Практика в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 13:07, отчет по практике

Описание работы

Я, Фахрутдинов Адель Ирекович, проходил практику в Сабинской гимназии ... под руководством …..

Работа педагога-психолога заключается в оказании психологической помощи всем обратившимся детям и учителям (возраст обращающихся людей от 6 до 67 лет), а так же в помощи классным руководителям в проведении классных часов, в подборе и проведении различных методик, разрешении внутришкольных конфликтов и проведении массовых мониторингов на различные темы (наркомания, курение, проф. ориентация и др.).

В задачи педагога-психолога входит подробное изучение личности обратившегося: направленность, социальный опыт, интеллект. Также, в случае со школьниками, необходимо определить значимость для учащихся среднего и старшего возраста различных сфер жизни. Психолог должен определить уровень социального опыта (т.е. степень воспитанности) учащихся, уровень притязаний школьника, уровень развития интеллекта(мышление, память, внимание, воображение). В обязанности педагога-психолога общеобразовательного учреждениятакже входит:

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 69.24 Кб (Скачать)

11.Знание путей и способов  преодоление внутренних недостатков  (и оптимального использования  достоинств), способствующих подготовке  к самостоятельному и осознанному  выбору и будущей профессиональной  деятельности.

12.Наличие системы резервных  вариантов выбора на случай  неудачи по основному варианту  самоопределения. 

13.Начало практической  реализации личной профессиональной  перспективы и постоянное совершенствование  (корректировка) намеченных планов по принципу «обратной связи».

Психологические «пространства» профессионального самоопределения

Для теории и практики профессионального  самоопределения важно выделить те «пространства выбора», в которых  нередко оказываются самоопределяющиеся люди и которые нередко не всегда сами могут осознавать «что» и  «из чего» они вообще выбирают.

Иногда профконсультационная помощь клиенту может заключаться  и в своеобразном информировании о имеющихся «пространствах»  самоопределения, что создает основные ориентиры самоопределяющегося  человека, которые могут лечь в  основу его размышлений о своем  профессиональном настоящем и будущем. Но сначала необходимо представить основные понятия, которые так или иначе, связаны с планированием жизненных и профессиональных перспектив человека.

 

Как уже отмечалось, профессиональное самоопределение – это не только выбор конкретной профессии, но часто  и выбор всей жизни. Таким образом, часто человек выбирает не только данную профессию, но нечто более  важное (то, что данная профессия  дает ему для более полного ощущения своей жизни).

Рассматривая проблемы построения человеческой судьбы, Э. Берн выделял  жизненные сценарии и жизненные  стратегии. При этом жизненные сценарии – это «программа поступательного  развития, выработанные в раннем детстве  под влиянием родителей и определяющие поведение человека в важных аспектах его жизни» сценарии охватывают всю жизнь человека в подробностях, а стратегии рассматриваются как общие представления о человеческой жизни.

Э. Берн обозначил основные типы сценариев: «никогда не делаю»; «делаю всегда»; «ни разу не делал раньше»; «не буду делать (сделаю потом); «делаю вновь и вновь»; «буду делать до тех пор, пока невозможно будет сделать». На основе выделения этих сценариев  были выведены следующие три типа людей: победители, не победители и  неудачники. Э.Берн приводит примеры  этих типов, связывая их с определенными  «играми», из которых нередко состоит  жизнь многих людей. Игры: «Бесприданница», «Сизиф», «Меня не испугаешь», «Кому  я нужен», «Если не так, то иначе!» и т.д.

При этом Э. Берн отмечал, что  «сценарии возможны потому, что большинство  людей не понимают, что делают, при  этом понимать, по Э.Берну, - это «выйти из-под власти сценариев». Можно добавить, что понимать – значит научиться строить перспективы своего профессионального и личностного развития самому.

М.В. Розин, в своей статье «Психология судьбы, программирование или творчество?» отмечает, что  нельзя связывать построение жизни  с бессознательным влиянием, как было это предложено Э. Берном. Сам М.В. Розин считает, что «сценарий выстроен, сочинен человеком в течение всей жизни».

«Создание сценария – поэтического способа осмысления жизни – это  проявление творческого начала человека. Только, когда сценарий создан, человек  может почувствовать себя свободным  и счастливым». При этом построение жизни, как поэмы предполагает выделение  и реализацию следующих основных моментов:

1. Образ героя (образ  себя как героя поэмы).

2. Сюжет. 

3. Трагедийность (переживания,  без которых жизнь становится  неинтересной и лишенной смысла).

