Политические идеи "Классического психоанализа" З. Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время политическая психология является одной из самых перспективных областей исследования в мировой политической науке.
Политическая наука заинтересована в разработке проблем связанных с политическим процессом и имеющих непосредственное отношение к политической психологии: ценности политических культур, настроения и ожидания избирателей, психологические особенности политического лидерства и элит, особенности национального характера разных народов и этнических групп, причины возникновения и разрешения политических конфликтов, формирование имиджа политических деятелей и др.

Содержание

Введение----------------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1 Предпосылки формирования идей психоанализа, их влияние на общественную мысль. Жизнь и творчество З. Фрейда
Социально-политические условия формирования идей
психоанализа----------------------------------------------------------------------------5
1.2 Психоанализ как система и метод--------------------------------------------------15
Глава 2 Политические идеи психоанализа З. Фрейда
2.1. Политические и социальные воззрения З. Фрейда ----------------------------24
2.2. Развитие идей психоанализа в политике и их роль в общественной
жизни------------------------------------------------------------------------------------30
Заключение------------------------------------------------------------------------------------------33
Список источников и литературы--------------------------------------------------------------35

Работа содержит 1 файл

Курсовая .docx

— 86.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации 

ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный  университет»

Факультет политических наук и социологии

Кафедра политических наук

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

Дисциплина  «Политология»

 

 

Тема: «ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ИДЕИ

                                «КЛАССИЧЕСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА» З. ФРЕЙДА»        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2012

Содержание

 

Введение----------------------------------------------------------------------------------------------3                                                                                                                           
Глава 1 Предпосылки формирования идей психоанализа, их влияние         на общественную мысль. Жизнь и творчество З. Фрейда

    1. Социально-политические условия формирования идей

      психоанализа----------------------------------------------------------------------------5

           1.2 Психоанализ как система и метод--------------------------------------------------15

Глава 2 Политические идеи психоанализа З. Фрейда

2.1.  Политические и  социальные воззрения З. Фрейда  ----------------------------24

2.2. Развитие идей психоанализа  в политике и их роль в общественной

       жизни------------------------------------------------------------------------------------30

Заключение------------------------------------------------------------------------------------------33

Список источников и литературы--------------------------------------------------------------35

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы. В настоящее время политическая психология является одной из самых перспективных областей исследования в мировой политической науке.

Политическая наука заинтересована в разработке проблем связанных с политическим процессом и имеющих непосредственное отношение к политической психологии: ценности политических культур, настроения и ожидания избирателей, психологические особенности политического лидерства и элит, особенности национального характера разных народов и этнических групп, причины возникновения и разрешения политических конфликтов, формирование имиджа политических деятелей и др.

История не раз показывала важность политической психологии.   Как пример, рассмотрим всем известный случай, когда Н.С. Хрущев в ответ на выступление американского делегата в ООН снял башмак и начал, в знак протеста, стучать им по столу. После этого Н.С. Хрущева полюбила вся Америка. По данным социологических опросов, он сумел сломать стереотип восприятия прежних советских лидеров — «роботов в кителях». Он показал себя человеком, способным на живое, непосредственное, спонтанное поведение. Он умел пугать, но умел и бояться. Значит, с ним можно было разговаривать и договариваться. Это является одной из причин предотвращения «Карибского кризиса», и многих других политических сложностей того времени. На основании этого примера можно сделать вывод, что политическая психология может корректировать политику [10].

    Большой вклад  в развитие политической психологий  внес основоположник «классического психоанализа» Зигмунд Фрейд.  Ученый основал новый жанр политической психологии — психобиографию, взяв в качестве примера жизнь президента США В. Вильсона, которую подверг детальному психоаналитическому исследованию. Изначально, З. Фрейд не скрывал своей антипатии к этому президенту, считая, что претензия В. Вильсона «освободить мир от зла» обернулась лишь еще одним подтверждением той опасности, которую может принести людям фанатик. Исследование подняло проблему политико-психологического инфантилизма и его разрушительного воздействия, как на самого его носителя, так и на общество в целом, а также показало новые возможности политической психологии [10].

Психоанализ также заложил основы и для жанра психоистории — направления, стремящегося с той поры использовать психоаналитические модели для описания динамики исторических процессов. Психоисторические исследования, в основном, фокусируются на отдельных индивидах и принимают форму психобиографий, однако иногда это нечто более широкое — типа биографии эпохи. С одной стороны, психоанализ оказался вполне совместимым с реальной историей, так как их общей основной задачей является поиск уникального в каждом явлении. С другой стороны, они оказались парадоксально несовместимыми, так как психоанализ сам по себе содержит слишком сильный проскриптивный компонент, который может частично исказить выводы историка, в то время как самоцелью истории является лишь описание прошедших событий. Тем не менее, и психоистория, и психобиография вполне прижились в западной политической психологии [10].   

