Полоролевые особенности переживания страхов у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 07:57, курсовая работа

Описание работы

Психологическое здоровье детей самый главный показатель благоприятного развития физических, мыслительных, интеллектуальных, эмоциональных показателей.
Детский возраст отличается высоким уровнем эмоциональных нарушений, которые проявляются в самом разнообразном проявлении, и наиболее распространенный - это страхи, сопровождающиеся состоянием тревожности. Проблема изучения эмоциональных и психических нарушений подвержена детальному изучению и методикам коррекции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СТРАХА У ДЕТЕЙ.
1.1 Понятие и определение страха у детей 6
1.2 Факторы, влияющие на проявление детских страхов 12
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ ДЕТСКИХ СТРАХОВ.
2.1 Полоролевое значение в развитии психологии страха у детей 15
2.2 Рассматривание воображение, как основной предпосылки к детским страхам 19
3. ДИНАМИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАХОВ.
3.1 Профилактика развития психологических отклонений в виде детских страхов 23
3.2 Программа методов по организации работы с детьми 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39

Работа содержит 1 файл

Полоролевые особ переж.страх у детей.docx

— 119.51 Кб (Скачать)

    Основное  направление игры - преодоление робости, опасение неожиданных ситуаций, страх перед водой.

    Игра  предназначена для возраста с 2 лет.

    Дети  проговаривают текст, сопровождая  его соответствующими движениями:  
Мы охотимся на льва. Не боимся мы его.

    У нас длинное ружьё и подзорная  труба.

    Ой! А что это? А это – поле: топ  – топ - топ.

    Ой! А что это? А это- болото: чав – чав - чав.

    Ой! А что это? А это – море: буль-буль-буль.

    Ой! А что это? А это – тропинка: шур-шур-шур. 

    Под ней не проползти. Над ней не пролететь.

    Её  не обойти, а дорожка напрямик –

    Вышли на полянку. Кто это здесь лежит?

    — Давайте его потрогаем! (дети "трогают" воображаемого льва) Да это ЛЕВ! Ой, мамочка! Ой, как страшно! Испугались мы его и побежали скорее домой: 
По тропинке: шур – шур – шур.

    По  морю: буль – буль – буль.

    По  болоту: чав – чав – чав.

    По  полю: топ – топ – топ.

    Прибежали домой. Дверь закрыли на все запоры: чик – чик. 

    Ух! (на выходе) Устали. Ай да мы! Ай да молодцы! Ото льва убежали!

    Полоролевая модификация: педагогам важно учитывать уровень развития страхов. Мальчики, как правило, более сконфужены, чем девочки, и менее эмоциональны. Не стоит принуждать к игре мальчиков, если они не испытывают желания в ней участвовать. Девочкам подобная игра, как метод по вытеснению страхов очень актуален. 
5. Игра "Жмурки". 

    Основное  направление игры - преодоление страха замкнутого пространства, темноты, внезапного воздействия.

    Игра  предназначена для возраста с 3-х лет.

    Водящему  плотно завязываем глаза, то есть имитируем  замкнутое пространство, которого так  боятся дети в обычной жизни, и, повернув его три раза вокруг себя, предлагаем поймать кого-то из детей. По ходу игры даем водящему сигналы, в каком направлении ему лучше двигаться. При поимке кого-либо из детей ведущий должен на ощупь опознать кто это.  
Полоролевая модификация: оптимальная игра для любого пола. Игра нашла поддержку, практически у всех детей начиная с 5-6 лет. Рекомендуется организовывать «жмурки» с разнополыми детьми

    6. Игра "Гневная гиена". 

    Основное  направление игры - преодоление страха гнева, как со стороны животных, так и человека.

    Игра  предназначена для возраста с 3-х  лет.

    На  пальме (стуле) сидит обезьяна, возле – гиена, она гневается:  
Я страшная гиена,

    Я гневная гиена.

    От  гнева на моих губах

    Всегда  вскипает пена.

