Построение групповых норм теста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 23:32, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования:
1. На основе теоретического изучения психологической и психодиагностической литературы выявить основные свойства и характеристики, важные при построении групповых норм теста.
2. Выявить валидность норм, представленных в стандартизации теста Амтхауера, созданных в 1953 году, по отношению к современным нормам.
3. Установить экспериментально групповую норму для теста структорного интеллекта Амтхауера для предоставленной выборки.
4. Провести анализ полученных данных

Содержание

Введение……………………………………………………………………….............3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию построения групповых норм теста
1.1. Требования к построению и проверке методик. Стандартизация…….............4
1.2. Психологический тест как объективное измерение. Этапы стандартизации..8
1.3. Определение норм для теста……………………………………………….…11
1.4. Понятия валидности и надежности тестов……………………………………12
1.5. Принципы объективного тестирования……………………………………....17

Работа содержит 1 файл

курсовая мой вариант.docx

— 234.87 Кб (Скачать)

теста. 

Этапы стандартизации. 

На  этапе разработки теста, а также  любого другого метода проводится

процедура стандартизации, которая включает три  этапа. 

Первый  этап стандартизации психологического теста состоит в создании

единообразной процедуры тестирования. Она включает определение

следующих моментов диагностической ситуации: 

    1) условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы).

    Очевидно, что  объем кратковременной памяти лучше  измерять

    (например, с  помощью субтеста повторения  цифровых рядов в тесте

    Векслера), когда  нет внешних раздражителей, таких  как посторонние

    звуки, голоса и т.д.

    2) Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса,

    паузы, скорость речи и т.д.). Например, в тесте "10 слов" каждое слово

    должно предъявляться  через определенный интервал времени  в

    секундах.

    3) Наличие  стандартного стимульного материала.  Например,

    достоверность полученных результатов существенно  зависит от того,

    предлагаются  ли респонденту изготовленные самодельные  карты

    Г.Роршаха  или стандартные - с определенной цветовой гаммой и

    цветовыми оттенками.

    4) Временные  ограничения выполнения данного  теста. Например, для

    выполнения  теста Равена взрослому респонденту  дается 20 минут.

    5) Стандартный  бланк для выполнения данного  теста. Использование

    стандартного  бланка облегчает процедуру обработки.

    6) Учет влияния  ситуационных переменных на процесс  и результат

    тестирования. Под переменными подразумевается  состояние

    испытуемого (усталость, перенапряжение и т.д.), нестандартные

    условия тестирования (плохое освещение, отсутствие вентиляции и

    др.), прерывание тестирования.

    7) Учет влияния  поведения диагноста на процесс  и результат

    тестирования. Например, одобрительно-поощряющее поведение

    экспериментатора  во время тестирования может восприниматься

    респондентом  как подсказка "правильного ответа" и др.

    8) Учет влияния  опыта респондента в тестировании. Естественно, что

    респондент, который  уже не в первый раз проходит процедуру

    тестирования, преодолел чувство неизвестности  и выработал

    определенное  отношение к тестовой ситуации. Например, если

    респондент  уже выполнял тест Равена, то, скорее всего, не стоит

    предлагать  ему его во второй раз. 

Второй  этап стандартизации психологического теста состоит в создании

единообразной оценки выполнения теста: стандартной  интерпретации

полученных  результатов и предварительной  стандартной обработки. Этот

этап  предполагает также сравнение полученных показателей с нормой

выполнения  этого теста для данного возраста (например, в тестах

интеллекта), пола и т.д. 

Третий  этап стандартизации психологического теста состоит в определении

норм  выполнения теста.

Нормы разрабатываются для различных  возрастов, профессий, полов и др.

Вот некоторые  из существующих видов норм: 

Школьные  нормы - разрабатываются на основе тестов школьных

достижений  или тестов школьных способностей. Они устанавливаются для

каждой  школьной ступени и действуют  на всей территории страны. 

Профессиональные  нормы - устанавливаются на основе тестов для разных

профессиональных  групп (например, механиков разного  профиля,

машинисток  и др.).

Локальные нормы - устанавливаются и применяются для узких категорий

людей, отличающихся наличием общего- признака - возраста, пола,

географического района, социально-экономического статуса  и др. Например,

для теста  Векслера на интеллект нормы ограничены возрастными рамками. 

Национальные  нормы - разрабатываются для представителей данной

народности, нации, страны в целом. Необходимость  таких норм определяется

конкретной  культурой, моральными требованиями и  традициями каждой нации.