Исходя из выше сказанного, отметим, что изучение психоанализа Зигмунда Фрейда необходимо для того, чтобы наиболее эффективно анализировать политическую жизнь и прогнозировать последствия совершаемых политических действий.

 

Разработанность темы в литературе. Анализ профессиональной печати показал, что в качестве биографа Зигмунда Фрейда следует выделить Эрнста Джонса [3], который был его учеником и стал первым биографом,   публикации    Х.Р. Касафонта [8] и П. Ферриса [15]. Для анализа вклада Зигмунда Фрейда в психологию и политологию было использована монография Д. Ольшанского [10]. 

Так же для написания данной курсовой работы были использованы труды самого Зигмунда Фрейда: «Тотем и Табу», «Толкование Сновидений», «Недовольство культурой», «Психология масс и анализ человеческого "Я"», «Введение в психоанализ».

Объект исследования – «классический психоанализ» З. Фрейда, его социальная философия.

Предмет исследования – политические идеи психоаналитического учения     З. Фрейда.

Цель работы: изучить политические идеи «классического психоанализа»       З. Фрейда.

 

          Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

    1. Определить социально-политические условия формирования идей психоанализа;
    2. Рассмотреть психоанализ как систему и метод;
    3. Изучить политические и социальные воззрения З. Фрейда;
    4. Проследить развитие идей психоанализа в политике и их роль в общественной жизни.

 

          Для написания работы использовались следующие методы: вторичный анализ источников и литературы, сравнительный анализ.

Структура курсовой работы обусловлена целью, задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Предпосылки формирования идей психоанализа, их влияние на общественную мысль. Жизнь и творчество З. Фрейда

            1.1 Социально-политические условия формирования идей психоанализа

    Зигмунд Фрейд - создатель психоаналитического учения, родился 6 мая 1856г. в городе Фрайберге. Свое еврейское имя ученый получил от деда Шоломо. Еще в детстве З. Фрейду было предсказано великое будущее.   Через три года после рождения, из-за финансовых проблем, вызванных индустриальной революцией в Центральной Европе, семейство Фрейдов переехало в Лейпциг, а затем в Вену.

    Фрейд рос в большой семье, состоящей из 8 человек, но только он выделялся исключительными интеллектуальными способностями. Родители поддерживали его и старались создать атмосферу в доме, которая бы способствовала успешной учебе сына. Так ему была выделена отдельная комната и керосиновая лампа, а чтобы ничто его не отвлекало, остальными детям было запрещено заниматься музыкой.

З. Фрейд окончил гимназию с отличием в 17 лет. В тот период он испытывал «непреодолимую потребность понять некоторые из загадок мира, в котором мы живем, и, возможно, даже содействовать в чем-то их разрешению» [3; с 34].          Но стоит отметить, что государственная политика Австро-Венгрии ограничивала сферу деятельности евреев коммерцией, промышленностью, юриспруденцией и медициной. Первые две сразу же были отвергнуты им по интеллектуальным причинам, хотя впоследствии, в очередной раз, сталкиваясь с материальными проблемами, он иногда сожалел об этом. Испытанное им временное колебание относительно изучения юриспруденции  и, по мнению З. Фрейда, знание которой было необходимо для будущего общественного деятеля, явилось лишь отголоском его более ранних политических амбиций. Итак, выбор З. Фрейд остановил на медицине, к которой он не питал особого пристрастия [3]. 

    Осенью 1873 года  в возрасте 17лет Зигмунд Фрейд  поступил в Венский университет. З. Фрейд занимался небрежно по тем предметам, которые его мало интересовали, и наоборот проявлял рвение к тем предметам, которые ему были интересны. Впоследствии он приходит к мысли о независимой линии обучения.        В конце 1879г. молодого врача призвали на военную службу. Медикам предписывалось жить дома, а в качестве военной обязанности ходить по госпиталям. Во время прохождения службы Фрейд переводил труды Джона Стюарта Милля. Много лет спустя, в 1933г., Фрейд признался в своем весьма фрагментарном знании Платона и возможно, эти отрывочные знания были почерпнуты из эссе Милля. Фрейд, однако, добавлял, что изложенная Миллем в позитивном ключе теория припоминания Платона, произвела на него очень сильное впечатление и, одно время, он долго раздумывал над ней. Много лет спустя              З. Фрейд использовал некоторые идеи Платона в своей работе «По ту сторону принципа удовольствия» [3]. 

