Практика в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 13:07, отчет по практике

Описание работы

Я, Фахрутдинов Адель Ирекович, проходил практику в Сабинской гимназии ... под руководством …..

Работа педагога-психолога заключается в оказании психологической помощи всем обратившимся детям и учителям (возраст обращающихся людей от 6 до 67 лет), а так же в помощи классным руководителям в проведении классных часов, в подборе и проведении различных методик, разрешении внутришкольных конфликтов и проведении массовых мониторингов на различные темы (наркомания, курение, проф. ориентация и др.).

В задачи педагога-психолога входит подробное изучение личности обратившегося: направленность, социальный опыт, интеллект. Также, в случае со школьниками, необходимо определить значимость для учащихся среднего и старшего возраста различных сфер жизни. Психолог должен определить уровень социального опыта (т.е. степень воспитанности) учащихся, уровень притязаний школьника, уровень развития интеллекта(мышление, память, внимание, воображение). В обязанности педагога-психолога общеобразовательного учреждениятакже входит:

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 69.24 Кб (Скачать)

Методический  прием. Организация взаимной групповой оценки.

Занятие 2. «Природные предпосылки»

На основе таблицы, заполненной  на занятии 1 школьники с помощью  руководителя практикума выделяют своиства, даны, необходимые для успешной работы в той или иной области. В таблице  есть соответствующая графа.

Методический  прием. Организация взаимной групповой оценки.

Занятие 3. Мнение старших  членов семьи, учителей и друзей о  выборе профессии.

Руководитель практикума предлагает проинрать сценку трем ученика, один из которых представляет старшеклассника, другой – отца, третья – мать.Число  ролей можно расширять. Остальные  участники практикума – зрители. После просмотра – коллективное обсуждение.

Предлагается следующий  сюжет оценки: за вечерним чаем сын  и дочь объявляют родителям о  своем решении выбрать ту или  иную профессию. Текст роли заранее  не готовиться, каждый участник играет самого себя. При обсуждении поведения  того или иного персонажа участники  дискуссии фактически говорят о  самих себе, о своих проблемах.

Методический  прием. Ролевая игра, коллективная дискуссия. Метод «зеркала»

Занятие 4. Информированность  школьников о профессии и профессиональных требованиях.

Руководитель практикума предлагает ребятам придумать различные  типологии профессий на основании, например, критерия»условий труда».Разделившись на две группы школьники выполняют  задания. После него -  коллективное обсуждение.

Методический  прием. Метод организации взаимной групповой оценки.

Занятие 5.Личные жизненные и профессиональные планы. Руководитель практикума обсуждает со школьниками профессиональный выбор знакомого им юноши. Если ребята не согласны с его выбором, им предлагается назвать подходящую профессию для этого ученика и объяснить причины этого выбора.

Методический  прием. Психологическое «зеркало»

Занятие 6. Соотношение условий ситуации выбора профессии.

До этого занятия школьники  анализировали одно или несколько  условий профессионального самоопределения, взятых отдельно друг от друга. На этом занятии ставятся задача проанализировать разобранные ранее условия во взаимосвязи между собой, как это бывает в конкретных ситуациях реальной жизни.

Двум группам учеников предлагается выбрать из своих групп  двух школьников, определить для них  подходящую профессию, описать особенности  этой профессии, представить характеристику индивидуальных особенностей выбранных школьников и доказать, что выбор профессии осуществлен правильно.

На общем обсуждении анализируются  причины, по которым была выбрана  профессия для каждого школьника. Учитель обращать особое внимание на соответствие индивидуальных особенностей выбранных группами школьников и требований названной профессии.

Методический  прием. Организация взаимной групповой оценки.

Цикл 2.Типичные ошибки школьников при выборе профессии.

Занятие 7. Влияние престижности профессии на успешность профессионального самоопределения.

На этом занятии рекомендуется  провести встречу- беседу с представителями  различных профессий: важно, чтобы  во время беседы обсуждались сложности  профессии, постепенного профессионального  и должностного роста.

Методический прием. Беседа, коллективное обсуждение.

Занятие 8.перенос отношения  к школьному предмету на отношение  к профессии. Бывает и так, что ученик относится с большим интересом к какому-либо школьному предмету. Он получает хорошие отметки и в конце концов выбирает его в качестве своей будущей профессии. В этой, казалось бы, весьма простой ситуации также возможны серьезные ошибки.

