Практические рекомендации по преодолению возрастных кризисов у людей различного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Цель: Рассмотреть особенности возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития
Задачи:
Раскрыть понятие «Возрастные кризисы
Рассмотреть особенности возникновения и развития кризисов на разных возрастных этапах
Разработать практические рекомендации по преодолению возрастных кризисов

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития
1.1 Понятие «Возрастной кризис
1.2 Причины возникновения и развития кризисов
на разных возрастных этапах
Глава 2. Практические рекомендации по преодолению возрастных
кризисов у людей различного возраста
2.2 Практические рекомендации по преодолению кризиса у подростков
2.3 Практические рекомендации по преодолению кризиса у лиц среднего возраста

2.4 Практические рекомендации по преодолению кризиса у лиц пожилого и старческого возраста
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат психология.docx

— 65.09 Кб (Скачать)

 

Размышляя над сказкой с позиции  чувств, которые она вызывает, можно  делать акцент на источники чувств внутри нас

 

 

Образы и символы в сказках 

Важно осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в  себе каждый герой сказки над сказками и их обсуждения 

Кто такой Иван-царевич? Кто такой  Колобок? Кто такая Курочка Ряба?

 

Можно привлекать не только собственные  рассуждения на тему «Что есть этот образ», но и словари образов, особенно юнгианские

 

 

 

После такого короткого вступления ведущий начинает читать сказку (одну на занятие). Можно читать сказки под  спокойную музыку.

 

По окончании сказки можно попросить  участников группы нарисовать тот эпизод, который наиболее всего затронул душу, или эпизод, который вызвал несогласие, раздражение.

 

Обмениваясь впечатлениями от рисунков, можно постепенно подойти к обсуждению сказок, используя приводимую ниже схему. Самое главное — помнить, что в обсуждении сказок нет «неправильных» ответов, а есть душевный, личностный резонанс в связи со сказочными событиями, а также обмен Общечеловеческими  Ценностями. Примеры сказок см. в  Приложении 2.

 

В результате использования на практике данных рекомендаций можно выявить  насколько понизился уровень  и характер тревожности у подростков, а также данные рекомендации могут  быть использованы в организации  профилактической помощи по преодолению  патологических изменений: невротических, психотических и соматических, в  структуре которых в качестве профилирующих выступают тревожные  расстройства.

 

Предложенные рекомендации по коррекции  подростковой тревожности могут  быть рекомендованы к использованию  в практике детских и подростковых психиатров, школьных психологов, педагогов, научных работников и преподавателей психологии.

 

 

2.3 Практические рекомендации по  преодолению кризиса у лиц  среднего возраста

 

 

Для преодоления кризиса у лиц  среднего возраста можно использовать тренинг самопознания и личностного  роста.

 

Основные задачи тренинга:

 

самопонимание;

 

саморегуляция;

 

понимание других людей в ситуации общения;

 

коррекция неадекватных и приобретение новых, адекватных, навыков общения.

 

Следует назвать принципы организации  тренинга.

 

Первый — принцип добровольности. Все участники должны самостоятельно принимать решение об участии  в тренинге в общем и в каждом упражнении в отдельности. Принуждение  в данном вопросе не даст никаких  результатов, ибо личностные изменения  возможны только благодаря внутренней заинтересованности человека.

 

Второй принцип — принцип  диалогизации взаимоотношений, т. е. полноценное  межличностное общение между  участниками группы должно быть основано на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.

 

Третий принцип — принцип  самодиагностики. Состоит он в том, что в первую очередь клиент должен сам осознать и сформулировать свою личностную проблему, иными словами, самораскрыться.

 

Четвертый принцип — принцип  информированности. Он предполагает, что  каждый клиент имеет право знать  все, что с ним может произойти  на занятиях.

 

Наиболее оптимальным возрастом  для участия в тренинговой  группе является возраст от 16 до 40 лет.

 

Бывают закрытые и открытые группы. Более продуктивно работают закрытые группы (т. е. группы с постоянным составом). Для тех, кто только начинает работать психотренером, лучше выбрать малую  группу (10-12 человек). После приобретения опыта количество участников можно  увеличить до 30 человек.

 

Продолжительность занятий должна быть определена в самом начале работы группы. Наибольший эффект достигается  на тренингах продолжительностью 40-60 минут.

 

В помещении для тренинга должна быть возможность свободного перемещения, расположения участников по кругу.

 

Работа психотренера заключается  в организации, методическом обеспечении  и проведении тренинга.

 

Первый этап его работы — подготовка к тренингу. Заключается она в  беседе, анкетировании предполагаемых участников тренинга, изучении их документов, характеристик. Психолог также выясняет проблемы и пожелания будущих участников тренинга. На основе предварительного изучения составляется список группы (не рекомендуется вносить в него людей с явными физическими дефектами, людей с низким интеллектом, близких родственников, лиц, испытывающих неприязнь друг к другу), разрабатывается программа, определяются темы, а также время и место занятий, подбираются аудио- и видеозаписи, готовится раздаточный материал.

