
  27. Пушкарев, А.Л. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия / А.Л. Пушкарев, В.А. Доморацкий, Е.Г. Гордеева. - М.: Издательство Института психотерапия, 2000. – 316 с.
  28. Ротштейн, В.Г. Посттравматический стрессовый синдром / В.Г. Ротштейн // Руководство по психиатрии / Под ред. А.С. Тиганова. - М.: Медицина, 1999. – С. 23 – 28.
  29. Тарабрина, Н.В. Синдром посттравматических стрессовых нарушений - современное состояние проблемы / Н.В. Тарабрина // Психологический журнал. – М., 1992 / № 2. – С. 34 – 37.
  30. Юрьева, Л.Н. Кризисные состояния / Л.Н. Юрьева. – М. Академия, 1998. – 314 с.: ил.
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

Психотерапевтическая  программа, направленная на преодоление психологической травмы, полученной в детстве 

     Данная  программа основана на актуализации, «вызове» прошлых психологических  травм, среди которых особое место  занимают травмы детства [13]. 

  • Цель программы: снижение влияний детских впечатлений, событий, переживаний травмирующего характера на развитие личности, на поведение и характер взаимодействия с ближайшим микросоциальным окружением.
  • Программа выполняет следующие задачи: 
    1. Высвободить заблокированный в детстве материал, который чаще не осознается, но носит разрушающий для психического и физического здоровья характер. 
    2. Приподнять покрывала амнезии, обволакивающие ранние годы детства, дать выражение инфантильной жизни, которая спрятана за покровами памяти. 
    3. Проработать травмирующие события детства, мешающие жить полнокровно (травмирующие события могут отражаться в снах, или в оговорках). 
    4. Найти ресурсы в детстве, возможности в детской жизни обнаружить счастливые эпизоды, успехи, удачи и закрепить их. 
    5. Дать возможность прожить детские эпизоды в другом, более конструктивном (счастливом) варианте, простить кого-то в детстве или что-то досказать, ответить обидчику. 
    6. Почувствовать вновь себя ребенком, вернуть себе истинные чувства, ощущения, инстинкты и впечатления, осознать истинного себя, чтобы понять, принять себя и затем другого. (Возвращение к безопасному «Я»). 
    7. Вернуть себе реальность переживания, нарушенного вследствие психологической травмы. 
    8. Научиться распознавать у себя переживания и реакция, связанные с стрессогенными событиями и относиться к ним как к нормальным реакциям в ненормальных ситуациях жизненного пути.
  • Функции программы:
        1. Первая функция программы - диагностическая. В процессе работы тренер выделяет проблемы детства, которые могут оказывать негативное влияние на сегодняшнюю жизнь. Программа дает возможность определить событие (события), которое оказалось травмирующим. Позволяет прояснить обстоятельства ил конкретных людей, которые могли нанести психологическую травму или которые были объектом агрессии в детстве. Данное событие не всегда осознается человеком и требуется специальная техника, чтобы воспоминания стали толчком к приданию психологической напряженности детства и взрослой жизни.
        2. Вторая функция программы - психотерапевтическая. Процедура программы не позволяет, заранее определить какая часть будет носить диагностический, а какая психотерапевтический характер. Опыт проведения преодоления детских психологических травм свидетельствует, что любое задание может стать механизмом запуска осознания, отреагирования и переработки травмирующего события, а, следовательно, и дальнейшего выздоровления. Важно помнить и уметь различать характер и тяжесть психологической травмы, так как в некоторых случаях групповой работы может быть не достаточно для полного выздоровления и требуется проведение индивидуальных сессий.
        3. Третья функция программы - профилактическая. Одна из задач психотерапевтической программы - повышение стрессоустойчивости травмированной личности. Большую роль в разработке профилактических мер играет идея о том, что знание механизмов стрессовых и постстрессовых реакций в значительной мере способствует возможности распознавать их у себя, относиться к этому как к нормальному, естественному процессу в ненормальных ситуациях жизненного пути.
          • Основная идея программы состоит в вызове воспоминаний, связанных с детством. Детские воспоминания могут иметь различную окраску и не обязательно должны носить травмирующий характер, поэтому тематика воспоминаний носит нейтральный характер, позволяющий снять защиты, мешающие вернуться в детство. Если психика человека почувствует угрозу, то может включиться психологический механизм защиты и психолог не добьется желаемого результата. На несколько иной процедуре основана та часть программы, которая выполняет профилактическую функцию. Ее сценарий напоминает по сути дебрифинг с его последовательными фазами: фактов, мыслей, чувств, симптомов. Существенное отличие данной процедуры от классического дебрифинга - отсутствие единого травмирующего события, событие - индивидуально.  Реализация психотерапевтической и диагностической функции данной программы происходит в двух формах представления детских воспоминаний. 
  1. Первый вариант. Из группы выделяется микрогруппа в количестве 4-5 человек. Оставшаяся часть группы составляет «аквариум» и не участвует в обсуждении. Микрогруппа получает от тренера последовательно 5-6 вопросов, которые позволяют участникам групповой работы «вернуться» в свое детство. Все события, которые надо вспомнить и представить группе, необходимо «взять» из детства настолько раннего, насколько позволяет память. 
  1. Второй вариант отличается от первого варианта, прежде всего формой работы. Если в первом варианте работает группа из 4-5 человек и существует окружение (аквариум), которое играет роль эмоционального фона, то в данном случае мы предлагаем использовать диалог. Группа, разделившись на пары, приступает к обсуждению предложенных тем. (Этот вариант эффективен и для профессиональной подготовки психологов на этапе проработки личных психологических травм). 
          • Правила работы в диалоговом режиме (второй вариант). 

     Инструкция  для говорящего: «Сядьте так, чтобы не смотреть на записывающего. Вам дается десять минут, чтобы вы смогли ответить на 4-5 вопросов и найти в памяти свои самые ранние воспоминания. Расскажите свои воспоминания записывающему партнеру. Старайтесь воспроизводить свои воспоминания наиболее точно и ясно, так как только в этом случае вы получаете новый опыт из своего прошлого для настоящего. Если вспомните еще что-то, выходящее за рамки вопроса, позвольте себе упомянуть это». 

     Инструкция  для записывающего: «Ваша задача состоит в том, чтобы делать заметки по мере того, как ваш партнер рассказывает о прошлых событиях. Отмечайте отсылки и случаи, в последующей жизни, обратите специальное внимание на то, какую важность ваш партнер придает тем или иным аспектам воспоминания. Сознавайте возможные защитные механизмы, которые ослабляют или притупляют воспоминания».

          • Процедура работы:
    1. Разделившись на пары, решите, кто будет говорить, а кто записывать. Позже вы поменяетесь ролями, так что можно не беспокоиться о том, кто будет первым. 
    2. Через десять минут остановитесь, и без обсуждения наговоренного текста поменяйтесь ролями. Снова один рассказывает, а другой записывает. 
    3. Через десять минут остановитесь и подумайте о том, что вы рассказывали и что услышали. 
    4. Обсудите свои заметки друг с другом. Укажите импликации и связи друг с другом, если вам кажется, что это может быть полезным, то попробуйте связать аспекты воспоминания с тем, как вы сейчас живете, или как вы реагируете на неожиданную, травмирующую ситуацию, похожие на те, о которых вы вспомнили. 

Информация о работе Проблема посттравматического стрессового расстройства