Построение групповых норм теста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 23:32, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования:
1. На основе теоретического изучения психологической и психодиагностической литературы выявить основные свойства и характеристики, важные при построении групповых норм теста.
2. Выявить валидность норм, представленных в стандартизации теста Амтхауера, созданных в 1953 году, по отношению к современным нормам.
3. Установить экспериментально групповую норму для теста структорного интеллекта Амтхауера для предоставленной выборки.
4. Провести анализ полученных данных

Содержание

Введение……………………………………………………………………….............3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию построения групповых норм теста
1.1. Требования к построению и проверке методик. Стандартизация…….............4
1.2. Психологический тест как объективное измерение. Этапы стандартизации..8
1.3. Определение норм для теста……………………………………………….…11
1.4. Понятия валидности и надежности тестов……………………………………12
1.5. Принципы объективного тестирования……………………………………....17

Работа содержит 1 файл

курсовая мой вариант.docx

— 234.87 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Московский  Государственный  Гуманитарный Университет

им. М.А. Шолохова

Факультет психологии 
 
 
 

Курсовая  работа

По психодиагностике

На тему: «Построение групповых норм теста» 
 
 
 

Выполнил: студент дневного отделения

3 курса  1  группы

Бахарев Андрей.

 Руководитель: Рыжкова А.Н. 
 
 

Москва 2010 г.

Содержание. 

Введение……………………………………………………………………….............3 

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию построения групповых норм теста

1.1. Требования  к построению и проверке методик.  Стандартизация…….............4

1.2. Психологический тест как объективное измерение. Этапы стандартизации..8

1.3. Определение норм для теста……………………………………………….…11

1.4. Понятия валидности и надежности тестов……………………………………12

1.5. Принципы объективного тестирования……………………………………....17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

В последнее  время заметно возрос интерес  к психодиагностике, находящей применение психологический знаний в различных  областях человеческой практики с целью  всестороннего изучения личности, адекватного  использования и развития возможностей человека. В какой бы сфере не работал психолог (образование, здравоохранение, промышленность и бизнес, спорт и  др.), какова бы не была его специализация (научные исследования или практика оказания психологической помощи населению), без достаточного арсенала знаний, умений и навыков в области  психодиагностики он не сможет профессионально  выполнять свои функции. Семинар-тренинг  позволяет расширить имеющиеся  у слушателей психодиагностические знания и отработать практические аспекты  их применения в области построения тестов и их валидизации. На семинаре рассматриваются методические приемы и способы построения психологических тестов, их надежности и валидности. В тренинге отрабатываются технологические аспекты построения первичной формы психологических тестов и проведения процедуры их психометрической проверки.  

В отечественной  и зарубежной литературе представлено огромное разнообразие определений  понятия психологического теста. "Психологический  тест в сущности есть объективное и стандартизованное измерение выборки поведения". "Тест - стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально психологических различий". "Под тестом понимается специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Он состоит из совокупности заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявления частичных типов поведения". Все определения содержат следующие общие моменты: 

1) тест - один из методов измерения  в психодиагностике наряду с  такими, как проективные методы, стандартизованные самоотчеты, интервью, аппаратурные методы и др.;

2) это  метод измерения свойств личности  и особенностей интеллекта;

3) это  метод измерения, который характеризуется  высокой степенью

объективности, надежности и валидности. 

Несмотря  на общую разработанность и большой  интерес к теме тестов, информация по методам построения групповых  норм теста изучена недостаточно. Также, по мнению многих ученых, данная тема изучена не достаточно. Литература, в которой она представлена, малодоступна, и информация в ней носит поверхностный и неуглубленный характер. На фоне этого актуальность данного исследования нельзя не оценить, так как оно содержит легкодоступную информацию о построении групповых норм теста, которая подкреплена эмпирическим исследованием.  

Объект  исследования – учащиеся 9 класса среднеобразовательной школы

Предмет исследования – групповые нормы теста

Цель  исследования - изучить методы построения групповых норм теста

Гипотеза исследования – современные групповые нормы для теста структуры интеллекта Амтхауера ниже, чем нормы, указанные в стандартизации методики.

Методика  исследования: тест структуры интеллекта Амтхауера

Характеристики  выборки: 20 человек, из них 9 женского пола и 11 мужского, учащиеся 9 класса «Б» МОУ СОШ №7 г. Железнодорожного, возраст 14-15 лет.