В рамках 2-3  школьних предметов, выбранных школьниками, им предлагается перечислить и описать профессии, сходные по содержанию с выделенным предметами школьного курса, определить общее и различное между содержанием школьных предметов и содержанием профессий.

Методический  прием. Метод организации взаимной групповой оценки.

Занятие 9. Как выбрать  профессию.

В двух группах школьники  выбирают определенную профессию. При  этом они ориентируются на этапы  «узнать» - подумать – попробовать».

На общем обсуждении каждая группа рассказывает о профессии, которую  она выбрала, и анализирует причины выбора.

Методический  прием. Метод организации взаимной групповой оценки.

Цикл 3. Конретные  ситуации выбора профессии

Занятие 10. Человек и профессия

Учитель называет профессию, для которой, школьники должны» подобрать» ученика, наиболее, по их мнению, соответствующего по своим индивидуальным особенностям данной профессии. Профессия, заданная педагогом, должна быть более или менее известна ученикам, не рекомендуется выбирать для задания малоизвестные профессии.

Участники разбиваются на две группы, выбирают ученика для  заданной преподавателем профессии  и на общем обсуждении доказывают, что индивидуальные особенности  выбранного ими доказывают, что индивидуальные особенности выбранного ими школьника  соответствуют требованиям профессии.

Можно организовать дополнительное занятие: педагог предлагает двум группам  школьников «подобрать» профессию  одному их учеников.

Занятие 11. Соотнесение самооценки и профессиональных требований.

Выбирается школьник, который  должен описать свои индивидуальные особенности, оценить их и подобрать  соответствующую профессию. При  выборе профессии разрешается учитывать  индивидуальные склонности и интересы.

Остальные ученики практикума и сам педагог отдельно от школьника  также дают ему оценку и подбирают  соответствующую профессию.  На общем обсуждении, в котором участвуют школьник, педагог и группа участников, делается сравнительный анализ    самооценки школьника, оценки педагога и группы участников. Обсуждаются моменты несоответствия самооценка ученика, оценок педагога и группы участников.

Методический  прием. Метод организации взаимной групповой оценки.

В заключение всех проведенных  занятий учитель и школьники  обмениваются опытом, полученным на играх: что нового они узнали, какие занятия  были самыми интересными. Ученики рассказывают, какую профессию они хотели бы выбрать.

 

5.Психологическая профилактика

 

ПЕДСОВЕТ

ТЕМА: Эмоции. Роль эмоционального интеллекта в работе педагога

Профессия учителя требует  большой эмоциональной отдачи. Чтобы  заинтересовать учащихся, увлечь их своим  предметом, объяснить материал доходчиво, педагогу нередко приходится быть еще  и артистом. Эмоциональные педагоги обладают большим преимуществом  по сравнению неэмоциональными, потому что только им подвластно зажигать детские сердца и вести учеников за собой. Они, как правило, популярны и любимы. Но, к сожалению, существует и обратная сторона медали: часто наши эмоции дают о себе знать в самый неподходящий момент, например тогда, когда необходимы сдержанность и хладнокровие. Умение управлять своими эмоциями – важное профессиональное качество, которое необходимо вырабатывать любому педагогу.

Но прежде чем перейти  к рассмотрению этого вопроса, давайте  разберемся с тем, что же такое  эмоции.  Известный советский  физиолог П.К.Анохин дает такое определение: «Эмоции - это физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний  человека – от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения».

Вопрос о том, как научиться  управлять своими эмоциями, в настоящее  время актуален, как и несколько  десятилетий назад, к нему обращаются многие специалисты. Питер Шарп, Автор  руководства по «эмоциональной грамотности»  для родителей, учителей и других специалистов, работающих с детьми, описывает эмоциональный мир человека таким образом:

Люди горячие,

Люди холодные,

Иногда я свечусь,

Иногда – словно одурачен. 

Люди часто смеются,

Люди часто плачут,

Иногда я счастлив,

Иногда болезненно стеснителен.

Люди могут сжиматься,

Люди могут расти,

Иногда я открыт,

Иногда – не очень.

Чувства – сильные,

Мысли – тоже.

Но если одно без другого,

То кто же я тогда?

Почему же именно для педагогов  так важно умение управлять эмоциями? Да потому, что эмоциональное состояние одного учителя, «зажигает» десятки, сотни детей, находящихся рядом с ним в классе. И умение владеть собой необходимо не только самому педагогу, но и окружающим его детям. 

