Преодоление агрессии у старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучение агрессивного поведения учащихся старшего школьного возраста и разработка путей снижения агрессии.
Объект исследования – агрессивное поведение старшеклассников.
Предмет исследования - процесс преодоления склонности к агрессивному поведению у старшеклассников.
Гипотеза исследования состоит в следующем: мы предполагаем, что предложенная нами коррекционная программа будет эффективна при работе со старшеклассниками.

Работа содержит 1 файл

Преодоление агрессии у старшеклассников.docx

— 103.49 Кб (Скачать)

 Наиболее важно различение враждебной и инструментальной агрессии. Целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита).

Инструментальную агрессию Фешбах подразделяет на индивидуально -  и социально мотивированную, можно также говорить о своекорыстной  и бескорыстной агрессии.

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие [6,8]:

  • Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
  • Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
  • Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
  • Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
  • Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций  отмечаются [29]:

  • Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
  • Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Различают агрессию и по механизму возникновения и действия, а механизм  и принцип действия во многом зависят от восприятия и  оценки человеком ситуации, в частности - намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки [6].

 Рассмотрим их более  подробно, т.к. именно эти факторы  и определяют агрессивное поведение  у человека.

Намерение: когда человек  видит, что другой собирается напасть  на него или помешать ему, то решающим оказывается прежде всего то обстоятельство, приписываются ли этому другому  агрессивные намерения и враждебные по отношению к себе планы.

Ожидание достижения цели агрессии и возмездия за агрессивное  поведение [1]: Пока субъект располагает возможностями совершения прямой агрессии, реализация которых не представляет трудностей, ожидание вероятности нанесения вреда жертве и тем самым достижение цели агрессивного действия играют незначительную роль. Существенное значение это ожидание приобретает лишь в том случае, когда ответная агрессия субъекта не может достигнуть инициатора агрессии непосредственно, например, нет возможности с ним встретиться. Тогда может последовать непрямая агрессия типа нанесения ущерба собственности агрессора или его репутации. Вероятность, что подобные косвенные агрессивные действия на самом деле поразят агрессора, весьма различна и является в качестве ожидания последствий результата действия - одним из решающих детерминантов

Благоприятствующие агрессии ключевые раздражители: Особенности  контекста влияют на оценку ситуации, указывая субъекту, какой смысл ей следует приписать. Один из примеров это так называемый эффект оружия. Если в лабораторном помещении находится оружие, то агрессивность испытуемого будет повышаться. Ключевые раздражители оказывают мотивирующее воздействие лишь в том случае, когда отвечают текущему мотивационному состоянию.

Удовлетворение, приносимое достигнутым в ходе агрессии результатом: Для человека, подвергшегося агрессии и думающего о возмездии, восприятие поединка боксеров после испытанного  одним из них поражения сопровождалась замещающим переживанием, отражавшим, возбуждавшим и умножавшим надежды на отмщение, что приводило к усилению мотивации.

Самооценка:  Процессы самооценки представляют собой решающий детерминант  агрессивности субъекта, уровень  самооценки регулирует внутренне обязательные нормативные стандарты, которые  могут как препятствовать, так  и благоприятствовать свершению  агрессии. Если в результате несправедливого (по мнению субъекта) нападения, оскорбления или намеренно созданного препятствия будет задето и умалено его чувство собственного достоинства (его нормативный уровень), то агрессия будет нацелена на восстановление своего достоинства осуществлением возмездия [11].

Итак, агрессия — это любая  форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда  другому живому существу, не желающему  подобного     обращения. Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия - это  поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или  ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так  же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.

 

 

    1. Психологические особенности старшеклассников

 

Учащиеся 15—16 лет вступают в пору юности. После бурных, скачкообразных моментов интенсивного физического  и психического развития в подростковом возрасте учащиеся вступили в более  плавную и «спокойную» его  фазу. Типично возрастные характеристики развития здесь не выступают так  выпукло и ярко, как прежде, во многом затушевываясь типологическими  свойствами и индивидуальными особенностями  личности.

