Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:16, курсовая работа
Цель исследования - изучение агрессивного поведения учащихся старшего школьного возраста и разработка путей снижения агрессии.
Объект исследования – агрессивное поведение старшеклассников.
Предмет исследования - процесс преодоления склонности к агрессивному поведению у старшеклассников.
Гипотеза исследования состоит в следующем: мы предполагаем, что предложенная нами коррекционная программа будет эффективна при работе со старшеклассниками.
Рис. 1. Уровень враждебности испытуемых
Данные, представленные на рисунке 1, позволяют сделать следующие выводы: у 14 испытуемых (46,56 %) высокий уровень враждебности; 8 испытуемых (26,72 %) имеют нормальный, средний уровень враждебности; 8 испытуемых (26,72 %) обладают низким уровнем враждебности.
Враждебность - длительное, устойчивое негативное отношение или система оценок, применяемая к окружающим людям, предметам и явлениям. Враждебность - антагонистическое отношение к людям, включающее когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Аффективный компонент представляет целый ряд взаимосвязанных эмоций, включая гнев, раздражение, обиду, негодование, отвращение и т.п. Когнитивный компонент содержит негативные убеждения в отношении человеческой природы в целом (цинизм) и убеждения в недоброжелательности других людей по отношению к самому субъекту (враждебные атрибуции, недоверие, подозрительность). Наконец, поведенческий компонент включает разнообразные формы проявления враждебности в поведении, часто скрытые, - агрессию, негативизм, нежелание сотрудничать, избегание общения и т.д.
Высокий уровень враждебности
- комплекс негативных отношений (вражда,
неприязнь, недоброжелательность), убеждений
и оценок применительно к другим
людям, т.е. восприятие других людей
как вероятный источник фрустрации,
обмана, провокации и т.п. Таким образом,
как устойчивая, общая черта враждебность
подразумевает девальвацию
Враждебность среднего уровня, нормального - чувства неприязни, негодования, обиды.
Враждебность низкого
уровня характеризует испытуемого
следующим образом: он с большим
недоверием относится к людям, но
почти не выказывает к ним агрессии.
Что же касается гневливости, то она
находится на среднем уровне. В
целом нельзя сказать, что такой
человек терпимо относится к
окружающим, однако его враждебность
не принимает опасных и
Рис. 2. Типы проявления агрессии у испытуемых
На рисунке 2 представлены данные, полученные с помощью методики Басса-Дарки.
Физическая агрессия характерна для 3 испытуемых; косвенная агрессия отмечена у 7 испытуемых; раздражение свойственно 8 испытуемым; негативизм присущ 5 испытуемым; обида выявлена у 4 испытуемых, как и вербальная агрессия; подозрительность обнаружена у 5 испытуемых; чувство вины отмечено у 2 испытуемых.
Физическая агрессия - использование физической силы против физического объекта, другого лица, социальной группы. Физическая агрессия проявляется определёнными и наблюдаемыми со стороны психомоторными актами, нередко представленными той или иной их последовательностью (толчки, удары, избиения, истязания и др).
Косвенная агрессия – агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злые шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена, – взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.д.
Склонность к раздражению (раздражение) – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направленная против какой-либо личности, пользующейся авторитетом у окружающих, или руководителя. Это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении в том, что окружающие намерены причинить вред.
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья).
Угрызения совести или
чувство вины выражают влияние
чувства вины на проявление запрещенных
форм поведения. Этот пункт выражает
степень убеждения
Отсутствие или очень
низкий уровень агрессии – может
свидетельствовать о
На рисунке 3 представлены данные, позволяющие сделать вывод о типах агрессивного поведения испытуемых. Наиболее характерным является косвенный вербальный тип агрессии, прямая физическая агрессия отмечена лишь у 5 испытуемых. Косвенная физическая агрессия свойственна испытуемым чуть больше, чем прямая физическая агрессия.
Рис. 3. Типы агрессивного поведения испытуемых
Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозу сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб; демонстративного крика, направленного на устранение сверстника; агрессивных фантазий.
Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого.
Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Это может быть: разрушение продуктов деятельности другого; уничтожение или порча чужих вещей.
Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение. Может принимать две формы - символическую и реальную.
Символическая представляет собой угрозы и запугивание (ребенок показывает кулак товарищу или пугает его); реальная агрессия - это уже непосредственное физическое нападение.
На рисунке 4 представлены формы агрессивного поведения испытуемых. Вербальная агрессия характерна для 10 испытуемых; физическая агрессия, как и самоагрессия выявлена у 4 испытуемых; предметная агрессия обнаружена у 5 испытуемых; эмоциональная агрессия свойственна 7 испытуемым.
Рис. 4. Формы агрессивного поведения испытуемых
Итак, в экспериментальную группу были отобраны 15 человек, у которых были обнаружены: высокий уровень враждебности, прямая физическая агрессия и физическая агрессия.
2.3. Система работы по
коррекции агрессивного
Следующий этап экспериментальной работы был нацелен на реализацию следующих задач:
1. Разработать систему
мероприятий по преодолению
2. Апробировать систему
работы со школьниками
Цель программы - гармонизация эмоциональной сферы.
Задачи - снятие психоэмоционального напряжения; смягчение агрессивных проявлений; обучение способам конструктивного взаимодействия и сдерживание импульсивности; содействие проявлению позитивных эмоций и переживаний.
Подготовительный этап - индивидуальная беседа с каждым участником и формирование у них позитивной установки на занятия в группе. Основная форма работы – групповые занятия. Количество участников: 15 человек. Общая продолжительность работы 24 часа (12 встреч по 2 часа).
Выбор групповой формы работы был сделан нами не случайно, так как она предпочтительнее индивидуальной. Это можно объяснить рядом причин:
Групповая работа снижает дискомфорт от взаимодействия, имеющий место в индивидуальной работе; позволяет отрабатывать социальные навыки; повышает самооценку; развивает навыки внутреннего поведения.
Предварительная работа. Перед началом занятий мы провели предварительную беседу с участниками, где им объяснили цель. Задачи и принципы наших занятий. При подборе участников в группу мы руководствовались следующими критериями:
1) желание и добровольность прихода в группу;
2) противопоказано участие людей с явно выраженными нарушениями здоровья;
Система работы была построена с учетом следующих аспектов:
– информационного;
– мотивационного;
– эмоционального;
– поведенческого.
Система работы, предлагаемая нами, изложена в приложении.
В ходе проделанной работы было замечено, что все участники были включены в работу, с интересом выполняли упражнения. В целом, работа прошла на должном уровне, особых проблем в проведении не возникало.
После проведения занятий был проведен
контрольный этап исследования, в
котором был использован тот
же диагностический
На данном этапе исследования осуществлялась оценка эффективности системы работы.
Основные задачи этого этапа предусматривали:
С помощью методики Басса-Дарки были получены данные свидетельствующие о снижении уровня враждебности:
Данные, полученные с помощью опросника Почебут, позволяют сделать вывод о снижении проявления физической, предметной агрессии и самоагрессии.
Методика «Агрессивное поведение» позволила оценить произошедшие изменения в уровне проявления физической и вербальной агрессии: проявление прямой и косвенной физической агрессии у испытуемых экспериментальной группы снизилась.
Таким образом, видя динамику, мы можем сделать вывод о том, что разработанная нами система работы оказалась эффективной, и гипотеза относительно эффективности представленной системы работы получила убедительное подтверждение.