Преодоление агрессии у старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучение агрессивного поведения учащихся старшего школьного возраста и разработка путей снижения агрессии.
Объект исследования – агрессивное поведение старшеклассников.
Предмет исследования - процесс преодоления склонности к агрессивному поведению у старшеклассников.
Гипотеза исследования состоит в следующем: мы предполагаем, что предложенная нами коррекционная программа будет эффективна при работе со старшеклассниками.

Работа содержит 1 файл

Преодоление агрессии у старшеклассников.docx

— 103.49 Кб (Скачать)

Рис. 1. Уровень враждебности испытуемых

Данные, представленные на рисунке 1, позволяют сделать следующие  выводы: у 14 испытуемых (46,56 %) высокий  уровень враждебности; 8 испытуемых (26,72  %) имеют нормальный, средний  уровень враждебности; 8 испытуемых (26,72 %) обладают низким уровнем враждебности.

Враждебность  - длительное, устойчивое негативное отношение или  система оценок, применяемая к  окружающим людям, предметам и явлениям. Враждебность - антагонистическое отношение  к людям, включающее когнитивный, аффективный  и поведенческий компоненты. Аффективный  компонент представляет целый ряд  взаимосвязанных эмоций, включая  гнев, раздражение, обиду, негодование, отвращение и т.п. Когнитивный компонент  содержит негативные убеждения в  отношении человеческой природы  в целом (цинизм) и убеждения в  недоброжелательности других людей  по отношению к самому субъекту (враждебные атрибуции, недоверие, подозрительность). Наконец, поведенческий компонент  включает разнообразные формы проявления враждебности в поведении, часто  скрытые, - агрессию, негативизм, нежелание  сотрудничать, избегание общения  и т.д.

Высокий уровень враждебности  - комплекс негативных отношений (вражда, неприязнь, недоброжелательность), убеждений  и оценок применительно к другим людям, т.е. восприятие других людей  как вероятный источник фрустрации, обмана, провокации и т.п. Таким образом, как устойчивая, общая черта враждебность подразумевает девальвацию мотивов  и личностных качеств других людей, ощущение себя в оппозиции к окружающим и желание им зла (активное - причинять  вред или пассивное - наблюдать причинение вреда).

Враждебность среднего уровня, нормального - чувства неприязни, негодования, обиды.

Враждебность низкого  уровня характеризует испытуемого  следующим образом: он с большим  недоверием относится к людям, но почти не выказывает к ним агрессии. Что же касается гневливости, то она  находится на среднем уровне. В  целом нельзя сказать, что такой  человек терпимо относится к  окружающим, однако его враждебность не принимает опасных и недопустимых форм и масштабов.

Рис. 2. Типы проявления агрессии у испытуемых

На рисунке 2 представлены данные, полученные с помощью методики Басса-Дарки.

Физическая агрессия характерна для 3 испытуемых; косвенная агрессия отмечена у 7 испытуемых; раздражение  свойственно 8 испытуемым; негативизм присущ 5 испытуемым; обида выявлена у 4 испытуемых, как и вербальная агрессия; подозрительность  обнаружена у 5 испытуемых; чувство вины отмечено у 2 испытуемых.

Физическая агрессия - использование  физической силы против физического  объекта, другого лица, социальной группы.  Физическая  агрессия проявляется  определёнными и наблюдаемыми со стороны психомоторными актами, нередко  представленными той или иной их последовательностью (толчки, удары, избиения, истязания и др).

Косвенная агрессия – агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злые шутки), а  также агрессия, которая ни на кого не направлена, – взрыв ярости, проявляющийся  в крике, топанье ногами, битье  кулаками по столу и т.д.

Склонность к раздражению (раздражение) – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм – оппозиционная  мера поведения, обычно направленная против какой-либо личности, пользующейся авторитетом  у окружающих, или руководителя. Это поведение может нарастать  от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов  и обычаев.

Обида – зависть и ненависть  к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность – недоверие  и осторожность по отношению к  людям, основанные на убеждении в  том, что окружающие намерены причинить  вред.

Вербальная агрессия –  выражение негативных чувств как  через форму (ссора, крик), так и  через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья).

Угрызения совести или  чувство вины  выражают влияние  чувства вины на проявление запрещенных  форм поведения. Этот пункт выражает степень убеждения опрашиваемого  в том, что он является «плохим  человеком», совершающим плохие поступки, наличие у него угрызений совести.

Отсутствие или очень  низкий уровень агрессии – может  свидетельствовать о неискренности  ответов респондента, о его стремлении соответствовать социальной норме. Такие показатели встречаются у  людей со сниженной самокритичностью и завышенными притязаниями. Невысокий  уровень агрессии обычно обусловлен спонтанной агрессией и сопряжен с неумением переключать агрессию на деятельность и неодушевленные объекты -  в этом, возможно нет необходимости. Средний уровень агрессии - обычно выражается в спонтанности, некоторой  анонимности и слабой способности  к торможению. Высокий уровень  агрессии  связан с получением удовольствия от агрессии, перенятием агрессии толпы, провокацией агрессии у окружающих.