    Гиена ловит тех, кто старается помочь обезьяне. Дети должны постараться  освободить обезьяну и не попасться  гиене.

    Полоролевая модификация: подвижная игра подобного  плана больше всего рассчитана на мальчиков 5-7 лет. По исследованиям  психологов, мальчики более подвижно раскрепощены, чем девочки, а поскольку эта игра подразумевает большую физическую нагрузку, то рационально её включать в развивающие программы для мальчиков.

    7. Игра "Сова". 

    Основное  направление игры - преодоление боязни внезапного воздействия и неприятных ощущений.

    Игра  предназначена для возраста с 2-х  лет.

    Выбираем  сову, остальные дети – зайцы. Зайцы  прыгают, резвятся, на сигнал "сова" зайцы замирают, изобразив на лице страх, а сова должна выбрать того, кто не достаточно хорошо замер и  неточно изобразил эмоцию страха.

    Полоролевая модификация: наиболее эффективно распределять игровые роли следующим образом: «зайцы»  - девочки, поскольку они  наиболее эмоциональные дети, мальчики соответственно – «совы». Для мальчиков подобная роль имеет свое психологическое значение. Девочки в представления страха образно показывают эмоциональное выражение, которое находит свое отражение во внутренних переживаниях у мальчиков. Для девочек эта игра – разминка и репетиция страха. В ситуации страха дети будут испытывать меньше волнения и стресса.

    Изучим  вклад иностранных психологов, французские психологи предлагают такие игры в темноте:

  • Прогулки с детьми на улице, участке после наступления темноты. Дети, освоившиеся с неярким освещением улицы, легче привыкнут к такому освещению и в помещении.
  • Поиграть вместе с детьми в полутемной комнате с приоткрытой дверью – пусть по сюжету игры наступит ночь, и путешественникам, застигнутым врасплох, придется искать дрова для костра в темноте (это могут быть и кубики, и подушки). А как интересно ночью вести машину! От такой игры не отказываются ни мальчики, ни девочки.
  • Принесите в спальню один или два карманных фонарика. Зажгите их и закройте чем-нибудь вроде коробки из-под обуви (в случае необходимости можно приподнять коробку) и закройте дверь в спальню. Фонарик – прекрасное средство ориентирования в пространстве, которое к тому же помогает ребенку развивать навыки управления собственными движениями, ведь ребенок должен научиться чётко направлять пучок света и удерживать его. Можно предложить следующие игры с фонариком:
  • Взяв в руку фонарик, быстро вращать им – получается что-то вроде маленькой мельницы.
  • Освещать пространство перед собой, сзади себя, над собой, опускаясь вниз, сидя на корточках, ползая на четвереньках и т.д.
  • Создавать на полу нечто вроде улитки – поднимая фонарь, уменьшать круг света; опуская - увеличивать его.
  • Вместе с детьми подойдите к зеркалу. "Наведите " фонарик на свою ногу, руку, подбородок, ухо и предложите ребятам, глядя на ваше отражение, осветить то же самое у себя. Погримасничайте с детьми перед зеркалом, освещая лица карманным фонариком.
  • Устройте с детьми несложный "театр теней": поместив фонарик за развешенную простыню, зайдите за неё и попросите ребят угадать, какие движения вы делаете, затем предложите кому-то из детей показывать движения за простынёй, а остальным - угадать.21

    Лепка, как методика борьбы с детскими страхами.

    Специфические черты лепки и рисования является связь с игрой. Объемность выполненной  фигурки стимулирует детей к  игровым действиям с ней.22 Игрушки из глины или пластилина уже в готовом виде могут использоваться в дальнейшем, а на основе образов игрушек, которые воображают дети можно строить психологические и личностные особенности ребенка.