4. Неожиданные повороты (еще  более разнообразящие жизнь и делающие ее неповторимой).

Для дальнейшего рассмотрения «пространств» самоопределения  можно выделить более конкретные варианты выборов, где как бы конкретизируются те или иные социальные и профессиональные стереотипы, жизненные сценарии и  т.п. Необходимо заметить, что психологические  пространства самоопределения могут  быть как субъективными (представленные в сознании человека), так и общепринятыми, объективными (как реально существующие возможности выбора, осознаваемые различными людьми).

Проблема профессионального  консультирования состоит в том, чтобы сделать предметом совместного  с клиентом обсуждения и субъективные пространства, выделяемые и желаемые самим клиентом, и реально существующие пространства профессиональных выборов, которые клиент поначалу может и не осознавать.

Таким образом, на профессиональное самоопределение учащегося влияет не только осознание себя как «субъекта  труда», но и знание об «объекте труда» и характеристиках самой профессии. Для того, чтобы самоопределяющийся человек не потерялся в мире профессий, одной из задач профориентации является информирование школьников об имеющихся «пространствах» самоопределения, которые могут лечь в основу его размышлений о своем профессиональном будущем.

Разнообразие  мира профессий. Классификации профессий

Специальность, квалификация, должность, труд, профессия – это  синонимы? Что сейчас актуально выбрать?

В процессе профессионального  самоопределения важно отдавать себе отчет в том какие продукты, изделия производят разные профессионалы, с какими целями, условиями, орудиями связана их деятельность.

Продукты профессионального  труда, а также орудия и средства труда могут быть не только вещественными, но и процессуальными. Область существования  продуктов и условия работы различны и разнородны: внешний мир (культуры, физический, природный) или внутренний мир человека. Среди целей важно  различать и те, которые заданы человеку из вне и внутренние, которые  приняты и регулируют его деятельность

С.П. Струмилин (20-е годы XX столетия) предложил классифицировать профессии по степени самостоятельности  человека в труде:

1. Автоматический рефлекторный  труд (например, вертельщик ручки  веялки, ручкой мельницы и т.д.);

2. Полуавтоматический, привычный  труд (например, машинистка, телеграфист);

3. Шаблонно-исполнительский  труд – по указке (например, работа  на станке, работа конторщика, счетовода);

4. Самостоятельный труд  в пределах задания (работа  инженера, учителя, врача, журналиста);

5. Свободный творческий  труд (работа в области искусства,  работа ученого, организатора  хозяйства, политического деятеля).

За рубежом на сегодняшний  день наиболее известна и популярна  типология Дж. Голланда, основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды. Выделяются следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды):

1. реалистический тип  (техника, мужские профессии);

2. интеллектуальный тип; 

3. социальный, конвенционный  (знаковая система, требующие  структурированности);

4. предпринимательский; 

5. артистический. 

Предполагается, что определенному  личностному типу должен соответствовать  свой тип профессиональной среды, что  и обеспечивает более полноценную  реализацию работника в своем труде.

Литовский автор Л.А. Йовайша  разделял все профессии по преимущественным профессиональным ценностям: ценности общения; интеллектуальная активность; практико-техническая активность; художественная активность; соматическая активность, материальная (экономическая) активность.

В России наиболее известна типология профессий, предложенная Е.А. Климовым (Дифференциально-диагностический  опросник – ДДО, Рогов Психологические  тесты – М,96), где в качестве критерия выступает отношение человека (субъекта труда) к предмету труда.

Все профессии соотносятся  с пятью основными группами:

1. «Человек – природа» (П) представители этого типа  имеют дело с растительными  и животными организмами, микроорганизмами  и условиями их существования.  Например, мастер-плодоовощевод, агроном,  зоотехник, ветеринар, микробиолог. 

2. «Человек – техника  и неживая природа» (Т) работники  имеют дело с неживыми, техническими  объектами труда. Например, слесарь-сборщик,  техник-механик, инженер-механик,  техник-технолог общественного питания,  инженер-электрик.

3. «Человек – человек» (Ч) предметом интереса, распознания,  обслуживания, преобразования здесь  являются социальные системы  сообщества, группы населения, люди  разного возраста. Например, продавец, парикмахер, врач, учитель и т.д. 

4. «Человек – знаковая  система» (З) естественные и искусственные  языки, условные знаки, символы,  цифры, формулы. Например, математик,  редактор издательства, программист,  языковед и т.д. 