Между тем возрастное своеобразие  этого периода развития отличается большой определенностью. Оно сказывается  на всех сторонах учения и школьной жизни старшеклассников.

Современный старшеклассник - продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив.

В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. По своему физическому развитию сегодняшние школьники 15 лет соответствуют  молодым людям 22 лет 30-х годов.

Личность молодого человека 16-17 лет характеризуется обычно иначе, чем личность подростка. Психологи  отмечают уравновешенность, оптимизм и уверенность в себе, свойственные юноше. Но тут следует сделать  сразу же две оговорки. Во-первых, ранняя юность – совсем не безоблачный  период. В это время уже не ребенок  находится на пороге взрослой жизни  и ему приходится решать крайне сложные  задачи: общество требует от него самоопределения, прежде всего – профессионального. Новый короткий возрастной этап, в  течение которого нужно определить свой дальнейший жизненный путь, кажется  более спокойным главным образом  по сравнению с предыдущим, очень  сложным периодом. Во – вторых, сейчас не так уж мало социально – инфантильных детей, личностное развитие которых  несколько отстает от физического  и интеллектуального.

И все же главная отличительная  особенность этого возраста –  это стабилизация личности. Она в  эмоциональной сфере: становится более  ровным и устойчивым настроение. Дети в 16-17 лет независимо от их темперамента выглядят более сдержанными, чем  в 11 – 15. Как правило, исчезают частые и резкие аффективные вспышки, которые  возникали у подростков по любому поводу.

Снижению эмоциональной  лабильности способствует развитие саморегуляции, усиление контроля за проявлением  своих эмоций и поведением в целом. Самоконтроль в ранней юности обусловлен в значительной степени пониманием того, что надо делать ради будущего. Хорошо, когда это «надо», приходящее из будущей взрослой жизни, совпадает со склонностями, желаниями и потребностями старшеклассника.

В ранней юности стабилизируется  самооценка. Происходит это благодаря  формированию «Я - концепции» - системы  устойчивых, внутренне согласованных  образов «Я». «Я - концепция» должна образоваться примерно в 15 лет –  время, считающееся переходным периодом между подростковым и старшим  школьным возрастом.

В 15 лет, как известно, дети учатся в 9 – м классе и некоторые  из них принимают решение уйти из школы. Это ученики с низкой успеваемостью, невысоко оценивающие  свои способности. Их обычно беспокоят  не столько далекие жизненные  перспективы, сколько приобретение дохода в наиболее быстрые сроки. Они прагматичны и стремятся  любыми способами обрести самостоятельность  и независимость от семьи. Этот путь развития личности, своеобразный и  мало изученный, мы в данной работе не затрагиваем. Большинство детей  остается после 9–го класса в школе, продлевая привычную, устоявшуюся  жизнь на два года и приобретая возможность обеспечить себе любые  перспективы благодаря среднему образованию и, с другой стороны, отсрочить окончательный выбор.

Сложившаяся или складывающаяся «Я - концепция» помогает 15 – 16 - летнему  человеку  ориентироваться в своих  способностях и личностных качествах. Внешние оценки, чужие мнения уже  не влияют так сильно, как раньше, на его представления о себе. Но если самооценка стала устойчивой, что же происходит, когда взрослый или сверстник оценивает юношу  не так, как он сам? Или он совершает  поступок, противоречащий своей «Я - концепции»?

Рассогласование стабильных представлений о себе и внешней  оценки или реального поведения  – всегда болезненно. Оно приводит к сложным, иногда тяжелым переживаниям. Самооценка становится устойчивой и  ее трудно, часто невозможно изменить, даже под давлением справедливых мнений и фактов. Еще один важный сдвиг в самосознании, появляющийся в связи со стабилизацией личности, - это повышение общего уровня самооценки. Старшеклассники в большей степени  принимают себя, чем подростки, их самоуважение выше. Самооценка конкретного  ученика зависит не только от общей  ситуации, но и от индивидуальных ценностных ориентаций.

