Проблема изменения характера человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определение взаимодействия и процесса изменения характера.

Объект исследования – процесс характера.

Предмет исследования – развитие изменения характера.

В соответствии с целью исследования, были поставлены следующие задачи:

- определить структуру характера;

- выявить особенности характера;

- определить формирование и изменение характера.

Структура: Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы.

Содержание

Введение 4

1 Структура и свойства характера

1.1 История развития научного учения о характере 6

1.2 Характерологические особенности 7

1.3 Формирование и развитие характера 9

2 Типы характеров в норме и патологии

2.1 Характеристика нормы характера 13

2.2 Характеристика основных типов измененных состояний характера 16

3 Процесс характера

3.1 Формирование характера и его изменение 20

3.2 Влияние видов характера на профессиональную деятельность 23

Заключение 29

Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 166.50 Кб (Скачать)
lign="justify">Все черты  характера имеют между собой закономерную зависимость. Характер человека проявляется в системе отношений:

В отношении  к другим людям (общительность –  замкнутость, доброта – злобность  и т.д.)

В отношении  к делу (трудолюбие – леность, одарённость  – бездарность и т.д.)

В отношении к себе (самокритичность – самоуверенность, скромность – хвастовство и т.д.)

В отношении  к вещам (щедрость – жадность, аккуратность – неряшливость и т.д.)

В отношении  к долгу (верность – неверность, сознательность – фанатичность и  т.д.)

В отношении к природе (зоофил – зоофоб, турист – домосед и т.д.)

В отношении  к увлечениям (танцор, поэт, певец  и т.д.)

В отношении  к излишествам (моральный – аморальный, азартный – неазартный и т.д.)

Таким образом, характер накладывает свой отпечаток на все формы поведения и деятельности. Следует сказать, что характер представляет собой интеграцию впечатлений, полученных от социальной среды. Характер состоит из определённых звеньев, компонентов, ведущим из которых является мировоззрение, убеждение. В итоге можно заключить, что многообразие условий (внешних и внутренних) формирования характера в их сложной динамической взаимосвязи порождает и многообразие характеров.

1.3 Формирование и развитие характера

 

Выступая  как прижизненное образование человека, характер продолжает формироваться в течение всей жизни. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Характер формируется под влиянием жизненных воздействий и воспитания; вместе с тем он связан с природным типом высшей нервной деятельности. Тип нервной деятельности не предопределяет ни отдельных свойств характера, ни характера в целом, но обеспечивает различные условия для формирования систем временных связей, образующихся в коре головного мозга под воздействием окружающей среды и преломляющихся через соответствующие достижения психического развития субъекта. Поэтому по мере того, как формируется определённый образ жизни человека, формируется и сам человек.[11] Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека. Наиболее важными для формирования характера являются различные группы, в которые входит человек (семья, друзья, класс, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для него наиболее важной и значимой, на какие ценности его ориентирует – такие черты характера будут развиваться у него. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности развивается и сама группа.

Характер  зависит от того, в каких условиях развивалась личность, каков был её круг общения, особенно в подростковом возрасте. Именно этот возраст ставит перед человеком проблемы самоопределения. Как показывала Е.Р.Калитеевская, если в подростковом возрасте были "шероховатости" характера и неуживчивость, то в дальнейшем это сглаживается и даже приводит к развитию цельного характера[5,стр. 403]. Тогда как пассивность, отсутствие проблем у подростка часто далее приводит к отсутствию адаптации, неспособности заявить о своём решении и стать самостоятельным. Таким образом, характер формируется как отстаивание своей независимости и в то же время в ходе поиска форм контакта с другими людьми. Однако, не поняв себя как автономную личность, человек не способен понять и других людей, установить с ними контакт и ответственно заявить о своих решениях. Идти на компромисс способен автономный и ответственный человек, в противном случае компромисс оказывается конформностью.

Характер  – во многом результат самовоспитания. Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Сознание своих недостатков – это положительная, прогрессивная черта характера; осознание своих недостатков вызывает у человека стремление преодолеть их.[3] Осознание недостатков позволяет человеку определить цель работы над собой, т.е. те черты характера, от которых он бы хотел избавиться или, наоборот, выработать у себя.

Черты характера развиваются не сами по себе, отдельно от других особенностей. Наиболее тесно характер связан с темпераментом, по этому одна и та же черта у людей разных темпераментов проявляется по-разному. От темперамента зависит, сколько понадобиться времени, чтобы черта характера стала устойчивой и постоянной, поэтому у людей одного темперамента легче формируются одни черты характера, а у людей с другим темпераментом сформировать эти черты очень трудно. Черты характера также будут зависеть от позиции личности в группе.

В характере  аккумулируются привычки человека. Он проявляется в деятельности людей, но в ней же он и формируется. Быт, условия жизни в семье, учёба и труд – школа человеческих характеров. Перед педагогами и родителями постоянно стоит ответственная задача: своевременно подмечать наметившиеся изменения в характере детей и, принимая их во внимание, осуществлять свою линию поведения и воспитания.

Несмотря  на свою многогранность, характер –  лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над  своим характером, способен его изменить. Поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определённую вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой (если, конечно, она не скрывает своё бессилие за фразой "Такой уж у меня характер") [3, стр.403]

В характере  тесно переплетены положительные  и отрицательные качества. Рядом  с правдивостью может уживаться  нечестность, а с аккуратностью  – безалаберность. Наверняка не существует людей, которые не имели  бы отрицательных качеств. Нужно  воспитывать свой характер, стараться сделать его лучше.

