Проблема изменения характера человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определение взаимодействия и процесса изменения характера.

Объект исследования – процесс характера.

Предмет исследования – развитие изменения характера.

В соответствии с целью исследования, были поставлены следующие задачи:

- определить структуру характера;

- выявить особенности характера;

- определить формирование и изменение характера.

Структура: Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы.

Содержание

Введение 4

1 Структура и свойства характера

1.1 История развития научного учения о характере 6

1.2 Характерологические особенности 7

1.3 Формирование и развитие характера 9

2 Типы характеров в норме и патологии

2.1 Характеристика нормы характера 13

2.2 Характеристика основных типов измененных состояний характера 16

3 Процесс характера

3.1 Формирование характера и его изменение 20

3.2 Влияние видов характера на профессиональную деятельность 23

Заключение 29

Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение                                                                                                                  4

1 Структура и  свойства характера

1.1 История развития  научного учения о характере                                            6

1.2 Характерологические  особенности                                                                 7

1.3 Формирование  и развитие характера                                                              9

2 Типы характеров  в норме и патологии

2.1 Характеристика нормы характера                                                                  13

2.2 Характеристика  основных типов измененных состояний  характера         16

3 Процесс характера

3.1 Формирование характера и его изменение                                                   20

3.2 Влияние видов  характера на профессиональную  деятельность                 23 

Заключение                                                                                                             29

Список использованной литературы                                                                   30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     "Посеешь  поступок - пожмёшь привычку; посеешь  привычку - пожнёшь характер; посеешь характер - пожнёшь судьбу" (пословица).

     Вопрос  об особенностях формирования характера до сих пор актуален в нашей стране. Формирование характера начинается с зачатия и продолжается в течение всей жизни. Особенно важны годы раннего детства (в это время закладываются основы характера). Решающее и наиболее главное значение для его формирования играет целенаправленное воспитание.

     Институт  семьи и школы находятся на низком уровне, вследствие того, что  люди более заинтересованы обретением материальных ценностей, нежели духовных.

     В психологии понятие характер (от греч. Charakter - ”печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

       Характер - одна из главных составляющих индивидуальности. Слово "характер" широко используется как в жизни, так и в литературе. При взаимодействии с другими людьми каждый человек проявляет свой характер и оценивает его у других. Люди с разными характерами по-разному ведут себя в схожих ситуациях, по-разному реагируют и переживают. К примеру, если мы знаем характер другого человека, то можем лучше понять мотивацию его действий, выбрать оптимальный стиль общения с ним, предвидеть его поведение в тех или иных ситуациях.

     Знание  особенностей характера имеет огромную роль при трудоустройстве, при назначении людей на определённую должность, при группировании людей для выполнения совместной деятельности.

     Знание  особенностей характера, психотипа  личности даёт реальную возможность  педагогам, родителям предвидеть, прогнозировать в определённой степени поведение в той или иной ситуации. Мы все разные. Необходимо понять, что психотип личности, акцентуация характера- это не клеймо. Нужно научиться принимать человека таким, каков он есть.

     Учитывая  знания особенностей характера, помогать использовать свои положительные черты и по возможности контролировать, нейтрализовать отрицательные, развивать и реализовать все заложенные в нём способности и таланты.

     Цель  исследования –  определение взаимодействия и процесса изменения характера.

     Объект  исследования –  процесс характера.

     Предмет исследования –  развитие изменения характера.

     В соответствии с целью исследования, были поставлены следующие задачи:

     - определить структуру характера;

     - выявить особенности характера;

     - определить формирование и изменение характера.

     Структура: Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Структура и свойства  характера

     1.1. История развития  научного учения  о характере

 

     Формирование первых научных представлений о характере связано с именем Аристотеля, который описал различия в нравах и образах мыслей у разных людей. Его ученик Теофраст выделил тридцать черт в связи с выраженностью негативной характеристики поведения - порочность, хвастовство и льстивость. Ввёл в научный обиход и сам термин "характер ", написав трактат "Этические характеры". В дальнейшем Ж. Лабрюйер, длительное время наблюдавший за нравами знати, описал уже более тысячи типических черт характера. А.Ф. Лазурский, считавший изучение личности одной из главных задач психологии, создал характерологию – раздел психологической науки о сущности, строении, типах и развитии характера.

В настоящее  время характер как целостное  личное образование изучается в  дифференциальной психологии, предметом которой являются индивидуально – психологические различия между людьми.

Учение  о характере – характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими её проблемами на протяжении веков было установление типов характера и их определение с целью предсказывать мотивацию поведения человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций основывается на каких-то внешних факторах, связанных с развитием личности.

