Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:16, курсовая работа
Цель исследования - изучение агрессивного поведения учащихся старшего школьного возраста и разработка путей снижения агрессии.
Объект исследования – агрессивное поведение старшеклассников.
Предмет исследования - процесс преодоления склонности к агрессивному поведению у старшеклассников.
Гипотеза исследования состоит в следующем: мы предполагаем, что предложенная нами коррекционная программа будет эффективна при работе со старшеклассниками.
Наиболее важно различение враждебной и инструментальной агрессии. Целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита).
Инструментальную агрессию Фешбах подразделяет на индивидуально - и социально мотивированную, можно также говорить о своекорыстной и бескорыстной агрессии.
Среди форм агрессивных реакций,
встречающихся в различных
Из форм враждебных реакций отмечаются [29]:
Различают агрессию и по
механизму возникновения и
Рассмотрим их более
подробно, т.к. именно эти факторы
и определяют агрессивное
Намерение: когда человек
видит, что другой собирается напасть
на него или помешать ему, то решающим
оказывается прежде всего то обстоятельство,
приписываются ли этому другому
агрессивные намерения и
Ожидание достижения цели агрессии и возмездия за агрессивное поведение [1]: Пока субъект располагает возможностями совершения прямой агрессии, реализация которых не представляет трудностей, ожидание вероятности нанесения вреда жертве и тем самым достижение цели агрессивного действия играют незначительную роль. Существенное значение это ожидание приобретает лишь в том случае, когда ответная агрессия субъекта не может достигнуть инициатора агрессии непосредственно, например, нет возможности с ним встретиться. Тогда может последовать непрямая агрессия типа нанесения ущерба собственности агрессора или его репутации. Вероятность, что подобные косвенные агрессивные действия на самом деле поразят агрессора, весьма различна и является в качестве ожидания последствий результата действия - одним из решающих детерминантов
Благоприятствующие агрессии ключевые раздражители: Особенности контекста влияют на оценку ситуации, указывая субъекту, какой смысл ей следует приписать. Один из примеров это так называемый эффект оружия. Если в лабораторном помещении находится оружие, то агрессивность испытуемого будет повышаться. Ключевые раздражители оказывают мотивирующее воздействие лишь в том случае, когда отвечают текущему мотивационному состоянию.
Удовлетворение, приносимое достигнутым в ходе агрессии результатом: Для человека, подвергшегося агрессии и думающего о возмездии, восприятие поединка боксеров после испытанного одним из них поражения сопровождалась замещающим переживанием, отражавшим, возбуждавшим и умножавшим надежды на отмщение, что приводило к усилению мотивации.
Самооценка: Процессы самооценки представляют собой решающий детерминант агрессивности субъекта, уровень самооценки регулирует внутренне обязательные нормативные стандарты, которые могут как препятствовать, так и благоприятствовать свершению агрессии. Если в результате несправедливого (по мнению субъекта) нападения, оскорбления или намеренно созданного препятствия будет задето и умалено его чувство собственного достоинства (его нормативный уровень), то агрессия будет нацелена на восстановление своего достоинства осуществлением возмездия [11].
Итак, агрессия — это любая
форма поведения, нацеленного на
оскорбление или причинение вреда
другому живому существу, не желающему
подобного обращения. Необходимо
разграничивать понятия «агрессия»
и «агрессивность». Агрессия - это
поведение (индивидуальное или коллективное),
направленное на нанесение физического,
либо психологического вреда или
ущерба. Агрессивность – относительно
устойчивая черта личности, выражающаяся
в готовности к агрессии, а так
же в склонности воспринимать и интерпретировать
поведение другого как
Учащиеся 15—16 лет вступают
в пору юности. После бурных, скачкообразных
моментов интенсивного физического
и психического развития в подростковом
возрасте учащиеся вступили в более
плавную и «спокойную» его
фазу. Типично возрастные характеристики
развития здесь не выступают так
выпукло и ярко, как прежде, во
многом затушевываясь типологическими
свойствами и индивидуальными
Между тем возрастное своеобразие этого периода развития отличается большой определенностью. Оно сказывается на всех сторонах учения и школьной жизни старшеклассников.
Современный старшеклассник - продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив.
В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. По своему физическому развитию сегодняшние школьники 15 лет соответствуют молодым людям 22 лет 30-х годов.
Личность молодого человека
16-17 лет характеризуется обычно иначе,
чем личность подростка. Психологи
отмечают уравновешенность, оптимизм
и уверенность в себе, свойственные
юноше. Но тут следует сделать
сразу же две оговорки. Во-первых,
ранняя юность – совсем не безоблачный
период. В это время уже не ребенок
находится на пороге взрослой жизни
и ему приходится решать крайне сложные
задачи: общество требует от него самоопределения,
прежде всего – профессионального.
Новый короткий возрастной этап, в
течение которого нужно определить
свой дальнейший жизненный путь, кажется
более спокойным главным
И все же главная отличительная особенность этого возраста – это стабилизация личности. Она в эмоциональной сфере: становится более ровным и устойчивым настроение. Дети в 16-17 лет независимо от их темперамента выглядят более сдержанными, чем в 11 – 15. Как правило, исчезают частые и резкие аффективные вспышки, которые возникали у подростков по любому поводу.