Наличие нормативных данных (норм) в стандартизованных  методах

психодиагностики  является их существенной характеристикой.

Нормы необходимы при интерпретации тестовых результатов (первичных

показателей) в качестве эталона, с которым  сравниваются результаты

тестирования. Например, в тестах интеллекта получаемый первичный

показатель IQ соотносится с нормативным IQ (43,44, 45 баллов в тесте

Равена). Если полученный IQ респондента выше нормативного, равен 60

баллам (в тесте Равена), можно говорить об уровне развития интеллекта

этого респондента как высоком. Если полученный IQ ниже, то низком; если

полученный IQ равен 43, 44 или 45 баллам, то среднем. 

1.3. Определение норм для теста

На этапе создания теста формируется некоторая  группа испытуемых, на

которой проводится данный тест. Средний результат выполнения этого теста в данной группе принято считать нормой. Средний результат - это не

единственное  число, а диапазон значений. Существуют определенные

правила формирования такой группы испытуемых, или, как  ее иначе

называют, выборки  стандартизации. 

Правила формирования выборки стандартизации: 

1) выборка стандартизации  должна состоять из респондентов, на которых

в принципе ориентирован данный тест, то есть если создаваемый  тест

ориентирован  на детей (например, тест Амтхауэра), то и

стандартизация  должна происходить на детях заданного  возраста; 

2) выборка стандартизации  должна быть репрезентативной, то  есть

представлять  собой уменьшенную модель популяции  по таким

параметрам, как  возраст, пол, профессия, географическое

распределение и т.д. Под популяцией понимается, например, группа

дошкольников 6-7 лет, руководителей, подростков и т.д. 

Распределение результатов, полученных при тестировании испытуемых

выборки стандартизации, можно изобразить с помощью графика - кривой

нормального распределения. Этот график показывает, какие значения

первичных показателей  входят в зону средних значений (в  зону нормы), а

какие выше и  ниже нормы. Например, на рис.1 изображена кривая

нормального распределения  для теста "Прогрессивные матрицы  Равена". 
 
 
 

 

Чаще  всего в руководствах к тому или  иному тесту можно встретить

выражения нормы не в виде сырых баллов, а в виде стандартных

производных показателей. То есть нормы к данному  тесту могут быть

выражены в виде Т-баллов, децилей, процентилей, станайнов, стандартных

IQ и  др. Перевод сырых значений (первичных  показателей) в стандартные

(производные)  делается для того, чтобы результаты, полученные по разным тестам, можно было сравнивать между собой.

Производные показатели получаются путем математической обработки первичных показателей.

Первичные показатели по разным тестам нельзя сравнивать между собой по причине того, что тесты имеют различное внутреннее строение. Например, IQ, полученный с помощью теста Векслера, нельзя сравнивать с IQ, полученным с помощью теста Амтхауэра, так как эти тесты исследуют разные особенности интеллекта и IQ как суммарный показатель по субтестам складывается из показателей разных по строению и содержанию субтестов. 

"Любая  норма, в чем  бы она ни выражалась, ограничивается конкретной

совокупностью людей, для которых  она вырабатывалась... Применительно к

психологическим тестам они (нормы) никоим образом не абсолютны, не

универсальны  и не постоянны. Они  просто выражают выполнение теста

испытуемыми из выборки стандартизации"

А.Анастази

1.4. Понятия валидности и надежности тестов. 

Понятие валидности теста 

Все методы психологической диагностики, начиная  со стандартизованных и

заканчивая  не стандартизованными, направлены на измерение свойств

личности  и особенностей интеллекта.

Каждый  метод предназначен для измерения  какого-либо свойства, что и

определяет  содержание этого метода. Сведения о степени, в которой тест

действительно измеряет то, для чего он предназначен, входят в понятие

валидности . Например, методика "Кольца Ландольта" предназначена для

измерения таких свойств внимания, как концентрация, переключаемость. В

психологии  существуют определения понятий  концентрации внимания и его

переключаемости. Считается, что выводы, сформулированные на основании

результатов тестирования с помощью "Колец  Ландольта", вполне отражают

содержание  определений этих свойств внимания. Значит, эта методика

действительно измеряет то, для чего она предназначена. 

Помимо  общего значения в понятие валидности входят многие другие

сведения. Существуют разные типы и виды валидности, в которых отражены

эти сведения. Ниже приведены некоторые типы. 

    1) Практическая валидность характеризует тест не столько со стороны

    его психологического содержания, сколько  с точки зрения его

Информация о работе Построение групповых норм теста