Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 07:57, курсовая работа
Психологическое здоровье детей самый главный показатель благоприятного развития физических, мыслительных, интеллектуальных, эмоциональных показателей.
Детский возраст отличается высоким уровнем эмоциональных нарушений, которые проявляются в самом разнообразном проявлении, и наиболее распространенный - это страхи, сопровождающиеся состоянием тревожности. Проблема изучения эмоциональных и психических нарушений подвержена детальному изучению и методикам коррекции.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СТРАХА У ДЕТЕЙ.
1.1 Понятие и определение страха у детей 6
1.2 Факторы, влияющие на проявление детских страхов 12
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ ДЕТСКИХ СТРАХОВ.
2.1 Полоролевое значение в развитии психологии страха у детей 15
2.2 Рассматривание воображение, как основной предпосылки к детским страхам 19
3. ДИНАМИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАХОВ.
3.1 Профилактика развития психологических отклонений в виде детских страхов 23
3.2 Программа методов по организации работы с детьми 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
Практически весь информационный поток проходит через сознание ребенка, он тщательно обрабатывается и под влиянием одной из причин, или их множества формируется тревожное состояние, то есть страх.
Психологами выделены группы предметов детского страха: основанные на органы внешних чувств, и основанные на воображение и детский рассудок.
Группа страхов, основанная чувствами, характеризуется обширностью и разнообразием, это и является первоначальным восприятием у детей. Первые страхи связаны с впечатлениями на органы внешних чувств.
Воображение становится причиной детского страха, но не с начального периода жизни, поскольку развитие детей подразумевает возникновение воображения в возрасте ближе к 2-3 годам.
Развитие психологии воображения сопровождается некоторым риском и опасностью. Выраженная опасность развития воображения –появление страхов. Развитие страхов показывает что воображения развивается.
Первый этап развития воображения определено возрастными рамками 2,5—3х лет. Ученый О. М. Дьяченко предложил деление воображения на познавательное и аффективное. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом и отсюда — направленность его на овладение новыми действиями и предметами, а в случае невозможности прямого овладения — обращение к предметам-заместителям. С другой — выделение своего личного «я», переживание своей отдаленности от окружающего мира.
В этом случае на разном материале дети представляли моменты, связанные в основном с переживанием страха: угроза, прятанье, избегание или неизбегание угрозы (милиционер, или волк, или Баба-Яга подстерегают непослушных детей и забирают или не забирают их). У детей менее представлена способность дифференцировать реальность и фантазию.15
Таким
образом, развитие воображения у
детей устойчиво вошло в
3. ДИНАМИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАХОВ.
3.1 Профилактика развития психологических отклонений в виде детских страхов.
Для определения методики профилактики детских страхов, необходимо выявить возрастную динамику проявления психологических отклонений в виде страхов у детей.
Тогда неумение радоваться пропорционально умению тревожиться, беспокоиться, быть озадаченным. Во всех этих случаях страх теряет свои приспособительные функции, указывая на неспособность справиться с угрозой, переживание бессилия, потерю веры в себя, в свои силы и возможности.
На каждом из этапов своего развития дети испытывают различные страхи, которые различны для разных возрастов:16
- от рождения до 6 месяцев малышей способен напугать громкий и неожиданный шум, любое быстрое движение со стороны другого человека, падение и потеря поддержки.
- от 7 месяцев до года малыша пугают уже определенные громкие звуки (например, шум пылесоса), практически любые незнакомые люди, раздевание, одевание и смена обстановки, высота.
- дети от 1 до 2 лет могут бояться разлуки с родителями, незнакомых людей, травм, засыпания и сна (ночные кошмары).
- источником страхов детей до 3 лет являются отвержение со стороны родителей, незнакомых ровесников, смена обстановки, изменение порядка жизни. Кроме того, детей этого возраста пугают угрожающие и непонятные объекты большого размера - краны, машины.
- дети с 3 до 5 лет начинают бояться темноты, одиночества и замкнутого пространства. Это возраст эмоционального наполнения «я» ребенка. Чувства уже обозначаются словами, четко выражено стремление к пониманию, доверию, близости с другими людьми. Формируется и чувство общности - понятие «мы», под которым ребенок подразумевает вначале себя и родителей, а затем себя и сверстников. Устанавливается ряд этических категорий, в том числе чувство вины и сопереживания. Возрастает самостоятельность - ребенок занимает себя сам, не требует постоянного присутствия взрослых и стремится к общению со сверстниками. Развиваются фантазии, а вместе с ними и вероятность появления воображаемых страхов.
- в 6-7 лет апогея достигает страх смерти. Именно в этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и пространства, появляется концепция жизни, он понимает, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают и это касается и его семьи. Именно в этом возрасте дети довольно часто переживают первую семейную утрату - начинает уходить из жизни старшее поколение.
Вышеперечисленные
страхи - возрастные, в идеале они
должны проходить по истечении определенного
времени, однако у эмоционально чувствительных
детей они могут
Исследования
психологов в области страхов
детей пришли к тому что, наиболее
эффективным методом
В процессе игры дети активизируют эмоции, чувства и желания. В результате игры ребенок открывает новый опыт социального взаимодействия, активизирует воображение путем расширения круга своего общения, также осваивает новые знания.
