Построение групповых норм теста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 23:32, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования:
1. На основе теоретического изучения психологической и психодиагностической литературы выявить основные свойства и характеристики, важные при построении групповых норм теста.
2. Выявить валидность норм, представленных в стандартизации теста Амтхауера, созданных в 1953 году, по отношению к современным нормам.
3. Установить экспериментально групповую норму для теста структорного интеллекта Амтхауера для предоставленной выборки.
4. Провести анализ полученных данных

Содержание

Введение……………………………………………………………………….............3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию построения групповых норм теста
1.1. Требования к построению и проверке методик. Стандартизация…….............4
1.2. Психологический тест как объективное измерение. Этапы стандартизации..8
1.3. Определение норм для теста……………………………………………….…11
1.4. Понятия валидности и надежности тестов……………………………………12
1.5. Принципы объективного тестирования……………………………………....17

Работа содержит 1 файл

курсовая мой вариант.docx

— 234.87 Кб (Скачать)

применяется тест, должны соответствовать тестовым нормам выборки

стандартизации); надежности (точности и устойчивости процедуры

измерения, ее независимости от случайных переменных); валидности

(соответствию  методики измеряемому конструкту). Среди этих требований

ведущим, безусловно, является требование валидности, как точного

обращения к тому или иному психологическому явлению. 

Профессиональная  деятельность как  критерий валидности тестов.

Валидность  теста отвечает на вопрос, что тест измеряет. Именно она

выступает гарантией того, что качества, существенные для выполнения той

или иной деятельности, станут основой для  управленческих решений в

рамках аттестации, профессионального отбора и пр. 

Если  речь идет о профессиональном отборе, то указанные качества чаще

всего оказываются собранными воедино  в профессиограмме. В случае

валидности  какого-либо теста речь идет о его  соответствии отдельно взятому

психологическому  качеству, построение же профессиограммы  предполагает

соответствие  батареи измерительных процедур целостной профессиональной

деятельности. Профессиограмма выступает критерием  валидности

профессионального тестирования, на основе которого происходит

соотнесение действий и операций, оцениваемых  с помощью тестов, с

действиями  и операциями, входящими в структуру  профессиональной

деятельности.

Анализ  профессиональной деятельности включает в себя три этапа: сбор

информации  о профессиональной деятельности; обработку  и обобщение

полученной  информации (составление профессиограммы); использование

профессиограммы (выбор критериев успешности профессиональной

деятельности, подбор тестов для ее оценки и прогнозирования  и т.д.). 

Информация  о профессиональной деятельности может  быть получена

разными путями. Из наблюдения за деятельностью  специалистов можно

получить  сведения о типах обрабатываемой информации, эмоциональной

напряженности, особенностях общения с другими  работниками, условиях

внешней среды, соответствии реальной работы инструкциям,

межиндивидуальных вариациях в выполнении одних и тех же обязанностей.

Другим  путем получения информации о  профессиональной деятельности

является  беседа со специалистами. Она позволяет  использовать многолетний

опыт  работы специалистов, которые знают  примеры успешной и неуспешной

работы  и понимают факторы, определяющие различия в эффективности

профессиональной  деятельности. 

В качестве критериев профессиональной деятельности могут использоваться

различные показатели. Такие как обучаемость профессиональным знаниям и

навыкам, показатели деятельности работника, его  вклад в результат

деятельности  всего коллектива, качество и производительность при

выполнении  трудовых операций, тесты профессиональной

подготовленности, административные акты, отражающие профессиональную

пригодность (дисциплинарные взыскания, поощрения, продвижение по

службе  и др.), текучесть кадров, несчастные случаи и происшествия по вине

работника, экспертные оценки и самооценки эффективности  деятельности и

др. По этом дискриминативным критериям должны различаться специалисты

с высоким  и низким профессиональным уровнем  профессиональной

пригодности.

В профессиограмме  отражаются общие особенности профессиональной

деятельности, основные действия и операции, их последовательность и

взаимообусловленность, необходимая специальная подготовка, требующиеся

знания  и навыки, режим труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия,

характерные психофизиологические состояния (монотония, утомление,

эмоциональная напряженность), объем и характер перерабатываемой

информации, физическая тяжесть труда, технологические  аспекты

профессиональной  деятельности, используемое оборудование и пр. Важно,

чтобы такие описательные характеристики были дополнены количественной

оценкой совершаемых действий и операций (восприятие информации,

принятие  решений, общение, типичные движения и  пр.). В частности, за

рубежом большое распространение получил  опросник Position Analysis

Questionnaire (PAQ), предназначенный для оценки 182 элементов

профессиональной  деятельности, объединенных в шесть  категорий: вид

предъявляемой информации (например, печатный текст), процесс ее

обработки (кодирование), рабочие действия (работа на пульте управления),

взаимодействие, общение с другими работниками (речевой обмен), условия

труда (уровень шума), прочие характеристики профессиональной

деятельности (ответственность за безопасность других участников

производства). С помощью этой методики конкретная профессия

оценивается экспертами. 

Одной из наиболее широких областей применения стандартизованных тестов

по критерию соответствия профессии является присвоение квалификации и

распределение на работу после завершения курсов профессиональной

подготовки. В подобных тестовых программах много  места отведено тестам

достижений  по конкретным областям деятельности (например, по

предметам), но не исключено и применение тестов общего типа (личностных

и интеллектуальных). Так, примечательная особенность профессиограмм

сегодняшнего  дня состоит в том, что они  включают в себя способность к

обучению. Это обстоятельство служит одной  из причин того, что во многих

сферах профессиональной деятельности хорошо себя зарекомендовал отбор

претендентов  на основе их когнитивных способностей. 

Использование профессиональной деятельности как  критерия валидности

тестов  наиболее ярко проявляется в профессиограммах. Но и в других

случаях, когда речь не идет о профессиональном отборе, например, в

образовании, она также оказывается задействованной, только в более частной

форме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Эмпирическое исследование методов построения групповых норм теста

Информация о работе Построение групповых норм теста