Политические идеи "Классического психоанализа" З. Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время политическая психология является одной из самых перспективных областей исследования в мировой политической науке.
Политическая наука заинтересована в разработке проблем связанных с политическим процессом и имеющих непосредственное отношение к политической психологии: ценности политических культур, настроения и ожидания избирателей, психологические особенности политического лидерства и элит, особенности национального характера разных народов и этнических групп, причины возникновения и разрешения политических конфликтов, формирование имиджа политических деятелей и др.

Содержание

Введение----------------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1 Предпосылки формирования идей психоанализа, их влияние на общественную мысль. Жизнь и творчество З. Фрейда
Социально-политические условия формирования идей
психоанализа----------------------------------------------------------------------------5
1.2 Психоанализ как система и метод--------------------------------------------------15
Глава 2 Политические идеи психоанализа З. Фрейда
2.1. Политические и социальные воззрения З. Фрейда ----------------------------24
2.2. Развитие идей психоанализа в политике и их роль в общественной
жизни------------------------------------------------------------------------------------30
Заключение------------------------------------------------------------------------------------------33
Список источников и литературы--------------------------------------------------------------35

Работа содержит 1 файл

Курсовая .docx

— 86.00 Кб (Скачать)

Экономическое рассмотрение душевных процессов - это рассмотрение душевных процессов с точки зрения их энергетического обеспечения, в частности, энергией либидо. Энергетическим источником, согласно Фрейду, является           Оно [13]. 

Психоанализ предполагает, что влечения заряжены определенным количеством энергии, которая создает  напряжение в организме, сопровождаемое неудовольствием, страданием. Под влиянием биологической тенденции к снижению возбуждения организм стремится  освободиться от страдания, снизить напряжение (различными путями - путем освобождения от идущих извне раздражений, удовлетворения идущих изнутри), чтобы добиться снижения тонуса возбуждения и испытать чувство удовольствия. Таким образом, течение душевных процессов автоматически регулируется принципом удовольствия - страдания, причем страдание соотносится с ростом напряжения, возбуждения, а удовольствие - с его спадом.

Экономическая гипотеза постоянно  присутствовала в целом ряде понятий  фрейдовской теории. По-видимому, главный момент здесь - это мысль о существовании особого аппарата (который поначалу описывался как нейронный, а затем все решительнее, как психический), чья функция заключается в удержании энергетических процессов на как можно более низком уровне [21]. 

Психический аппарат получает возбуждение в результате внешнего или внутреннего воздействия; в  последнем случае постоянное давление этих возбуждений или влечений побуждает  к работе. Функционирование психического аппарата в целом может быть описано в экономическом языке, как взаимодействие нагрузок, разгрузок, противонагрузок, сверхнагрузок.

Экономическая гипотеза Фрейда тесно связана с двумя другими  уровнями метапсихического рассмотрения: топической и динамической. По сути, Фрейд определяет каждую из инстанций психического аппарата через особый способ перемещения энергии, так, в первой теории психического аппарата мы видим свободную энергию бессознательного, связанную энергию предсознательного и энергетическую подвижность сверхнагрузок в сознании.

Подобным образом, психический  конфликт как понятие динамики предполагает, по Фрейду, учет соотношения сил между влечениями, Я, Сверх-Я [21]. 

Топическое рассмотрение душевных процессов - это схематическое представление структуры душевной жизни в виде различных слоев (инстанций), имеющих свое особое местоположение, функции и закономерности развития [13]. 

Первоначально топическая схема  строения душевной жизни была представлена у Фрейда тремя инстанциями: бессознательным, предсознательным и сознательным, взаимоотношения между которыми регулировались цензурой. С начала 20-х годов Фрейд выделяет в структуре психической жизни иные инстанции: Я, Оно и Сверх-Я [14]. 

Сознание - это поверхностный слой душевного аппарата, воспринимающий и перерабатывающий информацию о внешнем и внутреннем мире.

В своей работе «Я и Оно» З. Фрейд пишет, что быть сознательным -               это, прежде всего, чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление, в данный момент сознательное; в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым, подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным [14]. 

Предсознательное - содержания душевной жизни, которые в данный момент неосознаваемы, но могут легко стать таковыми, если привлекут к себе взоры сознания . Слой предсознательного располагается между слоем бессознательного и сознанием.

