Преодоление агрессии у старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучение агрессивного поведения учащихся старшего школьного возраста и разработка путей снижения агрессии.
Объект исследования – агрессивное поведение старшеклассников.
Предмет исследования - процесс преодоления склонности к агрессивному поведению у старшеклассников.
Гипотеза исследования состоит в следующем: мы предполагаем, что предложенная нами коррекционная программа будет эффективна при работе со старшеклассниками.

Работа содержит 1 файл

Преодоление агрессии у старшеклассников.docx

— 103.49 Кб (Скачать)

Итак, рассмотрев  данные теоретические концепции агрессии, можно принять за рабочее следующее  обобщающее определение этого явления: агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного     обращения.

Это определение подчеркивает, что агрессия — это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными  эмоциями — такими как злость; с  мотивами — такими как стремление навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние  на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым  условием    для подобного  поведения.

Существует множество  теоретических обоснований причин возникновения агрессии, ее природы  и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие  четыре категории. Агрессия относится:

1) к врожденным побуждениям  и задаткам;

2) к потребностям, активизируемым  внешними стимулами;

3) к познавательным и  эмоциональным процессам;

4) к актуальным социальным  условиям в сочетании с предшествующим  научением.

Склонность человека к  агрессивным действиям пытались объяснить по-разному. Существует четыре отличные друг от друга подхода (теории), объясняющие природу агрессивности:

    1. Теория влечения
    2. Фрустрационная теория
    3. Когнитивная теория
    4. Теория социального научения.

Теория влечения опирается  на положение, согласно которому агрессивное  поведение по своей природе инстинктивно. Вся жизнь человека - это противоборство инстинкта жизни и смерти. Одним  из основоположников теории влечения является З.Фрейд. Он считал, что в  человеке существует два наиболее мощных инстинкта: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Первый рассматривается как  стремление, связанное с созидательными тенденциями в поведении человека: любовью, заботой, близостью. Второй несет  в себе энергию разрушения, его  задачей является «приводить все  органически живущее к состоянию  безжизненности». Это злоба, ненависть, деструктивность [4].

Возникновение и становление  агрессивности у З.Фрейда связывается  со стадиями детского развития. В частности, он отмечает, что фиксация на оральной стадии развития может привести к  формированию таких агрессивных  черт характера, как наклонность  к сарказму и сплетням. Фиксация на анальной стадии может привести к формированию упрямства, иногда переходящего в упорство, к которому легко присоединяется наклонность к гневу и мстительности.

Взгляды З.Фрейда во многом разделяются и другими исследователями, рассматривающими агрессивный компонент  мотивации как один из основополагающих в поведении человека [12].

Новое изучение проблема агрессивности  в рамках теории влечения нашла отражение  в работах К.Лоренца [41], который  выделил в своей теории два  элемента. Первый состоит в том, что  человеческая агрессивность является врожденной и способствует выживанию  вида и особи: «Внутривидовая агрессия у людей представляет собой такое  же самопроизвольное инстинктивное  стремление, как у других высших позвоночных животных». Таким образом, согласно К.Лоренцу, Homo sapiens как один из многих видов животного мира обладает инстинктом агрессии. Второй элемент  помогает К.Лоренцу объяснить жестокость и разрушительные тенденции человека. По его мнению, агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы, генерируется в организме  спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с  течением времени. Таким образом, агрессивные  действия являются совместной функцией количества накопленной агрессивной  энергии и наличия силы особых, облегчающих разрядку агрессии стимулов в непосредственном окружении. Другими  словами, чем больше количество агрессивной  энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы необходим стимул для того, чтобы агрессия «выплеснулась» во вне.

К.Лоренц полагает, что участие  в различных действиях, не связанных  с причинением ущерба, может предотвратить  накопление агрессивной энергии  до опасных уровней и таким  образом снизить вероятность  вспышек насилия [41].

К.Лоренц утверждает также, что любовь и дружеские отношения  могут оказаться несовместными  с выражением открытой агрессии и  могут блокировать ее проявление.

Теория К.Лоренца в  основном базируется на часто неоправданном  переносе результатов исследования, полученных на животных, на человеческое поведение. Другим слабым местом теории инстинктов является предопределенность способов управления агрессией: считается, что человек никогда не может  справиться со своей агрессивностью. И поскольку накапливающаяся  агрессия непременно должна быть отреагирована, единственной надеждой остается направление  ее по нужному руслу. Например, сторонники теории инстинктов считают, что наиболее цивилизованной формой разрядки агрессии для человека является конкуренция, различного рода состязания, занятия  физическими упражнениями и участие  в спортивных соревнованиях [36].

Новый взгляд на истоки и  причины агрессивного поведения  у людей сформировался в XX в. и  был связан с теорией фрустрации. Данная теория возникла как противопоставление концепции теории влечения, в которой  агрессивное поведение рассматривается  как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основоположником этого направления  исследования человеческой агрессивности  считается Дж. Доллард. Согласно его  воззрениям, агрессия – это не автоматически  возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию: попытка преодолеть препятствие  на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия [53].

Авторы этой теории считают, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие  фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Теория базируется на 4 основных понятиях: агрессия, фрустрация, торможение и замещение.

Как и предыдущая концепция, фрустрационная не избежала замечаний  в свой адрес. Критике в основном подверглась гипотеза о жесткой  взаимопредопределенности самой схемы  «фрустрация-агрессия». Было отмечено, что люди довольно часто испытывают фрустрацию, но не обязательно при  этом ведут себя агрессивно, и наоборот.

