Полоролевые особенности переживания страхов у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 07:57, курсовая работа

Описание работы

Психологическое здоровье детей самый главный показатель благоприятного развития физических, мыслительных, интеллектуальных, эмоциональных показателей.
Детский возраст отличается высоким уровнем эмоциональных нарушений, которые проявляются в самом разнообразном проявлении, и наиболее распространенный - это страхи, сопровождающиеся состоянием тревожности. Проблема изучения эмоциональных и психических нарушений подвержена детальному изучению и методикам коррекции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СТРАХА У ДЕТЕЙ.
1.1 Понятие и определение страха у детей 6
1.2 Факторы, влияющие на проявление детских страхов 12
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ ДЕТСКИХ СТРАХОВ.
2.1 Полоролевое значение в развитии психологии страха у детей 15
2.2 Рассматривание воображение, как основной предпосылки к детским страхам 19
3. ДИНАМИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАХОВ.
3.1 Профилактика развития психологических отклонений в виде детских страхов 23
3.2 Программа методов по организации работы с детьми 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39

Работа содержит 1 файл

Полоролевые особ переж.страх у детей.docx

— 119.51 Кб (Скачать)

    Практически весь информационный поток проходит через сознание ребенка, он тщательно  обрабатывается и под влиянием одной  из причин, или их множества формируется тревожное состояние, то есть страх.

    Психологами выделены группы предметов детского страха: основанные на органы внешних  чувств, и основанные на воображение  и детский рассудок.

    Группа  страхов, основанная чувствами, характеризуется  обширностью и разнообразием, это и является первоначальным восприятием у детей. Первые страхи связаны с впечатлениями на органы внешних чувств.

    Воображение становится причиной детского страха, но не с начального периода жизни, поскольку развитие детей подразумевает возникновение воображения в возрасте ближе к 2-3 годам.

    Развитие  психологии воображения сопровождается некоторым риском и опасностью. Выраженная опасность развития воображения –появление страхов. Развитие страхов показывает что воображения развивается.

    Первый  этап развития воображения определено возрастными рамками 2,5—3х лет. Ученый О. М. Дьяченко предложил деление воображения на познавательное и аффективное. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом и отсюда — направленность его на овладение новыми действиями и предметами, а в случае невозможности прямого овладения — обращение к предметам-заместителям. С другой — выделение своего личного «я», переживание своей отдаленности от окружающего мира.

    В этом случае на разном материале дети представляли моменты, связанные в  основном с переживанием страха: угроза, прятанье, избегание или неизбегание угрозы (милиционер, или волк, или Баба-Яга подстерегают непослушных детей и забирают или не забирают их). У детей менее представлена способность дифференцировать реальность и фантазию.15

    Таким образом, развитие воображения у  детей устойчиво вошло в причины  возникновения страхов. При этом отмечается тот факт, что развитие воображения должно сопровождаться возникновением тех или иных страхов, что обуславливает личностное развитие ребенка со здоровым психологическим  состоянием. Однако, подобное развитие нуждается в некотором вмешательстве  родителей или педагогов. поскольку затянутые временем страхи имеют склонность перерастать в стрессы, депрессии, которые в последствии мешают нормальной адаптации в обществе или овладением новых областей жизни. Психологи также заметили что вмешательство должно быть больше ориентировано на девочек, потому что исследования доказали что их воображение развивается более активнее. чем у мальчиков. Все последующие выявления данного факта мы отнесли в следующий раздел исследовательской работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    

    3. ДИНАМИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ СТРАХОВ.

    3.1 Профилактика развития  психологических  отклонений в виде  детских страхов.

    Для определения методики профилактики детских страхов, необходимо выявить возрастную динамику проявления психологических отклонений в виде страхов у детей.

    Тогда неумение радоваться пропорционально  умению тревожиться, беспокоиться, быть озадаченным. Во всех этих случаях страх  теряет свои приспособительные функции, указывая на неспособность справиться с угрозой, переживание бессилия, потерю веры в себя, в свои силы и  возможности.

    На  каждом из этапов своего развития дети испытывают различные страхи, которые  различны для разных возрастов:16

    - от рождения до 6 месяцев малышей способен напугать громкий и неожиданный шум, любое быстрое движение со стороны другого человека, падение и потеря поддержки.

