Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:34, курсовая работа
Целью работы является анализ конфликтов в деятельности ОАО «Связной» и разработка рекомендации по их предотвращению и разрешению.
Задачи:
- рассмотреть природу, сущность и структуру конфликтов;
- показать методику урегулирования конфликтов, методы диагностики и профилактики;
- исследовать конфликты в ОАО «Связной», показать общие принципы, правила, рекомендации, используемые при управлении конфликтами.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование природы конфликтов в сфере управления………………………………………………………………....5
1.1 Сущность и структура конфликта…………………….……….…..5
1.2 Диагностика конфликтов………………………….…………….…18
Вывод по первой главе……………………………..…………………..30
Глава 2. Конфликты на предприятии ОАО «Связной» и рекомендации по их устранению………………………………………………………………..31
2.1Организационно-экономическая характеристика организации ОАО «Связной»………………………………………………….......................31
2.2 Анализ конфликтных ситуаций в ОАО «Связной»…….………...32
2.3 Рекомендации по разрешению конфликтов в ОАО «Связной»…………………………………………………....…………….38
Вывод по второй главе……….…………………………………………39
Заключение…………………………………………………………………42
Список использованных источников и литературы…….………………44
Классификация конфликтов.
Анализ и оценка конфликтов предполагают их группировку, систематизацию, деление по существенным признакам, типам и видам. Такая классификация нужна как своего рода модель изучения предмета в ее целостности, методический инструмент различения всего спектра конфликтных проявлений.
Подходы к классификации могут быть самыми разными. Так, социологи обращают внимание прежде всего на макро- или микроуровень конфликтов, на такие их основные типы, как социально-экономический, национально-этнический и политический. Юристы различают внутри- и внесистемные конфликты, сферы их проявления, в том числе семейно-бытовые, культурные и социально-трудовые, а также широкое разнообразие хозяйственных, финансовых и имущественных конфликтов, возникающих в условиях рыночной экономики.
Для управленческой
конфликтологии предпочтителен свой подход.
Нужно, в частности, более отчетливо
представлять как основные элементы
конфликтов, так и многообразие способов
их проявления, развертывания и регулирования,
источники и непосредственные причины
происхождения конфликтных
По формам проявления конфликты действительно имеют место во всех областях общественной жизни, а потому правомерно выделять социально-экономические, этнические, межнациональные, политические, идеологические, религиозные, военные, юридические, семейные, социально-бытовые и иные типы конфликтов. Они являются предметом рассмотрения в первую очередь соответствующих отраслей науки.
С точки
зрения менеджмента группировка
конфликтов, их классификация ориентируется
преимущественно на экономику и
социальную сферу, т.е. на хозяйственное
управление организацией, действующей
в условиях рынка, проблемы формирования,
развития и поведения персонала
под воздействием рыночных отношений.
Следовательно, в плане управления
персоналом приоритетно предметное
изучение конфликтов социально-экономического
типа, которые главным образом
связаны с практикой
Типы и виды конфликтов в организации выделяются по семи наиболее существенным признакам - источникам и непосредственным причинам возникновения, формам и степени конфликтного столкновения, коммуникативной направленности, масштабам и продолжительности, составу конфликтующих сторон, способам урегулирования, функциональной значимости.
По источникам
и причинам возникновения конфликты
делят на объективные и субъективные.
В первом случае конфликт способен
развиться вне воли и желания
его участников, просто в силу складывающихся
в организации или его
По непосредственным причинам возникновения конфликты различают как организационные; эмоциональные; социально-трудовые.
Свою специфику имеет классификация конфликтов и по другим признакам. Так, по формам и степени столкновения противоборство может быть открытым (спор, ссора и т.п.) и скрытым (действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т.д.); стихийным, т.е. спонтанно возникшим, и преднамеренным, заранее спланированным или просто спровоцированным. Такие конфликты оказываются либо неизбежными, в известной степени закономерными; либо вынужденными, хотя и необходимыми; либо ничем не оправданными, лишенными всякой целесообразности [9;с.236].
Конфликты по коммуникативной направленности разделяются на горизонтальные, в которых участвуют люди, не находящиеся, как правило, в подчинении друг у друга; вертикальные, т.е. те, участники которых связаны теми или иными видами подчинения.
По масштабам и продолжительности конфликты бывают локальными, вовлекая в свою орбиту часть персонала предприятия, какого-то региона или отдельно взятой отрасли, а также общие, втягивающие в конфликтное противоборство всех (или большинство) работников организации, либо основную массу наемных лиц региона или занятых в той или иной отрасли народного хозяйства.
Большим
разнообразием форм проявления характеризуется
типология конфликтов по составу
конфликтующих сторон, затрагивающих
в большинстве случаев их интересы,
целеполагание, соблюдение социальных
и нравственных норм, определение
функциональной значимости конфликтного
противостояния. В первую очередь
к этим типам относятся
Межличностный конфликт древнее внутриличностного, поскольку развитие межличностных отношений предшествовало возникновению автокоммуникации, общению индивида с самим собой.