 

Второй этап — проведение тренинга. Методика проведения занятий может  быть различная, но обязательно любой  социально-психологический тренинг  должен включать в себя ролевую игру и групповую дискуссию.

 

Третий этап — подведение итогов. Первичное подведение итогов происходит в конце каждого занятия. Заключается  оно в оценке самими участниками  своих достижений и ощущений, в  оценке ведущим динамики личностного  роста каждого участника тренинга. После каждого занятия психолог вносит в журнал свои наблюдения, регистрирует в нем процессы, происходящие в  группе, эмоциональное состояние  членов группы, записывает темы, затронутые на занятии, оценивает вклад каждого  в обсуждение проблем.

 

Подведение итогов вторичное происходит после завершения цикла занятий. Психолог на основе своих наблюдений, анкет, тестов, просмотра и анализа  видеозаписей тренинга анализирует  результаты работы каждого члена  тренинговой группы.

 

 

2.4 Практические рекомендации по  преодолению кризиса у лиц  пожилого и старческого возраста

 

 

В качестве практических рекомендаций по преодолению кризиса у лиц  пожилого и старческого возраста можно использовать элементы арттерапевтических методик. Арттерания показана, в первую очередь, в случаях тяжелых эмоциональных  нарушений, а также в случае трудностей в общении, замкяутоега, стеснительности  клиента.

 

Она включает такие направления, как  рисуночная терапия, драмтерапия, библиотерапия, музыкотерапия. Рассмотрим направление  музыкотерапии более подробно.

 

Музыкотерапия

 

Музыкотерапия — метод использования  музыки для лечения расстройств  нервной системы. Рядом исследований было доказано, что музыка оказывает  воздействие на различные системы  человеческого организма. Наблюдается  это благодаря тому, что процессы, происходящие в двигательной и вегетативной системе человека, протекают ритмично, а музыка как ритмичный раздражитель может их стимулировать. Наиболее сильное  влияние на человека оказывает орган.

 

Композиторы, произведения, которых  особо рекомендуются для музыкотерапии: К. Глюк, Ж. Массне, Я. Сибелиус, Р. Шуман, С. Рахманинов, А. Дворжак, Д. Шостакович, П. Чайковский, Л, Бетховен, Ф. Лист, Ф. Шопен.

 

На одном занятии лучше прослушивать не более 3-х произведений или музыкальных  отрывков. Первое произведение должно вводить в занятие, формировать  определенную атмосферу. Это должно быть спокойное произведение, расслабляющее.

 

Второе произведение несет основную нагрузку, оно должно быть динамичным напряженным, стимулирующим эмоции, ассоциации. Третье произведение должно снять напряжение или зарядить оптимизмом и энергией. Время звучания каждого произведения не более 10 минут.

 

Успокаивающие мелодии

 

Музыкальное произведение 

Время звучания

 

И.С. Бах Прелюдия № 1

 

И.С. Бах Прелюдия № 8

 

И.С. Бах Хор 

 

Ф. Шопен Прелюдия: № 4

 

Ф. Шопен Прелюдия № 13

 

Ф. Шопен Прелюдия № 15 

2 мин

 

4 мин. 30 с.

 

3 мин. 30 с.

 

2 мин. 5 с.

 

4 мин. 35 с.

 

1 мин. 10 с.

 

Мобилизующие мелодии

 

К. Глюк «Мелодия» 

 

Ф. Шопен Прелюдия № 17

 

М. Таривердиев «Мгновение» 

 

Ж. Визе — Р. Щедрин Тема «Теодор» 

4 мин. 5 с.

 

3 мин. 45 с.

 

1 мин. 10 с.

 

45 с.

 

 

 

После прослушивания происходит обсуждение возникших у каждого воспоминании, фантазии, ассоциаций. Можно стимулировать  активность слушателей дополнительными  заданиями: например,, соотнести свое эмоциональное состояние с каком-либо музыкальным отрывком, подобрать  музыкальный портрет одного из членов группы и т. д.

 

Очень хороший эффект дает сочетание  музыкотерапии с ароматерапией.

 

Ароматерапию чаще всего используют на групповых занятиях. Применяют  ее как способ предотвращения переутомления, раздражительности, депрессий. Ароматы  повышают устойчивость к неблагоприятным  факторам, помогают саморегуляции, тааморазгвитию личности. Чтобы собрать группу для  проведения ароматерапжи, необходимо недобрать людей с учетом их личной совместимости и совместимости  их восприятий ароматов.