    - от 7 месяцев до года малыша пугают уже определенные громкие звуки (например, шум пылесоса), практически любые незнакомые люди, раздевание, одевание и смена обстановки, высота.

    - дети от 1 до 2 лет могут бояться разлуки с родителями, незнакомых людей, травм, засыпания и сна (ночные кошмары).

    - источником страхов детей до 3 лет являются отвержение со стороны родителей, незнакомых ровесников, смена обстановки, изменение порядка жизни. Кроме того, детей этого возраста пугают угрожающие и непонятные объекты большого размера - краны, машины.

    - дети с 3 до 5 лет начинают бояться темноты, одиночества и замкнутого пространства. Это возраст эмоционального наполнения «я» ребенка. Чувства уже обозначаются словами, четко выражено стремление к пониманию, доверию, близости с другими людьми. Формируется и чувство общности - понятие «мы», под которым ребенок подразумевает вначале себя и родителей, а затем себя и сверстников. Устанавливается ряд этических категорий, в том числе чувство вины и сопереживания. Возрастает самостоятельность - ребенок занимает себя сам, не требует постоянного присутствия взрослых и стремится к общению со сверстниками. Развиваются фантазии, а вместе с ними и вероятность появления воображаемых страхов.

    - в 6-7 лет апогея достигает страх смерти. Именно в этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и пространства, появляется концепция жизни, он понимает, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают и это касается и его семьи. Именно в этом возрасте дети довольно часто переживают первую семейную утрату - начинает уходить из жизни старшее поколение.

    Вышеперечисленные страхи - возрастные, в идеале они  должны проходить по истечении определенного  времени, однако у эмоционально чувствительных детей они могут трансформироваться и закрепляться. Самый бесстрашный  возраст - у девочек в 3 года, у  мальчиков - в 4 года.17

    Исследования  психологов в области страхов  детей пришли к тому что, наиболее эффективным методом профилактики является игровой подход. Игра представляет собой естественный вид творчества детей, в котором моделируется, отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность.18

    В процессе игры дети активизируют эмоции, чувства и желания. В результате игры ребенок открывает новый опыт социального взаимодействия, активизирует воображение путем расширения круга своего общения, также осваивает новые знания.

    В итоге игрового взаимодействия ребенок уничтожает свой страх, например, когда игра представляет принцип сражения или прятки, или наиболее активные телодвижения в виде лазанья по деревьям, чердакам, игра в «казаки разбойники». Однако, не всем детям доступны подвижные игры. Подвижные игры могут заменить интеллектуальные. Через подобные занятия ребенок может выразить себя в игре менее эмоционально, но если в настольных играх будут участвовать родители, друзья, то игра обретет свои краски, а её методика благоприятно отразится на профилактике различных страхов.

    Игру  для ребенка можно представить  разными способами. В данной работе будут рассмотрены способы лепки, рисования, и, конечно же, активных и  интеллектуальных игр.

    Рассмотрим  модификацию игровой лепки. Лепка  – вид пластики – создание скульптурных произведений из пластичных материалов.

    Лепить  – делать сооружения, сооружать  из пластического материала. 19

    В результате процесса лепки ребенок  обучается и воспитывается. Особенно благоприятное влияние лепка  оказывает на детей дошкольного  возраста. Девочки более склонны к лепке, поскольку фантазия у них работает на внешний окружающий мир, а для мальчиков лепка не совсем подходящий вариант, игровые методы для них будут более результативны. Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.20

    Психологи пришли к выводу, что назначение лепки девочкам и мальчикам имеет большое значение в исследовании и коррекции страхов у детей не только дошкольного возраста. Лепку используют  также и в старшем возрасте. Связь лепки с игрой может модифицировать процесс занятия к игровым забавам, наибольшему проявлению интереса, что положительно отразится на ликвидации страхов.

    В рисовании, как и в лепке, разрешается использовать одну и ту же направленность темы. Рисование тоже воспринимается как игровой подход по борьбе с психологической напряженностью, которая возникла в результате детских страхов. Рисование – занятие увлекательное, через цветовой подход к раскрашиванию, яркому изображению, старанию, дети выражают свое внутреннее отношение к психологическим проблемам. Для психологов рисунки ребенка с психологическими проблемами настоящая карта внутреннего мира.