Не смотря на некоторые  колебания в уровнях самооценки в 16 и 17 лет и разнообразие вариантов  личностного развития, можно говорить об общей тенденции – повышении  самооценки в ранней юности.

Помимо стабилизации представлений  о себе в это время приходит стабилизация представлений о мире – формируется мировоззрение. В  подростковом возрасте ребенок открывает  для себя свой внутренний мир; в это  же время достигает уровня формально  – логического мышления. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением  и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия  оказываются в ранней юности той  основой, на которой строятся мировоззренческие  взгляды. Картина мира при этом может  быть материалистической и идеалистической, может создаваться на базе религиозных  представлений. Сейчас, когда в нашем  обществе нет единой обязательной для  всех идеологии, увеличилось число  выпускников школ, имеющих представления  о мире, отличные от содержащихся в  учебниках. Старшеклассники имеют  больше разнообразных возможностей при выборе своей собственной  позиции, но, с другой стороны, выработка  этой позиции оказывается и более  сложной. Не у всех детей формируется  система ясных, устойчивых убеждений. Как подчеркивал Э. Эриксон, в  юности необходим мировоззренческий  выбор. Его отсутствие, смешение ценностей не позволяет молодому человеку найти свое место в мире человеческих отношений и не способствуют сохранению психического здоровья.

Отсутствие устойчивых убеждений  неблагоприятно для развития личности. Но еще более опасен фанатизм, до которого может дойти старшеклассник, искренне увлеченный любой идеологией. В ранней юности ищутся четкие, определенные ответы на мировоззренческие вопросы, страстно защищаются свои взгляды; для  этого возраста характерны категоричность, негибкость, максимализм.

Ранняя юность считается  решающим возрастом в выработке  мировоззрения. Но следует иметь  в виду, что мировоззренческие  проблемы не решаются один раз в  жизни, раз и навсегда. Последующие  кризисы, осложнения, повороты жизни  ведут к пересмотру юношеских  позиций. Взрослый человек будет  возвращаться к этим вечным вопросам, отказываясь от своих прежних  решений или упрочиваясь в  своем мнении, но уже на другом, более  высоком уровне.

Создавая определенную картину  мира, старшеклассник находит в ней  и вое место. Как считает В. Э. Чудновский, подросток идет к познанию внешнего мира во многом от себя, через  свои переживания, интересы и стремления, а старшеклассник, познавая окружающий мир, возвращается к себе: «Что я  значу в этом мире?», «Какое место  я занимаю в нем?», «Каковы мои  возможности?», «Какой я?». Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Это способствует развитию нравственной регуляции своего поведения: она  становится более осознанной и полной. Кроме того, ориентация на свои убеждения, а не на чужое мнение делает старшеклассника  более независимым от внешних  влияний, чем подростка. Поэтому  о ранней юности говорят как о  времени развития нравственной устойчивости.

Старший школьный возраст  отличает устремленность в будущее. Это возрастная особенность данного  периода развития личности. Это не только планирование дальнейшей жизни, это, как пишет В.Э. Чудновский, «особая  форма жизни в настоящем». Если подросток смотрит на завтрашний день с позиций сегодняшнего, то юноша относится к сегодняшнему дню с позиций завтрашнего.

Сейчас, по некоторым данным, старшеклассники обращены в настоящее  не меньше, чем в будущее. Такое  изменение ориентации, видимо, является временным явлением и объясняется  спецификой современной ситуации в  обществе – обострением социальных проблем, снижением жизненного уровня значительной части населения страны, неясностью перспектив экономического развития, нарушением старых идеалов, дававших надежду на далекое светлое  будущее.

В 9-м классе дети сосредотачиваются  на профессиональном самоопределении. С ним связано изменение учебной  мотивации. Старшеклассники рассматривают  учебу как необходимую базу, предпосылку  будущей профессиональной деятельности. Их интересуют в основном те предметы, которые будут им нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое  было принято среди подростков. По мнению А.В. Петровского, именно в старшем  школьном возрасте впервые после  стольких лет обучения появляется сознательное отношение к учебной деятельности.

Информация о работе Преодоление агрессии у старшеклассников