Политические идеи "Классического психоанализа" З. Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время политическая психология является одной из самых перспективных областей исследования в мировой политической науке.
Политическая наука заинтересована в разработке проблем связанных с политическим процессом и имеющих непосредственное отношение к политической психологии: ценности политических культур, настроения и ожидания избирателей, психологические особенности политического лидерства и элит, особенности национального характера разных народов и этнических групп, причины возникновения и разрешения политических конфликтов, формирование имиджа политических деятелей и др.

Содержание

Введение----------------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1 Предпосылки формирования идей психоанализа, их влияние на общественную мысль. Жизнь и творчество З. Фрейда
Социально-политические условия формирования идей
психоанализа----------------------------------------------------------------------------5
1.2 Психоанализ как система и метод--------------------------------------------------15
Глава 2 Политические идеи психоанализа З. Фрейда
2.1. Политические и социальные воззрения З. Фрейда ----------------------------24
2.2. Развитие идей психоанализа в политике и их роль в общественной
жизни------------------------------------------------------------------------------------30
Заключение------------------------------------------------------------------------------------------33
Список источников и литературы--------------------------------------------------------------35

Работа содержит 1 файл

Курсовая .docx

— 86.00 Кб (Скачать)

    В 1921 году Лондонский  университет объявил о начале  цикла лекций о пяти великих ученых: физике Эйнштейна, каббалисте Бен-Баймониде, философе Спинозе, мистике Фило. Зигмунд Фрейд в этом списке был пятым. Его выдвинули на Нобелевскую премию за открытия в области психиатрии. Но получил премию коллега Фрейда - Вагнер-Яуреггу, за метод лечения паралича путем резкого повышения температуры тела. Фрейд заявил, что Лондонский университет оказал ему большую честь, поставив рядом с Эйнштейном, а сама премия его не волнует. «Причем этому парню было намного легче, — добавлял Фрейд, — за ним стоял длинный ряд предшественников, начиная с Ньютона, в то время как мне пришлось в одиночку пробираться через джунгли. Нет ничего удивительного в том, что мой путь не слишком легок, и я ненамного продвинулся вперед» [3; с 58]. 

    В 1920 году он  опубликовал первую из серии  систематизированных теоретических  работ «По ту сторону принципа  удовольствия». В данной работе Зигмунд Фрейд попытался пересмотреть свой ранний взгляд на внешние проявления инстинктов — любви и ненависти, вины и раскаяния, горя и зависти. До того как он начал размышлять над глубинной природой этих базисных явлений, он определял их с позиций логики чувств. Таким образом, история психоанализа прошла тот же путь, что и теоретическая физика: природа явления была понята позже, чем установлены законы его проявления  [3].   

Идеи Зигмунда Фрейда относительно групповой психологии оказали серьезное  влияние на развитие превентивной и  социальной психиатрии, особенно той  ее части, которая касается роли культурного  фактора в образовании неврозов. Его первый значительный вклад в теорию общества был сделан в работе «Тотем и табу» (1913г.), где он приложил выводы своих психологических теорий к обществу в целом. За этой работой последовали две другие — «Групповая психология и анализ «Я»» (1920 г.) и «Цивилизация и ее неудовлетворенность» (1927г.). По иронии судьбы в этих работах З. Фрейда содержится большая часть основных социологических идей, которые неофрейдисты использовали в своих теориях и которые они же отрицали как классически фрейдистские.  [15]. 