    Процесс лепки увлекает как мальчиков, так и девочек. Полоролевая разница заключается только в изображаемых фигурках. Как правило психологи определили, что мальчикам свойственно лепить и воссоздавать ужасающие их фигурки и наравне с ними лепить образ самого себя. С этими фигурками они проигрывают ситуации боя, схватки, в которой обязательно отрицательного героя побеждают. Мальчики правильно с точки зрения психиатрии расставляют приоритеты страхов. Такая игра имеет свои результаты. Девочкам больше характерны оптимистические представления. Девочкам необходимо наставления во время лепки. потому что без руководителя и психолога у девочек лепка, направленная на освобождение и лечение страхов может пройти как обычная детская игра. Как коррекционный метод используется «слепи и сломай», целью которого является преодоление страха с помощью «физического уничтожения» сделанного. Ребенку предлагается тема «слепи то, что тебя пугает, или чего ты боишься», по окончанию лепки ребенку задается ряд вопросов по сделанной фигуре, далее предлагается двумя руками фигуру скомкать в один большой кусок. 23

    Рисование.

    Процесс рисования, как методика, направленная на лечение страхов может с  одинаковым успехом проявляться  как у мальчиков, так и у  девочек.

    Рисование представляется как игра, по результатам  которой можно увидеть отражение, моделирование сознания у ребенка. Другой особенностью считается выражения отношения ребенка к собственному страху. Через изображения можно лучше понять тревожные мысли ребенка, их переживания, что можно направить на устранении страхов. Цель методики рисования распознать интересы и увлечения, изучить особенности темперамента, оценить уровень переживания у ребёнка. Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остаётся меньше недоказанного, неясного, неопределённого. Вместе всё это снимает аффективно-травмирующее звучание страха и психике ребёнка. Важно, во-первых, то, что задание задаёт учитель, ребёнок которому доверяет. Во-вторых, само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны, не говоря уж об одобрении самого учителя.

    Обычный стандартный набор тематик для  рисунков это: «В школе», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее», «Кем я хочу стать». Мальчики и девочки рисуют цветными карандашами, ручками, фломастерами. С целью активизации интереса к рисованию дома, за месяц до этого, детей попросили принести свои рисунки, чтобы некоторые из них показать. На первых двух подготовительных занятиях было предложено детям темы выбрать самим. Дети рисовали: медведя, машины, деревья, лес, людей и т.д. 24

    В итоге исследованных нами методами по коррекционной работе против детских  страхов были выявлены наиболее рациональные и распространенные способы организации  работы с детьми.

    Мы  составили наиболее подходящий набор  коррекционных программ: рисование, лепка и подвижные игры. Что  касаемо полоролевых особенностей, то все методы равнозначно подходят как для мальчиков, так и для девочек. Организация методов, раздача заданий должна обязательно грамотно фокусироваться для каждого пола в отдельности. Правильные указания психологов, родителей или педагогов могут в дальнейшем дать очень хорошие результаты по лечению страхов, переживаний. При организации подвижных игр важно помнить, что девочки склонны себя проявлять в эмоциональных играх, в рисованиях девочкам необходимо давать задания, чтобы правильно направить проблему на разрешение, аналогично в лепке. Мальчикам стоит давать ведущую, активную роль в игровых контактах, в рисовании нельзя ограничивать в полете фантазии, а лепка также должна идти с наставлениями.

    На  основе рассмотренных программ можно  сделать вывод, что половая принадлежность играет важную роль в успешности результатов  психологических методиках.

 

    

    ВЫВОД.

    В современном мире существует множество  событий, условий, ситуаций, фактов и  явлений, пугающие или вызывающие страх у детей, или влияющие на их воображение. В основе страх – богатое и активно развивающее воображение, эмоция, которые склонны развиваться на протяжении всей жизни человека. Наиболее активное воображение у детей приходится на возраст с 3-4 лет до 7-8. У девочек оно развитие воображение приходится ранее, чем у мальчиков, в 3 года. Мальчики начинаю играть воображением в 4 года, как следствие страхи начинают проявляться в 3-4 года соответственно. Очень большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Здоровые психически и физически дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая ни каких невротических реакций на изменение своей жизни. Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией. 25

    В данной курсовой работе в основе теоретической  работы были рассмотрены полоролевые  особенности развития страхов у  детей, личностное влияние и методы профилактики корректировочных занятий  с мальчиками и девочками.

