Проблема посттравматического стрессового расстройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) - психологическое состояние, которое возникает в результате психотравмирующих ситуаций, выходящих за пределы обычного человеческого опыта и угрожающих физической целостности субъекта или других людей. Отличается пролонгированным воздействием, имеет латентный период, и проявляется в период от шести месяцев до десяти лет после перенесения однократной или повторяющейся психологической травмы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ……………………………4
1. ПРОБЛЕМА ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА……………………………………………………...7
1.1 Посттравматическое стрессовое расстройство как комплекс симптомов травматического стресса………………………………7
1.2 Причины и симптомы посттравматического стрессового расстройства…………………………………………………………12
ВЫВОДЫ……………………………………………………………...18
2. ПСИХОТЕРАПИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА………………………………...19
2.1 Психологическая травматизация: специфика протекания и психологические последствия как показания к психотерапии…….19
2.2 Разработка психологической и психотерапевтической помощи, направленной на снижение симптомов посттравматического стрессового расстройства………………………………………….23
ВЫВОДЫ……………………………………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...38
ПРИЛОЖЕНИЕ Психотерапевтическая программа, направленная на преодоление психологической травмы, полученной в детстве...41

Работа содержит 1 файл

Посттравматическое стрессовое расстройство.doc

— 253.00 Кб (Скачать)
  • Психотерапию;
  • Группу поддержки;
  • Семейное консультирование;
  • Методики релаксации или биологической обратной связи;
  • Направление пациента в специализированные реабилитационные центры;
  • Частые посещения больным врача общей практики [6, с. 90 - 91].

     Таким образом, для развития посттравматического расстройства особое место занимают события, имеющие для психики человека травмирующий характер: угроза собственной жизни, физические травмы. Понятие «психологическая травма» не имеет четкого определения в отечественной литературе: психологическая травма – это переживание особого взаимодействия человека и окружающего мира. Главное содержание психологической травмы является утрата веры в то, что жизнь организована согласно порядку и поддается контролю. 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ 

     
  1. Травматический  стресс – особая форма общей стрессовой реакции. Это нормальная реакция  на ненормальные, экстремальные обстоятельства; состояние, возникающее у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки его обычного жизненного опыта.  Психологическая реакция на травму включает в себя три относительно самостоятельные фазы, что позволяет охарактеризовать ее как развернутый во времени процесс: фаза психологического шока, фаза воздействия и фаза  нормального реагирования. Комплекс симптомов, наблюдавшихся у тех, кто пережил травматический стресс, получил название «посттравматическое стрессовое расстройство». Симптомы посттравматического стрессового расстройства проявляются у людей, которые испытали на себе воздействие события выходящего за рамки обыденных человеческих переживаний и экстремально стрессогенного для любого человека. Посттравматическое стрессовое расстройство может развиться после того, как человек стал очевидцем внезапного разрушения дома пациента или гибели всей семьи, убийства или травматизации какого-нибудь человека.
  2. Травмирующие события можно достаточно просто классифицировать: они либо происходят однократно и относительно недолго, либо повторяются (или продолжаются долго). Психотравмирующих ситуаций, вызывающих посттравматическое стрессовое расстройство, не так много, хотя у некоторых посттравматическое стрессовое расстройство возникает и при менее острых и менее травмирующих ситуациях. Посттравматическое стрессовое расстройство может развиваться вслед за травмирующими событиями, выходящими за рамки нормального человеческого опыта. Травматическое событие вторгается в жизнь человека, раскалывая ее на «до» и «после».
 

2. ПСИХОТЕРАПИЯ  ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО  РАССТРОЙСТВА 

2.1 Психологическая травматизация: специфика протекания

и психологические  последствия как показания к психотерапии 

     После острого травматического события  человек зачастую вообще не хочет думать и говорить о нем, и это на самом деле помогает ему выжить, сосредоточиться на тех действиях, которые необходимо для этого совершить. Однако в целом важно, чтобы человек осмыслил происшедшее и включил этот опыт в свою жизненную историю, пусть и не сразу. Необходимо найти или создать безопасный контекст для рассказывания истории о травмирующем событии – контекст, в котором человек осознает, что для него важно в жизни и какими особыми умениями выживания он обладает, и будет принят слушателями во всей своей полноте: не только как «пострадавший», но и как выживший [3, с. 17].

