Практические рекомендации по преодолению возрастных кризисов у людей различного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Цель: Рассмотреть особенности возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития
Задачи:
Раскрыть понятие «Возрастные кризисы
Рассмотреть особенности возникновения и развития кризисов на разных возрастных этапах
Разработать практические рекомендации по преодолению возрастных кризисов

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития
1.1 Понятие «Возрастной кризис
1.2 Причины возникновения и развития кризисов
на разных возрастных этапах
Глава 2. Практические рекомендации по преодолению возрастных
кризисов у людей различного возраста
2.2 Практические рекомендации по преодолению кризиса у подростков
2.3 Практические рекомендации по преодолению кризиса у лиц среднего возраста

2.4 Практические рекомендации по преодолению кризиса у лиц пожилого и старческого возраста
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат психология.docx

— 65.09 Кб (Скачать)

 

Кризис старости. В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается  в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая  у многих людей вплоть до ухода  на пенсию остается главной. Второй подкризис  связан с осознанием факта ухудшения  здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у  себя в этом плане необходимое  равнодушие. В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может  принять мысль о смерти.

 

Бесспорно, проблема смерти является всевозрастной. Тем не менее, именно для пожилых и престарелых  она не представляется надуманной, преждевременной, трансформируясь в проблему естественной смерти. Для них вопрос об отношении к смерти переводится из подтекста в контекст самой жизни. Наступает время, когда в пространстве индивидуального бытия начинает отчетливо звучать напряженный диалог между жизнью и смертью, осознается трагизм временности.

 

Тем не менее, старение, смертельные  болезни и умирание воспринимаются не как составные части процесса жизни, а как полное поражение  и болезненное непонимание ограниченности возможностей управлять природой. С  точки зрения философии прагматизма, подчеркивающей значение достижений и  успеха, умирающий является потерпевшим  поражение.

 

Пожилые и престарелые люди, как  правило, опасаются не самой смерти, а возможности лишенного всякого  смысла чисто растительного существования, а также страданий и мучений, причиняемых болезнями. Можно констатировать наличие двух ведущих установок  в их отношении к смерти: во-первых, нежелание обременять своих близких, во-вторых, стремление избежать мучительных  страданий. Этот период также называют «узелковым», потому что, не желая обременять своей старостью и смертью, многое пожилые люди начинают готовиться к  смерти, собирать сопутствующие обряду вещи, откладывать деньги на проведение похорон. Поэтому многие, находясь в  подобном положении, переживают глубокий и всеохватывающий кризис, затрагивающий  одновременно биологические, эмоциональные, философские и духовные стороны  жизни. В связи с этим важным представляется осмысление социально-психологических  механизмов адаптации человека к  феномену смерти. Речь идет и о системе  психологической защиты, определенных моделях символического бессмертия, и о социальной апробации смерти – культе предков, поминальных обрядах, похоронных и мемориальных службах  и о просветительских программах пропедевтического характера, в  которых феномен смерти становится темой раздумий и духовных поисков.

 

Культура сопереживания смерти другого человека выступает неотъемлемой составляющей общей культуры как  личности, так и общества в целом. При этом совершенно справедливо  подчеркивается, что отношение к  смерти служит эталоном, индикатором  нравственного состояния общества, его цивилизованности. Важно создать  не только условия для поддержания  нормальной физиологической жизнеспособности, но и предпосылки для оптимальной  жизнедеятельности, удовлетворить  потребность пожилых и престарелых  людей в знаниях, культуре, искусстве, литературе, часто выходящих за пределы  досягаемости для старших поколений.

 

Кризис смерти. Смерть с точки  зрения психологии - это кризис индивидуальной жизни, последнее критическое событие  в жизни человека. Являясь на физиологическом  уровне необратимым прекращением всех жизненных функций, имея неминуемую личную значимость для человека, смерть одновременно является и элементом  психологической культуры человечества.

 

Установки человека в отношении  смерти на определенном этапе исторического  развития непосредственно связаны  с самосознанием и осмыслением  человечеством самого себя. Он выделяет пять этапов изменения этих установок.

 

Первый этап фиксируется установкой "все умрем". Это - состояние "прирученной  смерти", т.е. отношение к ней  как к естественной неизбежности, обыденному явлению, к которому нужно  относиться без страха и не воспринимать его как личную драму. Второй этап Ф. Арьес обозначает термином "смерть своя": он связан с идеей индивидуального  суда над душой прожившего жизнь  и умершего человека. Третий этап, называемый им "смерть далекая и близкая", характеризуется крахом механизмов защиты от неизбежности - к смерти, как  и к сексу, возвращается их дикая, неукрощенная природная сущность. Четвертый  этап - "смерть твоя", рождающая  комплекс трагических эмоций в связи  с уходом из жизни близкого человека. Поскольку узы между людьми становятся теснее, кончина близкого воспринимается трагичнее, чем собственная смерть. Пятый этап связан со страхом смерти и самим упоминанием о ней (вытеснение).

