Практика в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 13:07, отчет по практике

Описание работы

Я, Фахрутдинов Адель Ирекович, проходил практику в Сабинской гимназии ... под руководством …..

Работа педагога-психолога заключается в оказании психологической помощи всем обратившимся детям и учителям (возраст обращающихся людей от 6 до 67 лет), а так же в помощи классным руководителям в проведении классных часов, в подборе и проведении различных методик, разрешении внутришкольных конфликтов и проведении массовых мониторингов на различные темы (наркомания, курение, проф. ориентация и др.).

В задачи педагога-психолога входит подробное изучение личности обратившегося: направленность, социальный опыт, интеллект. Также, в случае со школьниками, необходимо определить значимость для учащихся среднего и старшего возраста различных сфер жизни. Психолог должен определить уровень социального опыта (т.е. степень воспитанности) учащихся, уровень притязаний школьника, уровень развития интеллекта(мышление, память, внимание, воображение). В обязанности педагога-психолога общеобразовательного учреждениятакже входит:

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 69.24 Кб (Скачать)
  • воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
  • медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
  • бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
  • информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
  • защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психологические требования профессий «человек-человек»:

  • стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
  • устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
  • доброжелательность, отзывчивость;
  • выдержка;
  • умение сдерживать эмоции;
  • способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
  • способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
  • способность владеть речью, мимикой, жестами;
  • развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
  • умение убеждать людей;
  • аккуратность, пунктуальность, собранность;
  • знание психологии людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол

Среди 11-х классов проводился методика «Дифференциально-диагностический  опросник» (ДДО). Методика предназначена  для отбора на различные типы профессий  в соответствии классификацией типов  профессий Е.А.Климова. 

Результаты 11 «А»  класса: ( в классе 22 учащихся)

    Фамилия Имя

                             Типы профессии

1

Гарипова Г.

человек - художественный образ

2

Юнусов

человек –техника; человек -человек

3

Манихов

человек –художественный  образ

4

Хадиев Айнур

человек -техника

5

Каримуллина Алина

человек -художественный образ

6

Хазиев И.

человек -техника

7

Газизянов Г.

человек –художественный  образ

8

Кабирова Дина

человек –знаковая система

9

Галиева Алия

человек –знаковая система

10

Каримов Зульфат

человек -человек

11

Зарипов Ильназ

человек-человек

12

Шарафеева Зульфия

человек -знаковая система

13

Яруллин Нияз

человек – техника; человек-человек

14

Гимадиев Рустем

человек –знаковая система; человек –художественный образ

15

Фазылова Алия

человек –знаковая система; человек –художественный образ

16

Мотигуллина А.

человек –художественный  образ

17

Хазиева Алсу

человек –знаковая система

18

Гафиятуллин Руслан

человек –техника; человек-человек

19

Маликов Руслан

человек-человек

20

Валиева Г.

человек- художественный образ

21

Мустафина Г.

человек –художественный  образ


  1. «Человек - природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством; 
  2. «Человек - техника» - все технические профессии;
  3. «Человек- человек» -  все профессии связанные с обслуживанием людей, с общением;
  4. «Человек –знаковая система»- все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
  5. «Человек –художественный образ» - все творческие специальности.

На первом месте выходит  «человек - художественный образ», который  составляет 9 учащихся;

«Человек -техника» - 6 опрошенных;

«Человек - человек»- 6 опрошенных;

«Человек- знаковая система» - 6опрошенных;

«Человек - природа» -нет

 

 

ТЕСТ - ОПРОСНИК "МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ" (Автор С.С. Груншпун)

 

С помощью данного опросника  выявляются ваши ведущие мотивы профессиональной направленности.

 

Инструкция

 

Из предлагаемого перечня  мотивов выбора профессии Вам  необходимо выбрать те, которые отвечают личной точке зрения. Напротив цифры  вопроса поставьте плюс, если данный мотив значим для Вас, и - минус, если мотив не имеет значения.

 

Текст опросника:

 

1. Интерес к содержанию  профессии, желание узнать, в чем  заключаются обязанности специалиста  в избираемой профессии.

