Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:34, курсовая работа
Целью работы является анализ конфликтов в деятельности ОАО «Связной» и разработка рекомендации по их предотвращению и разрешению.
Задачи:
- рассмотреть природу, сущность и структуру конфликтов;
- показать методику урегулирования конфликтов, методы диагностики и профилактики;
- исследовать конфликты в ОАО «Связной», показать общие принципы, правила, рекомендации, используемые при управлении конфликтами.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование природы конфликтов в сфере управления………………………………………………………………....5
1.1 Сущность и структура конфликта…………………….……….…..5
1.2 Диагностика конфликтов………………………….…………….…18
Вывод по первой главе……………………………..…………………..30
Глава 2. Конфликты на предприятии ОАО «Связной» и рекомендации по их устранению………………………………………………………………..31
2.1Организационно-экономическая характеристика организации ОАО «Связной»………………………………………………….......................31
2.2 Анализ конфликтных ситуаций в ОАО «Связной»…….………...32
2.3 Рекомендации по разрешению конфликтов в ОАО «Связной»…………………………………………………....…………….38
Вывод по второй главе……….…………………………………………39
Заключение…………………………………………………………………42
Список использованных источников и литературы…….………………44
Организация
в широком смысле представляет собой
социальную систему, устойчивую форму
объединения людей - индивидов, групп
и иных общностей, причастных к определенной
совместной деятельности, а также
условия их взаимодействия друг с
другом. Это более или менее
сложное структурное
В обычном,
узком смысле слова организация
есть способ организационного построения,
призванного гарантировать
Экономические
организации (акционерные общества,
хозяйственные товарищества, производственные
и потребительские кооперативы,
государственные и
«Любая организация не может существовать и исполнять свои социальные функции без той или иной степени внутренней напряженности, межличностных и межгрупповых столкновений, т.е. без конфликтов и. следовательно, деятельности по их разрешению». Питательной средой конфликтного противостояния могут быть:
• условия хозяйствования, стечение неблагоприятных для деятельности организации обстоятельств;
• проблемы трудовой мотивации, связанные с оплатой труда, содержанием и престижностью работы, отношениями в коллективе между отдельными лицами и социальными группами;
• структурные нестыковки, обрывы в коммуникативных связях, недовольство работников решениями администрации;
• эмоциональные всплески, вызываемые различиями в темпераменте, характере и манере поведения совместно работающих людей, их возрасте и жизненном опыте, уровне образования и общей культуры, убеждениях и нравственных ценностях.
По непосредственным причинам возникновения конфликтные противоборства бывают организационными, эмоциональными и социально-трудовыми.
Организационные
конфликты обычно возникают и
протекают в пределах определенной
структуры - рабочей группы, сектора,
цеха, отдела, предприятия (фирмы) в
целом. Они порождаются главным
образом изменениями
У всякого предприятия, любой коммерческой организации принято выделять три основных направления развития:
1) материально-техническое,
которое зависит в основном
от степени совершенства
2) организационно-экономическое,
выражающее формы
3) социально-психологическое,
теснейшим образом связанное
с интеллектом,
Каждое
из названных направлений само по
себе может быть полем для конфликтов.
Но и их несовпадения, расхождения
в стратегии и тактике
В идеале все должны работать на общий успех, все обязаны концентрировать силы и энергию в одном русле (эффект «сжатого кулака»). На практике согласованность достигается не всегда, наблюдается разрозненность в действиях (эффект «растопыренных пальцев»).
Конфликты организационного порядка питает и неизбежная зависимость одних работников от других, сбои коммуникативных связей при передаче и получении нужной информации. Одно дело - исполнение дисциплины и служебных обязанностей в условиях четкого рабочего ритма, а другое - при неразберихе, хаосе, отсутствии элементарного регламента.
Известно также, что каждый работник, входя в персонал организации как часть целого, имеет свои функции, обязанности и налагаемую ими ответственность. Вместе с тем он должен располагать соответствующими средствами, правами и полномочиями. Все это в совокупности составляет рабочее место - индивидуальное или групповое. Структура его проста, она представлена на схеме 1.
Функции
Схема 1. Схема рабочего места
Все в
структуре рабочего места взаимосвязано.
Равновесие элементов должно обеспечиваться
уставными предписаниями, технологическими
требованиями, надлежащей организацией
труда, должностными и иными инструкциями,
правилами получения и
По установившейся классификации организационный конфликт может стать и следствием нарушения единства распорядительства, когда одному подчиненному дают одновременно указания несколько начальников, или отступления от единства руководства, когда у одного руководителя оказывается излишнее число подчиненных и он не в состоянии непосредственно направлять их работу. Такой конфликт может образоваться также при порочном круге управления, когда неясности и неопределенность в иерархии должностей, в отношении к делу порождают бюрократическую карусель и волокиту, оправдывают привычку отсылать заявителя, клиента от Ивана к Петру и т.д.
