Практические рекомендации по преодолению возрастных кризисов у людей различного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Цель: Рассмотреть особенности возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития
Задачи:
Раскрыть понятие «Возрастные кризисы
Рассмотреть особенности возникновения и развития кризисов на разных возрастных этапах
Разработать практические рекомендации по преодолению возрастных кризисов

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития
1.1 Понятие «Возрастной кризис
1.2 Причины возникновения и развития кризисов
на разных возрастных этапах
Глава 2. Практические рекомендации по преодолению возрастных
кризисов у людей различного возраста
2.2 Практические рекомендации по преодолению кризиса у подростков
2.3 Практические рекомендации по преодолению кризиса у лиц среднего возраста

2.4 Практические рекомендации по преодолению кризиса у лиц пожилого и старческого возраста
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат психология.docx

— 65.09 Кб (Скачать)

Содержание

 Введение

Глава 1. Особенности возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития

                         1.1 Понятие «Возрастной кризис

1.2 Причины  возникновения и развития кризисов

на разных возрастных этапах

Глава 2. Практические рекомендации по преодолению возрастных

кризисов у людей различного возраста

                         2.2 Практические рекомендации по преодолению кризиса у подростков

                         2.3 Практические рекомендации по преодолению кризиса у лиц среднего возраста

 

2.4 Практические рекомендации по  преодолению кризиса у лиц  пожилого и старческого возраста

  Заключение

   Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека.

         Кризис в жизни это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может. Человек привыкает к определенной форме своей жизни и деятельности: образу и состоянию тела, пище, одежде, более или менее комфортным условиям существования, счету в банке, автомобилю, жене, детям, социальному статусу, смыслам и духовным ценностям. Кризисное состояние лишает его опоры. Однако наряду с отрицательными, негативными проявлениями, кризис как ничто другое вычленяет, что человеческого остается от человека, что у него остается внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только исчезнут внешние атрибуты. Все внешнее выходит наружу в процессе кризиса, и человек начинает осознавать его внешность. Если же он еще и отказывается от этой внешней шелухи, то происходит очищение сознания, глубинное понимание истинной ценности, духовное осознание себя. Поэтому психологический кризис – это физическое и психическое страдание, с одной стороны, и трансформация, развитие и личностный рост – с другой. Таким образом, источник кризиса психического развития лежит не в конфликте человека с внешней системой отношений, а обусловлен внутренним конфликтом отношения реальной и идеальной формы. Именно это отношение и провоцирует сначала конфликт, затем попытки его разрешения, а затем и переход в новую систему сотрудничества, т. е. переход к новой ведущей деятельности. Кризис - это не тупик, а некие противоречия, которые накапливаются у человека. Кризис в жизни - это всегда неприятно. Будь то здоровье или семья, или работа, или дружеские отношения. Человек выбивается из привычного ритма. Тем не менее, есть ряд так называемых «нормативных» кризисов, через которые человек проходит в течение всей жизни: кризис новорожденного, одного года, трех, семи, переходного возраста, кризис середины жизни в 35-45 лет, кризис старости и смерти.

 

Все кризисы, по сути, связаны с  поиском смысла жизни и попытками  ответить на вопросы типа "Зачем  я живу? Для кого?", а так же проблема личной свободы, и борьба за нее на всех этапах жизни.

Рассматривая кризисы как закономерность психического развития человека, зная их периодичность и причины возникновения, их можно по меньшей мере предсказать, а значит смягчить неизбежные, встроенные в природу человека и избежать тех, которые являются результатом  неправильного выбора самого человека.

В эти периоды в относительно короткий срок происходят кардинальные изменения, сильно заметные окружающим.

