Полоролевые особенности переживания страхов у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 07:57, курсовая работа

Описание работы

Психологическое здоровье детей самый главный показатель благоприятного развития физических, мыслительных, интеллектуальных, эмоциональных показателей.
Детский возраст отличается высоким уровнем эмоциональных нарушений, которые проявляются в самом разнообразном проявлении, и наиболее распространенный - это страхи, сопровождающиеся состоянием тревожности. Проблема изучения эмоциональных и психических нарушений подвержена детальному изучению и методикам коррекции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СТРАХА У ДЕТЕЙ.
1.1 Понятие и определение страха у детей 6
1.2 Факторы, влияющие на проявление детских страхов 12
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ ДЕТСКИХ СТРАХОВ.
2.1 Полоролевое значение в развитии психологии страха у детей 15
2.2 Рассматривание воображение, как основной предпосылки к детским страхам 19
3. ДИНАМИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАХОВ.
3.1 Профилактика развития психологических отклонений в виде детских страхов 23
3.2 Программа методов по организации работы с детьми 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39

Работа содержит 1 файл

Полоролевые особ переж.страх у детей.docx

— 119.51 Кб (Скачать)

    Таким образом, основы понятия психологии страха дают понять, что детские  фобии отрицательно влияют на адаптированность и становлении в жизни, получения  образования, дальнейшему развитию коммуникативных связей. Эмоции страха носят обоснованный характер. Их развитие должно сопровождаться наблюдением у психолога или психотерапевта, поскольку само по себе психологическое проявление страха двояко влияет на развитие ребенка. Отрицательное влияние выражено в психоэмоциональной тревожности и последующим осложнением психологического здоровья,  но если рассматривать понятие страха, как реакцию на угрозу, то у ребенка вырабатывается защита, и в следствие он координирует свои действия, чтобы избежать возможной угрозы.

     
  

 

    

    1.2 Факторы, влияющие  на проявление  детских страхов.

    Причины возникновения страхов зависят от фактора, вызывающего страх.

    Психологи делят причины на группы:

  • биологические;
  • конкретный случай;
  • внушение;
  • детская фантазия;
  • невроз.

    Наблюдается тенденция к одинаковым проявлениям и симптомам фобий.

    Рассмотрим  биологические причины страха.

    Биологический страх возникает, когда существует угроза жизни. Угроза может быть личностно осознан ребенком или получена в результате внешнего воздействия. Угроза внешнего характера более распространена среди детей, ей проще овладеть, поскольку она базируется на ясном осознании. Частота такой фобии зависит от возможности ребенка действовать. Любое действие (бегство от собаки, драка со сверстником, оправданная паника) направленное против страха, соответственно уменьшает частоту проявления страха. Такие действия могут в дальнейшем привести к исчезновению страха! Психологи утверждают, что поговорка «клин - клином вышибают», отчасти можно приметь в корректирующих методах лечения страха у детей. В психологии на теоретической основе было выяснено, что при непосредственном столкновении с той биологической опасностью в поле действия страха, ребенок переживает огромное эмоциональное потрясение, в дальнейшем которое, осознанно воспринимается уже не как эмоцией страха или тревоги, а просто эмоциональным восприятием. Таким образом, страхи, вызванные биологическими причинами, увеличиваются по уровню приближения к той опасности, которая приводит к тревожному состоянию. При этом наблюдается следующая динамика: когда наступает встреча с источником страха, чувство и эмоции тревожности слабеют и разряжаются. Как результат страх рассеивается. Этот процесс отражает цикл - "ожидание – разрядка – покой».

    Рассмотрим  причины конкретного случая.

    Причина наиболее выраженная, например, ребенка напугала собака, застрял в лифте, громко хлопнули дверью, внезапно ударили, поскользнулся, резко выключили свет и т п. С точки зрения психологов, такие страхи легче всего корректируются. Результаты коррекции зависят от особенностей личностного восприятия ребенка: мнительности, пессимизма, его уровня тревожности, неуверенности в себе, и т. д. На формирование таких черт характера влияет даже слова родителей, и их запугивания: «Отдам тебя вон тому полицейскому, если не будешь кушать!»".

    Внушение - самая распространенная причина. Источники внушения – всё влияющее окружения ребенка, его родители, родственники, авторитетные друзья, и т д. Окружающие могут непроизвольно, или ярко и эмоционально сказать ребенку об угрозе, не подразумевая о том, что причиной испуга может стать как трактовка угрозы, или эмоции рассказавшего или отреагировавшего. Как результат дети воспринимают только ту часть услышанного, которое было подвержено тревоге. Нет ясности в причинах угрозы, но ребенок уже подвержен эмоциональному дисбалансу и впредь будет реагировать на явление эмоциями страха. Обычно страхи, возникшие по причине внушения склонны сохраняться на всю жизнь.

