Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:37, контрольная работа
Хорошо известно, что одной из важнейших сфер человеческой деятельности является политика. В ней участвуют различные категории людей, профессионалы и дилетанты, государственные мужи и философы, поэты и писатели, гражданские и военные. Нарастает интерес к политике и со стороны широких масс простых людей, интуитивно ощущающих зависимость хода своей жизни от решений и действий политиков.
Политические установки вызвали интерес у исследователей и политиков-практиков в связи с тем, что появилась необходимость учитывать их как средство обратной связи между теми, кто принимает решения, и теми, кто их исполняет. Установки отличаются друг от друга, прежде всего, по степени их глубины и укорененности в личности.
Наиболее распространенными являются исследования политических установок в форме мнения. Мнения — это лишь один из видов политической установки, отличающийся неустойчивостью. Мнения представляют, прежде всего, поверхностный, вербальный слой сознания и совсем не обязательно соответствуют более глубоким личностным образованиям.
Более глубокие корни имеет другой вид установки — диспозиция или общее отношение. Третий вид установки — убеждения, которые составляют своего рода стержень личности. Политические психологи, изучающие лидеров, среди множества их убеждений обращают особое внимание на наличие среди них национализма (этноцентризма) и недоверия к людям и институтам. Эти два рода убеждений составляют когнитивную основу авторитаризма. Еще одним важным убеждением является уверенность политика в подконтрольности событий. С помощью теста Дж. Роттера определяется уровень субъективного контроля индивида. Этот тест позволяет выяснить, приписывает ли человек все свои удачи и провалы самому себе или винит во всем судьбу, обстоятельства и т.п. По нашим данным политики отличаются от прочих граждан тем, что у них уровень субъективного контроля выше, чем у среднего гражданина. Есть свидетельства и в пользу того, что демократические ориентации в политике коррелируют с высоким уровнем этого показателя.
Говоря о мотивационных элементах политического сознания, заметим, что установки включают действие внутриличностных механизмов, опосредующих внешние стимулы политической среды. Для этих структур политического сознания характерно, что они пронизаны эмоциями, которые определяют динамику восприятия политических процессов и явлений.
Политическая психология выделяет и другой — познавательный — срез сознания. Его показателями в эмпирических исследованиях выступают интерес личности к политике, ее информированность, знания о политических событиях и лидерах, и, наконец, связанность представлений в определенную идеологическую схему.
В современной политике по сравнению с традиционными политическими системами наблюдается тенденция усиления интереса граждан к политике (при всех ситуативных подъемах и спадах такого интереса). Об этом свидетельствуют данные последних десятилетий в разных странах. Так, в ФРГ на протяжении 50 — 70-х годов доля лиц, интересующихся политикой возросла с 22 до 49%, а доля тех, кто ею вообще не интересуется, уменьшилась с 39 до 9%. Во Франции только с 1969 по 1977 годы доля интересующихся возросла в три раза. В Италии число тех, кто активно следит за политическими событиями с 1968 по 1976 год возросло с 24 до 48%. В Западной Европе в 1981 г. примерно 40% опрошенных выражали интерес к политике. Еще раз уточним: речь идет о тенденции, характерной для стабильных политических систем с развитыми традициями демократии.
Российский политический процесс в долгосрочном контексте выглядит типичным для стран с элементами авторитарной политической культуры. При высоком уровне участия в политике (поголовное голосование) интерес к политике в советские времена был не высоким. В первые перестроечные годы вплоть до 1991 г. наблюдался взрыв интереса к публичной политике при одновременном падении числа тех, кто участвовал в рутинных формах политического поведения при одновременном увеличении его нетрадиционных форм. Показательна динамика политического интереса, зафиксированная нами в исследованиях 1996 и 2000 гг.
|
Как видим даже за пять лет число очень интересующихся политикой снизилось, хотя численность других категорий осталась примерно на том же уровне
Помимо информированности и интереса к политике, в познавательном блоке политического сознания следует выделить еще два важных элемента. Речь идет о когнитивном стиле и операциональном коде. Когнитивный стиль — термин, описывающий способ мышления. Среди характеристик когнитивного стиля политические психологи выделяют такие, как понятийная сложность или простота, доверие или недоверие к партнеру, инструментальный акцент (ориентация на «дело»). Так одним людям свойственно восприятие политики в черно-белых тонах, а другим — большая понятийная сложность, большее разнообразие оттенков политических позиций. Первый тип когнитивного стиля — с низкой интегративной сложностью обычно отличает людей негибких, догматичных, невосприимчивых к новому. Ряд исследователей установил и связь такого когнитивного стиля с конкретными политическими ориентациями. Так, было доказано, что низкая понятийная сложность чаще встречается у право-консервативных, чем у либеральных политиков и их сторонников. Вообще радикалы и справа и слева более склонны делить людей на «наших» и «не наших». В нашем исследовании образов власти мы установили, что представления опрошенных относительно власти и на предыдущих этапах и сейчас являются когнитивно скорее сложными, чем простыми у более, чем половины респондентов. Это не мешает тому, что их образы власти являются не слишком четкими.
