Полоролевые особенности переживания страхов у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 07:57, курсовая работа

Описание работы

Психологическое здоровье детей самый главный показатель благоприятного развития физических, мыслительных, интеллектуальных, эмоциональных показателей.
Детский возраст отличается высоким уровнем эмоциональных нарушений, которые проявляются в самом разнообразном проявлении, и наиболее распространенный - это страхи, сопровождающиеся состоянием тревожности. Проблема изучения эмоциональных и психических нарушений подвержена детальному изучению и методикам коррекции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СТРАХА У ДЕТЕЙ.
1.1 Понятие и определение страха у детей 6
1.2 Факторы, влияющие на проявление детских страхов 12
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ ДЕТСКИХ СТРАХОВ.
2.1 Полоролевое значение в развитии психологии страха у детей 15
2.2 Рассматривание воображение, как основной предпосылки к детским страхам 19
3. ДИНАМИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАХОВ.
3.1 Профилактика развития психологических отклонений в виде детских страхов 23
3.2 Программа методов по организации работы с детьми 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39

Работа содержит 1 файл

Полоролевые особ переж.страх у детей.docx

— 119.51 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ          3

1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПСИХОЛОГИИ СТРАХА  У ДЕТЕЙ.

1.1 Понятие и определение страха у детей     6

1.2 Факторы, влияющие  на проявление детских страхов  12

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ  ДЕТСКИХ СТРАХОВ.

2.1 Полоролевое значение  в развитии психологии страха у детей 15

2.2 Рассматривание воображение,  как основной предпосылки  к детским страхам           19

3. ДИНАМИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ СТРАХОВ.

3.1 Профилактика развития  психологических  отклонений в виде детских страхов           23

3.2 Программа методов  по организации работы с детьми  28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          37

ПРИЛОЖЕНИЯ         39

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ        40 

 

ВВЕДЕНИЕ.

    Психологическое здоровье детей самый главный  показатель благоприятного развития физических, мыслительных, интеллектуальных, эмоциональных  показателей.

    Детский возраст отличается высоким уровнем эмоциональных нарушений, которые проявляются в самом разнообразном проявлении, и наиболее распространенный - это страхи, сопровождающиеся состоянием тревожности. Проблема изучения эмоциональных и психических нарушений подвержена детальному изучению и методикам коррекции.

    Детский страх подвергается изучению многими психологами очень давно. В современной психологии определение страха трактуется как - аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности - угрозы - боязни за свою социальную  или же биологическую экзистенцию1 у субъекта. Страх - это аффективное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека.2 Проявления эмоциональных нарушений начинаются еще с самого раненого детского возраста, как правило они проявляются в виде: стремление избегать разные заведения, мест, разговоры, частое смущение, склонность к застенчивости при общении со сверстниками, кошмарные сны и многое другое. В плане физиологического проявления наблюдается: испуганное выражение лица, бледность, дрожащий голос и т.д.

    Появление страха говорит о проявлении самой опасной эмоции. Однако, несмотря на всю масштабность проблемы развития психологии страхов у детей в отечественной науке разработано немного литературы по основным аспектам знаний, и практически отсутствует методика и диагностика коррекции страхов. Психоэмоциональные нарушения у детей начинают проявляться с раннего возраста, это обуславливает дисбаланс общего развития ребенка. Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту,  принять меры по преодолению фобий у ребёнка.

    Но  страх может быть и конструктивным явлением, поскольку мобилизует организм в целом на решение многих конфликтов и преодоление многих препятствий, возникающих на пути ребенка. Важно  только суметь с этим страхом совладать. 3

    Важно отметить, что сохранность страхов  до взрослого возраста обычно начинает выражаться в неуверенной работе, проблемами с психикой, нарушения  интеллектуальных процессов, мышления, и другими сопутствующими проблемами, которые мешают адаптации человека в обществе. Не менее другой важной особенностью изучение темы в данной работе, это половое развитие у  детей. Рассматривать страхи с точки  зрения половой расположенности  принесет больший положительный эффект для совершенствования и коррекции страхов ребенка, и в целом для психологической науки. В этой работе, мы попытаемся дать более конкретные определения проявления страхов в частности психических качеств девочек и мальчиков. Пронаблюдаем различие в половом развитии  детей, и соответствующих методах коррекции. Актуальность изучения данной проблемы заложена в основе малоизученности темы и низкой эффективности предложенных методов коррекции развития страхов. Проблема психологии страхов не учитывается в практике детских учреждений. Хотя их важность необходима еще с периода посещения детского сада.