Тема «Возрастные кризисы как  закономерные этапы психологического развития» является актуальной, так  как стремительные изменения  в обществе стимулируют ребенка  взрослого к непрерывному развитию, а лабильность социальных норм размывает  ориентиры развития личностной идентичности. Среди различных форм идентичностей  наиболее общими и разделенными являются возрастные ориентиры как основа самоидентификации взрослых и детей. Изучение системных закономерностей  кризисов личности (причин, особенностей проживания, условий и ресурсов) позволит выработать общие принципы и разработать индивидуальные стратегии  психологического сопровождения личности взрослого и ребенка в периоды  кризисов. Это одна из существенных причин, которой вызвана необходимость  разработки общепсихологической концепции  кризиса развития личности. Проблема возрастных кризисов, проявляющейся  у лиц разного возраста отражена в научных трудах таких отечественных  и зарубежных ученых как Х. Ремшмидт, П.И. Буль, М.С. Лебединский, В.Е. Рожнов, Кон И.С. Слободчиков В., Выгодский  Л.С., Фрейд З. ИЗеер Э.Ф. Сыманюк  Э.Э Ахмеров Р.А., Ремшмидт X., Солдатова  Г.У, Шайгерова Л.А, Маничев С.А., Герасимова В.С., Гамезо М.В., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. и др.

 

 

Цель: Рассмотреть особенности  возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития

Задачи:

Раскрыть понятие «Возрастные  кризисы

Рассмотреть особенности возникновения  и развития кризисов на разных возрастных этапах

Разработать практические рекомендации по преодолению возрастных кризисов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития

1.1 Понятие «Возрастной кризис»

       Понятие возрастных кризисов связано, как уже говорилось выше, с закономерностями психического развития человека. Процесс познания мира человеком, физическое, интеллектуальное, духовное и психическое развитие начинается с момента физического рождения, продолжается на протяжении всей жизни и заканчивается с его смертью.

     Термин «кризисы возрастные» был введен Л.С. Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. По Л.С. Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Сам механизм смены социальных ситуаций и есть психологическое содержание возрастного кризиса. При возникновение нового в развитии обязателен одновременно и распад старого. Л.С. Выготский полагал такое разрушение необходимым1.

В современных исследованиях принято  опираться на следующую возрастную периодизацию или этапы развития: новорожденный (1-10 дней); грудной возраст (10 дней - 1 год); раннее детство (1-3 года); первое детство (4-7 лет); второе детство (8-12 лет); подростковый возраст (13-16 лет); юношеский возраст (17-21 год); зрелый возраст (первый период: 22-35 лет - мужчины, 21-35 лет - женщины; второй период: 36-60 лет - мужчины, 36-55 лет - женщины); пожилой  возраст (61-74 года - мужчины, 56-74 года - женщины); старческий возраст (75-90 лет - мужчины  и женщины); долгожители (90 лет и  старше).

Однако, психическое развитие человека индивидуально, оно условно, и с  трудом может укладываться в жесткие  рамки периодизации, поэтому целесообразнее выделить несколько основных периодов психического развития и на основе их рассматривать такое понятие  как возрастной кризис.

Основные возрастные кризисы происходят в период детства и подростковый период, это характеризуется тем, что именно на начальных годах  жизни человек накапливает ведущие  знания и восприятия самого себя, которые  являются базисом для его дальнейшего  позиционирования себя в системе  социального и личностного общения. В первое десятилетие жизни психика  ребенка проходит такое «расстояние», с которым не сравнится ни один последующий возраст. Именно в этот период организм ребенка интенсивно развивается и росту сопутствует  созревание мозга и нервной системы, он развивается со стороны психических  функций, общения, воли и чувств. Он начинает осознавать свою уникальность и проявлять себя как личность в ответственные моменты жизни. Важнейшим фактором психического развития и становления как личности, восприятия себя и других, понятие добра и  зла, лжи и искренности, в период детства, формируется в результате взаимодействия с родителями и учителями.