2. Стремление к самосовершенствованию,  развитию знаний, умений и навыков  в избираемой сфере трудовой  деятельности.

3. Убеждение в том,  что данная профессия имеет  высокий престиж в обществе.

4. Влияние семейных традиций.

5. Желание приобрести  материальную независимость от  родителей.

6. Хорошая успеваемость  в школе по предметам, соответствующим  избираемой профессии.

7. Желание руководить  другими людьми.

8. Привлекает индивидуальная  работа.

9. Мечта заниматься творческой  работой, желание открыть новое  и неизведанное.

10. Уверенность, что избранная  профессия соответствует Вашим  способностям.

11. Возможность удовлетворить  свои материальные потребности.

12. Стремление сделать  свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.

13. Возможность проявить  самостоятельность в работе.

14. Привлекает предпринимательская  деятельность.

15. Необходимость материально  помогать семье.

16. Желание приобрести  экономические знания.

17. Стремление получить  диплом о высшем образовании  независимо от способностей.

18. Привлекает профессия,  которая не требует длительного  обучения.

19. Желание работать в  престижном месте.

20. Стремление найти удачный  способ заработать себе на  хлеб.

21. Привлекают модные  профессии (менеджер, бизнесмен,  брокер).

22. Желание принести пользу  людям.

23. Интерес к материальной  строне профессиональной деятельности.

24. Привлекают внешние  свойства профессии (быть в  центре внимания, иметь возможность  путешествовать, носить специальную  форму).

 

Обработка результатов.

А Б В

3 5 1

4 8 2

7 11 6

17 14 9

18 15 10

19 16 12

21 20 13

24 23 22

 

 

 

Подсчитывается с помощью  ключа количество плюсов в столбцах А, Б, В отдельно.

 

Если максимальное количество плюсов преобладает в столбике А - преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать  свой высокий уровень притязаний.

 

Если максимальное количество плюсов находится в столбике Б - привлекают материальное благополучие, желание  заработать, а интересы, склонности,практическая подготовленность учитываются в  меньшей степени.

 

Если максимальное число  плюсов оказалось в столбике В - стремление к творческой работе, интерес к  новым технологиям, приобретению необходимых  умений и навыков, которые требует  избираемая профессия.

 

ПРОТОКОЛ

Результаты 11 «А»  класса: ( в классе 22 учащихся)

    Фамилия Имя

Мотивы профессиональной   направленности          

1

Гафиятуллин Руслан

Преобладает Б и В

2

Зарипов Ильназ

Преодладает  Б

3

Кабирова Дина

Преобладает А и В

4

Хадиев Айнур

Преобладает В

5

Каримуллина Алина

Преобладает А


 

2.Психологическое консультирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    3. Психологическое  просвещение.

                         План внеклассного мероприятия:

  1. Прочитать лекцию на тему: «Проектирование профессионального жизненного пути», «выбор профессии»
  2. Обсудить заинтересовавшие стороны и узнать мнение учеников.
  3. Проведение профориентационных игр, демонстрация слайд шоу.

 

 

                                        Содержание лекции

Профессиональный выбор, в отличие от профессионального  самоопределения (по Е.И. Головахе) –  «это решение, затрагивающее лишь ближайшую  жизненную перспективу школьника», который может быть осуществлен  как с учетом, так и без учета  отдельных последствий принятого  решения» и в «в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет  опосредован отдельными жизненными целями .

Дж. Сьюпер, считает, в течение  жизни (карьеры) человек вынужден совершать  множество выборов (сама карьера  рассматривается как «чередующиеся выборы»).

По мнению Е.А. Климова, выбор  профессии – это во-первых: отдельный  выбор трудового, жизненного пути, состоящий  из некой цепочки взаимосвязанных  шагов «эта цепочка обычно начинается с более или менее развернутой  ориентировки в обстановке, далее  может следовать перебор и  оценка возможных вариантов дальнейшего  действия и их последствий, более  или менее выраженная борьба побуждений, наконец, формулировка того или иного  решения»; во-вторых – «не нужно  думать, что это единственный выбор  на весь трудовой, жизненный путь, а  лучше… об интересах, увлекательной  активности по постоянному проектированию и реальному построению своего профессионального трудового пути, ни один выбор не будет роковым, если приложить ум и волю».