    В данной работе целью становится: изучение и исследование особенностей психологии страхов у детей на основе половых  особенностей.

    Для достижения  цели были определены задачи:

  1. Теоретически обосновать понятие страха, значимость рассмотрения страхов с точки зрения психологических нарушений.
  2. Исследовать психологию детских страхов с позиции полоролевых исключений.
  3. Изучить динамику и рассмотреть корректировочные методы, направленные на разрешение психоэмоциональных отклонений у детей.

    За  объект исследования, в данной работе, были взяты: полоролевые переживания  страхов у детей.

    Предметом исследования соответственно: роль половой  принадлежности детей в процессе развитие страхов.

    Данную  тему развивали такие отечественные психологи и специалисты как: А.И. Захаров (указал причины дневных и ночных страхов), Т.А.  Немчин, В.Н. Мясищев (впервые предоставили статистику проявления страхов, опубликовали данные о факторах, оказывающих влияние на развитие страхов), Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина (теоретически раскрыли значимость влияния социума как отрицательное воздействие), И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие (экспериментальные исследования, в области изучения распространённых явлений тревожности и выявления страхов у детей).

    Изучение  половых развиличий в психологическом  развитии изучали ученые: В.В.Абраменкова, Р.Бэрон, Д.Ричардсон, В.Е.Каган, А.В.Либина, И.И.Лунина, Т.И.Юферова.  Несмотря на огромный список ученых, психологов, социологов и педагогов вопрос о коррекции психологических отклонений у детей до сих пор остается актуальным.

    1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПСИХОЛОГИИ СТРАХА  У ДЕТЕЙ.

    1.1 Понятие и определение  страха у детей.

    Детские страхи в той или иной степени  обусловлены возрастными особенностями  и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются  длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности  малыша, неправильном поведение родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

    Психика ребенка отличается обостренной  восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным  воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или  острых психических потрясений, часто  на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические  страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких  страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется  пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностики невротических страхов.4

    Страх – это эмоция, возникающая в  ситуациях угрозы биологическому или  социальному существованию человека и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально  страх служит предупреждением о  грозящей опасности, позволяет сосредоточить  внимание на ее источнике, побуждает  искать пути выхода из опасной ситуации. Именно поэтому страх полезен. Страх как реакция на угрозу или опасность – обоснован и естественен. Абсолютное отсутствие страха - болезнь, психическое расстройство.5

    В данном контексте, осознание опасности  формируется в жизненном процессе развития и роста, сопровождающийся  возникновением межличностных отношений. Порой даже малозаметные, или изначально незначимые вовсе раздражители для ребенка со временем приобретают угрожающий характер. Это результат появления «травмирующего опыта». Травмирующий опыт выражается в испуге, боли, конфликтах, неудачах, поражениях, негативных впечатлениях и т.д.).

    Однако  наряду с самоосознанными страхами возникают и внушенные страхи. Источник внушенных страхов скрыты в родителях, педагогах, родственниках, окружающих на улицах, от всех их непроизвольно веет страхом. Под влиянием высокой эмоциональной активности ребенок играя воображением может вычислить страх в лице безопасных окружающих. К числу внушенных можно также отнести страхи, которые возникают  у чересчур беспокойных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, несчастьях и болезнях, пожарах и убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике.6

    Теперь  рассмотрим взаимосвязь понятия  страха тревоги. Общность страхов и тревоги представляет собой эмоциональные изменения: ощущение волнения и беспокойства. Возникновение такого рода чувств, в результате отображается на восприятиях угрозы и осознании в отсутствие безопасности. Когда страх становится аффективным проявлением,  то есть в большей степени зависит от эмоциональных проявлений, периодически возникающих, тогда тревога – это ощущение и чувство предстоящей угрозы. Э. Изард трактует понятие «страх» как специфическую эмоцию, выделяемую в отдельную категорию. Он отмечает, что тревога состоит из множества эмоций, одной из составляющих которых и является страх. Таким образом, среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и пр.7

    Классификация психологических страхов.