 

Отношение к смерти менялось по нескольким направлениям: 1) развитие индивидуального  самосознания; 2) развитие защитных механизмов против сил природы; 3) трансформация  веры в загробное существование; 4) трансформация веры в связь  между смертью и грехом, страдание16.

 

Существует пять стадий изменения  отношения человека к собственной  смерти. Это стадии отрицания, гнева, торга, депрессии, принятия.

 

Первая реакция на смертельное  заболевание обычно такова: "Нет, только не я, это неправда". Такое  первоначальное отрицание смерти очень  похоже на первые отчаянные попытки  альпиниста остановить свое падение, и  это -естественная реакция человека на стресс. Как только больной осознает реальность происходящего, его отрицание  сменяется гневом или фрустрацией: "Почему я, ведь мне еще так  много нужно сделать?" Иногда вместо этой стадии следует стадия попыток  совершить сделку с собой и  с другими и выиграть дополнительное время на жизнь.

 

Когда же смысл заболевания полностью  осознается, наступает период страха или депрессии. Эта стадия не имеет  аналогов среди переживаний, связанных  со внезапной смертью, и, видимо, возникает  лишь в тех ситуациях, когда у  столкнувшегося со смертью человека есть время для осмысления происходящего. Конечные стадии цикла, предваряющие наступление  клинической смерти, одинаковы как  при мгновенной, так и при медленной  смерти. Если умирающие больные имеют  достаточно времени для того, чтобы  справиться со своими страхами и примириться  с неизбежностью смерти, или получают соответствующую помощь от окружающих, то они нередко начинают испытывать состояние покоя и умиротворенности.

 

У людей, которым не грозит немедленная  смерть, больше времени на то, чтобы  свыкнуться с перспективой смерти. В последние годы жизни многие обозревают свою жизнь в ретроспективе. Такое обозрение выполняет важнейшие  функции: человек разрешает в  себе старые конфликты, переосмысливает  поступки, прощает себе ошибки и  даже открывает в себе что-то новое. Смерть открывает перед стареющим  человеком необходимую перспективу, и, как ни парадоксально, умирание может  быть процессом подтверждения обязательств человека перед жизнью.

 

Итак, в данной работе были представлены особенности и характеристики возрастных кризисов: их симптомы, психологическое  содержание, динамика протекания. Для  преодоления вожрастных кризисов на разных возрастных этапах необходимо провести психокоррекционную работу среди  детей и взрослых.

 

 

Глава 2. Практические рекомендации по преодолению возрастных кризисов у  людей различного возраста

 

 

В первой главе мы теоретически обосновали особенности психологического развития в период возрастных кризисов, проявляющихся  у людей различного возраста. Исходя из этого, нами были разработаны практические рекомендации по преодолению возрастных кризисов и создание на их основе специального психологического метода, отвечающего  современным психометрическим критериям, что является особо важным для  практики современного психолога.

 

 

2.1 Практические рекомендации по  преодолению кризиса у детей  дошкольного и младшего школьного  возраста

 

 

С приходом в детский сад, а затем  в школу ребенок попадает в  новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают  новые отношения с людьми. Смена  окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением  активности.

 

Предложенные для коррекции  занятия позволят ребенку легче  адаптироваться среди детей, создадут безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединят  всех детей совместной деятельностью, что способствует повышению уверенности  в своих силах, появлению сплоченности.

 

Так как именно игра является источником развития дошкольника и младшего школьника, создает "зону ближайшего развития" — возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет  делать самостоятельно, к тому, что  он умеет делать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует  динамику развития и успешности ребенка.

 

Основная цель коррекции — через  создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту  ребенка и тем самым помогать ему адаптироваться к условиям дошкольного  и школьного учреждения.

 

В соответствии с этой целью формулируются  задачи:

 

развивать способность ребенка  к эмпатии, сопереживанию;

 

учить ребенка выражать свое отношение  к другим людям разными способами;

 

формировать позитивное отношение  к сверстникам.

 

сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать  себя более защищенным;

 

развивать навыки социального поведения;

 

способствовать повышению уверенности  в себе и развитию самостоятельности;

 

формировать позитивное отношение  к своему "Я".

 

Продолжительность занятий определяется возрастом детей.

 

Самые младшие дети (3-4 лет) обычно могут работать не более 14-20 минут.