Ещё одна точка зрения на происхождение агрессивного поведения  была представлена в теории социального  научения. Эта теория гласит, что  агрессия представляет собой усвоенное  поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социальное подкрепление.

Наиболее известным представителем теории социального научения является А.Бандура. Он рассматривает агрессию как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается  и поддерживается в основном точно  так же, как и многие другие формы  социального поведения. По его мнению, повседневная жизнь постоянно демонстрирует  нам модели агрессивного поведения  в семье, субкультуре и средствах  массовой информации. А.Бандура утверждает, что для появления агрессии помимо фрустрированности субъект должен иметь пример для обучения и подражания. Здесь затрагивается проблема роли воспитания (и в частности-наказания) в появлении агрессии у детей [58].

Хотя в названной теории особо подчеркивается роль научения путем наблюдения и непосредственного  опыта в усвоении агрессии, роль биологических факторов не отрицается. Как в случае любой двигательной активности, совершение агрессивного действия зависит от основных нейрофизиологических механизмов, т.е. нервная система  участвует в осуществлении любого действия, в том числе и агрессивного.

Однако и непосредственный опыт играет важную роль в усвоении агрессивных реакций. По мнению А.Бандуры, научение посредством наблюдения оказывает  даже большее воздействие. При наблюдении формируется «представление о том, как выстраивается поведение, а  в дальнейшем его символическое  выражение может служить руководством к действию» [62].

Фурманов И.А. существенное внимание при рассмотрении этой теории уделяет изучению влияния первичных  посредников социализации (родителей) на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение  родителей может выступать в  качестве модели агрессии и что у  агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети [68].

Кроме того, названная теория утверждает, что человек научается  и более эффективным агрессивным  действиям: чем чаще он их использует, тем совершенней становятся эти  действия. Вместе с тем, существенное значение имеет успешность агрессивных  действий: достижение успеха при проявлении агрессии может заметно повысить силу ее мотивации, а постоянно повторяющийся  неуспех - силу тенденции торможения.

Другим важным элементом  этой теории является социальное подкрепление. Под подкреплением обычно понимается какое-либо действие, призванное усилить  определенную реакцию. Социальное подкрепление выражается в словесном и несловесном  обращении, контролируемом другими  людьми. Это может быть похвала  и выговор, улыбка и насмешка, дружеские  и враждебные жесты.

Существует также и  множество самих способов подкрепления. К наиболее распространенным относятся  поощрение и наказание.

А.Бандура выделяет три  вида поощрений и наказаний, регулирующих агрессивное поведение. Во-первых, это  материальные поощрения и наказания, общественная похвала или порицание  и (или) ослабление или усиление негативного  отношения со стороны других. Во-вторых, агрессия регулируется викарным опытом: например, путем предоставления возможности  наблюдать, как вознаграждают или  наказывают других. И в-третьих, человек  может сам себе назначать поощрения  и наказания.

В настоящее время теория социального научения является одной  из наиболее эффективных в предсказании агрессивного поведения, особенно, если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития [60].

Четвертая, современная точка  зрения, связана с когнитивной  теорией [51].

Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность  – относительно устойчивая черта  личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение  другого как враждебное. В  силу своей устойчивости и вхождения  в структуру личности, агрессивность  способна предопределять общую тенденцию  поведения.

Индивидуальные детерминанты агрессии имеют постоянный характер, они устойчивы. Человек склонен "тиражировать" удачные модели поведения, что в  последствии закрепляется в довольно устойчивые черты личности, поэтому  склонных к насилию лиц редко  удается переделать с помощью  широко используемых средств: усиления мер, увеличение срока наказания  и т.д. Агрессия для них является средством достижения целей, а потому вполне приемлема. Она глубоко укоренилась  в их личностной структуре и как  модель поведения чрезвычайно устраивает, поэтому вряд ли они с готовностью  откажутся отвечать ударом на удар. Ключом к решению этой проблемы может  быть психотерапия, направленная на повышение  уровня уверенности в себе, формирование более зрелого взгляда на жизнь  и отношения с другими людьми.

Для эффективной  психотерапии, коррекции агрессии необходимо знать ее причины, виды и механизмы  действия.

Склонность человека к  агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой  у животных и у человека существует врожденный  "инстинкт агрессивности". Фрейд указывал на инстинктивные  основы человеческого стремления к  разрушению, считая бесплодными попытки  приостановить этот процесс.

Человеческая агрессивность  имеет свои эволюционные и физиологические  корни. К числу физиологических  факторов агрессии относятся половые  гормоны.

Согласно теории фрустрации, агрессия - это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же не наступление состояния, к которому он стремился. Эта теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.

Другой взгляд на происхождение  агрессивного поведения  представлена в теории социального научения. Для  того чтобы агрессивное поведение  возникло и распространилось на определенный объект, необходимо чтобы существовало два условия[6]: первое - чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и второе - чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек.

Самая современная точка  зрения на происхождение агрессивного поведения связана с когнитивной  теорией научения.

 Агрессивные действия  рассматриваются не только как  результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям. Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов [8]:

1. Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных.

2.Наличие фрустрации.

3.Наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться.

4.Наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию.

Говоря о причинах агрессии нужно учитывать, что агрессия –  неоднородна по своей природе. Выделяют различные типы и виды агрессии.

Во – первых, различают  реактивную и спонтанную агрессию. Ряд немаловажных различий отметил  С. Фешбах [46], разграничив друг от друга  экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева  и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения  спокойствия не обязательно подвергается нападению.

Информация о работе Преодоление агрессии у старшеклассников