5. «Человек – художественный  образ» (Х) явления, факты художественного  отражения действительности. Например, художник-декоратор, художник-реставратор,  настройщик музыкальных инструментов, артист балета, актер драматического  театра и т.д.

4. Психологическая коррекция. Коррекция сферы профессионального самоопределения.

Одним из основных направлений  работы психолога со старшеклассниками  является проведение профориентационной работы, развитие готовности к профессиональному  самоопределению.

  Готовность к выбору профессии – это, во-первых, внутренняя осознанность самого факта выбора и определенность профессиональных интересов, во- вторых, осведомленность ученика о своих способностях и о том, какие физические и психологические требования предъявляет профессия к человеку. В связи с этим важную роль в решение задач профориентации школьников играют не только диагностические методы, но и методы психологической коррекции,.. при проведении которых становятся очевидными склонности ученика, с одной стороны, и его возможности – с другой.

В начале проведения профориентационных упражнений или больших игр целесообразно  ознакомится с профессиональными  намерениями  старшеклассников. Для  этого проводится опрос либо полустандартизированное интервью, куда могут войти следующие вопросы:

  1. Чем вы думаете заняться после окончания школы?
  2. Какой профессии, специальности вы хотели бы посвятить себя?
  3. Какие требования, по вашему мнению, эта профессия предъявляет к человеку?
  4. Какие требования предъявляет выбранная вами профессия к здоровью человека? Как вы оцениваете вашу пригодность по состоянию здоровья  к этой профессии?
  5. Как вы готовите себя к выбранной профессии?
  6. Проверяете ли вы развитие профессионально важных качеств у себя?
  7. Знаете ли вы, где можно получить подготовку к выбранной профессии?
  8. Что вы читали о выбранной профессии?
  9. Когда вы выбрали профессию? Происходили ли изменения в вашем выборе? По каким причинам вы меняли выбор профессии?
  10. Если вы до сих пор не выбрали профессию, то покаким причинам?
  11. Ваше решение о выборе данной профессии окончательно, или вы еще можете передумать?
  12. Выбирая профессию, на что вы ориентируетесь?
  13. Как вы предпочитаете работать: индивидуально, с товарищем или в бригаде?
  14. Какой областью знаний и умений вы увлекаетесь:

а) о природе; б) о науке; в) об искусстве; г) о технике;

д) о человеке.

И.т.п

Профориентационную коррекционно-развивающую  работу со старшеклассниками можно  проводить в различных формах: в виде развивающих игр и упражнений, в виде больших игр и тренингов профессионального самоопределения.

 

    1. Программа развивающих игр « Я выбираю профессию»

  Она состоит из трех циклов занятий. Первый цикл посвящен разбору условных ситуаций выбора профессии, второй – анализу типичных ошибок и затруднений, которые испытывают молодые люди в этот период. На занятиях третьего цикла школьники обсуждают конкретные ситуации выбора профессии.

   На занятиях Н.В  Самоукина предлагает применение 3 методических приемов организации  коллективной деятельности школьников.

    1. Взаимная групповая оценка. По желанию учасников организуются две группы. Руководителей групп ребята выбирают из общего состава участников. Получив задание, каждая группа выполняет его самостоятельно и автономно от другой группы. Результаты выносятся на общее обсуждение, в котором участвуют учитель и две группы школьников. Анализируют и оценивают по схеме: соответствие доклада группы заданной теме; правильность решений; аргументация в пользу полученного решения; творческий характер решения; полнота решения; степень использования предложенных для занятия материалов и схем.
    2.          Используя также соревнование между группами.

В конце каждого задания  руководитель практикума объявляет  две оценки: за правильность решения  группы и за активность участия в  коллективной работе.

 

    1. Прием «зеркало» состоит в следующем. Психолог рассказывает о конкретном факте таких же, как участники игры, ребят. Он говорит о своем отношении к этим событиям, последствиях тех или иных поступков. Юноши  и девушки сравнивают себя с персонажами, соотносят свои действия с поступками героев.

Цикл 1. Условия  выбора профессии

Занятие 1. «Мир профессии»

Руководитель предлагает школьникам самостоятельно заполнить  таблицу:

                                                                                               Таблица

Типы и подтипы                     профессии

Профессии данного типа

Требования, предъявляемые профессией к человеку

       

 

Ребята разбиваются на две группы. Каждая группа заполняет  таблицу, обсуждая все связанные  с этим вопросы. Результаты обсуждаются  вместе с учителем.

Информация о работе Практика в школе