    Фрейд сдает  на отлично последние медицинские экзамены 30 марта 1881 года. 31марта 1881 года ему присуждается степень доктора медицины, и он остается работать в лаборатории под началом Брюкке. В одном из писем, Брюкке советует     З. Фрейду оставить институт и начать практиковать медицину. Необходимость зарабатывать деньги не позволило ему остаться на кафедре, и он поступает сначала в Физиологический институт, а затем в Венскую больницу, где работает врачом, переходя из одного отделения в другое [2]. 

    Поработав, некоторое время, ассистентом профессора Германка Нотнагеля, известного терапевта, он получил назначение на такую же должность в психиатрическом институте Мейнерта, где приобрел свой первый опыт в области клинической психиатрии. В 1885 году Зигмунд подал заявление о приеме на должность приват-доцента по невропатологии и получил это место по рекомендации Брюкке, Мейнерта и Нотнагеля. Отныне для З. Фрейда была открыта дорога к успешной медицинской карьере [7]. 

    В 1885 году З. Фрейд решает принять участие в проводимом среди младших врачей конкурсе, победитель которого получал право на научную стажировку в Париже у именитого врача-психиатра Жана Шарко. Заручившись поддержкой Брюкке, Мейнерта, Лейдесдорфа и ещё нескольких общих знакомых из научной сферы, З. Фрейд выиграл конкурс, получив тринадцать голосов против восьми в свою поддержку [3]. 

    Осенью 1885 года состоялась поездка к великому учителю Шарко, который находился в зените своей славы. Шарко занимался исследованиями причин истерии и её лечением. В частности, основным трудом невролога было применение метода ввода пациентов в гипнотическое состояние, при нахождении в котором было возможно избавление от ряда истерических симптомов. Он оказал большое влияние на дальнейшую деятельность Зигмунда Фрейда [3].     

К моменту возвращения  в Вену Фрейд уже был ревностным сторонником взглядов Шарко на гипноз и истерию. Однако лишь Йозеф Брейер, один из старших коллег, слушал его с пониманием, на остальных же членов медицинского общества отчеты З. Фрейда о его парижском опыте не произвели особого впечатления. Мейнерт был вообще против гипноза, а работа Фрейда по мужской истерии не привлекла внимания медиков [8]. 

    Параллельно с той работой, которую Фрейд вёл вместе с Брейером, он постепенно начал осознавать несовершенность «катартического» метода и гипноза в целом. Практика показывала, что метод гипноза не эффективен, а в некоторых случаях не давал результата. В период с 1892 по 1895 год Фрейд занимается поиском иного метода лечения, который был бы более эффективен, нежели гипноз [6].  

    Неожиданным образом  ответ на вопрос, который так  донимал учёного, был подсказан  книгой одного из любимых писателей  Фрейда - Л. Бёрне. Одно его эссе, озаглавленное «Искусство в три дня стать оригинальным писателем», заканчивалось следующими словами,  что нужно писать всё, что вы думаете о самих себе, о ваших успехах, о турецкой войне, о Гёте, об уголовном процессе и его судьях, о ваших начальниках — и через три дня вы изумитесь, как много кроется в вас совершенно новых, неведомых вам идей. Эта мысль подтолкнула З. Фрейда к использованию всего массива информации, который клиенты сообщали о себе в диалогах с ним, в качестве инструмента для понимания их психики. Свободная ассоциация, как выяснил Фрейд, через достаточно длительное время подводила пациента к забытым событиям, которые он не только вспоминал, но и вновь проживал эмоционально [3]. 

  Впоследствии З. Фрейд научился толковать информацию, получаемую с помощью метода свободных ассоциация. Так же ученый заметил, что многие из его пациентов в процессе свободной ассоциации вдруг начинали рассказывать о своих снах. Тогда он стал задавать вопросы о том, какие мысли приходили им в связи с тем или иным элементом сновидения. И заметил, что часто эти ассоциации раскрывали тайный смысл сновидения. Затем он попытался, пользуясь внешним содержанием этих ассоциаций, реконструировать тайный смысл сновидения — его латентное содержание — и таким путем обнаружил особый язык подсознательных умственных процессов. Он опубликовал свои находки в работе «Толкование сновидений» в 1900 году. Эта книга по праву может считаться самым существенным его вкладом в науку [2]. 

     В 1905 году  была опубликована новая работа  Зигмунда Фрейда «Три очерка  по теории сексуальности». Его  теоретические выводы относительно  сексуальной природы человека  стали известны под названием  «теория либидо», и эта теория  вместе с открытием детской  сексуальности явилась одной  из главных причин того, что  Фрейда отвергли собратья по профессии и широкая публика  [3]. 

Информация о работе Политические идеи "Классического психоанализа" З. Фрейда