Одной из самых древних попыток прогнозирования  поведения человека было составление  гороскопов, не менее популярны попытки  связать характер человека с его  именем. По мнению японского учёного  Иошитаке Номи, группа крови в большой  степени определяет характер и индивидуальные особенности каждого человека. Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика (учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определённому типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа). В качестве отдельного направления характерологии можно выделить определение индивидуальных особенностей человека по его позе, положению тела. Не менее знаменитую и богатую историю имеет хиромантия (гадание по линиям и бугоркам ладони). Также популярность имеет графология – наука, рассматривающая почерк как разновидность выразительных движений.

Однако  в настоящее время ни антропология, ни анатомия, ни психология не располагают  никакими сколько-нибудь достоверными данными о том, что характер человека зависит от строения тела, конфигурации лица, цвета глаз и т.д.

1.2 Характерологические  особенности

 

     Характер  выражается как устойчивые способы  поведения личности в различных  ситуациях (с греч. сharaкter – черта, чеканка). Характер многогранен, трансситуативен, т.е. в разных ситуациях поведение человека достаточно типично для него.[1] В нём могут быть выделены отдельные черты или стороны, однако которые не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.

Долгое  время считалось, что характер и  воля человека – одно и то же, а  выражение "человек с характером" рассматривалось как синоним  выражения "волевой человек". Воля по преимуществу связана, по преимуществу, с силой характера, его твёрдостью, решительностью, настойчивостью. Когда говорят, что у человека сильный характер, то тем самым как бы хотят подчеркнуть его целеустремлённость, его волевые качества.

Структура характера определяется такими его свойствами, как: а) степень глубины черт характера. Различают черты более глубокие и более поверхностные. Более глубокими являются такие черты, которые определяются центральными отношениями личности к окружающему; б) активность или сила характерна, которые определяются степенью побуждающей сила черт, степенью противодействия внешними обстоятельствам. В этом отношении различают людей с сильным и слабым характером; в) степень устойчивости или изменчивости характера. У одних людей пластичный, изменчивый характер, у других – устойчивый, малоизменяющийся.

     В структуре характера выделяются две подструктуры черт. К первой подструктуре относятся черты характера, аккумулирующие в себе основные особенности  направленности личности, которые определяют систему отношений к окружающей действительности. Та или иная направленность отношений выражается комплексом нравственных черт, находящих выражение в волевых, интеллектуальных и эмоциональных, регуляционных особенностях.

     Наиболее  общие свойства характера располагаются по осям: сила – слабость; твёрдость – мягкость; цельность – противоречивость; широта – узость. Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности, "астеничности" в достижении цели, неустойчивости взглядов и т.д. Твёрдость характера означает жёсткую последовательность, упорство в достижении целей, отстаивание взглядов и т.д., в то время когда мягкость проявляется в гибком приспособлении к изменяющимся условиям, достижении цели за счёт некоторых уступок, нахождении разумных компромиссов. Цельность или противоречивость характера определяется степенью сочетания ведущих и второстепенных черт характера.[9]

Но характер не исчерпывается силой, он имеет  содержание, её направляющее, определяя, как в различных условиях будет  проявляться воля. С одной стороны, в волевых поступках характер складывается и в них же проявляется: волевые поступки в значимых для личности ситуациях переходит в характер, закрепляясь в нём в качестве относительно устойчивых его свойств. Волевой характер отличается определённостью, постоянством и самостоятельностью, твёрдостью при осуществлении намеченной цели. С другой – нередки случаи, когда слабовольного человека называют "бесхарактерным"

К основным, ведущим чертам характера относят  те, которые задают общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, а второстепенные – это те, которые определяются основными. Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его важнейшие проявления. У каждого человека обязательно должны быть центральные свойства характера, их называют глубинными. Они связаны с наиболее важными, стержневыми отношениями личности. Важно знать при каких условиях это свойство характера проявится, а при каких будет скрыто и затормозится. Если ведущие и второстепенные черты гармонируют, если отсутствуют противоречия в стремлениях и интересах, то такой характер называют цельным, если же они резко контрастируют – то противоречивым.

Своеобразие связывается и в особенностях протекания чувств человека. На что  указывал К.Д.Ушинский: "Ничто, ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и её строя."[3,с.395]. Связь между чувствами и свойствами характера также взаимная.

Структура характера обнаруживается и в  закономерной зависимости между  отдельными её чертами. Если человек  труслив, есть основания предполагать, что он не будет обладать качествами инициативности, решительности и самостоятельности, самоотверженности и щедрости.

Особенно  большое значение для характерологических  проявлений имеет взаимоотношение  интеллектуальных черт личности. Глубина  и острота мысли, необычность  постановки вопроса и его решения, интеллектуальная инициатива, уверенность, самостоятельность мышления – всё это составляет оригинальность ума как одну из сторон характера. Однако то, как человек использует свои умственные способности, будет существенно зависеть от его характера.

Информация о работе Проблема изменения характера человека