Преодоление агрессии у старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучение агрессивного поведения учащихся старшего школьного возраста и разработка путей снижения агрессии.
Объект исследования – агрессивное поведение старшеклассников.
Предмет исследования - процесс преодоления склонности к агрессивному поведению у старшеклассников.
Гипотеза исследования состоит в следующем: мы предполагаем, что предложенная нами коррекционная программа будет эффективна при работе со старшеклассниками.

Работа содержит 1 файл

Преодоление агрессии у старшеклассников.docx

— 103.49 Кб (Скачать)

Профессиональное самоопределение  предполагает также самоограничение  в планировании ближайшего будущего, отказ от подростковых фантазий, в  которых ребенок мог стать  представителем любой, самой привлекательной  профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных  профессиях, что совсем не просто, т.к. в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой  опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан молодым человеком. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь  укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика  здесь имеется и вызывается она  своеобразием развития личности старшего школьника.

Мышление старшего школьника  приобретает личностный, эмоциональный  характер; интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную  окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением  к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление (а не интеллектуальные операции сами по себе) создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте.

Развитие гипотетико-дедуктивного, формального, мышления характеризуется  устремлением к свободному и оторванному  от реальности рассуждению, к исследованию соотношения категории возможного и действительного.

Назначение периода юности в жизни каждого человека состоит  в том, чтобы расширить горизонты  познания реального мира, других людей  и себя самого, выработать ко всему  этому свое отношение, найти свое место в обществе и определить жизненные задачи. Отсюда — интерес  юности к самым общим, универсальным  законам природы и человеческого  бытия, стремление постигнуть теоретические  и методологические основы научных  дисциплин, острый интерес к познанию человеческих возможностей и внутреннему  миру человека, склонность к самоанализу  и самооценке.

Юноша не просто строит общую  картину мира, но вырабатывает собственное  отношение ко всему, что знает  и видит. Поэтому в его умственной деятельности сочетаются активность анализирующей  мысли, склонность к рассуждениям и  особая эмоциональность, впечатлительность.

Центральным психологическим  процессом юношеского возраста является развитие самосознания. На основе формирующегося самосознания происходит самоопределение  личности старшеклассника, частным  проявлением которого является профессиональное самоопределение.

Старшеклассника отличает обращенность в будущее, его ожидание и предчувствие. Близость вступления в мир взрослых своеобразно окрашивает все поведение  старшеклассников, проявляясь, в частности, в их общественной направленности и  в повышении требовательности к  себе и другим.

Старший школьник миновал  эпоху подростковых кризисов и конфликтов. В этом возрасте отмечается улучшение  коммуникативности и общего эмоционального самочувствия индивида, большая дифференцированность его эмоциональных реакций и  способов выражения эмоциональных  состояний, повышение самоконтроля и саморегуляции.

Одновременно старший  школьный возраст не лишен трудностей и конфликтов. Это касается в первую очередь несоответствия между физической и психической зрелостью учащихся и их социальным статусом. Старшеклассник, достигший физической зрелости и  по интеллектуальному развитию иногда превышающий своих наставников, находится на содержании у родителей, он имеет фактически те же права  и обязанности, что и любой  школьник другого возраста, его деятельность жестко регламентирована взрослыми, а  возможности проявления инициативы во многом ограничены современными формами  школьной жизни. Такое искусственное  затягивание детства чревато, как известно, опасными последствиями. Инфантильность, отсутствие чувства ответственности за свои действия, пассивная общественная позиция, потребительское отношение к взрослым, проявление школярства в учебе — нередкие явления наших дней. Кроме того, имеются, к сожалению, у некоторой части старших школьников элементы безверия и цинизма. Причиной их появления, как правило, бывает то, что пробуждающиеся у них гражданственные чувства и интересы встречаются с формализмом и демагогией со стороны старших. Кроме того, в последний год в школе иногда наблюдается некоторое расслабление, которое можно обозначить как феномен «последнего года детства».

Все эти проявления затянувшейся детскости в дальнейшем обходятся  обществу очень дорого, поэтому обеспокоенность  общественности современным состоянием социального воспитания школьников имеет под собой глубокие основания. Предпринимаемые в настоящее  время шаги по совершенствованию  системы формирования социальной активности школьников направлены в первую очередь  на развитие в школе ученического самоуправления, которое может стать  естественным «полигоном» не только для выработки и закрепления  у учащихся социально полезных качеств, но и в целом для более полного  и гармоничного развития их личности.

Становление социально активной позиции личности старшеклассника  осуществляется, конечно, не только в  ходе их участия в общественной жизни  коллектива. Оно происходит в каждый момент их школьной жизни и учебы  и определяется, в частности, нормой установленных отношении и характером общения.

Учащиеся юношеского возраста характеризуются возросшей общительностью. Старшеклассникам свойственно такое  душевное состояние, как ожидание общения, поиск общения. Общение в этом возрасте во многом удовлетворяет потребность  в деятельности, в признании, защищенности, интимной реакции. В нем старшеклассники  ищут и находят доказательства своей  социальной и человеческой ценности. При этом общительность у них  часто парадоксально сочетается с застенчивостью, а застенчивость  с раскованностью и даже развязностью.