    Частой  причиной страха  может стать  богатая детская фантазия. Дети часто играют с воображением и придумывают себе предмет страха, которому верят. По этой причине возникает боязнь темноты,  заглядывать под кровать, боязнь оставаться без родителей или одному в доме. Сохранность таких фантазий индивидуальна, иногда  ребенок их забудет сразу, как только представил, если они не оправдались, а у других страх имеет склонность к длительному сохранению и в дальнейшем мешает общему развитию ребенка.

    Последняя причина - невроз. Более серьезное расстройство, его необходимо подвергать диагностики и лечению у специалистов. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы9. Некоторое наличие страхов для ребенка считается нормой, однако, увеличение фобий и страхов свидетельствует о формирование ненормативного психологического показателя уровня тревожности в характере. Эти данные могут помочь в знаниях уровня возрастных страхов, что может помочь родителям и психотерапевтам в составлении психопрофилактических программ коррекции.

    По  данным теоретического пункта можно  сделать вывод о том, что причинами  детских страхов может быть любая  сторона его жизни. Эмоциональное  развитие ребенка находится на стадии личностного восприятия, поэтому  страхи, возникающие практически  по любому поводу переживания уместны, так считаю психологи, однако, даже уровень страхов поддается нормированию. Детей не стоит ограничивать в  общение со сверстниками, постоянно  присутствовать с ними, не оставлять  одних, дети должны познавать все  окружающие их стороны. Со стороны родителей  важно учитывать то, что они  говорят детям, чтобы не вызвать  у них когнитивные причины  для страха. Некоторые страхи могут  отражаться в абсолютно разных причинах их проявления. Психологам и родителям, при коррекционной работе с детьми следует учитывать данный факт. 

    2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ  ДЕТСКИХ СТРАХОВ.

    2.1 Полоролевое значение  в развитии психологии  страха у детей.

    Теоретические знания о детских страхах в  большей степени характерны как  для девочек и для мальчиков. При детальном изучении процессов  возникновения детских фобий  психологи говорят об половой  разности некоторых особенностей у  детей.

    А. И. Захаров в своей книге «Дневные и ночные страхи у детей» приводит следующие данные: «Наиболее частым у детей 2-го года жизни является страх неожиданных звуков (52% мальчиков  и 52% девочек). На втором месте находится  страх одиночества (44% мальчиков  и 34% девочек), затем идут страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников. В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план, затем следуют страхи одиночества (у 48% девочек, 36% мальчиков). Существенно  увеличиваются, особенно, у мальчиков, страхи перед засыпанием, что связано  с более частыми у них кошмарными сновидениями. В период с 3 до 5 лет часто отмечается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Кроме того, персонажи Волка и Бабы Яги выходят из сна, населяя днем воображение эмоционально чувствительного и впечатлительного ребенка. Ведущим страхом старшего дошкольного возраста (6-7 лет) является страх смерти. Страх смерти – своего рода нравственно-этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому наиболее выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью к абстрактному, отвлеченному мышлению. Страх смерти относительно чаще встречается у девочек, что связано с более выраженным инстинктом самосохранения. По данным корреляционного анализа, страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей, заболевания и смерти родителей, жутких снов, животных, стихии, огня, пожара, войны. Эти страхи имеют своей мотивацией угрозу для жизни в прямом и косвенном виде».

    Согласно  статистике, приведенной А. И. Захаровым  можно выделить полоролевые факторы  развития страхов.

    Существуют  принципиальные различия в психологии мальчиков и девочек. В подсознании  любого человека присутствуют так называемые архетипы – фундаментальные образы, восходящие к глубокой древности, общие  для самых разных народов, но различные  у двух полов. Подобные архетипические символы проявляются в детских снах и рисунках. У мальчиков это символы свободы и путешествий (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты, машины, самолеты, ракеты, велосипеды, корабли), символы врага (драконы, роботы, монстры, змеи), символы силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость), символы победы (флаг, горн, крики “ура!”). А у девочек в снах и рисунках проступает совсем другая система символов: символы материнства (куклы, невесты, детские кроватки или коляски), символы женственности, изящества, легкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы), символы очага и домашнего уюта (дом, стол, занавески, посуда), символы достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы), символы женской красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды).10

    Мальчики, прежде всего, ищут смысл и, ухватив  его, готовы действовать. А девочки  более эмоциональны, тоньше чувствуют, но смысл “считывают” хуже.11

