Проблема изменения характера человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определение взаимодействия и процесса изменения характера.

Объект исследования – процесс характера.

Предмет исследования – развитие изменения характера.

В соответствии с целью исследования, были поставлены следующие задачи:

- определить структуру характера;

- выявить особенности характера;

- определить формирование и изменение характера.

Структура: Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы.

Содержание

Введение 4

1 Структура и свойства характера

1.1 История развития научного учения о характере 6

1.2 Характерологические особенности 7

1.3 Формирование и развитие характера 9

2 Типы характеров в норме и патологии

2.1 Характеристика нормы характера 13

2.2 Характеристика основных типов измененных состояний характера 16

3 Процесс характера

3.1 Формирование характера и его изменение 20

3.2 Влияние видов характера на профессиональную деятельность 23

Заключение 29

Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

В клинической  психологии присутствует понимание  нормы как средней величины, критерия сравнения результатов тестирования. Такое понимание исключает из категории нормы все необычные психические проявления не только отрицательного, но и положительного характера, не даёт представления о качественных характеристиках психической деятельности, об индивидуальных особенностях личности и поведения в целом.[1, стр.113] Помимо того, статистически определяемая норма ограничена множеством рамок (возрастных, средовых и др.) и в силу этого не имеет универсального характера. Именно поэтому в некоторых случаях целесообразно опираться на понимание психической нормы как определённого комплекса индивидуальных особенностей, детерминирующего индивидуальный стиль деятельности.

Также существует взгляд на норму как возможность  адаптации, тесно связанный с  понятием функционального оптимума. Многие психические и поведенческие расстройства рассматриваются именно как состояния устойчивой дезадаптации.

Взгляд  на норму как на возможность адаптации  имеет и ряд ограничений: допустим, когда речь заходит о социальной адаптации, которая является необходимым  условием эффективного взаимодействия членов социума в процессе совместной деятельности и общения, стоит учитывать, что требования социума к индивиду всегда неоднозначны. На протяжении жизни личность находится в процессе постоянного поиска той социальной группы, в которой её особенности оцениваются как характерные для нормы.[1, стр.114]

Наверняка, в современных условиях нормальным должен быть признан субъект, который  не только успешно адаптирован к  данной среде, но и способный к  её активному преобразованию в системе  собственных связей с миром.

Так, в  психологии развития норма рассматривается  как диапазон колебаний, в пределах которой существует многообразие индивидуальных вариантов. Важный аспект проблемы нормы, значимый для психологи развития-отказ  от понимания нормы только как статичного набора определённых критериев и рассмотрение её как динамичного процесса.

Норма становится как бы своеобразным указанием  на то лучшее, что возможно в определённом возрасте для конкретного ребёнка  при соответствующих условиях, созданных  психологом или педагогом, средством выявления благоприятных и неблагоприятных условий психического развития.

В традициях  гуманистической психологии психическую  норму можно рассматривать как  наличие определённых личностных черт, индивидуальных особенностей, устойчивых нравственных ориентиров. Здесь норма выступает как некоторый "идеал", "образец" гармоничной личности, ищущий своё подлинное место в жизни и в мире.

Но не один из рассмотренных выше критериев  не является универсальным. Разные направления  клинической психологии демонстрируют известную "гетерохронность" в развитии проблемы нормы. Если в патопсихологии, исследующей "закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме", сопоставление результатов больных с показателями здоровых испытуемых изначально были практически обязательными, то нейропсихологические исследования в этом отношении представляют собой менее однозначную картину [1, стр.115]

К примеру, в книгах А.Р.Лурия можно отыскать слова, которые свидетельствуют о глубоком понимании индивидуальной вариабельности нормы. Так, описывая диагностические методики, применяемые в нейропсихологическом обследовании, говорится о том, что "знания в преморбидном уровне интеллектуального развития, уровне знаний и навыков, о профессиональной подготовке больного и наличии у него проявлений левшества позволяют избежать неправильной оценки наблюдаемых затруднений"[1, стр. 115]

Возможно, особый интерес нейропсихологии  к проблеме психологической нормы был обусловлен обращением к изучению онтогенеза. На сегодняшний день в нейропсихологии активно разрабатывается проблема индивидуальных различий и типологии нормы, говорится о необходимости набора нормативов для разных возрастных периодов и разных социокультурных условий, также о важности определения соотношения между нормой психологической, и нормой, устанавливаемой по объективным медицинским показателям.[5, стр.128]