Снижению эмоциональной лабильности способствует развитие саморегуляции, усиление контроля за проявлением своих эмоций и поведением в целом. Самоконтроль в ранней юности обусловлен в значительной степени пониманием того, что надо делать ради будущего. Хорошо, когда это «надо», приходящее из будущей взрослой жизни, совпадает со склонностями, желаниями и потребностями старшеклассника.
В ранней юности стабилизируется самооценка. Происходит это благодаря формированию «Я - концепции» - системы устойчивых, внутренне согласованных образов «Я». «Я - концепция» должна образоваться примерно в 15 лет – время, считающееся переходным периодом между подростковым и старшим школьным возрастом.
В 15 лет, как известно, дети
учатся в 9 – м классе и некоторые
из них принимают решение уйти
из школы. Это ученики с низкой
успеваемостью, невысоко оценивающие
свои способности. Их обычно беспокоят
не столько далекие жизненные
перспективы, сколько приобретение
дохода в наиболее быстрые сроки.
Они прагматичны и стремятся
любыми способами обрести
Сложившаяся или складывающаяся «Я - концепция» помогает 15 – 16 - летнему человеку ориентироваться в своих способностях и личностных качествах. Внешние оценки, чужие мнения уже не влияют так сильно, как раньше, на его представления о себе. Но если самооценка стала устойчивой, что же происходит, когда взрослый или сверстник оценивает юношу не так, как он сам? Или он совершает поступок, противоречащий своей «Я - концепции»?
Рассогласование стабильных
представлений о себе и внешней
оценки или реального поведения
– всегда болезненно. Оно приводит
к сложным, иногда тяжелым переживаниям.
Самооценка становится устойчивой и
ее трудно, часто невозможно изменить,
даже под давлением справедливых
мнений и фактов. Еще один важный
сдвиг в самосознании, появляющийся
в связи со стабилизацией личности,
- это повышение общего уровня самооценки.
Старшеклассники в большей
Не смотря на некоторые колебания в уровнях самооценки в 16 и 17 лет и разнообразие вариантов личностного развития, можно говорить об общей тенденции – повышении самооценки в ранней юности.
Помимо стабилизации представлений о себе в это время приходит стабилизация представлений о мире – формируется мировоззрение. В подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир; в это же время достигает уровня формально – логического мышления. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. Картина мира при этом может быть материалистической и идеалистической, может создаваться на базе религиозных представлений. Сейчас, когда в нашем обществе нет единой обязательной для всех идеологии, увеличилось число выпускников школ, имеющих представления о мире, отличные от содержащихся в учебниках. Старшеклассники имеют больше разнообразных возможностей при выборе своей собственной позиции, но, с другой стороны, выработка этой позиции оказывается и более сложной. Не у всех детей формируется система ясных, устойчивых убеждений. Как подчеркивал Э. Эриксон, в юности необходим мировоззренческий выбор. Его отсутствие, смешение ценностей не позволяет молодому человеку найти свое место в мире человеческих отношений и не способствуют сохранению психического здоровья.
Отсутствие устойчивых убеждений неблагоприятно для развития личности. Но еще более опасен фанатизм, до которого может дойти старшеклассник, искренне увлеченный любой идеологией. В ранней юности ищутся четкие, определенные ответы на мировоззренческие вопросы, страстно защищаются свои взгляды; для этого возраста характерны категоричность, негибкость, максимализм.
Ранняя юность считается решающим возрастом в выработке мировоззрения. Но следует иметь в виду, что мировоззренческие проблемы не решаются один раз в жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы, осложнения, повороты жизни ведут к пересмотру юношеских позиций. Взрослый человек будет возвращаться к этим вечным вопросам, отказываясь от своих прежних решений или упрочиваясь в своем мнении, но уже на другом, более высоком уровне.
Создавая определенную картину мира, старшеклассник находит в ней и вое место. Как считает В. Э. Чудновский, подросток идет к познанию внешнего мира во многом от себя, через свои переживания, интересы и стремления, а старшеклассник, познавая окружающий мир, возвращается к себе: «Что я значу в этом мире?», «Какое место я занимаю в нем?», «Каковы мои возможности?», «Какой я?». Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Это способствует развитию нравственной регуляции своего поведения: она становится более осознанной и полной. Кроме того, ориентация на свои убеждения, а не на чужое мнение делает старшеклассника более независимым от внешних влияний, чем подростка. Поэтому о ранней юности говорят как о времени развития нравственной устойчивости.
Старший школьный возраст отличает устремленность в будущее. Это возрастная особенность данного периода развития личности. Это не только планирование дальнейшей жизни, это, как пишет В.Э. Чудновский, «особая форма жизни в настоящем». Если подросток смотрит на завтрашний день с позиций сегодняшнего, то юноша относится к сегодняшнему дню с позиций завтрашнего.
Сейчас, по некоторым данным, старшеклассники обращены в настоящее не меньше, чем в будущее. Такое изменение ориентации, видимо, является временным явлением и объясняется спецификой современной ситуации в обществе – обострением социальных проблем, снижением жизненного уровня значительной части населения страны, неясностью перспектив экономического развития, нарушением старых идеалов, дававших надежду на далекое светлое будущее.
В 9-м классе дети сосредотачиваются
на профессиональном самоопределении.
С ним связано изменение