Из приведенной характеристики познавательной, нравственной и эмоционально-волевой  сфер старшеклассника, можно сделать  определенные выводы о приоритетном значении изучения лиц юношеского возраста.

В юношеской жизни нередко  встречаются формы насильственного  поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость". К агрессивности близко подходит состояние враждебности.

Глава 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ  САМОРЕГУЛЯЦИИ ПРИ КОРРЕКЦИИ  АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

2.1. Цели, задачи и методики  исследования

 

Целью данного исследования было изучение  основных форм проявления агрессии у старшеклассников.

В ходе проведения диагностического  исследования перед нами стояли следующие  задачи:

  1. Выявить уровень агрессии у испытуемых;
  2. Определить ведущий тип агрессии;
  3. Оценить  уровень выраженности различных типов агрессии.

Для реализации поставленных задач мы использовали следующие  диагностические методики:

  1. Опросник Басса-Дарки;
  2. Методика «Агрессивное поведение» (Е.П.Ильин, П.А.Ковалев);
  3. Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут).

В исследовании участвовали  30 школьников в возрасте 16 лет,: 15 человек – дети из контрольной группы; 15 человек – дети из экспериментальной группы.

Опросник Басса-Дарки

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

Ответы оцениваются по восьми шкалам:

1. Физическая агрессия  – использование физической силы  против другого лица.

2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная  на другое лицо или ни на  кого не направленная.

3. Раздражение – готовность  к проявлению негативных чувств  при малейшем возбуждении (вспыльчивость,  грубость).

4. Негативизм – оппозиционная  манера в поведении от пассивного  сопротивления до активной борьбы  против установившихся обычаев  и законов. 

5. Обида – зависть и  ненависть к окружающим за  действительные и вымышленные  действия.

6. Подозрительность –  в диапазоне от недоверия и  осторожности по отношению к  людям до убеждения в том,  что другие люди планируют  и приносят вред.

7. Вербальная агрессия  – выражение негативных чувств  как через форму (крик, визг), так  и через содержание словесных  ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает  возможное убеждение субъекта  в том, что он является плохим  человеком, что поступает зло,  а также ощущаемые им угрызения  совести. 

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности  является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности – 6,5 - 7 плюс-минус 3.

Методика  «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)

Методика предназначена  для выявления склонности респондента  к определенному типу агрессивного поведения:

  1. Склонность к прямой вербальной агрессии (ПВА),
  2. Склонность к косвенной вербальной агрессии (КВА),
  3. Склонность к косвенной физической агрессии (КФА),
  4. Склонность к прямой физической агрессии (ПФА).

Инструкция: «Перед вами ряд  утверждений. Определите, насколько  вы согласны с каждым из них. Если вы согласны с утверждением, выберите ответ: «Да», если не согласны – «Нет».

Обработка результатов производится с помощью ключа. За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.

Уровень несдержанности респондента (УНР) вычисляют по следующей формуле:

УНР=КФА+ПФА+ПВА

Сумма баллов по показателю УНР  дает возможность судить о  несдержанности, если сумма 20 баллов и  больше; или сдержанности (выдержке), если сумма 10 баллов и меньше.

Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)

Данный опросник позволяет  оценить степень выраженности следующих  форм агрессии: вербальная агрессия, физическая агрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия.

Инструкция: «Предполагаемый опросник выявляет ваш обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде. Вам необходимо однозначно («да» или «нет») оценить 40 приведенных ниже утверждений».

Обработка результатов теста  производится с помощью ключа.

Агрессивное поведение по форме проявления подразделяется на 5 шкал:

  • Вербальная агрессия (ВА) – человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления.
  • Физическая агрессия (ФА) – человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.
  • Предметная агрессия (ПА) – человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах.
  • Эмоциональная агрессия (ЭА) – у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему.
  • Самоагрессия (СА) – человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде.

Вначале суммируются баллы  по каждой из пяти шкал.

Если сумма баллов выше 5, это означает высокую степень  агрессивности и низкую степень  адаптивности по шкале.

Сумма баллов от 3 до 4 соответствует  средней степени агрессии и адаптированности.

Сумма баллов от 0 до 2 означает низкую степень агрессивности и  высокую степень адаптированности по данному типу поведения.

Затем суммируются баллы  по всем шкалам.

Если сумма превышает 25 баллов, это означает высокую степень  агрессивности человека, его низкие адаптационные возможности.

Сумма баллов от 11 до 24 соответствует  среднему уровню агрессивности и  адаптированности.

Сумма баллов от 0 до 10 означает низкую степень агрессивности и  высокую степень адаптированного  поведения.

По результатам всех использованных диагностических методик были сформированы 2 группы: экспериментальная и контрольная.

 

 

2.2. Результаты констатирующего  этапа эксперимента

 

 

С помощью предложенных методик  на диагностическом этапе исследования были получены следующие данные, представленные на рисунках.

Информация о работе Преодоление агрессии у старшеклассников