Метод проведения исследования: групповое тестирование

Условия проведения тестирования: большая учебная аудитория, по одному испытуемому на парту, отсутствие отвлекающих факторов

Цели  исследования:

  1. На основе теоретического изучения психологической и психодиагностической литературы выявить основные свойства и характеристики, важные при построении групповых норм теста.
  2. Выявить валидность норм, представленных в стандартизации теста Амтхауера, созданных в 1953 году, по отношению к современным нормам.
  3. Установить экспериментально групповую норму для теста структорного интеллекта Амтхауера для предоставленной выборки.
  4. Провести анализ полученных данных
 

    Краткая характеристика проделанной работы 
    Научная новизна исследования 
    Практическая значимость
     
     
     
     
     

Глава 1. Теоретические  подходы к исследованию построения групповых  норм

1.1. Требования к построению и проверке методик. Стандартизация.

Диагностическая методика отличается от любой исследовательской  тем, что

она стандартизирована. Как отмечает А. Анастази (1982), стандартизация -

это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Таким

образом, стандартизация рассматривается в  двух планах: как выработка

единых  требований к процедуре эксперимента и как определение единого

критерия  оценки результатов диагностических  испытаний. 

Стандартизация  процедуры эксперимента подразумевает  унификацию

инструкций, бланков обследования, способов регистрации  результатов,

условий проведения обследования. 

К числу  требований, которые необходимо соблюдать  при проведении

эксперимента, можно, например, отнести такие: 

1) инструкции  следует сообщать испытуемым  одинаковым образом, как

правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах

одними  и теми же словами, понятными для  всех, в одинаковой манере; 

2) ни  одному испытуемому не следует  давать никаких преимуществ перед

другими; 

3) в  процессе эксперимента не следует  давать отдельным испытуемым

дополнительные  пояснения; 

4) эксперимент  с разными группами следует  проводить в одинаковое по

возможности время дня, в сходных условиях; 

5) временные  ограничения в выполнении заданий  для всех испытуемых

должны  быть одинаковыми и т. д. 

Обычно  авторы методики в руководстве приводят точные и подробные

указания  по процедуре ее проведения. Формулирование таких указаний

составляет  основную часть стандартизации новой  методики, так как только

строгое их соблюдение дает возможность сравнить между собой показатели,

полученные разными испытуемыми. Другим наиболее важным этапом в

стандартизации  методики является выбор критерия, по которому следует

проводить сравнение результатов диагностических  испытании, поскольку

диагностические методики не имеют заранее определенных стандартов

успешности  или неудачи в их выполнении. Так, например, ребенок шести

лет, выполняя тест умственного развития, получил  балл, равный 117. Как это

понимать? Хорошо это или плохо? Часто ли такой показатель встречается у

детей данного возраста? Количественный результат  как таковой ничего не

означает. Полученный дошкольником балл нельзя интерпретировать как

показатель  относительно высокого, среднего или  низкого развития, так как

это развитие выражено в единицах измерения, присущих данной методике, и,

таким образом, абсолютного значения полученные результаты иметь не

могут. Очевидно, нужно располагать точкой отсчета и какими - то строго

определенными мерами, чтобы с их помощью оценивать  полученные при

диагностировании индивидуальные и групповые данные. Возникает вопрос,

что за эту точку отсчета брать? В  традиционном тестировании такая точка

добывается  статистическим путем - это так называемая статистическая

норма. В общих чертах стандартизация диагностической  методики,

ориентированной на норму, осуществляется путем проведения этой методики

на большой  репрезентативной выборке того типа, для которого она

предназначена. Относительно этой группы испытуемых, называемой

выборкой  стандартизации, вырабатываются нормы, указывающие не только

средний уровень выполнения, но и его относительную  вариативность выше и

ниже  среднего уровня. В результате можно  оценить разные степени

успешности  или неуспешности в выполнении диагностической  пробы. Это

позволяет определить положение конкретного  испытуемого относительно

нормативной выборки или выборки стандартизации (А. Анастази, 1982). Для

вычисления  статистической нормы психологи - диагносты  обратились к

давно применяемым в биологии приемам  математической статистики.

Рассмотрим  пример. На призывной пункт явились  несколько тысяч молодых

людей. Допустим, что все они примерно одного возраста. Что мы получим

при измерении  их роста? Обычно оказывается, что большинство  почти

одного  роста, совсем немного будет людей  очень маленького и очень

высокого  роста. Остальные же распределятся  симметрично, уменьшаясь по

количеству  от среднего максимума в ту и другую сторону. Распределение

рассматриваемых величин - это нормальное распределение (или распределение по нормальному закону, кривая распределения Гаусса). Математики показали, что для описания такого распределения достаточно знать два показателя - среднюю арифметическую и так называемое стандартное отклонение, которое получается путем несложных вычислений.

Информация о работе Построение групповых норм теста