    Девочки более предрасположены к страху, как  психологическому проявлению. Наиболее проявленные страхи у девочек выражены в причинах внезапности угрозы, например, внезапное нападение животного. Девочки более эмоциональны, основные потоки тревожных состояний сопровождаются высоким скачком эмоционального всплеска. При этом эмоции являются доминантным в роли проявления. Этот показатель является характерным отличием от расположенности страхов мальчиков. Девочки имеют больше страхов, чем мальчики, но, несмотря на это их страхи тесно связаны и оказывают влияние друг на друга в разном возрасте. Общностью страхов является тот факт, что их наиболее яркое проявление приходится в период от 3х до 5ти лет. Это возраст, когда страхи «цепляются друг за друга» и составляют единую психологическую структуру беспокойства. Поскольку это совпадает с интенсивным развитием эмоциональной сферы личности, то можно предполагать, что страхи в данном возрасте наиболее скреплены и мотивированы.12

    Страхи девочек связаны с формированием личностной структуры психологического развития, и, как выяснилось ранее, страхи выражены эмоциональными особенностями. Страхи мальчиков сопровождаются осознанием этого страха, то есть психология фобии опирается на доказательства, связанные с осознанностью страха. Именно поэтому у большинства молодых людей страх вызывает смерть родственника, одиночество, у мальчиков вызывает тревожность неудавшаяся первая любовь. Мальчикам обычно не свойственно образных страхов (боязнь чудовищ, и страшных фильмов), чем например девочкам.

    Таким образом, в данной части курсовой работы мы выяснили, что половая  расположенность имеет свойственное отличие друг от друга. Вывод заключается  в том, что страхи, свойственные девочкам основаны на эмоциональном восприятии, эмоции – домирующее свойство в  развитии личности, именно это обуславливает  высокий процент страхов чудовищ, внезапности угрозы. Девичьи страхи обычно сохраняются не недолгое время, но имеют склонность к проявлению  на протяжении всей жизни. В основе страхов мальчиков лежит более сложная схема его осознания. Мальчики, как правило, все страхи подвергают изучению, и обычно им не характерны страхи в виде испугавшей их собаки, образных страхов и т п. У мужского пола страхам характерно закладываться в психологию организации. Страхи с трудом корректируются, поэтому методы и профилактику страхов у мальчиков следует применять с самого начала проявления фобии.

 

    

    2.2 Рассматривание воображения, как основной предпосылки к детским страхам.

    Страхи  могут являться результатом детского воображения, особенно когда в него включаются ложные представления и  ошибочные рассуждения.

    Наличие страха свидетельствует о том, что  ребенок борется с неблагоприятными впечатлениями и стремится их победить. Если страхи ребенка не будут  преодолены в детстве, то взрослея, он передаст их своему ребенку, эти  страхи будут аукаться человеку в  дальнейшем: всю жизнь ему придется бороться с унаследованными страхами.

    Но  окончательно все расставляют по своим местам конкретные условия  жизни, в которых формируется  растущая личность. 13

    В результате жизненного опыта ребенка, а именно особенностями обучения, воспитания личностные проявления могут привести к формам отклонения в развитии воображения, которые в следствии отразятся на проблеме страха.

    Воображение ребенка в самом раннем возрасте подвержено большой активности, дети, как правило, подвергают воображении, то, что видят в жизни, то, что является интересным и волнующим. И страхи имеют ту же схему распространения, возникаю в результате переработанного окружающего мира в воображении.

    Ученый Э.В. Ильенков сказал, что воображение помогает «схватывать» общий образ и умении достраивать пугающий образ имея при этом отдельный намек или часть информации. Анализ аффективного воображения можно обнаружить в работах З. Фрейда и его последователей, где указывается, что воображение и творчество являются выражением бессознательных конфликтов, которые прямо связаны с развитием врожденных тенденций. З. Фрейд писал, что эффект творческого поведения — это изживание гнетущих эмоций, возникающих в конфликте, до тех пор пока не будет достигнут терпимый уровень. Неофрейдисты также полагали, что основная функция воображения — это защита личности, защита «я», компенсация негативных переживаний, которые порождаются не бессознательными процессами, а подсознательными, фиксирующими социальные конфликты личности. 14. Таким образом, воображение можно охарактеризовать как защитный механизм. То есть, возникающие страхи могут быть подавлены силой собственного воображения. Это явление в дальнейшем при развитии современной психологии будет отнесена в большей степени к психологическим особенностям мальчиков, поскольку воображение мальчиков менее выражено доминантой, нежели чем у девочек. Обратная сторона развития воображения в том, что дети с разыгравшимся воображением могут из маловероятного, безопасного явления или факта представить абсолютную угрозу, которая перерастает в психологическое явление – страх. Активный процесс воображения характерен больше для личностного развития у девочек, однако, характерное отличие – это быстрое воображаемое разрешения страха.

Информация о работе Полоролевые особенности переживания страхов у детей