На рисунке 3 представлены данные, позволяющие сделать вывод  о типах агрессивного поведения  испытуемых. Наиболее характерным является косвенный вербальный тип агрессии, прямая физическая агрессия отмечена лишь у 5  испытуемых. Косвенная физическая агрессия свойственна испытуемым чуть больше, чем прямая физическая агрессия.

 Рис. 3. Типы агрессивного  поведения испытуемых

Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозу сверстнику. Проявляются они в  различных высказываниях в виде жалоб; демонстративного крика, направленного  на устранение сверстника; агрессивных  фантазий.

Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления  и вербальные формы унижения другого.

Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через  непосредственные физические действия. Это может быть: разрушение продуктов  деятельности другого; уничтожение  или порча чужих вещей.

Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение. Может принимать две формы - символическую  и реальную.

Символическая представляет собой угрозы и запугивание (ребенок  показывает кулак товарищу или пугает его); реальная агрессия - это уже  непосредственное физическое нападение.

На рисунке 4 представлены формы агрессивного поведения испытуемых. Вербальная агрессия характерна для 10 испытуемых; физическая агрессия, как  и самоагрессия выявлена у 4 испытуемых; предметная агрессия обнаружена у 5 испытуемых; эмоциональная агрессия свойственна 7 испытуемым.

 Рис. 4. Формы агрессивного  поведения испытуемых

Итак, в экспериментальную  группу были отобраны 15 человек, у которых  были обнаружены: высокий уровень  враждебности, прямая физическая агрессия и  физическая агрессия.

2.3. Система работы по  коррекции агрессивного поведения  у старшеклассников и динамика  проявления агрессивного поведения 

 

Следующий этап экспериментальной  работы был нацелен на реализацию следующих задач:

1. Разработать систему  мероприятий по преодолению склонности  к агрессивному поведению у  старшеклассников.

2. Апробировать систему  работы со школьниками указанной  категории.

Цель программы - гармонизация эмоциональной сферы.

Задачи - снятие психоэмоционального  напряжения; смягчение агрессивных  проявлений; обучение способам конструктивного  взаимодействия и сдерживание импульсивности; содействие проявлению позитивных эмоций и переживаний.

Подготовительный этап - индивидуальная беседа с каждым участником и формирование у них позитивной установки на занятия в группе. Основная форма работы – групповые занятия. Количество участников: 15 человек. Общая продолжительность работы 24 часа (12 встреч по 2 часа).

Выбор групповой формы  работы был сделан нами не случайно, так как она предпочтительнее индивидуальной. Это можно объяснить  рядом причин:

Групповая работа снижает  дискомфорт от взаимодействия, имеющий  место в индивидуальной работе; позволяет  отрабатывать социальные навыки; повышает самооценку; развивает навыки внутреннего  поведения.

Предварительная работа. Перед началом занятий мы провели предварительную беседу с участниками, где им объяснили цель. Задачи и принципы наших занятий. При подборе участников в группу мы руководствовались следующими критериями:

1) желание и добровольность  прихода в группу;

2) противопоказано участие людей с явно выраженными нарушениями здоровья;

Система работы была построена  с учетом следующих аспектов:

– информационного;

– мотивационного;

– эмоционального;

– поведенческого.

Система работы, предлагаемая нами, изложена в приложении.

В ходе проделанной работы было замечено, что все участники были включены в работу, с интересом выполняли  упражнения. В целом, работа прошла на должном уровне, особых проблем  в проведении не возникало.

После проведения занятий был проведен контрольный этап исследования, в  котором был использован тот  же диагностический инструментарий, что и на констатирующем этапе.

На данном этапе исследования осуществлялась оценка эффективности системы работы.

Основные задачи этого этапа  предусматривали:

  1. Выявление динамики преодоления склонности к агрессивному поведению у испытуемых.
  2. Оценку степени эффективности системы работы формирующего эксперимента, направленной на преодоление склонности к агрессивному поведению.

С помощью методики Басса-Дарки  были получены данные свидетельствующие  о снижении уровня враждебности:

  1. Высокий уровень враждебности, присущий  испытуемым после проведенных занятий, снизился до среднего и низкого.
    1. Уровень проявления физической агрессии снизился у всех испытуемых.

Данные, полученные с помощью опросника  Почебут, позволяют сделать вывод  о снижении проявления физической, предметной агрессии и самоагрессии.

Методика «Агрессивное поведение» позволила оценить произошедшие изменения в уровне проявления физической и вербальной агрессии: проявление прямой и косвенной физической агрессии у испытуемых экспериментальной  группы снизилась.

Таким образом, видя динамику, мы можем  сделать вывод о том, что разработанная  нами система работы оказалась эффективной, и гипотеза относительно эффективности  представленной системы работы получила убедительное подтверждение.

 

 

 


Информация о работе Преодоление агрессии у старшеклассников