Свидетельством  переосмысления соотношения между  нормой и патологией в клинической психологии является изменение трактовки ряда традиционно считавшимися патологическими симптомов и рассмотрение их как компенсаторных новообразований психики.[1, стр.116]

Легко установить, что отклонения в ту или иную сторону у личностей, не акцентуированных, всегда находятся в пределах общечеловеческих норм. Эти черты, заложенные в человеке от природы, именно вследствие своей общечеловеческой значимости составляют настолько крепкий остов, что особого "индивидуального разнобоя" обычно не наблюдается.[9, стр.304]

На фоне вариаций в сфере направленности интересов и склонностей, возникают  различные индивидуальности. Трудно установить, относятся они к ряду акцентуаций или лишь к индивидуальным вариациям личности.

Таким образом, можно заключить, что психическая норма- это отсутствие каких-либо патологических проявлений, нарушений психики. Также следует подчеркнуть, что у нормального, психически здорового человека должны отсутствовать психопатологические синдромы, но также могут встречаться отдельные патологические симптомы.

     2.2. Характеристика основных  типов изменённых  состояний характера

 

Акцентуации характера - это крайние варианты его нормы, при которых отдельные  черты характера чрезмерно усиленны, отчего обнаруживается избирательная  уязвимость в отношении определённого рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.[5, стр.163]

Из определения  следует, что акцентуации характера  не являются болезнью. Это, скорее, более  выраженная особенность человека, подчёркивающая его индивидуальность. В силу этого распространённость её значительно шире, чем представляется в работах многих авторов. Причина в том, что методами психологической диагностики более достоверно выявляется лишь "явная акцентуация".

Но наличие "явной акцентуации" логически предполагает наличие не только собственно акцентуации, но и "скрытой" (латентной) акцентуации, проявляемой лишь в необычных, экстремальных условиях, либо под воздействием постоянного стресса.

С целью  пояснения предполагаемых соотношений "нормы" и "патологии", гипотетически "нормального", т.е. "гармоничного" (в природе вряд ли существующего) человека и акцентуанта, а также психопата, ниже приведён рис.1, в котором в упрощённом виде показаны эти соотношения.

В рисунке  заглавными буквами "Г, Ц, И, А" представлены акцентуации: "гипертимная", "циклоидная", "истероидная" и пр. Предполагается, что в каждом из нас существует частичка и "истероидности", и "сенсетивности", и пр., т.е. в разных соотношениях представлены все черты характера. У каждой акцентуации, согласно взглядам А.Е.Личко, есть свои "близкие" и "дискордантные" типы, соотношения которых с целью упрощения не представлены в рисунке. В "норме", границы которой условно представлены окружностью, выделенной толстой линией, эти черты не выходят за неё ("гармоничный" человек и "акцентуант").[5, стр.169]. Только у "гармоничного" человека все черты характера представлены в рисунке равномерными кругами, а у акцентуанта явно преобладает какая-то черта, придающая ему соответствующие характерологические особенности.[6, стр.205]

Каждой "акцентуации" присущи свои "сильные" и "слабые" стороны. Чем более  выражена акцентуация, тем более  явно проявляются узкие преимущественные возможности человека, но усложняется  выбор оптимальных видов профессиональной и творческой деятельности, а также возрастают требования к адаптивным способностям. Следовательно, существенно возрастает значение рационального выбора условий труда, а также индивидуализации характера воспитательного воздействия.

Наличие "сильных" сторон как раз объясняет лучшую, чем у "нормального" человека, адаптацию к определённым видам неблагоприятных воздействий. Так, к примеру, акцентуант шизоидного типа значительно лучше переносит вынужденное одиночество и условия, которые длительное время предполагают вынужденное одиночество и условия, которые длительное время предполагают очень узкий, ограниченный круг неформального общения, чем "нормальный" человек, а тем более акцентуант истероидного типа. Если изучение "слабых" сторон акцентуанта позволяет выявить причины его дезадаптации и девиантного поведения, то именно в "сильных" сторонах каждой акцентуации таятся значительные потенциальные возможности для "рационального" трудоустройства, адаптации и пр.[6, стр.240]

С возрастом  акцентуации исчезнуть "просто так" никуда не может. Она лишь трансформируется, размывается в результате приобретённого опыта, стереотипа поведения, разного рода наслоений, защитных реакций и пр. Но преобладающие черты, как бы они не были запрятаны, проявляются особенно в непривычной или экстремальной ситуации.

