Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:34, курсовая работа
Целью работы является анализ конфликтов в деятельности ОАО «Связной» и разработка рекомендации по их предотвращению и разрешению.
Задачи:
- рассмотреть природу, сущность и структуру конфликтов;
- показать методику урегулирования конфликтов, методы диагностики и профилактики;
- исследовать конфликты в ОАО «Связной», показать общие принципы, правила, рекомендации, используемые при управлении конфликтами.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование природы конфликтов в сфере управления………………………………………………………………....5
1.1 Сущность и структура конфликта…………………….……….…..5
1.2 Диагностика конфликтов………………………….…………….…18
Вывод по первой главе……………………………..…………………..30
Глава 2. Конфликты на предприятии ОАО «Связной» и рекомендации по их устранению………………………………………………………………..31
2.1Организационно-экономическая характеристика организации ОАО «Связной»………………………………………………….......................31
2.2 Анализ конфликтных ситуаций в ОАО «Связной»…….………...32
2.3 Рекомендации по разрешению конфликтов в ОАО «Связной»…………………………………………………....…………….38
Вывод по второй главе……….…………………………………………39
Заключение…………………………………………………………………42
Список использованных источников и литературы…….………………44
Межличностные отношения главный специалист строит среди своего круга людей, не стремясь особо выходить за него.
В отношении ответственности и контроля над своими действиями он схож с руководителем отдела. Он также боится брать всю ответственность за деятельность отдела на себя, однако если уверен в поддержке коллектива, способен выступить в роли лидера.
Однако главный специалист в
большей степени, чем руководитель
может быть подвержен контролю. Возможно,
это связано с тем, что он всю
трудовую деятельность провел в роли
исполнителя, или руководителя с
небольшой долей
В области личных отношений данный человек является очень сдержанным, осторожен при выборе близких людей, и не всех людей допускает в близкие интимные отношения. Четко разграничивает людей на категории друзей и коллег.
Методика «Выход из трудных жизненных ситуации» позволяет выявить доминирующий у данного человека способ решения жизненных проблем. В ней об испытуемом судят на основе набранных им баллов .
Результат руководителя отдела в 18 баллов, говорит о том, что он не всегда с достоинством выдерживает удары судьбы. В случае каких-либо серьезных неприятностей этот человек может сорваться, накричать на рядом находящегося человека, то есть активно проявить свою агрессию, недовольство.
Результат главного специалиста в
11 баллов говорит о том, что он
легко примиряется с
Тест «Самооценка
Результат в 28 баллов говорит о
том, что руководитель склонен идти
на конфликты. Он настойчиво будет отстаивать
свое мнение, невзирая на то, как это
повлияет на служебные или личностные
отношения. Такое поведение иногда
не является целесообразным в процессе
руководства коллективом и
Результат теста главного специалиста
лежит в интервале
То есть в конфликтной ситуации руководитель может остановить развитие конфликта, если для этого есть обоснованное компромиссное решение. И наоборот, главный специалист, будучи во влеченным в конфликтную ситуацию, может быть менее управляем в своих реакциях.
В конфликтной ситуации руководитель стремится занять позицию сотрудничества. Такой стиль обычно связан с высокой степенью личной вовлеченности в конфликт или особым желанием объединить все усилия с другими для разрешения межличностного конфликта. При таком подходе выигрывает каждая сторона. «Высокий интерес и к себе и к другим», «выигрыш - выигрыш». В тоже время вместе со стилем сотрудничества руководителю склонно использовать такие стили как приспособление и компромисс. То есть в целом во время конфликта руководитель настроен на его разрешение.
По результатам ответов
В данной ситуации именно руководителю необходимо сделать первый шаг на встречу для разрешения конфликта. Это вполне характерно для его роли руководителя - не дать коллективу разъединиться и снизить показатели. Для наиболее полного рассмотрения конфликтов, протекающих в компании, нельзя не сказать о роли руководителя в данных процессах.
В рассматриваемом выше конфликте, руководитель отдела выступал как одна из сторон конфликта. Однако, чаще всего в ОАО «Связной » руководитель выступает в роли посредника при разрешении конфликта, т.е. как третья сторона, которая пытается восстановить психологический баланс в коллективе. Деятельность руководителя как посредника включает анализ ситуации и урегулирование конфликта.
Анализ конфликтной ситуации состоит в следующем: получение информации о конфликте; сбор данных о нем; анализ полученной информации; проверка ее достоверности; оценка конфликтной ситуации.