     Необходимость осмыслить событие проявляется поначалу в том, что у человека возникают навязчивые мысли о событии, на определенном этапе ему может хотеться всем рассказывать о том, что он пережил. Если люди готовы будут выслушать его внимательно и с сочувствием, смогут задать правильные вопросы, это будет способствовать исцелению. В противоположном случае, когда люди не хотят слушать «…про страшное», отворачиваются, говорят человеку «…да что ты все об одном и том же, пора бы уже забыть об этом и двигаться дальше», - это приводит к повторной травматизации и «на длинной дистанции» ухудшает состояние человека. У людей, перенесших травматическую ситуацию, нарушается способность доверять людям, в результате у человека осложняются отношения с людьми [8, с. 35].

     Степень тяжести психологических  последствий травмирующего  события и их продолжительность  зависит как минимум  от трех факторов.

  1. Первый фактор – это объективная интенсивность травмирующей ситуации, которая определяется следующими параметрами:
  • враждебность ситуации;
  • тяжесть воздействия стрессора;
  • продолжительность воздействия стрессора;
  • неопределенность, непредсказуемость ситуации;
  • неподконтрольность ситуации;
  • недостаток социальной поддержки;
  • несовместимость травматического опыта с реальностью;
  • невозможность рационального объяснения происходящего.

      Если  травма была относительно легкой, то повышенная тревожность и другие симптомы стресса  могут постепенно исчезнуть после  непродолжительного времени. Если же травма была сильной или травмирующие события повторялись многократно, болезненная реакция может сохраниться на многие годы.

  1. Второй фактор, определяющий степень травмирующего влияния ситуации – это субъективная оценка человеком ее тяжести.
  2. Третий фактор – это индивидуальная предрасположенность человека к развитию посттравматического стресса и других негативных психологических последствий [3, с. 18].

     Травмирующее  событие подрывает  базовые фундаментальные  представления человека о мире, позволяющие ему активно действовать. Это представления о том, что мир доброжелателен по отношению к человеку, что последствия действий человека в мире можно предсказать (то есть, мир поддается управлению), а сам человек обладает самоценностью и достоинством. Во время (и часто после) травмирующего события человек чувствует, что мир опасен, враждебен, хаотичен, не поддается управлению, а сам человек беспомощен, беззащитен, бесправен и в целом миру не интересен. Из такого мира хочется убежать, и люди часто так и поступают – некоторые совершают самоубийство, некоторые находят иные средства забыться, «выключить» для себя внешний мир и даже внутренний (алкоголь и наркотики). Травматическое событие может поколебать веру в Бога, если человек верующий: «Как Бог может быть добрым, как я могу верить, что Он заботится обо мне, если Он допустил такое?..». Духовное смятение дополнительно осложняет процесс исцеления и восстановления после травмы [8, с. 36].

     Психологическая перспектива (психологическое  будущее) - это когнитивная способность предвидеть будущее, прогнозировать его, представляя себя в нем, это и целостная готовность к нему в настоящем. Такая перспектива может иметь место даже у личностей с когнитивно бедным, нерасчлененным, неосознанным представлением о будущем. Личностная перспектива открывается при наличии способностей как будущих возможностей, зрелости, а потому готовности к трудностям, неожиданностям. Представления личности о собственном будущем является фактором ее жизненного пути, образуют субъективный образ развития индивида [30, с. 27]. Прогнозирование личностью своего жизненного пути имеет количественные и качественные характеристики:

  1. количественный аспект - длительность, объем, вероятность явлений будущего;
  2. качественный аспект - определенность явлений будущего. Особенности их структурных отношений проявляются в оптимистичности - пессимистичности, реалистичности – фантастичности [4, с. 56 - 57].