Становление характера обусловлено, конечно, и  тем, каким он был раньше. Даже при  самых резких изменениях жизни он обычно всё же сохраняет известное  единство в основных наиболее общих  его чертах. Но характер не является фатально предопределённым, хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, но сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек нравственного поведения, которые он у себя вырабатывает, от дел и поступков, которые он совершает, в зависимости от всей его сознательной деятельности.

Большую помощь в воспитании характера оказывают  более опытные люди, и здесь важно найти пример, достойный подражанию. Однако реальное воздействие на характер возможно лишь при условии референтного воспитания для воспитанника. Поэтому большое значение для формирования характера имеют те образцы, те идеалы, на которые стремится быть похожим человек. Пример для подражания не обязательно должен быть реальным. Это может быть киногерой или герой литературного произведения, отличающийся глубокой проницательностью и исключительной твёрдостью характера. Если у человека нет идеала, это может свидетельствовать о том, что развитие личности идёт неправильно. Обычно это означает появление отклонений в развитии, называемое "возрастным инфантилизмом".

Формирование  характера – очень сложный  процесс, который никогда не бывает прямолинейным. Особенно отчётливо видны "зигзаги" становления в самом начале взросления.[8] Это связано с тем, что, стремясь быстрее стать взрослым, подрастающий человек часто ориентируется только на их внешнюю атрибутику, а внутренний мир взрослых, их мысли, переживания проходят незамеченными.

По мере овладения взрослыми нормами  поведения, по мере развития характера  ребёнок начинает осознавать, что  имеет собственное лицо, собственное "Я", которое теряется, размывается  в группе одинаково ведущих себя сверстников. С этого момента намечается переход от стремления "быть таким же, как все" к стремлению "проявить себя"

Особое  значение в формировании характера  принадлежит общественной деятельности человека, активное участие в которой  развивает чувство ответственности перед коллективом, способствует развитию организованности, выдержки, чувства долга.

Наиболее  эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в  работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль выполнения намеченного. Простым и действенным способом формирования характера являются занятия физкультурой и спортом, которые делают людей боле выносливыми, мужественными.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом  является система убеждений. Убеждённость определяет направленность поведения  человека, его непреклонность в достижении целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.

Таким образом, формирование характера имеет  социальную среду, т.е. зависит от мировоззрения  человека, содержания и характера  его деятельности, от социальной группы, в которой он живёт и действует, от активного взаимодействия с другими людьми.

В итоге  нужно отметить:

1) характер  не является врождённым – он  формируется в жизни и деятельности  человека как представителя определённой  группы, определённого общества.

2) характер  человека – это всегда продукт  общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Типы характеров в норме и патологии

     2.1 Характеристика нормы  характера

 

     Категория психологической нормы является принципиальной составляющей понятийного аппарата психологии и вместе с тем одной из наиболее дискуссионных её проблем. Существует многообразие критериев, предлагаемых разными исследователями для определения того, что такое норма. Интерес к проблеме нормы сегодня обусловлен и необходимостью комплексного решения всё более усложняющихся прикладных задач (в частности диагностических).

Термин "норма" в переводе с латыни обозначает руководящее начало, правило, образец. Норма понимается как узаконенное  установление, признанный обязательным порядок, строй и вместе с тем, как установленная мера, средняя величина, характеризующая какую-либо совокупность событий.

Психическую норму часто определяют как отсутствие каких-либо патологических проявлений, нарушений психики. Недостаток "негативного" определения нормы состоит в том, что оно лишь приблизительно очерчивает границы нормального, но не раскрывает его сущности, качественной традиционной дихотомии "норма-патология" требует, по крайней мере, определения последней.

До сих  пор в медицине доминирует упрощённое толкование патологии как болезни, отклонения от нормы. Психология также должна опираться и на философские традиции, в которой "патос" означает деятельность и изменение души под влиянием какого-либо воздействия, страдание, страсть.[1, стр.113] Следует незабывать и о том, что норма и патология не являются взаимоисключающими понятиями: у нормального, психически здорового человека должны отсутствовать психопатологические синдромы, но также могут встречаться отдельные патологические симптомы. Одним из важных признаков нормы считается возможность самостоятельной компенсации подобных патологических проявлений. В целом можно заключить, что понятие нормы и патологии исторически и культурно обусловлены и их границы достаточно подвижны.

Когда говорят о "нормальной личности", то сплошь и рядом забывают, что соединение двух терминов, таких как "личность" или "индивидуальность", с одной стороны, и "норма" или "средняя величина" с другой,- такого рода соединения грешат внутренним противоречием: это есть соединения двух по существу совершенно не согласных друг с другом терминов. Слово "личность" подчёркивает именно индивидуальное, в противоположность схеме, норме, середине.[11] Решительно то же самое относится и к выражению "нормальный характер". Когда говорят о наличии у человека того или иного определённого темперамента, то тем самым, конечно, указывают на известную однобокость его психической организации, тем самым дают понять о наличности в сфере его психики известной дисгармонии, об отсутствии равновесия во взаимоотношениях отдельных сторон его душевной деятельности. Если бы под нашим наблюдением находился человек с идеально-нормальной психикой, если бы, конечно, таковой нашёлся, то едва ли можно было говорить о наличии у него того или иного характера. Такого рода человек был бы, конечно, "бесхарактерным" в том смысле, что он всегда действовал бы без предвзятости.[11, стр.494]

Информация о работе Проблема изменения характера человека