Политическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

Хорошо известно, что одной из важнейших сфер человеческой деятельности является политика. В ней участвуют различные категории людей, профессионалы и дилетанты, государственные мужи и философы, поэты и писатели, гражданские и военные. Нарастает интерес к политике и со стороны широких масс простых людей, интуитивно ощущающих зависимость хода своей жизни от решений и действий политиков.

Работа содержит 1 файл

политическая психология.doc

— 1.08 Мб (Скачать)

Участники событий, их интересы.

Технология, которая использовалась на практике была ориентирована на первоочередное внимание участников событий с первых шагов кампании.

Ключевыми фигурами здесь являются кандидаты, претендующие на выборные посты. Однако, начинать аналитическую работу рекомендуется не с рассмотрения кандидатов, а с изучения электората по их основным признакам: чего хотят избиратели, их предпочтений. К сожалению, часто игнорируется необходимость оценки перспектив возможной конкуренции кандидата с не менее сильными соперниками.

При подборе кандидатов обращается внимание на его рейтинг среди возможных соперников, имидж,  способный вызвать положительные эмоции. Рейтинг можно повысить с помощью предвыборной агитации.

С этой позиции технология избирательной кампании требует составления рекомендаций, позволяющих использовать в агитационной работе выгодные для своего кандидата настроения.

При анализе электората первоочередное внимание рекомендуется обращать на различия в уровне социально-экономических групп, так как на этой основе проявляются их интересы.

К числу участников основных событий в ходе избирательной кампании относятся также члены группы поддержки кандидатов, занятые непосредственно в «штабе» избирательной кампании; агитаторы; доверенные лица кандидатов; наблюдатели при проведении голосования и подсчете голосов.

Организация избирательной кампании. Для этого создается «команда» профессионалов, технологически обеспечивающая подготовку кандидата к выборам. В нее входят: руководитель избирательной кампании (менеджер), «начальник штаба», отвечающий за обеспечение организованности кампании, расходование средств, работа групп «добровольцев», пресс-секретарь, юрист, специалисты, ответственные за информационно-аналитическое сопровождение избирательной кампании, политологи, журналисты и т. д.

К работе в группе поддержки часто привлекаются консультанты особенно при необходимости использования экспертных оценок или результатов социологических опросов. Именно на этом участке работы чаще всего происходит «утечка» конфиденциальной информации, в том числе в лагере соперников.

Технологическая схема включает на первом этапе оценку соотношения сил основных участников кампании, в частности среди кандидатов, а также социально-экономических групп электората. Акцент в работе рекомендуется делать на категории не определившихся в своем выборе избирателей.

На стадии решения тактических задач в ходе избирательной кампании различные структуры группы поддержки могут действовать по своему плану, но их усилия целесообразно координировать с учетом общего требования: все делать в нужное время, с нужными участниками событий, в нужном месте. Так, меняется по ходу избирательной кампании агитационная работа. На первой стадии внимание сосредотачивается на «имени» кандидата – сделать его знакомым и вызывающим интерес, Затем основные усилия направляются на формирование у избирателей желательного «образа» кандидата, вызывающий положительные эмоции. Одновременно с использованием контрастов целесообразно вести работу по нейтрализации соперников своего кандидата. И лишь затем разъясняется политическая платформа кандидата.

При разработки тактики участия кандидата в дебатах, особенно по телевидению, важна организация диалога с более сильными соперниками, причем желательно оппонента поставить в ситуацию оправдывающегося за свои действия или прошлые высказывания, демонстрируя одновременно свою позицию на выгодных для себя контрастах.

Информационно-аналитическое сопровождение избирательной кампании. Эта работа связана со сбором первичной информации и мониторингом (слежением и ранним предупреждением нежелательных событий), когда проводится анализ материалов прессы, теле- и радиопередач, результатов экспертов и общественного мнения. Одновременно ведется работа по подготовке избирательной платформы кандидата (программы материалов для агитации электората, включая наглядную (листовок, плакатов, обращений, объявлений о встречах кандидата о встречах с избирателями и т. д.), для выступлений кандидата. Эффективность этой работы повышается, когда сделан правильный выбор аудитории (кому говорить), месте (где) и времени (когда), информационных каналов целенаправленного воздействия (чем) при условии, что обращено особое внимание на то, что и как говорить. В ходе предвыборной борьбы ведется  фактически «информационная война», сопровождаемая разоблачениями соперников, скандалами, неожиданными  акциями и рекламной деятельности своего кандидата или его партии.