     Ближайшие последствия травматических событий проявляются  в виде психических  состояний (страх, ужас, беспомощность и др.), которые отражают объективное содержание событий и соответствуют характеру данного человека. Возникшие состояния влияют на взаимодействие человека с новыми обстоятельствами, определяя, займет ли он активную позицию и будет бороться с ними или же, наоборот, растеряется, не найдет выхода из трудной ситуации. Длительность состояний колеблется от нескольких минут до нескольких лет, и это зависит от силы внешнего воздействия и характера человека. Существует тесная связь между характером и состояниями. В этом отдаленный эффект события. Отдаленные психические последствия могут возникать и без отчетливо выраженных психических состояний. Определенные биографические факты не вызывают ближайшего психологического эффекта, но имеют отдаленные последствия. Психологическая роль такого события заключается в том, что оно определяет многие последующие события, кладет начало новому образу жизни [19, с. 183].

     Таким образом, люди, пережившие травму, предъявляют к самим себе завышенные требования, касающиеся процесса восстановления. Они полагают, что должны своими силами «…выкинуть пережитое из головы», считая неприемлемым или постыдным обращаться за профессиональной помощью к психологу. В некоторых случаях люди просто не знают, что у них есть возможность обратиться за психологической помощью, и не имеют представления о том, чем именно психолог может помочь им в их ситуации. На такое их стремление влияют также ожидания окружающих. Завышенные требования к себе вызывают у людей ощущение слабости и некомпетентности, которое не способствует исцелению. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Разработка психологической и психотерапевтической помощи, направленной на снижение симптомов посттравматического стрессового расстройства 

     Психологическая и психотерапевтическая помощь людям, пережившим травму, во многом направлена на восстановление и/или выстраивание заново согласованной жизненной истории. Травматический опыт, будучи осмысленным, включается в нее как один из элементов прошлого. Восстанавливается контакт человека с тем, что для него важно в жизни, и на основе этого выстраивается предпочитаемая история дальнейшего развития жизни человека. Для того чтобы человек смог освободиться от навязчивых негативных воспоминаний, а также активно и ответственно включиться в настоящее, ему необходимо вновь обрести контроль над эмоциональными реакциями и найти для случившегося травматического события надлежащее место в общей временной перспективе своей жизни и личной истории [22, с. 28].

     Важным  шагом на пути преодоления пагубных психологических последствий травмирующего события являются действия человека, направленные на восстановление собственных прав и справедливости, компенсацию причиненного вреда, - в этих действиях проявляется намерение снова управлять собственной жизнью. Очень полезным оказывается объединение с другими людьми, пережившими травматический опыт – как в сходных, так и в иных обстоятельствах [24, с. 59].

     Психологический дебрифинг есть форма кризисной интервенции, особым образом организованное обсуждение в группах людей, совместно переживших стрессогенное, кризисное, травматичное событие. 

     Цель группового обсуждения - минимизация психологических страданий. 

     Задачи  дебрифинга:

  1. «Проработка» негативных впечатлений, реакций и чувств;
  2. Когнитивная организация переживаемого опыта: осознание травматического события, реакций и симптомов его сопровождающих и им вызванных;
  3. Снижение индивидуального и группового напряжения;
  4. Уменьшение представлений об уникальности и патологичности собственных чувств и реакций;
  5. Нормализация состояний (самочувствия): появление возможности обсудить кризисную ситуацию и поделиться друг с другом своими переживаниями; 
  6. Мобилизация внутренних и внешних ресурсов и усиление групповой поддержки, солидарности и понимания; 
  7. Подготовка к переживанию тех симптомов или реакций, которые могут возникнуть спустя несколько дней или недель; 
  8. Определение средств дальнейшей помощи в случае необходимости и информирование участников групповой дискуссии, куда и к кому можно обратиться в случае необходимости [22, с. 29].

     Условием  применения классического  психологического дебрифинга считается наличие травматичной ситуации с присутствием в ней осознаваемой участниками угрозы и участие в ней всех членов группы. Оптимальное время для проведения дебрифинга - не позднее 48 часов после события. Обсуждение может быть организовано, конечно, и в более позднее время после события, но чем больше пройдет времени, тем более туманными будут воспоминания. Для воссоздания картины происшедших событий при большой временной дистанции могут быть использованы видеозаписи событий, если такие имеются [21, с. 61]. 

Информация о работе Проблема посттравматического стрессового расстройства