Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 12:02, курсовая работа
Цель: Рассмотреть особенности возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития
Задачи:
Раскрыть понятие «Возрастные кризисы
Рассмотреть особенности возникновения и развития кризисов на разных возрастных этапах
Разработать практические рекомендации по преодолению возрастных кризисов
Введение
Глава 1. Особенности возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития
1.1 Понятие «Возрастной кризис
1.2 Причины возникновения и развития кризисов
на разных возрастных этапах
Глава 2. Практические рекомендации по преодолению возрастных
кризисов у людей различного возраста
2.2 Практические рекомендации по преодолению кризиса у подростков
2.3 Практические рекомендации по преодолению кризиса у лиц среднего возраста
2.4 Практические рекомендации по преодолению кризиса у лиц пожилого и старческого возраста
Заключение
Список литературы
Каждый предмет, который привлечет человека, не случаен, у предмета есть символическое значение, связанное с подсознанием.
Привлекать может цвет, отблеск, сходство с чем-либо, но анализировать это не надо. Когда создается картина на песке, она сама по себе приобретает смысл. Клиент описывает словами то, что у него получилось. Психолог помогает ему осознать это вопросами: «Какое общее чувство вызывает у тебя получившаяся картина?», «Есть ли название того, что получилось?», «Какое место в картине больше всего притягивает?»
Можно использовать такие варианты
начала беседы: «Посмотрите, как эта
фигурка смотрит на нас! По-моему»,
ей есть, что сказать. Как думаете,
что она хочет нам рассказать?»
В самом конце занятия лучше спросить, годится ли то, что получилось, или, может быть, клиент хочет что-либо убрать или добавить в картину на песке.
Пескотерапию можно
Таким образом, предложенные практические рекомендации, направленные на преодоление возрастных кризисов разработаны с целью помочь людям различного возраста понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими и преодолеть возникший кризис.
Конечно, в этой сфере еще очень
много направлений для
Заключение
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что кризисы возникают на каждом возрастном этапе и имеют в первую очередь позитивное значение. Кризис является необходимым условием дальнейшего развития, почвой для появления новообразований.
Кризис новорожденности –
Кризис одного года – возникает
потребность в новых
Кризис трех лет – проявляется стремление к самостоятельности, ребенок впервые говорит “Я сам!’’, первое рождение личности. Выделяют две линии протекания кризиса – 1) кризис независимости: негативизм, упрямство, агрессивность, либо 2) кризис зависимости: плаксивость, робость, стремление к тесной эмоциональной привязанности.
Кризис шести-семи лет – появление собственной активности, неустойчивость воли и настроения, утрата детской непосредственности, возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Кризисные переживания связаны с осознанием новой позиции, стремлением стать школьником, но пока сохраняется отношение как к дошкольнику.
Кризис подростковый – кризис характера
и отношений, притязания на взрослость,
независимость, но отсутствуют возможности
их реализации. Промежуточность положения
– «уже не ребенок, еще не взрослый»,
психические и социальные изменения
на фоне бурной физиологической перестройки.
Кризис юности 16-18 лет – впервые
возникают вопросы
Кризисы сопровождают и взрослую жизнь человека. Выделяют кризис молодости 23-26 лет, кризис 30-35 лет, кризис середины жизни 40-45, кризис пожилого возраста 55-60 лет, кризис старости.
Различают малые и большие кризисы.
К большим кризисам относят: кризис новорожденности, кризис 3-х лет, подростковый кризис, кризис середины жизни 40-45 лет.
К сожалению, не существует единых алгоритмов поведения в кризисе, поэтому можно лишь предложить общие рекомендации по психокоррекции преодоления возрастных кризисов у лиц разного возраста Данные рекомендации помогут понять и построить более успешные взаимоотношения с окружающими и, главное, себя.
Список литературы
Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 2007. - 224 с.
Гальперин П.Я. Введение в психологию. М. - Просвещение, 2006. – 585 с.
Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315 с.
Крайг Г. Психология развития. - СПб. Питер, 2007. – 992 с.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М.: «Генезис», 2007. – 208 с.
Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб. Пособие для студентов. / Под ред. Л.А. Венгера. – М: Просвещение, 2005. – 239 с.
Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 608 с.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. – 460 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2007. – 820 с.
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Арт-Пресс, 2006. – 460 с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 671 с.
Урунтаева Г.А. Детская психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
Фолькельт Г. Экспериментальная психология дошкольника. - М. – Проспект, 2006. – 560 с.
Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: «Генезис», 2007. – 176 с.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: АРТ-ПРЕСС, 2005. – 850 с.
1 Выгодский Л.С. Вопросы
2 Крайг Г. Психология развития. - СПб. Питер, 2007. – с. 153
3 Обухова Л.Ф. Возрастная
4 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2007. – с. 318
5 Обухова Л.Ф. Возрастная
6 Столяренко Л.Д. Основы
7 Выгодский Л.С. Вопросы
8 Выгодский Л.С. Вопросы
9 Эльконин Д.Б. Избранные
10 Там же. С. 269.
11 Эльконин Д.Б. Избранные
12 Сапогова Е.Е. Психология
13 Гальперин П.Я. Введение в психологию. М. - Просвещение, 2006. – с. 82-83
14 Столяренко Л.Д. Основы
15 Сапогова Е.Е. Психология
16 Сапогова Е.Е. Психология