    Таким образом, в данной главе мы исследовали  четыре подхода к профилактике психологических отклонений у детей в виде страхов. Образно психологи их разделили бы на игровые и вмешательство помощи психиатра, но мы будем исследовать каждый метод более детально. Так для выделения конкретных методик и способов организации занятий для девочек и мальчиков будут состоять из подвижных, или интеллектуальных игр, рисования, лепки и психиатрических способов лечения детских страхов. Мы выяснили, что наиболее распространенными методами являются именно такие, потому что игровая терапия получила широкое распространение среди психологов, педагогов и родителей. В дальнейшем исследование мы будем учитывать полоролевые особенности детей.

 

    

    3.2 Программа методов  по организации  работы с детьми.

    Для практической части данной курсовой работы мы подвергли изучению методик по вытеснению страхов:

  • Игровая терапия (интеллектуальные и подвижные игры)
  • Детская лепка
  • Рисование и изобразительное творчество
  • Психиатрическое вмешательство.

    Режимы, организация пространства игр будет  исходить из возрастной категории детей. Поскольку, нами было выявлено, что  наибольшее развитие воображения у  детей приходится на возраст у  девочек с 3 до 8-9 лет, а у мальчиков  с 4 до 10 то подборка программ и методик  будет основываться на этих показателях.

    Детальная и подробная программ игр детей, направленная на вытеснение страхов.

    1. Игра "Прятки". 

    Основное  направление игры - преодоление страха замкнутого пространства, одиночества, темноты, нерешительности и эмоционального напряжения. Игра предназначена для возраста с 1 года.

    Основные  правила: ранее ознакомить, где прятаться  нельзя.

    С детьми в возрасте с 4-5 лет можно  играть в темноте, с частично включенным светом, или частично освещенными  помещениями.

    Полоролевая модификация: девочки более склонны  к страхам боязни темноты, нежели чем мальчики, поэтому не стоит  ужесточать для девочек условия, для них следует оставлять  больше освещенного пространства, а  если игра предусматривает разнополых участников, то мальчикам нужно оговорить  специфические правила, девочек  во время игры не пугать. За игрой  следует наблюдать.

    2. Игра "Лохматый  пес" 

    Основное  направление игры - преодоление боязни животных, внезапного испуга в неожиданных ситуациях, преодоление неуверенности в себе.

    Игра  предназначена для возраста с 1 года.

    Одному  из детей предлагаем роль "пса" и усаживаем его на стульчик. Остальные  дети медленно подходят как можно  ближе со словами: 
Вот сидит лохматый пес,

    В лапы свой уткнувши нос.

    Тихо, мирно он сидит:

    Не  то дремлет, не то спит.

    Подойдем  к нему, разбудим 

    И посмотрим, что-то будет.

    После слов "что-то будет" пес вскакивает и со словами "гав, гав" бросается  к детям, те должны увернуться и убежать  от пса.

    Полоролевая модификация: по итогам исследований теоретического материала мы пришли к выводу, что  девочки имеют больший процент  страхов связанных с животными.  Опять же предлагается модифицирование  игры: мальчик играет роль «пса», и  на следующем этапе можно поменяться ролями. 
3. Игра "Пятнышки". 

    Основное  направление игры – преодоление  страха неожиданного нападения, сопровождающееся ударом, снятие нервного напряжения.

    Игра  предназначена для возраста с 2 лет.

    Правила игры заключены в движении по ограниченной площадке, пятнать только хлопком по спине. Для создания эмоциональной напряженности ведущий может подавать реплики – угрозы: "Ну, держись!", "Вот только поймаю…", "Ага, попался!" и другие. А для снятия эмоционального накала и формирования уверенности ребенка в собственных силах даем положительную оценку в виде восклицания: "Ну и ловкий!", "Никак не догнать!" и т.д.

    Полоролевая модификация: заключается в том, что процентное отношение мальчиков  к подобным страхам выше в возрасте с 5-6 лет, чем у девочек. Поэтому  мальчикам в данной игре нужно  уделять большее внимание, лучше если в игре будет участвовать старшие, родители как пример, или старшие дети. 
4. Игра "Мы охотимся на льва". 

Информация о работе Полоролевые особенности переживания страхов у детей