 

 

 

 

Материал к теме № 16: «Психология политических движений и партий».

Вопросы:

1.                  Политические движения и их роль в обществе.

2.                  Политические партии и их функции в обществе.

 

Одной из закономерностей общественной жизни является формирование устойчивых объединений людей для реализации своих интересов с помощью институтов государственной власти. Эта закономерность обусловлена практической невозможностью отдельных индивидов эффективно воздействовать на государство и добиваться реакции с его стороны на их требования. Возможность объединения людей в группы юридически оформлена и закреплена во Всеобщей декларации прав человека, в конституциях современных демократических государств, в которых создание общественных объединений признано неотъемлемым правом каждого человека и гражданина. В Российской Федерации право людей на создание общественных объединений зафиксировано в ст. 30 Конституции страны, в Федеральном законе «Об общественных объединениях».

Объединения людей в политической сфере общественных отношений являются самостоятельными субъектами политики и представляют собой элемент механизма взаимосвязи государства и гражданского общества. В современных условиях они являются не только посредниками во взаимоотношениях власти и общества, но и средством контроля над государством со стороны гражданского общества. Изучение и осмысление места и роли социальных объединений в политической сфере общества позволяют глубже понять технологию политического властвования, совокупность психологических условий и факторов, влияющих на организацию, осуществление и эффективность государственной власти.

 

1.      Политические движения и их роль в обществе.

Объединения людей в политической сфере по сравнению с другими социальными объединениями обладают значительной спецификой, в том числе и психологической. Эта специфика обусловлена тем, что организация совместной деятельности людей в этой сфере связана с завоеванием, удержанием и использованием политической и государственной власти в личных и групповых интересах. Общественно-политические объединения – это организованные способы и фор­мы взаимоотношений, взаимодействия и деятельности людей, обеспечивающие реализацию их интересов и целей посредством государственной власти. Общественно-политические объединения создаются для выражения, защиты и реализации политических интересов определенных социальных групп с помощью государственной власти. Отличительными признаками общественно-политических объединений являются: организованность, добровольный и самодеятельный характер; наличие политической цели деятельности; иерархия и разделение функций между членами объединения; формализация межличностных и межгрупповых взаимоотношений; наличие норм и правил, регулирующих отношения членов объединения.

В политической жизни общества действует широкое разнообразие социальных объединений. В зависимости от уровня их организованности, содержания, устойчивости связей и отношений между членами объединения, целей и задач деятельности общественно-политические объединения подразделяются на следующие основные виды: политические партии; общественно-по­литические организации; общественно-политические движения; группы давления, лоббистские группы; политические клубы и кружки; заговорщицкие, террористические организации.

При рассмотрении проблемы политических объединений в политической психологии особое внимание уделяется политическим массовиднымм явлениям. Политические массовидные явления нередко связываются только с толпой или митингом. Но когда человек выходит из толпы, возвращается с митинга в семью, в аудиторию, в коллектив, он изменяет свойства человека политического: свои оценки власти, отношение к власти, взаимодействие с властью. Каждый раз, перемещаясь в новую общественную среду, он изменяет свои психолого-политические особенности. Политическое поведение человека целиком определяется той общественной средой, в которой он находится в момент политического действия (высказываний, поступков, мнений и т.п.). Каждое массовидное явление развивается на основе своего, доминирующего психологического параметра: одно массовидное явление - толпа - определяется влиянием эмоций, другое - аудитория - объединяется процессом понимания проблемы, третье - партия - строится на основе направленности ее членов и т.д. Поведение каждого массовидного явления может быть как конструктивным, мирным, созидательным, так и, напротив, деструктивным, агрессивным, разрушительным. Например, если собрание или совет, семья или парламент справляются со своими политическими функциями, то и человек - их член демонстрирует соответствующие психологические качества: дисциплинированность, разумность, доброжелательность, респектабельность. А если по каким-либо причинам это не удается, то массовидное явление регрессирует к деструктивным и агрессивным действиям. Тогда и люди, "наполняющие" регрессирующее массовидное явление, регрессируют вместе с ним.

Это означает, что массовидное психолого-политическое явление - любая совокупность людей, если она имеет с человеком психологические связи национального, профессионального, территориального, социального и иного характера, соответственно которой он изменяет форму, стиль, экспрессию, смысл, характер своего политического поведения, т.е. свои психолого-политические особенности. Для объединения людям не обязательно находиться в одном месте, в одно время, заниматься одним делом и принимать осознанное решение о "вступлении" в массовидное явление; людей невольно объединяют в то или иное массовидное явление вне территории, времени, психолого-политические состояния, вызываемые действиями политической власти.