 

При всей благоприятности ароматерапии, есть очень важные моменты, о которых  психолог не должен забывать: знать  о наличии аллергии у клиента, беременности, эпилепсии. В этих случаях  от посещения занятий ароматерапией  следует отказаться. А при болезни  почек противопоказаны ароматы  ели, можжевельника, пихты.

 

Способы распространения эфирных  масел различные: ингаляции, ванны, компрессы, растирания, массаж, точечный массаж. При проведении групповых  занятий наиболее удобны способы  ингаляции, точечный массаж.

 

При ингаляции ароматы попадают на определенные точки носа, массируют  их, вызывая импульсы, передающиеся в зоны головного мозга, которые  отвечают за тот или иной орган, систему  органов. Ароматы также оказывают  прямое воздействие на органы дыхания, устраняя застойные и воспалительные реакции. Ингаляции делятся на холодные (на ткань или камень из мелкопористой глины), горячие (в горячую воду капают масла, вдыхают их, накрывая голову полотенцем), аромакури-тельницы (в верхнюю часть емкости наливается вода и несколько капель эфирного масла, после внизу зажигается свеча; 3-5 капель на 15 м2).

 

На групповых занятиях также  можно применять точечный массаж. Для этого эфирное масло смешивают  с маслом для массажа и наносят  на рефлексогенные точки. Психолог фиксирует  ощущения каждого клиента, помечая  ухудшение состояния, неприятные ассоциации. Методику применения эфирных масел (см. Приложение 5)

 

Очень эффективным методом психокоррекции также является игротерапия. В ее основе лежит признание того, что  игры оказывают огромное влияние  на личность. Пескотерапия — одна из разновидностей игротерапии.

 

Этот вид терапии используют при замкнутости, необщительности, фобиях, сильнейших эмоциональных перегрузках (например, неизлечимая болезнь, сильнейшая психотравма и т. д.).

 

Прежде чем приступать к проведению пескотерапии, необходимо оборудовать  игровую комнату. Это совершенно необычное место, где с помощью  игры люди проникают в глубины  своего сознания. Сама комната должна быть небольшой, посреди нее ставят довольно большой низкий стол и стулья. Стулья должны быть удобными. В игровой  комнате хорошо иметь большое  окно и искусственное освещение.

 

Вдоль стен располагают полки, на которых  размещаются игрушки, отражающие все  стороны жизни. Поэтому на полках нужны игрушки, изображающие животных, людей, дома, мосты, духовную сферу, эмоции, — все, что существует в этом мире. Обычно эти предметы расставлены  по определенной системе. Но не стоит  придерживаться слишком строгого порядка, ибо клиент, работая с этими предметами, почувствует, что они ему не принадлежат, а принадлежат тому, кто этот порядок создал.

 

Кроме игрушек, на полках можно расположить  небольшие карточки, на которых написаны слова с абстрактными значениями: «нежность», «любовь», «отношения»  и т. д. Кроме того, нужны предметы живой и неживой природы: цветы, камешки, перышки; духовные символы, четки, кресты, свечи; предметы, символизирующие  сближение и разъединение (щеколда, машина, мост, лодка); предметы, символизирующие  смерть; просто вещи (деньги, пуговицы, сердечки). Если клиенту необходим  предмет, которого нет на полках, психолог может предложить вылепить недостающий  предмет из глины. Это бывают совершенно необычные фигурки, например пара влюбленных, человек с грузом на спине и  т. д.

 

В самом начале занятия клиенту  предлагают сесть напротив психолога, положив руки на песок, закрыть глаза  и просто дышать, убеждая себя, что  с каждым выдохом уходят страх  и боязнь оценки. Страх и оценка — это то, что мешает творчеству. Так клиент сидит некоторое время  и просто дышит. Потом включается тихая музыка, которая помогает расслабиться.

 

Психолог просит клиента сосредоточить  внимание на руках в центре ладоней, там, где ощущается биение сердца, и постараться почувствовать, как  оно пульсирует. Через свои ощущения, через прикосновение рун к  песку, человек ощущает покой  и одновременно огромные возможности.

 

Затем психолог предлагает клиенту  передвигать руками по песку так, как захочется, зарываться рукой  в песок. Этот момент важен тактильными  ощущениями. Клиент начинает осваивать  пространство песочницы, иногда рисует удивительно красивые узоры.

 

После психолог предлагает открыть  глаза, взять корзинку и, двигаясь вдоль  полок, класть в корзинку то, что  привлекает внимание. Выбирая предметы, клиент должен доверяться своим чувствам, откликаться на все, что покажется важным для него, даже не задумываясь и не отвечая себе, почему. Этот процесс для человека психологически очень значим: человек присваивает нужное ему, без необходимости перед кем-либо объясняться, извиняться. Иногда это происходит впервые у клиента.

Информация о работе Практические рекомендации по преодолению возрастных кризисов у людей различного возраста