Что касается эмоциональных конфликтов, то большей частью они случаются в результате либо личностного восприятия происходящего в группе, коллективе, либо деформаций во внутригрупповом взаимодействии и отношениях, а также психологической несовместимости.
Задачу
сохранения среди персонала организации
ровных отношений часто осложняет
разноликость сослуживцев по их устремлениям,
распространенность таких типов
работников, поведение которых нередко
вызывает среди коллег ненужные трения
и конфликты. К ним, в частности,
можно отнести так называемых
неудачников по натуре - людей, фиксирующих
свое внимание только на неудачах и
промахах; вечных нытиков, которые беспрестанно
жалуются, выискивая как явные, так
и мнимые поводы для своего недовольства;
двуличных карьеристов, стремящихся
к продвижению по служебной лестнице,
не брезгуя при этом никакими неблаговидными
способами в отношении
Часто недовольство, конфликт в межличностных отношениях могут вызывать и такие казалось бы простые вещи, как манера одеваться или говорить, способ приема пищи или курения, т.е. то, что относится к области вкусов, моды и другим подобным мотивам, вроде бы малосущественным при общении. Невозможность сослуживцев ладить друг с другом обнаруживается в эмоциональных столкновениях личностей с разными чертами характера, взглядами на жизнь и моральными ценностями, особенностями возраста и жизненного опыта.
Определенную угрозу таят в себе остановки в работе, неоправданные простои. Безделье - это не только раздолье для праздности, но и источник, питающий распространение пьянства, ссор и интриг, ложных слухов и сплетен, которые большей частью обостряют напряженность во взаимоотношениях. Нездоровая морально-психологическая атмосфера в организации сопровождается агрессивным поведением отдельных лиц и групп, а то и психическим террором в отношении тех, кто, что называется, не умеет «постоять за себя». В таких условиях дают знать о себе не только психофизические перегрузки, но и чрезмерное самомнение и просто одержимость завистью, ожесточенность чьим-либо преимуществом.
Социально-трудовые
конфликты выходят на поверхность
тогда, когда обнажаются разногласия
в мотивации деятельности разных
групп работников, ухудшается их экономическое
и статусное положение в целом
или в сравнении с другими
социальными группами, снижается
степень удовлетворенности
Как правило, социально-трудовой конфликт в той или иной мере отражает объективное противоречие, которое лежит в его основе: люди реагируют на изменения обстоятельств, сообразуются с ситуацией.
Потребности
принято трактовать как состояние
нехватки чего-либо, что личность, группа,
общество в целом стараются восполнить,
удовлетворить. Поэтому конфликт потребностей
возникает в первую очередь по
поводу средств жизнеобеспечения: либо
из-за действительной или кажущейся
ограниченности ресурсов, либо из-за распределения
необходимых благ. В основе такого
конфликта лежит прежде всего
неудовлетворенность
Конфликт
интересов прочно связан с взаимоотношениями
людей, теми их желаниями и стремлениями,
которые стимулируют
Иными словами, интересы представляют собой не просто удовлетворение жизненных нужд, но и отношение к сложившимся в социальной системе (будь то организация, отрасль хозяйства, государство) нормам и институтам распределения. Конфликт интересов выражает неудовлетворенность социальных групп своим экономическим и статусным положением в сравнении с другими группами.
Под ценностями
разумеют положительную или
Конфликт
ценностей сталкивает противоположные
интерпретации социальных связей и
целей. В силу этого он проявляется
не только в интеллектуальной и духовно-нравственной
областях, но также как апелляция
к материальным потребностям, ориентация
на социально-экономические
Любой конфликт
в организации есть прямой результат
накопления неудовлетворенности
Существует ряд препятствий, снижающих возможность предупреждения конфликтов, направление их развития в конструктивное русло.
1. Это
препятствие имеет
2. Существование
некоторых общепринятых
3. Это
препятствие имеет правовой
Поэтому
успешная деятельность по предупреждению
конфликта может вестись только
в границах, устанавливаемых
«Профилактика конфликта представляет собой по своей сути воздействие на те социально-психологические явления, которые могут стать элементами структуры будущего конфликта, на его участников и на используемые ими ресурсы. Поскольку каждый конфликт связан с ущемлением тех или иных потребностей и интересов людей как материальных, так и духовных, начинать его предупреждение следует с его дальних, глубинных предпосылок, с выявления тех причин, которые потенциально содержат в себе возможность конфликта».
Информация о работе Предупреждение и разрешение конфликтов в сфере управления