Политика не делается одним человеком, хотя роль личности в истории недопустимо преуменьшать. Успех политических проектов, реформ достигается только в составе группы единомышленников, способных работать на пределе своих возможностей столько времени, сколько потребуется для достижения цели. Далеко не каждая совокупность объединившихся людей обладает такой работоспособностью и другими психологическими особенностями. Качества политического человека, необходимые для исполнения, реализации, обнаруживаются в составе четырех массовидных явлений:

КОМАНДА как психолого-политическое массовидное явление формируется для исполнения политики группой лиц, готовых дисциплинированно выполнить строго предписанные, конкретные действия. Определяющим признаком команды является психология политической вопи, которая имеет решающее значение для преодоления внутренних организационных проблем и внешних препятствий в виде сопротивления оппонентов. Отличается энергичностью и неутомимостью. Команду следует отличать от малой группы. Команда обладают жесткой структурой, члены команды имеют строго определенные обязанности, которые лишь в малой степени перекрывают друг друга. Команда снабжена инструкцией и осмысленно действует с партнерами и задачами (Д.Мейстер, 1986). Команде присущи смелость, решительность, выносливость и жесткость. Отрицательной стороной команды является ее приспособленчество к путчу - попыткам политического переворота, который обычно инициируется небольшой группой лиц, недовольных властью и имеющей психологическую структуру и качества команды.

КОЛЛЕКТИВ как психолого-политическое массовидное явление формируется из числа специалистов для исполнения задач, связанных с производством потребительной стоимости. Определяющей для коллектива является психология политических стереотипов, обязательных для реализации профессиональных обязанностей и соблюдения технологии производства. Действует методами экономического принуждения. Выполняет свои функции с опорой на мотивапионные состояния общества: восхищения и возмущения результатами политики. Общество на протяжении всей своей истории тратит огромные усилия на формирование политических стереотипов в сознании человека: потребности в труде, трудовой мотивации, готовности к трудовым затратам, получению конкретных результатов, удовлетворения от труда. Только в процессе труда индивид превращается в субъекта, в личность и индивидуальность.

В случае невозможности исполнения своего предназначения коллектив прибегает к забастовкам - борьбе в форме коллективного прекращения работы на одном или нескольких предприятиях. Типичные забастовки: предупредительные, перекатывающиеся, или ступенчатые, забастовки наоборот (продолжение работы, несмотря на закрытие предприятий), периодические, перемежающиеся (перекатывающиеся из цеха в Цех, парализующие работу предприятия), забастовки усердия (или работа строго по правилам) и др. Психология политических стереотипов с большим трудом и затратами формируется всеми институтами власти государства. Ее разрушение - самая сильная социальная катастрофа, которая может постичь общество.

СОБРАНИЕ - возникает для творения политики кругом персонально ответственных за нее лиц как реакция на снижение эффективности власти. Определяющим признаком собрания является психология политического восприятия. Действует методами формирования целенаправленности. Выполняет свои функции, манипулируя праксическими состояниями участников собрания: расслабленностью и напряженностью.

В случае неэффективной политики попадает в кризисное состояние (затруднительное положение, вызванное разногласиями), прерывает функционирование политической системы с позитивным для нее или негативным исходом. Политические кризисы многообразны - кризис Конкретной политики, власти, правительства, парламента, кризисы отношений законодательной и исполнительной власти, кризис доверия и т.д. Действительное значение понятия "кризис" в переводе с греческого - "суд". Российские психолого-политические кризисы традиционно именуются смутами.

Каждый человек обязательно выступает членом массовидных явлений, конечных "пунктов назначения" политических проектов - объединений людей, повинующихся политике. Изменения в законодательстве социальные реформы, военные конфликты или смутные времена касаются каждого политического человека, даже если он себя таковым и не считает. Он должен обладать достаточным запасом жизнеспособности для жизни в политическом обществе, и эти силы ему дают массовидные явления с особенными психолого-политическими свойствами. Рассмотрим эти явления.

ТОЛПА - образуется из случайных лиц, соучаствующих в неповиновении власти в момент пика социально-экономической напряженности в обществе. Главной характеристикой толпы является психология политических страстей. Толпа нагнетает и разряжает нервно-психическое напряжение людей, поставленных в безвыходное положение. Выполняет свои функции с использованием праксических состояний: хладнокровия и стресса лиц, создающих толпу или пытающихся ее разогнать.

Информация о работе Политическая психология