Политические идеи "Классического психоанализа" З. Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время политическая психология является одной из самых перспективных областей исследования в мировой политической науке.
Политическая наука заинтересована в разработке проблем связанных с политическим процессом и имеющих непосредственное отношение к политической психологии: ценности политических культур, настроения и ожидания избирателей, психологические особенности политического лидерства и элит, особенности национального характера разных народов и этнических групп, причины возникновения и разрешения политических конфликтов, формирование имиджа политических деятелей и др.

Содержание

Введение----------------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1 Предпосылки формирования идей психоанализа, их влияние на общественную мысль. Жизнь и творчество З. Фрейда
Социально-политические условия формирования идей
психоанализа----------------------------------------------------------------------------5
1.2 Психоанализ как система и метод--------------------------------------------------15
Глава 2 Политические идеи психоанализа З. Фрейда
2.1. Политические и социальные воззрения З. Фрейда ----------------------------24
2.2. Развитие идей психоанализа в политике и их роль в общественной
жизни------------------------------------------------------------------------------------30
Заключение------------------------------------------------------------------------------------------33
Список источников и литературы--------------------------------------------------------------35

Работа содержит 1 файл

Курсовая .docx

— 86.00 Кб (Скачать)

    Появление чикагской  школы стало своеборазным следствием психоанализа. Её главный представитель Лассуэлл был совсем не чужд увлечению популярным в начале XX века фрейдизмом. Знал он и работы А. Адлера, связанные с идеями гиперкомпенсации. Однако только он первым попытался напрямую соединить психоанализ и прикладную политологию, причем сделал все это в рамках приходящего на смену психоанализу поведенческого движения.

Основная гипотеза возникавшей  таким образом новой теории состояла в следующем: согласно ранним взглядам Г.Д. Лассуэлла, именно низкая самооценка чаще всего приводит к своеобразным защитным реакциям индивида, прежде всего проявляющимся в потребности во власти и, шире, в потребности доминировании над другими людьми.  Г.Д.  Лассуэлл занимался не только политической психологией лидеров, значительная часть его работ была посвящена проблемам массовой психологии в политике.

    Соединение психоанализа  с политической наукой привело  к особому успеху. А идеи, выдвинутые Г.Д. Лассуэллом, были активно развиты его учениками и сторонниками. Однако главным стало то, что именно он постепенно стал основоположником всей современной политической психологии как самостоятельного направления исследований [10]. 

Идея З. Фрейда о поиске историко-психологических корней и причин массовых социальных движений в исследовании психологических эффектов исторических событий в жизни народа получает продолжение в психоисторических исследованиях проблемы становления тоталитарных режимов, прежде всего - в исследованиях по психологии нацизма. Эта проблематика является одной из популярных - многие авторитетнейшие в этой области ученые, такие как Э. Фромм, У. Лэнгер, Э. Эриксон начинали свои исследования с интереса к этой теме.

    Изучая появления  нацистского движения в Германии, ученик З.Фрейда, Эрик Фромм пришел к выводу, что причиной этому является приобладание авторитарного типа личности. Личность такого типа обязательна и услужлива по отношению к вышестоящим, но ведет себя в повелительной и презрительной манере по отношению к подчиненным. Э. Фромм считал, что личности с таким характером тревожно реагируют на демократические институты и демонстрируют сильную тенденцию «бегства от свободы» в авторитарные системы, в которых ощущают себя более комфортно.

    У. Лангер, исследуя личность Гитлера, делает упор на личную жизнь фюрера, на его неврозы и стиль лидерства. Например, хотя большинство немцев называли свою землю отчей, Гитлер всегда называл ее материнской землей. Отсюда У. Лангер сделал вывод, что Гитлер перенес свой Эдипов комплекс на германскую нацию и проецировал свою ненависть к отцу на старую и разрушенную Австрийскую империю.

    Личность Гитлера  также изучал известный психолог  Э. Эриксон. Он выявил так называемую «новую идентичность», которую фанатичный германский национализм и расизм предложил немецким подросткам. Эта идентичность была изначально ущербной, так как строилась в противовес негативной идентичности евреев, для которой были использованы антисемитские стереотипы, так что сильной, чистой и хорошей немецкая «высшая раса» была не сама по себе, а по контрасту с другими, «низшими» и не имеющими права на существование [5].

  Следует заметить, что не всегда идеи выдвинутые Зигмундом Фрейдом использовались в благих целях. Так, в 1986 году, сербский психиатор и политик Йован Рашкович стал соавтором «меморандума» Сербской академии наук, в котором отстаивалась идея создания «великой Сербии». В «меморандуме» утверждалось, что сербам необходимо господствовать над хорватским и мусульманским меньшинствами из-за якобы психологического превосходства сербов над остальными этносами тогдашней Югославии. Рашкович также основал Сербскую демократическую партию, через которую он пропагандировал свои идеи сербского господства над всеми народами Югославии. Й. Рашкович разжигал предубеждения и ненависть к хорватам и мусульманам-боснийцам, обвиняя их в экономических трудностях Сербии.

В 1980-х годах, основываясь  теориях Зигмунда Фрейда, Рашкович представил боснийцев-мусульман, как народ, зафиксированный в анальной фазе, а хорватов заклеймил как личностей, застрявших в комплексе кастрации. Вследствие этих недостатков, полагал он, лишь сербы – эдиповы личности – знают, что такое власть, и, следовательно, должны править всеми другими народами Югославии [11].   