По способам урегулирования (разрешения) конфликты разделяются на антагонистические, сопровождаемые неуступчивостью и непримиримостью сторон, а также компромиссные, допускающие разновариантность преодоления расхождений, взаимосближения взглядов, интересов, целей.
Существенно значим еще один признак классификации конфликтов - по функциональной значимости, т.е. восприятию результатов, о чем уже шла речь в связи с характеристикой функций конфликта.
По сфере
проявления названный конфликт относится,
безусловно, к производственным. Непосредственная
причина его возникновения
Функция
конфликта выражает, с одной стороны,
его социальное назначение, а с
другой - зависимость, которая возникает
между ним и другими
Конфликтное столкновение относится к тем явлениям, которые не поддаются однозначной оценке. Оно выступает способом социального взаимодействия в условиях обострения напряженности между людьми, когда обнаруживаются несовместимые взгляды, позиции и интересы, происходит противоборство сторон, преследующих далеко отстоящие друг от друга цели.
Уже в
силу самой своей природы конфликт
может являться носителем и созидательных,
и разрушительных тенденций, быть добром
и злом одновременно, приносить как
благо, так и вред участвующим
в нем сторонам. Поэтому его
функции характеризуются с
Положительными,
функционально полезными
По своему содержанию функции конфликта охватывают как материальную сферу (связаны с экономическими интересами, выгодой или потерями), так и духовно-нравственную сферу. Всё это эмоционально сказывается на эффективности совместной деятельности, может облегчать либо затруднять процесс управления организацией.
Можно выделить ряд функций, имеющих, в частности, наиболее существенное значение в деле управления организацией и поведением персонала.
Одна из основных функций конфликта - та, благодаря которой достигается интегрирующий эффект, влияет на устойчивость и стабильность социальной системы, формирование и консолидацию групп, соотношение индивидуальных и коллективных интересов, переналадку управленческого механизма.
Внутригрупповой конфликт обычно имеет положительное завершение, позволяет извлекать полезные уроки из ошибок и промахов участников группы, стабилизировать их взаимоотношения, укреплять сотрудничество, ориентировать каждого на соблюдение общих норм поведения, поднимать планку социального оптимизма и деловой этики, что в конечном счете обеспечивает слаженность и повышение результативности совместной работы.
Важнейшая функция конфликта - активизация социальных связей, придание взаимодействию людей и их отношениям большей динамичности и мобильности. Это сказывается на темпах социально-экономического развития как в обществе, так и в пределах отдельно взятой организации, определяет ту или иную степень делового настроя.
Для любой
группы важны сплоченность, мера тяготения
друг к другу и к группе в
целом. Базовую основу такого притяжения
образуют, во-первых, привлекательность
целей объединения, а во-вторых -
сходство взглядов и ценностных ориентации
его членов, эффективность и
Однако
следует иметь в виду, что достигнутая
сплоченность, объединяющие начала внутри
коллектива таят в себе риск подмены
индивидуального эгоизма
В пределах
предприятия (организации) в орбиту
межгрупповых конфликтов могут втягиваться
первичные рабочие группы, отдельные
подразделения, связанные с разными
звеньями общей технологической
цепочкой, а также маркетингом
и другими управленческими
Чаще других субъектами противостояния в межгрупповых отношениях оказываются работники разных инспекционных служб, которые осуществляют, в частности, технический контроль, в том числе и за качеством продукции, санитарный и экологический надзор, инспекцию охраны труда и безопасного ведения работ, аудит и другие формы финансово-хозяйственной ревизии.
К существенным
функциям конфликта относится
Конфликт
значим и как средство инновации,
содействия творческой инициативе. В
конфликтных условиях люди яснее
осознают как свои, так и чуждые
им интересы, объективные тенденции
и противоречия общественного развития,
необходимость преодоления
Оригинальные, по-новому сформулированные идеи, отказ от укоренившихся привычек и устаревших традиций очень часто наталкиваются на неприятие, сопротивление, негативную реакцию [19;с.377].
Обычно
конфликт стимулирует инициативу, творческую
активность, мобилизацию созидательных
сил, поиск нестандартных подходов
к решению сложных проблем, оптимальный
выбор из альтернативных вариантов
- выбор, ведущий в конечном счете
к повышению эффективности
Вместе с тем конфликт может и усиливать проявления недоброжелательства в отношениях между теми, кто вовлечен в противостояние, вызывая неудовлетворенность результатами взаимодействия, подавленность духа, «уход в себя», снижение эффективности в работе.
Весьма
значима и такая функция
И еще на одну немаловажную функцию конфликта следует обратить внимание - на профилактику (предотвращение) разрушительных противоборств. Достигая разрядки напряженности между участниками конфликта, улаживая возникшие и обострившиеся разногласия, удается избежать столкновений со значительным материальным ущербом и нравственными потерями, длительным разладом в коллективе, выбивающим всю организацию из нормальной колеи.
Основная
задача состоит в том, чтобы придать
конфликту по возможности функционально-
Диагностика конфликтов – это выявление причин возникновения конфликтной ситуации.
Информация о работе Предупреждение и разрешение конфликтов в сфере управления