    Были  выявлены некоторая разность, статистика закономерности между развитием страхов у девочек и мальчиков. При подборе корректирующих методик психологи и педагоги должны учитывать факт половой принадлежности. Так например, девочкам стоит организовывать больше эмоционально направленных игр и тематик для рисования и лепки, через эмоциональную расположенность девочки способны по максимуму раскрыться, а психолог в свою очередь максимально выявиться суть и причинность страхов. Мальчики несколько замкнуты, работать с ними тяжелее, и страхи мальчиков, как правило, скрыты от потусторонних вмешательств. С мальчиками организовывают активные и подвижные игры – прятки, жмурки. Для детей более старших возрастов можно организовывать сложные игры, с участием физических и интеллектуальных возможностей.

    В любом случае, психологами обусловлен тот факт, что разнополые игры самые  рациональные. Социальные контакты позволяют  не только личностному проявлению талантов ребенка, но и могут конкурировать с появлением новых страхов и препятствуют их развитию.

    Таким образом, цель курсовой работы достигнута, путем последовательного выполнения поставленных задач.  

Приложение  А.

Таблица

«Детские  страхи (нормативные  данные)»26. 

 

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Левитов Н. Д. О психических состояниях 1964.
  2. Макарова Е.Г. «Преодолеть страх или искусство – терапия» - М., «Школа-Пресс», 1996 г.
  3. Мэй Р. Проблема тревоги. - М., 2001.
  4. Никифоров А. С. Эмоции в нашей жизни. – М., 1974.
  5. Ольшанский Д. Страх. // Диалог 1991 -№5
  6. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций.
  7. М.: Прогресс, 1979.
  8. Риман Ф. Основные формы страха. М., 1998 г.
  9. Романов А. Расстройство поведения и эмоций у детей в целом.- М.: изд-во «Плэйт», 2003.- 58с.
  10. Семиотика страха. Сборник статей. – М.: Русский институт: Европа, 2005.- 456с.
  11. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов.- М.: ,1988.
  12. Степанова Е. Поиграем в «забавные страхи и смешные ужасы»? // Дошкольное воспитание.- 1997.- №5.- с.65-68.
  13. Фадин А. Страх –2. // Юность 1989 -№10
  14. Флэйк – Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими.- М.: АСТ- Пресс, 1998.- 314с.
  15. Фрейд З. Страх и жизнь влечений // Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. С. 349-369.
  16. Фриц Риман ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СТРАХА//Психология мотивации и эмоций. - М., 2002.
  17. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 384с.
  18. Шубкин В. Н. Страхи в России. // Социологический журнал 1997 -№3
  19. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии.- 1989 г
  20. Якобсон П. М. Психология чувств. – М., 1956.
  21. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь. – М., 1966.
  22. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валерии СПД, М.: ТЦ Сфера, 2002.- 112с.
  23. http://festival.1september.ru/articles/556798/
  24. http://www.riferats.ru/soc-korstrah.php
  25. http://psylist.net/psytera/detstrah.htm
  26. http://psychiatrist.pediatrician.ru/main/subject-113/
  27. http://festival.1september.ru/articles/414756/
  28. http://o-psihologii.info/tradit/strahi/1518-vozrastnye-i-polovye-razlichiya.html
  29. http://www.rae.ru/forum2011/124/1887
  30. http://www.mc21.ru/articles/psychology/73/
  31. http://2mm.ru/vospitanie/614
  32. http://festival.1september.ru/articles/414756/
  33. http://www.riferats.ru/soc-korstrah.php
  34. http://festival.1september.ru/articles/556798/

Информация о работе Полоролевые особенности переживания страхов у детей