Заключение

   Изучив  психоаналитическое  учение Зигмунда Фрейда можно  с уверенностью сказать, что  оно внесло большой вклад в  развитие как политической науки,  так и политической психологии  в частности.

    В настоящее  время психоанализ является молодой  развивающейся наука, хотя некоторые  из её идей были выдвинуты  задолго до появления психоанализа. Роль Зигмунда Фрейда в создании психоаналитических концепций очень велика, так как один человек смог собрать очень большое количество материала и сделать на основание этого довольно прогрессивные, для своего времени, выводы, которые  повлияли на ход развития всего человечества. Идеи же психоанализа были взяты на вооружение политическими деятелями еще при жизни З.  Фрейда, а в качестве примера можно сказать, что такие знаменитые советские политические деятели как Л.Троцкий, К. Радек, А. Иоффе увлекались идеями психоанализа, но можно без всякого преувеличения сказать, что если бы психоанализом увлекался кто то другой то судьба этой психологической школы была бы иной.

    В своих работах  З. Фрейд не представляет душевный аппарат единым и однородным целым, а подразделяет его на несколько слоев способных не только взаимодействовать, но и бороться друг с другом. Изначально душевный аппарат у Фрейда состоит из сознания, предсознания и бессознательного, но в дальнейшем он изменяет и дорабатывает данную топографическую схему душевного аппарата. Теперь душевный аппарат делится на Я, Оно, Сверх-Я и Я-идеал, так же усложняется и система взаимодействия этих слоев душевного аппарата.

    В некоторых  из своих работ З. Фрейд попытался разработать с помощью психоанализа проблему народов, которая вела непосредственно к происхождению важнейших культурных установлений, государственных порядков, нравственности и религии, а также и к запретам кровосмесительства и веления совести. Так же ученый изучал проблему формирования и сущности человеческой культуры. Кроме этого на основе психоаналитической теории Зигмунд Фрейд пытался объяснить развитие человеческого общества, связать особенности психической структуры личности с поведением целых социальных групп.

   Психоанализ З. Фрейда уже при жизни ученого постепенно начинает проникать во все сферы человеческой жизни. Например, в политической психологии получают развитие его идеи, представленные в психобиографии, психоистории и этнопсихологии.

    Таким образом, политические идеи «классического психоанализа» Зигмунда Фрейда очень важны в политической практике настоящего времени, так как позволяют учесть роль человеческого фактора в политической жизни, а также предсказать реакцию толпы как на определенные действия со стороны государственного аппарата, так и на действия лидеров этой толпы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

  1. Берн, Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных [Электронный ресурс] / Э. Берн. – Режим доступа: http://www.gumer.info/ bibliotek_ Buks/Psihol/ Bern_ Vved/index.php.
  2. Биография Зигмунда Фрейда [Электронный ресурс]. – Режим      доступа: http://www.psychoanalyse.ru/predmet/freud.htm.
  3. Джонс, Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда [Текст] / Э. Джонс; пер. с англ. В.В. Старовойтова - М. : «Гуманитарий» АГИ, 1996. - 448с.
  4. Динамическое рассмотрение душевных процессов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psysite.narod.ru/dinam.htm.
  5. Дружинин, В. Психология: учебник для гуманитарных вузов [Электронный ресурс] / В. Дружинин. – Режим доступа:  http://www.gumer. info/bibliotek_Buks /Psihol/drugin/10.php.
  6. Жизненный путь и творчество Зигмунда Фрейда [Электронный   ресурс]. – Режим доступа: http://psychowwed.narod.ru/freyd.htm.
  7. Зигмунд Фрейд - биография [Электронный ресурс]. – Режим       доступа: http://to-name.ru/biography/zigmund-frejd.htm.
  8. Касафонт,  Х.Р. Зигмунд Фрейд [Текст] / Х.Р. Касафонт . – М. : АСТ, 2006. -   256с.
  9. Методы работы в психоанализе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lpsy.ru/metody_raboty_v_psihoana.
  10. Ольшанский,  Д. Основы политической психологии : учебное      пособие для вузов [Электронный ресурс] / Д. Ольшанский.  – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Olsch/index.php.
  11. О причинах геноцида в Югославии   [Электронный ресурс]. –      Режим доступа:  http://roman-chorny.livejournal.com/166967.htm.
  12. Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studentuhelp.ru/psihoanaliz.htm.
  13. Психология бессознательного [Текст] : сб. произведений / сост.,   науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г.  Ярошевский. — М.: Просвещение, 1990.— 448 с. 
  14. Топическое рассмотрение душевных процессов [Электронный      ресурс]. – Режим доступа: http://www.psysite.narod.ru/topich.htm.
  15. Феррис, П. Зигмунд Фрейд [Текст] / П. Феррис. – М.: Попурри, 2001. – 448с.
  16. Фрейд, З. Введение в психоанализ [Текст] / З. Фрейд; пер. с нем. Г.В. Барышниковой. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 633с.
  17. Фрейд, З.  Тотем и Табу.  Психология первобытной культуры и религии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer. info/bibliotek_Buks/Psihol/fr_tabu/index.php.
  18. Фрейд, З. Толкование Сновидений [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Freid/_TolkSnovIndex. php.
  19. Фрейд, З. Недовольство культурой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Freid/ned_kult.php.
  20. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого «Я»            [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek _Buks/Psihol /Freid/PsihMass.php.
  21. Экономическое рассмотрение душевных процессов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psysite.narod.ru/ekonom.htm.

 


Информация о работе Политические идеи "Классического психоанализа" З. Фрейда