    Когда Австрию  оккупировали нацисты, знаменитый  ученый не покинул Вену даже  после того, как ему напомнили  о еврейском происхождении. Фрейду  грозил Освенцим, но за него  вступился буквально весь мир:  особенно негодовали испанский  король, которого он некогда лечил,  и датская королева. Добиться  депортации Фрейда из Австрии  пробовал по дипломатическим  каналам президент США Франклин  Рузвельт. Все решил звонок Бенито Муссолини, Фрейд лечил одного из его близких друзей, в ставку фюрера. Дуче лично попросил Адольфа Гитлера позволить Фрейду уехать. Генрих Гиммлер предложил вариант выкупа, нашлись желающие. Одной из бывших пациенток З. Фрейда, а затем верной его ученицей была внучка Наполеона Мария Бонапарт, жена греческого принца Георга. Она заявила австрийскому гауляйтеру, что заплатит за учителя любую сумму. Нацистский генерал назвал цену: два великолепных дворца княгини — почти все, что у нее было.  Погостив у Марии Бонапарт З. Фрейд отправился в Англию, где      его навестил Бернард Шоу. Проведя за беседой несколько часов, два упрямых старца расстались добрыми друзьями.   А 23 сентября 1939 года Зигмунд Фрейд умер  [7]. 

Следует отметить, что некоторые философские идеи оказали влияние на формирование психоаналитических концепций. Так, к примеру, Фрейд, знакомый с философией Платона, мог почерпнуть оттуда представления о бессознательном, т.к. Платон размышляет о проблеме неосознанного знания человека. Сновидения или побудительные мотивы, так же развиваемые в рамках древнегреческой философии и вплотную примыкавшие к проблеме бессознательного деятельности человека, не могли не заинтересовать основателя психоанализа. Следует заметить, что Фрейд прибегал к авторитетам Эмпедокла и Аристотеля при обосновании или оправдании своих психоаналитических постулатов, хотя и не часто.

В философии XVII-ХVIII столетий на передний план осмысления выдвинулись  вопросы, связанные с пониманием природы психики, определением роли и места сознания в человеческой жизни. Одним из основных был вопрос о том, следует ли рассматривать  человеческую психику как наделенную исключительно сознанием, можно  ли допустить наличие в ней  чего-то такого, что не обладает свойствами сознательности, или же часть процессов, происходящих автоматически, бессознательно и спонтанно, следует вынести  за пределы психической жизни  человека.

Спиноза  считал, что люди скорее следуют руководству слепого желания, чем разума и выдвинул положение, согласно которому влечение или желание есть сама сущность человека.

Юм был против того, что  любое разумное существо сообразует свои помыслы с разумом. Философ предпринял попытку доказать, что, во-первых, сам по себе разум не может служить мотивом волевого акта, и, во вторых, этот разум отнюдь не препятствует протеканию аффектов. При этом Юм полагал, что в принципе разум и аффекты не могут противостоять друг другу или оспаривать друг у друга приоритет в управлении волей человека и, следовательно, нет необходимости говорить о какой-либо борьбе между ними.

В рассуждениях Спинозы и  Юма много сходного с тем, что  позднее было выражено в психоаналитическом учении Фрейда. Это, прежде всего, положение  о том, что в жизнедеятельности  человека предопределяющую роль играют его бессознательные желания  или влечения, нежели сознание, разум. Кроме того, спинозовская трактовка желаний и влечений человека в качестве его самой сокровенной, основополагающей сути целиком и полностью разделяются основателем психоанализа [12]. 

Важное место в философии XVII-XVIII веков занимал вопрос о  взаимосвязях между сознательными  и бессознательными восприятиями, идеями и суждениями, который относится  к философскому пониманию природы  человеческого познания.

Декарт признавал наличие  у человека неясных и темных восприятий, возникающих в силу двойственного происхождения восприятий как таковых, ибо согласно картезианской философии одни из них возникают в теле, другие в душе человека. В свою очередь Спиноза различал ясные и смутные идеи.

В философии Лейбница эта  проблема рассматривалась через призму так называемых малых перцепций, незаметных восприятий. Согласно его взглядам трудно объяснить возникновение сознательных представлений и идей, если не допустить существование чего-то такого, что не характеризуется свойством сознательности, но, тем не менее, дремлет в человеческой душе.