Бессознательное - в широком смысле - те содержания психической жизни, о наличии которых человек либо не подозревает в данный момент, либо не знает о них в течение длительного времени, либо вообще никогда не знал. Так же бессознательное это место сосредоточения влечений, все вытесненное из сознания как недопустимое па своей природе. В системе бессознательного нет отрицания, сомнения, различных степеней достоверности. Ее процессы находятся вне времени, они подчинены принципу наслаждения, для них не имеет значения критерий реальности. В этой системе отсутствует противоречие, она существует в форме представлений, не облекается в речь. Бессознательное называется первичным психическим процессом. Оно - исходный момент душевной жизни, остатки той стадии развития, в которой они являлись единственной формой душевных переживаний. Это истинная психическая реальность. Однако бессознательное по своей внутренней природе нам столь же неизвестно, как и реальность мира внешнего, и в силу данных сознания является нам столь же несовершенным образом, как и внешний мир, в силу данных нам органов чувств.

Выделяются два вида, так понимаемого, бессознательного: предсознательное и собственно бессознательное; в более строгом (динамическом) смысле бессознательным может быть названо только то, осознание чего, в отличие от предсознательного, требует значительных усилий или же вообще невозможно. Бессознательное в этом смысле может быть, по Фрейду, как самое низкое (безудержные сексуальные и агрессивные влечения Оно), так и самое высокое в душевной жизни [14]. 

Источником предположений  о бессознательной психике явились  следующие теоретические соображения. Исходя из безусловного детерминизма и исключая правомерность физиологических  объяснений в психологии, 3. Фрейд  рассматривал факты, не поддающиеся  сознательному контролю и не привлекавшие внимания раньше в психологии (забывчивость, описки, сновидения), как явления, которые  имеют причины и поэтому должны получить объяснение. Так и получалось, что психическое должно объясняться из психического, и значит, психическое сознательное - из психического бессознательного: объективные проявления - сновидения, ошибочные поступки, описки, забывчивость, имеющие место в нормальной душевной жизни, а также в невротических симптомах у больных людей, открываются сознанию, а их причины - нет. Именно эти проявления являются свидетельством бессознательного. Пути их выявления с помощью анализа объективных проявлений бессознательного составляют методы З. Фрейда.

Основные методы работы:

1. метод свободных ассоциаций;

2. метод толкования сновидений;

3. метод интерпретации.

Метод свободных ассоциаций - исследовательский, диагностический  и терапевтический прием психоанализа З. Фрейда. Основан на использовании феномена ассоциативности мышления для познания глубинных психических процессов и явлений и применения полученной информации для коррекции и лечения функциональных расстройств психики, посредством осознания пациентами причин, источников и характера их проблем. Особенностью метода свободных ассоциаций является совместная, осознанная и целенаправленная борьба психоаналитика и пациента против состояния психического дискомфорта или (и) заболевания [9]. 

Пациент удобно располагался на софе, Фрейд - сзади, так, что пациент был ему виден, а он сам не попадал в поле зрения пациента. Ему предлагалось отдаться ходу свободных ассоциаций, т.е. говорить все, что приходит ему в голову, прекратив всякое сознательное управление ходом мыслей, не давать возможности для критики, которая отбрасывает иные ассоциации под предлогом их недостаточной важности или бессмысленности. Требование искренности со стороны пациента в высказывании своих мыслей является предварительным условием всякого аналитического лечения. Фрейд предложил отказаться от контролирующей роли сознания при наблюдении за психическими процессами. По его мнению, сознание отсекает возникающие на периферии мысли и образы ещё до того, как они попадут в поле внимания анализирующего субъекта, тем не менее, при анализе душевных движений именно эти мысли и образы могут оказаться наиболее важными. Получаемый таким образом материал - Фрейд называл его «рудой для психоанализа» - подлежал истолкованию, потому что под влиянием сопротивления в нем возникают искажения и вытесненная мысль, которую ищем, маскируется своим заместителем. Тесно связан с этим метод толкования сновидений [9]. 

По Фрейду, с помощью  сновидения открывается наличие  интенсивной психической жизни  в глубинах мозга. Анализ сновидения заключается в том, что в нём  отыскивают скрытое содержание, деформированную  бессознательную истину, которая  таится в каждом сновидении. Чем  оно запутаннее, тем больше значимость скрытого содержания для человека.