Развитие эмоционального интеллекта может служить профилактикой  возникновения таких нарушений, как депрессия, раздражительность  и т.д., что является особенно важным для педагогов, испытывающих постоянные эмоциональные перегрузки. Именно по этому при подготовке профессионального педагога развитие эмоционального интеллекта является одной из важных составляющих. Распознавание общего эмоционального настроя класса необходимо при планировании и при спонтанной корректировке учебного процесса. Например, опытный учитель, заметив, что учащиеся или воспитанники устали, перевозбуждены или огорчены чем-либо, постарается внести изменения в план урока уже первые минуты занятия. Это может быть ободряющая шутка, релаксационное упражнение, сюрпризный момент. Если педагог видит, что дети еще не полностью переключились  с предыдущего вида деятельности или не настроились на занятия, он может предложить им решение нестандартной задачи или загадки. 

В общении с родителями педагогу также важно уметь своевременно распознать эмоциональное состояние  собеседника, что позволит грамотно и  эффективно спланировать предстоящую  беседу. Так, если родитель очень возбужден  и не способен адекватно воспринимать информацию, опытный педагог, как  правило, предоставит ему возможность  выговориться (а при необходимости  – выпустить пар) и только  после этого перейдет к сообщению  важной информации.

Умение распознавать свои эмоции также необходимо педагогу для  построения эффективного общения. Понимание  собственных негативных эмоций учителем является  первым шагом на пути управления ими и ситуации в целом. Например, педагог, осознав, что в данную минуту его поведением движет гнев, вызванный неприятным разговором по телефону с супругом, может вовремя остановиться и не позволить осуществиться переносу этого гнева на школьную ситуацию (в классе с учениками или в беседе с родителями и коллегами). Учитель, который чувствует, что не может совладать с собственными эмоциями, имеет возможность либо взять тайм-аут, отменив разговор, либо извиниться перед собеседником, объяснив, что его состояние вызвано не связанными с данной встречей событиями. Кроме того, если педагог ощущает эмоциональное напряжение, он может воспользоваться одним из релаксационных упражнений, которые обычно выполняет с детьми.

Если же педагог не уделяет  должного внимания своему эмоциональному состоянию, возможен вариант возникновения  такого эмоционального нарушения, как  депрессия, гнев, беспокойство и др. Авторы одного из крупнейших исследований XX столетия в области женской депрессии выявили одну из главных причин этого нарушения: серьезное несоответствие реальности личной жизни женщины уровню ее притязаний. К сожалению, как показали исследования, проведенные в 1998 году в 54 странах мира, уровень удовлетворенности жизнью в странах бывшего Советского Союза занимает одно из последних мест среди стран Европы, Америки, Африки, Азии и Австралии. Другое исследование, проведенное в Англии в 1996 году, показало, что люди которые могут находить время для занятий своим любимым делом, чувствуют себя более счастливыми. Таким любимым делом может стать спорт, музыка, вечерние курсы, танцы, религия, общественная работа, кружки и т.д.   

П.М.Левинсон и М.Граф дают такие рекомендации против депрессии:

    • смеяться;
    • думать о чем-то хорошем, что может произойти в будущем;
    • думать о людях, которых мы любим;
    • дышать свежим воздухом;
    • лежать на пляже;
    • носить чистую одежду;
    • иметь свободное время;
    • слушать музыку;
    • смотреть передачи о диких животных;
    • улыбаться людям и др.

Многие из этих рекомендаций полезны для педагогов, особенно для женщин, которые иногда забывают о своей личной жизни, своих хобби  и полностью посвящают себя работе. Такой фанатизм приносит свои плоды  – высокие результаты учащихся, - но может привести и  к профессиональному  «выгоранию» педагога, что в конечном итоге обязательно отразится на самочувствии его самого и окружающих.

 

 

 

Профессиональное  «выгорание» педагога и его профилактика

 

«Профессиональное выгорание» - это неблагоприятная реакция  человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты.

Синдром профессионального  «выгорания» - не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое  состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни, карьеры.

Современное общество предъявляет  высокие требования к системе  образования. Педагоги, стремясь соответствовать  этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряженные ситуации на работе (трудности взаимодействия с учениками на уроке, нарушения  дисциплины учащимися, конфликтные  ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками) приводят к истощению  эмоциональных ресурсов педагога.

Информация о работе Практика в школе