Способ рассуждения о  необходимости признания бессознательного и аргументация, к которой прибегает  Лейбниц и Фрейд, во многом идентичны. Так, если Лейбниц указывает на нарушение  связи между процессами восприятия в случае непризнания предшествующих сознанию состояний человеческой души, то аналогично построена и аргументация Фрейда. Он исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силу существования таких актов сознания, для объяснения которых требуется признание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания имеется множество пробелов. Только в этом случае, считает он, не нарушается психическая непрерывность и становится понятным существо познавательного процесса с его сознательными актами [12]. 

Проблема бессознательного находит свое отражение в философии  Канта. Кант замечает, что мы можем сознавать, что имеем представление, хотя и не осознавать его. На этом основании он различает два вида представлений: смутные и ясные. Кант не сомневается не только в наличии у человека смутных представлений, но и в существовании чувственных созерцаний и ощущений, что сфера смутных представлений у человека довольно обширна, в то время, как доступные сознанию ясные представления не столь многочисленны.

Некоторые идеи З. Фрейда перекликаются с идеями, выдвинутыми Фихте. Например, идеи утверждающие, что бессознательное является первоосновой человеческого бытия, его исходным материалом, из которого происходит сознание или теоретическое положение, согласно которому переход от бессознательного к сознанию сопровождается у человека ограничением свободы, связанным с наложением различного рода запретов во имя сохранения и поддержания жизни.       В то же время у Фихте бессознательное - это свободная деятельность, созидающая внутренний и внешний мир человека, деятельность одухотворенная как бы изнутри, то для Фрейда бессознательное уходит своими корнями в природную данность человеческого существа, но не имеет, по сути дела, никакого отношения к конструированию объективной реальности [12]. 

Размышления о проблеме бессознательного заняли важное место во многих философских  работах XIX века. В этот период намечается и осуществляется переворот от рационализма эпохи Просвещения и немецкой классической философии к иррациональному  пониманию бытия человека в мире.

Одним из философов, отстаивающих иррационалистическую линию в философской  мысли, был Шопенгауэр. В своем главном труде «Мир как воля и представление» он выдвинул учение, согласно которому началом всего сущего является бессознательная мировая воля, а первым актом сознания - представление. В воле находится источник спонтанного развития, именно эта необузданная и неуправляемая сила дает толчок к созиданию всех реалий жизни. Что касается познания человеком окружающего мира, то, в понимании Шопенгауэра, лишь, посредством представления этот мир становится доступным человеческому сознанию. Таким образом, сознательная, интеллектуальная деятельность человека составляет лишь нечто побочное, не имеющее никакого принципиального значения для познания как такового, поскольку разум способен постичь только явления, а не саму суть происходящего. Все оказывается детерминированным бессознательной волей  [12]. 

Аналогичных взглядов придерживается и Ницше. Как и Шопенгауэр, он исходил  из того, что в основе мира лежит  бессознательная воля, дающая начало всему сущему. Исходя из этого, бессознательное в философии Ницше кладется в основу, как познавательных процессов, так и всей человеческой деятельности. Для объяснения всех проявлений жизнедеятельности людей он вводит понятие воля к власти, трактуя ее в качестве природноданного, бессознательного инстинкта каждого человеческого существа. Сознание же вторично и вообще исчезает, уступив место автоматизму.

Философия Шопенгауэра и  Ницше оказала большое влияние  на формирование психоанализа. Многие идеи этих философов в значительной степени предопределили различные  психоаналитические концепции. Конечно, между психоанализом Фрейда и  философией Шопенгауэра и Ницше  нет абсолютного тождества. Напротив, в понимании бессознательного между ними имеются определенные расхождения. У Шопенгауэра бессознательное изначально онтологично: мировая воля - первопричина всего сущего. Ницше в известной степени разделяет эту точку зрения, но большее внимание акцентирует на рассмотрении бессознательного, как он функционирует в глубинах человеческого существа. Для З. Фрейда же бессознательное – это, прежде всего, и главным образом нечто психологическое, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком. Однако, рассуждения Шопенгауэра и Ницше о приоритете бессознательного над сознанием и рассмотрении бессознательного в качестве важного, определяющего элемента человеческой жизни были близки Фрейду, и поэтому, эта проблема занимает центральное место в психоаналитическом      учении [12]. 