Операциональный код — понятие, применяемое чаще к политическому сознанию лидеров, чем обычных граждан, было выработано в политической науке. Н. Лейтес, А. Джордж, С. Уолкер используют этот термин для обозначения «ответов» политиков на ряд философских (стратегических) и инструментальных (тактических) ответов в политике. Например, в мышлении политика содержатся некоторые устойчивые представления о природе политики, о перспективах реализации их политических ожиданий, о возможности контроля над историческими событиями и т.п. С. Уолкер свел эти кластеры представлений в следующую общую схему.
Таблица 12.2
СТРУКТУРА ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО КОДА
Характеристики представлений политика | Поведенческие проявления | |
Дружелюбие / враждебность | Политическую жизнь видит скорее как гармоничную, чем как конфликтную. Отношения с оппонентами скорее дружественные, чем враждебные | |
Оптимизм / пессимизм | Оптимизм или пессимизм в отношении реализации целей и ценностей | |
Уровень контроля | История воспринимается как контролируемая людьми, а не случаем | |
Формулирование целей | Предпочитает всеобщие и долгосрочные цели частным и ограниченным | |
Методы достижения цепей | Вербальные (обещания, угрозы) либо действия (подкрепления, санкции), политическое урегулирование либо конфликт, позитивные (призывы к поддержке и сама поддержка или негативные (сопротивление, оппозиция) методы |
Понятие операционального кода является связкой между политическим сознанием и поведением. На основании вербальных проявлений политического сознания политический психолог может реконструировать и поведенческие характеристики личности. О тех или иных компонентах операционального кода мы можем судить по выражениям чувств в речи политика, оценок, прямых обращений к аудитории. Много могут сказать о ключевых представлениях операционального кода усиливающие наречия и риторические вопросы, отрицания, определения и другие вербальные формы проявления указанного элемента политического сознания.
Подводя итог сказанному о структуре политического сознания заметим, что по своему составу она неравномерна. Одни элементы в нем могут быть зрелыми и развитыми, между тем, как другие находятся в процессе становления. Формирование политического сознания наталкивается на препятствия, как субъективного, так и объективного характера. В недавнем прошлом адекватному отражению политики в сознании граждан препятствовали прежде всего идеологические штампы. Сейчас, напротив, многие политологи видят опасность в том, что в обществе нет устойчивых идеологических схем, которые помогли бы конкретному человеку «сверить» свою политическую картину мира с национальной, что облегчило бы его ориентацию в мире. Главное, что новые поколения входящих в политику изначально не имеют целостного представления о политике, которая представляется им как неустойчивая и совершенно чуждая для большинства людей сфера деятельности.
Материалы к теме № 15:
«Психологические аспекты избирательных кампаний».
Вопросы:
1. Избирательная кампания как социально-политическое мероприятие.
2. Технологии избирательных кампаний.
Избирательная кампания – значительное событие в жизни каждой страны. Ее результаты определяются в значительной мере уровнем политических сил – партий, блоков, организаций, отдельных кандидатов, отражающих интересы определенных социальных групп. Но не в меньшей степени результаты зависят и от того как функционирует избирательная система в обществе, т. е. в какой мере она способна эффективно трансформировать социальные потребности и интересы избирателей в деятельность органов государственной власти; насколько эта система надежна; насколько она экономична; зависит или не зависит она от действий отдельных наделенных властными полномочиями лиц и институтов.
1. Избирательная кампания как социально-политическое мероприятие.
Демократические выборы в органы политической власти в современном обществе представляют собой крупное социально-политическое мероприятие, основная цель которого состоит в законном воспроизводстве отношений общественного представительства в системе государственного руководства и управления.
Как и любое мероприятие, в работе которого принимает участие большое число людей, выполняющих различные функции, выборы требуют определенного набора согласованных по времени и месту проведения политических, правовых и организационных действий, другими словами – избирательных технологий.
В современной политологии понятие «избирательная технология» сравнительно новое и, как правило связанное с организацией и проведением демократических выборов, но не следует забывать, что и авторитарные политические режимы, использующие выборы как ширму для сокрытия истинных механизмов формирования властных структур, тоже нуждаются в специфических «избирательных технологиях». Поскольку целевая функция квазидемократических выборов сводилась и сводится, с одной стороны, к жесткой номенклатурной системе рекрутирования властной элиты, а с другой – нуждалась в демонстрации активной всенародной поддержки существующего режима, то и «избирательные технологии», отличающиеся сложностью и изощренностью, включают в себя соответствующие скрытые от населения действия и одновременно мероприятия по широкой мобилизации избирателей.
При демократических режимах избирательные технологии призваны обеспечить важнейшую область взаимодействия гражданского общества и государства –передачу властных полномочий представителям общества посредством процедуры выборов. В результате целенаправленной политической деятельности достигается результат: для государства – обеспечение правовых норм при организации и проведении избирательной кампании, для общества – наиболее полная реализация социальных функций выборов; для кандидатов – осуществить в равной борьбе с политическим конкурентами свое право представлять жителей своего округа в государственных органах. При этом избирательные технологии не могут не учитывать объективных условий проведения выборов, правового пространства, практики избирательных кампаний, национально-политических традиций, организационных и материальных возможностей государства.
Избирательные кампании, независимо от типа выборов, имеют одинаковые основные этапы, границы которых определены типичными политическими событиями.
1. После объявления о проведении выборов осуществляется выдвижение кандидатов. Этот период заканчивается регистрацией кандидатов избирательной комиссией.