Акцентуированные  черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация – это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. Ананкастические, паранойяльные и истерические черты могут быть присущи в какой то мере, собственно, любому человеку, но проявления их так ничтожны, что они ускользают от наблюдения. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

Личности, обозначаемые нами как акцентуированные, не являются патологическими. При ином толковании мы бы вынуждены были прийти к выводу, что нормальным следует  считать только среднего человека, а всякое отклонение от такой середины (средней нормы) должны были бы признать патологией. Это вынудило бы нас вывести за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчётливо выделяются на фоне среднего уровня. Однако в эту "рубрику" попала бы и та категория людей, о которых говорят "личность" в положительном смысле, подчёркивая, что они обладают ярко выраженным оригинальным психическим складом. Если у человека не наблюдаются проявления тех свойств, которые в "больших дозах" дают паранойяльную, ананкастическую, истерическую, гиппоманиакальную или субдепрессивную картину, то такой средний человек может безоговорочно считаться нормальным.[9, стр.205]

Среди типов акцентуаций выделяют:

Параноидальный (целеустремлённость); эпилептоидный (консерватизм); гипертимный (постоянно приподнятое настроение); истероидный (демонстративность); шизоидный (замкнутость, погруженность в свой собственный мир); психастеноидный (педантичность, неуверенность); сенситивный (чрезмерное чувствоответственности); гипоманиакальный (пониженный фон настроения); конформный (ориентированность на нормы и ценности ближайшего окружения); неустойчивый (слабоволие); астенический (повышенная утомляемость); лабильный (крайняя переменчивость настроения); циклоидный (цикличная переменчивость настроения, активности).

Нарушение формирования характерологических  особенностей личности исследовал А.Е.Личко. Акцентуации характера он связывает  с врождёнными факторами и  потому не считает их доступными для  коррекции. Акцентуации достаточно широко распространены среди людей (от 30 до 90 % в различных социальных группах).[8, стр.311] Вместе с тем А.Е.Личко говорит о диапазоне развития акцентуации. Невозможно заменить тип акцентуации, однако в диапазоне этого типа возможно формирование тех или иных форм поведения и адаптации человека.

Воспитание  усиливает или ослабляет те особенности, которые присущи ребёнку с  акцентуацией. Особенно ярко выражены акцентуации характера в подростковом возрасте, и влияния в этом возрасте на подростка способны отклонить развитие акцентуации в сторону сглаживания или усиления исходной акцентуации.

Личность, выражающая акцентуации, не выступает  патологической и не оценивается  кК психотическая. Однако, согласно А.Е.Личко, те люди, которые в преморбидном состоянии выражали такие свойства, которые находятся на границах нормы и патологии, чаще склонны к психопатиям, чем те, которые находятся как бы дальше границ. Гипотеза, существующая в патопсихологии, состоит в том, что особенности личности в норме обуславливают особенности патопсихологического состояния. Последнее выступает как бы заострением нормального характера и особенностей нормального человека. Ориентация в акцентуированных характерах позволяет более точно разбираться в людях, потому что наличие тех или иных особенностей в характере человека закономерно приводят к тем или иным способам поведения, а значит, к возможностям его прогнозирования.[7, стр.405]

Не всегда легко провести чёткую грань между  чертами, формирующими акцентуированную личность, и чертами, определяющими  вариации индивидуальности человека. Колебания здесь проявляются в двух направлениях. Прежде всего, особенности застревающей, или педантической, или гипоманиакальной личности могут быть выражены в человеке столь незначительно, что акцентуация как таковая не имеет места, можно лишь констатировать отклонение от некоего "трафаретного" образца. Особенно ярко это выражено при определении тех или иных свойств темперамента, представляющих все промежуточные ступени его видов вплоть до почти нейтральной. Акцентуация всегда в общем предполагает усиление степени определённой черты.

Информация о работе Проблема изменения характера человека