 

С дошкольниками 5-6лет можно проводить  получасовые занятия, со школьниками  — 45-минутные.

 

Возраст влияет также на оптимальное  количество детей в группе: от 7-8 в случае, если вы работаете с  дошкольниками, до 14-15, если со школьниками. Возраст определяет и то, каким  образом предпочтительнее рассадить  детей.

 

Дошкольников удобнее посадить «парашютиком», так, чтобы все могли  хорошо видеть взрослого. Взрослый в  этом случае занимает место «парашютиста». Самых маленьких лучше посадить на стульчики. Если их посадить на пол, они очень быстро расползутся  в разные стороны.

 

Старшим дошкольникам можно предложить представить себя бусинками в  ожерелье, сев на предварительно разложенную  «парашютиком» по полу веревочку. При  этом с ними разучивается правило  о том, что во время занятий  нельзя трогать веревку руками.

 

Школьники могут сидеть кругом. Если в группе более 15 человек (а такое  встречается, если занятия проводятся с целым классом), допустимо оставить детей за партами. Примерный перечень занятий см. Приложение 1 и 2.

 

 

2.2 Практические рекомендации по  преодолению кризиса у подростков

 

 

В качестве коррекционных занятий  с подростками можно использовать программу «Семь сказок радуги»

 

Цель данного цикла — на бессознательно-символическом  уровне проработать с подростками  темы Любви, одиночества, поиска Смысла, истинных мотиваций, понятий Душевного  покоя, Детства и Взрослости, Жизни  и Смерти, Сна и Яви. На многие вопросы, затрагиваемые в сказках, подростки бессознательно ищут ответы. Однако есть темы, на которые почему-то с ними мало разговаривают. Но именно разговор о ценностях, идущий в ненавязчивой сказочной форме, позволяет откорректировать деструктивные аспекты поведения, снизить уровень тревожности  и агрессивности, проработать внутриличностные конфликты, наладить взаимоотношения  с близкими людьми. Данный цикл рассчитан  на 7 встреч-занятий по 1,5 часа (и более). Организация работы — обычная. Участники группы рассаживаются в круг; после процедуры знакомства ведущий говорит о том, что на определенном этапе развития души человека возникают важные вопросы, ответить на которые обычными словами трудно. Чтобы говорить о том, что нас волнует в глубине души, люди придумали сказки, притчи и легенды. С сегодняшней встречи мы будем знакомиться с одним из циклов, который родила душа неутомимая, душа, задающая вопросы. Мы попробуем найти ответы или просто поговорим о том, что нам кажется важным.

 

Схема размышления над сказками и их обсуждения

Акцент 

Направление размышления 

Вопросы 

Комментарий

 

Основная тема 

Важно понять основные идеи сказки, то есть что с ее помощью нам хотели передать наши предки, какой опыт, о  чем предупредить, чем подбодрить и пр. 

О чем эта сказка? Чему она учит? В каких ситуациях нашей жизни  нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это  знание будем использовать в своей  жизни?

 

Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили  поведения и взаимодействия с  окружающими, общие ответы на общие  вопросы

 

 

Линия героев сказки. Мотивы поступков 

Важно понять видимую и скрытую  мотивацию героев сказки 

Почему герой совершает тот  или иной поступок? Зачем ему это  нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен  другому?

 

Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя или  во взаимосвязи героев друг с другом

 

 

Линия героев сказки. Отношение к  окружающему миру и к самому себе 

Важно «составить список» способов преодоления трудностей героями  сказки 

Как герой решает проблему? Какой  способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный? Все  решает и преодолевает сам или  старается передать ответственность  другому? В каких ситуациях нашей  жизни эффективен каждый способ решения  проблем, преодоления трудностей?

 

Имея набор способов решения  проблем: прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных  предметов, групповое решение проблем, — важно оценить, в каких ситуациях  реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей

 

Линия героев сказки. Способы преодоления  трудностей 

Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель  по отношению к окружающему миру, другим 

Что приносят поступки героя окружающим: радость, горе, прозрение? В каких  ситуациях он созидатель, а в каких  разрушитель? Как в реальной жизни  человека распределяются эти тенденции? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции?

 

Важно при обсуждении развивать  гибкий подход к созидательным и  разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит  от конкретной ситуации в жизни

 

Актуализированные чувства 

Важно осознать, какую эмоциональную  реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему 

Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызвали радостные  чувства? Какие — грустные? Какие  ситуации вызывали страх? Какие ситуации вызывали раздражение? Почему герой  реагирует именно так?

Информация о работе Практические рекомендации по преодолению возрастных кризисов у людей различного возраста