    Деление происходит на ситуативный и личностный.

    Рассмотрим  ситуативный страх.

    Ситуативный страх характеризуется в необычной, опасной, шокирующей обстановкой (испуг от собаки, страшные известия и т п.). Их причина заключается по результатам психического заражения паникой в группе людей, наличие предчувствий, осознание пугающих сложностей.

    Личностный страх заложен в основе психологии человека, то есть детская мнительность, например в новой обстановке, сопровождающееся новыми знакомствами с другими детьми или взрослыми.

    Ситуативные и личностные страхи обычно взаимосвязаны, и по раздельности не встречаются, поскольку дополняют друг друга и иногда определяют причины тех или иных проявления страхов у детей.

    Страхи  делятся на типы:

  • простые,
  • социальные
  • агорафобии.

    Простые страхи вызывают у детей смертельный  страх в форме  определенного  предмета, человека, места или формой организации.

    Социальные  страхи характеризуются возникновением у детей фобии по поводу  посещения  различных общественных мест. Начало формирования страхов у мальчиков  и девочек с раннего возраста определено именно социальными страхами и фобиями. Итогом некоррекционного развития с подобным страхом приводит к тяжелым, парализующим адаптивным способностям у ребенка. Часто ребенок  не может действовать в обществе. Этот страх характерен для любого пола. Дети, страдающие социальными  страхами, не могут самостоятельно действовать и активизировать свои способности и таланты в жизни, поскольку испытывают страхи проверок и оцениванию общества, а также подвергнуться критике.

    Дети  с агорафобией бояться новых, незнакомых мест.

    В психологии всего определено 29 страхов, которые классифицируются на следующие виды:

  • навязчивые страхи,
  • бредовые страхи,
  • сверхценные страхи.

    Навязчивые  страхи к ним относятся: гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и т.д. Навязчивых детских страхов сотни и тысячи; все, безусловно, перечислить невозможно. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь.

    Бредовые  страхи — это страхи, причину  появления которых найти просто невозможно. Как, например, объяснить, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки. Бредовые страхи часто указывают  на серьезные отклонения в психике  ребенка, могут служить началом развития аутизма. Детей с бредовыми страхами можно встретить в клиниках неврозов и больницах, поскольку это самая тяжелая форма.

    Страхи, связанные с некоторыми идеями (как  говорят, с «идеями фикс»), называются сверхценными. Первоначально они  соответствуют какой-либо жизненной  ситуации, а потом становятся настолько  значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К  детским сверхценным страхам  относятся страхи социальные: боязнь окружающих людей, боязнь отвечать у  доски, заикание.

    Детские сверхценные страхи считаются по праву самыми распространенными, именно с ними в 90% всех случаев сталкиваются практикующие психологи. На этих страхах  дети часто «застревают», и вытащить их из собственных фантазий бывает подчас очень сложно. Самым распространенным является страх смерти. В чистом виде этот страх проявляется у 6–7-летних дошкольников, а у детей старшего возраста проявляется не напрямую, а опосредованно, через другие страхи. Ребенок понимает, что смерть вот  так вдруг, неожиданно, вряд ли наступит, и боится остаться наедине с угрожающим пространством или обстоятельствами, которые могут ее повлечь. Ведь тогда  может случиться нечто неожиданное  и ему никто не сможет помочь, а значит, он может умереть. К опосредованному  детскому сверхценному страху смерти можно отнести: страх темноты, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.8

Информация о работе Полоролевые особенности переживания страхов у детей