В итоге игрового взаимодействия ребенок уничтожает свой страх, например, когда игра представляет принцип сражения или прятки, или наиболее активные телодвижения в виде лазанья по деревьям, чердакам, игра в «казаки разбойники». Однако, не всем детям доступны подвижные игры. Подвижные игры могут заменить интеллектуальные. Через подобные занятия ребенок может выразить себя в игре менее эмоционально, но если в настольных играх будут участвовать родители, друзья, то игра обретет свои краски, а её методика благоприятно отразится на профилактике различных страхов.
Игру
для ребенка можно представить
разными способами. В данной работе
будут рассмотрены способы
Рассмотрим модификацию игровой лепки. Лепка – вид пластики – создание скульптурных произведений из пластичных материалов.
Лепить – делать сооружения, сооружать из пластического материала. 19
В результате процесса лепки ребенок обучается и воспитывается. Особенно благоприятное влияние лепка оказывает на детей дошкольного возраста. Девочки более склонны к лепке, поскольку фантазия у них работает на внешний окружающий мир, а для мальчиков лепка не совсем подходящий вариант, игровые методы для них будут более результативны. Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.20
Психологи пришли к выводу, что назначение лепки девочкам и мальчикам имеет большое значение в исследовании и коррекции страхов у детей не только дошкольного возраста. Лепку используют также и в старшем возрасте. Связь лепки с игрой может модифицировать процесс занятия к игровым забавам, наибольшему проявлению интереса, что положительно отразится на ликвидации страхов.
В рисовании, как и в лепке, разрешается использовать одну и ту же направленность темы. Рисование тоже воспринимается как игровой подход по борьбе с психологической напряженностью, которая возникла в результате детских страхов. Рисование – занятие увлекательное, через цветовой подход к раскрашиванию, яркому изображению, старанию, дети выражают свое внутреннее отношение к психологическим проблемам. Для психологов рисунки ребенка с психологическими проблемами настоящая карта внутреннего мира.
Таким образом, в данной главе мы исследовали четыре подхода к профилактике психологических отклонений у детей в виде страхов. Образно психологи их разделили бы на игровые и вмешательство помощи психиатра, но мы будем исследовать каждый метод более детально. Так для выделения конкретных методик и способов организации занятий для девочек и мальчиков будут состоять из подвижных, или интеллектуальных игр, рисования, лепки и психиатрических способов лечения детских страхов. Мы выяснили, что наиболее распространенными методами являются именно такие, потому что игровая терапия получила широкое распространение среди психологов, педагогов и родителей. В дальнейшем исследование мы будем учитывать полоролевые особенности детей.
3.2 Программа методов по организации работы с детьми.
Для практической части данной курсовой работы мы подвергли изучению методик по вытеснению страхов:
Режимы, организация пространства игр будет исходить из возрастной категории детей. Поскольку, нами было выявлено, что наибольшее развитие воображения у детей приходится на возраст у девочек с 3 до 8-9 лет, а у мальчиков с 4 до 10 то подборка программ и методик будет основываться на этих показателях.
Детальная и подробная программ игр детей, направленная на вытеснение страхов.
1. Игра "Прятки".
Основное
направление игры - преодоление страха
замкнутого пространства, одиночества,
темноты, нерешительности и
Основные правила: ранее ознакомить, где прятаться нельзя.
С детьми в возрасте с 4-5 лет можно играть в темноте, с частично включенным светом, или частично освещенными помещениями.
Полоролевая модификация: девочки более склонны к страхам боязни темноты, нежели чем мальчики, поэтому не стоит ужесточать для девочек условия, для них следует оставлять больше освещенного пространства, а если игра предусматривает разнополых участников, то мальчикам нужно оговорить специфические правила, девочек во время игры не пугать. За игрой следует наблюдать.
2. Игра "Лохматый пес"
Основное направление игры - преодоление боязни животных, внезапного испуга в неожиданных ситуациях, преодоление неуверенности в себе.
Игра предназначена для возраста с 1 года.
Одному
из детей предлагаем роль "пса"
и усаживаем его на стульчик. Остальные
дети медленно подходят как можно
ближе со словами:
Вот сидит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, мирно он сидит:
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.
После слов "что-то будет" пес вскакивает и со словами "гав, гав" бросается к детям, те должны увернуться и убежать от пса.
Полоролевая
модификация: по итогам исследований теоретического
материала мы пришли к выводу, что
девочки имеют больший процент
страхов связанных с животными.
3. Игра "Пятнышки".
Основное направление игры – преодоление страха неожиданного нападения, сопровождающееся ударом, снятие нервного напряжения.
Игра предназначена для возраста с 2 лет.
Правила игры заключены в движении по ограниченной площадке, пятнать только хлопком по спине. Для создания эмоциональной напряженности ведущий может подавать реплики – угрозы: "Ну, держись!", "Вот только поймаю…", "Ага, попался!" и другие. А для снятия эмоционального накала и формирования уверенности ребенка в собственных силах даем положительную оценку в виде восклицания: "Ну и ловкий!", "Никак не догнать!" и т.д.
Полоролевая
модификация: заключается в том,
что процентное отношение мальчиков
к подобным страхам выше в возрасте
с 5-6 лет, чем у девочек. Поэтому
мальчикам в данной игре нужно
уделять большее внимание, лучше
если в игре будет участвовать старшие,
родители как пример, или старшие дети.
4. Игра "Мы охотимся
на льва".
Информация о работе Полоролевые особенности переживания страхов у детей