Особо следует отметить,  немецкого философа и психолога Т. Липсе, который заявлял, что бессознательные процессы представляют собой особую сферу психического, требующую изучения. Рассматривая человеческую психику, Липс выдвинул мысль, согласно которой основным фактором психической жизни являются бессознательные ее проявления, и, следовательно, необходимо сосредоточить усилия на том, чтобы понять и раскрыть природу бессознательного, выявить и объяснить закономерности его функционирования. В период, предшествующий зарождению психоанализа, З. Фрейд неоднократно обращался к работам Липса и, несмотря на то, что он пытался доказать, что использованное им понятие бессознательного не совпадает с той его трактовкой, какая имела место у Липса, ибо последний акцентировал внимание на описательном аспекте данной проблематики, в то время как в психоанализе исследуются динамические стороны бессознательного, идеи этого немецкого философа оказали заметное влияние на Фрейда [12]. 

Из всего выше сказанного можно заметить, что психоанализ прошел довольно долгий путь своего формирования от идей философов различных эпох до выделения психоанализа в отдельную отрасль науки. И огромный вклад и большая заслуга принадлежат Зигмунду Фрейду. По нашему мнению, те условия, в которых З. Фрейд формировался как ученый, были решающим фактором рождения психоанализа.

 

 

 

 

1.2 Психоанализ как система и метод

Психоанализ – комплекс психологических теорий и методов, предназначенных для объяснения роли бессознательного в жизни человека, а так же один из методов психотерапии  [1].  Психоанализ рассматривает душевную жизнь с трех точек зрения: динамической, экономической и топической.

Динамическое рассмотрение душевных процессов - это рассмотрение психических процессов и явлений как форм проявления определенных и, как правило, скрытых от сознания тенденций, влечений и т.п., находящихся между собой в единстве и борьбе, а также с точки зрения переходов одной подсистемы душевной жизни в другую.

С точки зрения динамики психические феномены порождаются  столкновением и сложением сил, осуществляющих некоторое давление и являющихся первоначальной пружиной влечения.

Фрейд в своей работе  «Введение в психоанализ» писал, что он не считает расщепление психики следствием врожденной неспособности психического аппарата к синтезу, но объясняет его динамически - через конфликт противостоящих друг другу психических сил - и видит в нем результат активного противоборства двух групп психических явлений [16]. 

Оригинальность подхода Фрейда может быть показана, к примеру, на его концепции невроза навязчивых состояний: ученый видит в них результат взаимодействия противоборствующих сил. Динамический подход предполагает не только учет понятия силы, но и представление о том, что внутрипсихические силы неизбежно вступают друг с другом в конфликт, основанный, в конечном счете, на дуализме влечений.

«Динамическим» Фрейд называл бессознательное, постоянное давление которого побуждает к действию противонаправленную силу, не допускающую его в сознание. Об этой динамике бессознательного свидетельствует клинический опыт: доступ в бессознательное прегражден сопротивлениями, а вытесненное в свою очередь приводит к возникновению в бессознательном все новых отростков.

Динамика бессознательного проявляется в образовании компромиссов, обязанных своей внутренней устойчивостью  «поддержке с обеих сторон».

Вот почему Фрейд различал два понятия бессознательного: в описательном смысле бессознательное есть то, что находится вне сознания, включая и предсознание; в динамическом смысле оно обозначает не только любые скрытые представления, но прежде всего динамику мыслей, оторванных от сознания, несмотря на всю свою силу и действенность [4]. 

Информация о работе Политические идеи "Классического психоанализа" З. Фрейда