Индивидуальная ситуация выбора профессии (проектирование профессионального  пути и прежде всего его «старта») при всем разнообразии у каждого  человека конкретных жизненных обстоятельств  имеет некоторую общую структуру. Е.А. Климов выделяет восемь важнейших  типов обстоятельств:

1.Позиция старших членов  семьи. Семья является той системой, которая оказывает в среднем  очень сильное влияние на профессиональное  самоопределение подростка (и  не только в форме прямых  воздействий – требований родителей  или лиц, их заменяющих, но и  в роли реального фактора, косвенно, но закономерно определяющего  идеала, устремления, ценностные  ориентиры детей).

2.Позиция сверстников,  «значимых других» из круга  вне семейного общения. 

3.Позиция учителей, школьных  педагогов, воспитателей, классного  руководителя, школьного психолога. 

4.Сложившиеся к данному  моменту личные, профессиональные  планы (ЛПП) учащегося. 

5.Способности, умения, достигнутый  уровень развития учащегося как  субъекта деятельности. Субъективность  проявляется в самостоятельности  и осознанном построении перспектив  своего развития в определенной  трудовой деятельности и во  всей жизни в целом, которая  как бы составляет контекст  для конкретного труда и развития  человека в этом труде. 

6.Уровень притязаний учащегося  на общественное признание. Недооценка, переоценка своих возможностей, заниженные или завышенные притязания  – важные регуляторы и выбора  профессии, и адаптации к профессиональной  общности, и взаимоотношений со  значимыми людьми.

7.Информированность. В  связи с этим обстоятельством  важно обратить внимание на  доброкачественность (правдивость,  полноту, ясность) той информации, которая оказывается основанием для принятия решения, учащимся, касающегося его профессионального будущего.

8.Склонности к тем или  иным видам деятельности. Склонности  обычно сочетают в себе устойчивый  интерес к тем или иным явлениям  деятельности и устойчивое стремление  самому действовать в этом  направлении. 

Идеальным «казусом» был  бы такой, когда все перечисленные  факторы выбора профессии хорошо согласованы или хотя бы не противоречат друг другу.

Таким образом, обстоятельство, влияющее на проектирование жизненного трудового пути, является сформировавшийся у учащихся личный профессиональный план (ЛПП).

Н.С. Пряжников предлагает модифицированный вариант построения личного профессионального плана (ЛПП) (по Е.А. Климову) дополненный ценностно-нравственными  компонентами самоопределения:

1.Осознание ценности честного (общественно-полезного) труда (ценностно-нравственная  основа самоопределения).

2.Общая ориентировка в  социально-экономической ситуации  в стране и прогнозирование  перспектив ее изменения (учет  конкретной социально-экономической  ситуации и прогнозирование престижности  выбираемого труда).

3.Осознание необходимости  профессиональной подготовки для  полноценного самоопределения и  самореализации.

4.Общая ориентировка в  мире профессионального труда  (макроинформационная основа самоопределения).

5.Выделение дальней профессиональной  цели (мечты) и ее согласование  с другими важными жизненными  целями (досуговыми, семейными, личностными).

6.Выделение ближних и  ближайших профессиональных целей  как этапов и путей к дальней  цели.

7.Знание о выбираемых  целях: профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных  учебных заведениях и местах  трудоустройства (макроинформационная  основа самоопределения).

8.Представление об основных  внешних препятствиях на пути  к выделенным целям. 

9.Знание путей и способов  преодоления внешних препятствий. 

10.Представление о внутренних  препятствиях (недостатках), осложняющих  достижение профессиональных целей,  а также знание своих достоинств, способствующих подготовке намеченных  планов и перспектив (самопознание  как важная основа самоопределения).

Информация о работе Практика в школе