Это явление на языке психоанализа называется сопротивлениями, и они  проявляются даже тогда, когда видевший сон отказывается от толкования ночных образов, населяющих его ум. С помощью  сопротивлений бессознательное устанавливает барьеры для собственной защиты.

Они отделяют бессознательное от сознательного мира, делают бессознательное неясным или деформируют беспокойные мысли. Сновидение выражает тайные желания посредством символов.

З. Фрейд назвал «работой сновидений» процесс, который совместно с цензурой переводит скрытые мысли в явное содержание сновидения. У ребенка различия между явным содержанием и скрытым менее заметны. Тайные мысли, преобразуясь в символы, становятся приемлемы для сознания, что позволяет им преодолеть цензуру. Проявление бессознательного в форме сновидения - это одна из великих тайн.

Интерпретировать сновидение означает выявить его смысл. Фрейд  решил обрабатывать сновидения как  симптомы болезней и применять для  этого тот же метод, что и для  анализа, т.е. метод свободной ассоциации. Фрейд замечает, что для правильного  применения этого метода не следует  рассматривать сновидение как нечто  единое целое, потому что такое «расследование»  ведет в никуда. Напротив, при рассмотрении сновидения нужно брать элемент за элементом, фрагмент за фрагментом и применять правило ассоциаций. Сновидение для Фрейда представляет не только объект, достойный научного интереса, но ещё и средство глубже познать самого себя и других, обнаруживая скрытое содержание, которое появляется после интерпретации сновидения.

Метод интерпретация является основным, наиболее важным инструментом аналитика, так как используется в свободных ассоциациях и в толковании сновидений.

Так же он используется при анализе ошибочных действий повседневной жизни. Такие явления, как описки, оговорки, потери вещей и др., не случайны и выражают импульсы и намерения, которые отстранены и должны быть скрыты от сознания. С их помощью человек выдает свои тайны.

Симптоматические действия должны быть истолкованы. Исходя из них, можно выявить существующие, но скрытые или подавленные импульсы и намерения. Так, остроумие, шутки, каламбуры и остроты представляют собой замаскированные мотивы что-то сказать не прямо, а делая намек. Невротические симптомы рассматривались как искаженный заместитель вытесненного в бессознательное желания. Таковы источники проникновения в бессознательное,      т.е. способы привести в сознание вытесненный материал.

В дальнейшем эта топография душевного аппарата была преобразована. В окончательном варианте психическая  сфера разделялась на три образования: «Я», «Сверх-Я», «Оно». Индивидуум представляется как бессознательное «Оно», которое поверхностно охвачено «Я». Здесь собираются все влечения [14]. 

Я (Эго)  - подструктура душевной жизни, выступающая посредником между Сверх-Я и Оно, индивидом и реальностью. Несет на себе функцию восприятия внешнего мира и приспособления к нему, стремится учесть и согласовать между собой требования реальности, Оно и Сверх-Я. Подчиняется принципу реальности.

Оно (Ид)  - самая нижняя (глубинная) подструктура душевного аппарата, содержания которой бессознательны. Содержит в себе безудержные сексуальные и агрессивные влечения. Руководствуется принципом удовольствия, находится в конфликтных отношениях с Я и Сверх-Я.

Сверх - Я  - высшая инстанция в структуре душевной жизни, выполняющая роль внутреннего цензора, совести и т.п. Сверх-Я возникает с исчезновением Эдипова комплекса. Деятельность Сверх-Я остается бессознательной.

Я - идеал  - в работах Фрейда часто употребляется как синоним Сверх-Я. Однако ряд комментаторов творчества З. Фрейда считают, что следует различать Сверх-Я как результат изначальных раннедетских идентификаций с родителями и   Я-идеал как результат более поздних идентификаций с более широким кругом лиц. Я-идеал представляет моральные общественные нормы. В течение жизни может неоднократно изменяться.

Оно (Ид) представляет наиболее примитивную инстанцию, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Оно изначально иррационально и аморально. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (Эго).

Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих  адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго - посредник между стимулами, идущими как из этой среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями — с другой. К функциям Эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от Ид)  [14]. 

Особое значение имеет Сверх-Я (Супер-Эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказывающим агентом. Если Ид предопределен генетически, а Я - продукт индивидуального опыта, то Супер-Эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейду, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я (Супер-Эго) образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью.

Информация о работе Политические идеи "Классического психоанализа" З. Фрейда