Руководитель получает информацию о конфликте по разным каналам. Он сам может быть свидетелем конфликта между сотрудниками организации. Один из участников или оба могут обратиться к руководителю с просьбой помочь решить проблему. Информация может поступить от ближайшего окружения оппонентов.
Наконец, информация о необходимости разрешения конфликта между подчиненными может поступить от вышестоящего руководства. Если полученная информация указывает на опасное развитие конфликта, то руководитель прекращает противоборство оппонентов или ограничивает их взаимодействие.
Необходимо постоянно
На эффективность
Тип «арбитр» оптимален в ситуациях, когда:
– руководитель имеет дело с быстро обостряющимся конфликтом,
– одна из сторон явно неправа,
– конфликт протекает в экстремальных условиях (аварийная ситуация, боевая обстановка),
– служебные обязанности
– нет времени на детальное разбирательство,
– конфликт кратковременный и
Руководителю целесообразно
Руководитель может выступать в роли посредника при урегулировании конфликтов в ситуациях:
– равенства должностных статусов участников конфликта,
– длительных, неприязненных, сложных взаимоотношений сторон,
– наличия у оппонентов хороших навыков общения и поведения,
– отсутствия четких критериев разрешения проблемы.
В данном примере налицо активное
участие руководителей в
2.3
Рекомендации по разрешению
На основе произведенного анализа межличностного конфликта, можно дать общую характеристику конфликтующим сторонам с целью коррекции их поведения в конфликте.
Существует несколько достаточно универсальных принципов управления конфликтами:
1) институциализация
конфликта, т.е. установление
- запрет на применение насильственных средств;
- ограничение количества участников и сфер проявления конфликта;
- принятие всеми сторонами определенных правил разрешения конфликта
- организационных и(или) этических норм, четких договоренностей и т.д.;
- контроль
со стороны третьих лиц (
2) легитимация
процедуры разрешения
3) структурирование
конфликтующих групп, т.е.
4) редукция
конфликта, т.е. его
Можно выделить
две взаимосвязанные линии
Первая линия предполагает последовательное продвижение в восприятии образа оппонента по следующим ступеням: противник (непримиримая борьба) - соперник (противоборство по определенному вопросу) - сотрудник (временное взаимодействие) - партнер (постоянное сотрудничество) - союзник (помощник в определенной области) - друг.
По второй линии, характеру соперничества, редукция противоборства проходит следующие ступени: война (неограниченный спектр борьбы, применение крайних средств) - насилие (ограниченная сфера крайнего противоборства) - агрессивность (отдельные враждебные действия) - соперничество (конкуренция, состязание по определенным правилам) - враждебность (неприязнь, недружеские отношения) - напряженность (настороженность, ожидание недружественных действий) - спор (идейное противоборство) - несогласие (расхождение мнений) - консенсус (согласие).
Вывод.Существует целый ряд более частных правил и рекомендаций по урегулированию или разрешению конфликтов:
- рационализация
конфликта, снижение его
- концентрация внимания не на заявленных позициях (требованиях), а на реальных интересах оппонента;
- расширение
коммуникаций между сторонами
с целью получения достоверной
информации и укрепления
- сегментация, дробление предмета конфликта на многие составляющие;
- проведение различия между участником и предметом конфликта.
Соперничество по определенным вопросам не должно перерастать в личную вражду и оскорбления:
- относительность соперничества;
- ограничение сферы соперничества;
- сложный,
многосоставный характер
- временное
(стадийное) ограничение
- расширение
временного горизонта
- стремление
к окончательному решению
- конфликты
решаются с помощью перемен,
а не путем замораживания
- нежелательность
односторонних уступок, ибо
- при
разрешении конфликта важно
- решение
конфликта должно быть
- ориентация на многопричинность конфликта и использование разнообразных средств;
- арбитраж,
включение в процесс
- предпочтительность
ставки на сотрудничество
- ограничение числа участников урегулирования конфликта представителями (лидерами) соперничающих сторон;
- определение круга возможных альтернатив, допустимых уступок до принятия совместного решения;
- определение на ранних стадиях конфликта, а лучше до его возникновения, цены победы и поражения;
- результаты
урегулирования должны
Конечно, на наш взгляд, все эти и некоторые другие правила и рекомендации не являются универсальными. Нам кажется, что их необходимо применять творчески, учитывая все факторы конфликтной ситуации, что поможет руководителю находить правильные решения и направлять конфликты в безопасное русло.
Информация о работе Предупреждение и разрешение конфликтов в сфере управления