1.2 Причины возникновения и развития  кризисов на разных возрастных  этапах

        Кризис новорожденности. Первый критический период развития ребенка — период новорожденностн. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Но вряд ли с этим можно согласиться, если учесть, что у новорожденного ребенка еще отсутствует психическая жизнь, и крик новорожденного есть переход к новой форме дыхания. Акт рождения в известном смысле есть переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни. Это переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Вступают в действие другие виды физиологической регуляции поведения, и многие физиологические системы начинают функционировать заново.

     Кризис новорожденности — промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума и т.д.

Из реакции сосредоточения на лице матери в возрасте примерно двух с  половиной месяцев (0; 2,15) возникает  важное новообразование периода  новорожденности — комплекс оживления. Комплекс оживления — это эмоционально-положительная  реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка  были хаотичны, некоординированны. В  комплексе зарождается координация  движений. Комплекс оживления —  первый акт поведения, акт выделения  взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления — не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого (Н.М. Щелованов, М.И. Лисина, СЮ. Мещерякова).2

Комплекс оживления — основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец  новорожденности и начало новой  стадии развития — стадии младенчества. Поэтому появление комплекса  оживления представляет собой психологический  критерий конца кризиса новорожденности.

Кризис первого года жизни. К 9 месяцам  — началу кризиса первого года — ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин3, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «мы»: теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму куда хочет. Ходьба — первое основное новообразование  младенческого возраста, знаменующее  собой разрыв старой ситуации развития.

Второе основное новообразование  этого возраста — появление первого  слова. Особенность первых слов в  том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь, как и все новообразования  возраста, носит переходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким. Это речь, специфическая по своей  структуре, состоящая из обрывков слов.

Третье основное новообразование  младенческого возраста — возникновение  манипулятивных действий с предметами. Манипулируя с ними, ребенок еще  ориентируется на их физические свойства. Ему еще предстоит освоить  человеческие способы действия с  человеческими предметами, которые  его повсюду окружают. А пока выход  из ста

социальной ситуации развития сопровождается негативными эмоциональными проявлениями ребенка, возникающими в ответ на стеснение его физической самостоятельности, когда ребенка кормят, не считаясь с его желанием, одевают против его воли. Такое поведение Л.С. Выготский вслед за Э. Кречмером  назвал гипобулическими реакциями  — реакциями протеста, в которых  воля и аффект еще не дифференцированы4.

Подводя итог первой стадии развития ребенка, можно сказать, что с  самого начала есть две взаимосвязанные  линии психического развития: линия  развития ориентации в смыслах человеческой деятельности и линия развития ориентации в способах человеческой деятельности. Освоение одной линии открывает  новые возможности для развития другой. Существует явная, магистральная, для каждого возраста своя линия  развития. Однако основные новообразования, приводящие к слому старой социальной ситуации развития, формируются по другой линии, которая не является направляющей в данный период; они возникают  как бы подспудно.

Кризис трех лет. Эльза Келер5 выделила несколько важных симптомов этого  кризиса.

Негативизм. Это отрицательная  реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться  определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более  раннем возрасте.

Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство  не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что  ребенок настаивает на своем требовании, своем решении. Здесь происходит выделение личности, и выдвигается  требование, чтобы с этой личностью  считались другие люди.

Строптивость. Близка к негативизму  и упрямству, но имеет специфические  особенности. Строптивость носит более  генерализованный и более безличный  характер. Это протест против порядков, которые существуют дома.

Своеволие. Стремление к эмансипации  от взрослого. Ребенок сам хочет  что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок  стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах — о самостоятельности  намерения, замысла.

Обесценивание взрослых. Ш. Бюлер описала  ужас семьи, когда мать услышала от ребенка: «дура»6.

Протест-бунт, который проявляется  в частых ссорах с родителями. «Все поведение ребенка приобретает  черты протеста, как будто ребенок  находится в состоянии войны  с окружающими, в постоянном конфликте  с ними», — писал Л.С. Выготский7.

Информация о работе Практические рекомендации по преодолению возрастных кризисов у людей различного возраста