Политическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

Хорошо известно, что одной из важнейших сфер человеческой деятельности является политика. В ней участвуют различные категории людей, профессионалы и дилетанты, государственные мужи и философы, поэты и писатели, гражданские и военные. Нарастает интерес к политике и со стороны широких масс простых людей, интуитивно ощущающих зависимость хода своей жизни от решений и действий политиков.

Работа содержит 1 файл

политическая психология.doc

— 1.08 Мб (Скачать)

2.       Затем следует период предвыборной борьбы, который заканчивается голосованием. При этом голосование может проводиться в один или несколько туров.

3.       После голосования наступает период подведения итогов выборов и включение избранного представителя в активную деятельность в рамках органа власти.

Политическое событие – избирательная кампания, проводимая на любом уровне государственного устройства (общенациональном, региональном, местном) как в органы законодательной, так и исполнительной власти, имеет типичный состав участников этого события.

Центральные действующие лица в избирательной кампании:

- кандидаты в органы власти, которые могут выдвигаться различными социально-политическими силами в соответствии с избирательным законодательством. В РФ право выдвижения кандидатов предоставляется политическим партиям и движениям, общественным организациям, группам избирателей, собравшим определенное количество подписей в поддержку кандидата или партийного списка.

Кандидаты в органы власти прямо или через помощников  создают свою команду. Как правило, в ее состав входят следующие участники избирательной кампании:

- доверенные лица, основная функция которых состоит в том, чтобы расширить представительские возможности кандидата в избирательной среде, встречаясь с избирателями, говоря от имени кандидата;

- группы поддержки кандидата, задача которых состоит в том, чтобы создать необходимый социально-психологический настрой при встречах избирателей с кандидатами, при проведении дебатов между кандидатами и в других избирательных мероприятиях;

- агитаторы – особая группа членов команды, которые должны сделать доступными для избирателей предвыборную программу и сформировать имидж кандидата;

- члены команды, осуществляющие связь со  средствами массовой информации. Обеспечиваемый законом доступ кандидатов к СМИ может иметь различную эффективность в зависимости от профессионализма этих членов команды.

В команду кандидатов можно с определенной долей условности включить спонсоров, оказывающих материальную поддержку кандидатам в надежде реализации через них своих интересов. В нее также могут входить представители партий, движений и частные лица. Очень важным звеном команды кандидата в органы власти является группа социально-политической поддержки, функции которой заключаются в получении необходимой для кандидата объективной информации. Практика избирательной кампании показывает, что без эффективной работы команды, как правило, при всех благоприятных условиях претензии кандидата на победу нереальны.

Решающим участником выборов являются  избиратели – люди, проживающие на территории избирательного округа. От их выбора зависит результат кампании. И, наконец, проведение выборов обеспечивается государственными структурами – избирательными комиссиями, органами власти, судами, роль которых заключается в создании организационно-правовой инфраструктуры избирательной кампании: соблюдение законности и организация регистрации кандидатов, «нарезка» избирательных округов и избирательных участков, оповещение избирателей, организация хода проведения выборов, слежение за соблюдением правовых норм, подведение их итогов, а также извещение избирателей о результатах выборов.

Избирательная инфраструктура

Для того, чтобы выборы проходили в соответствии с демократическими принципами в рамках существующего законодательства и могли в полной мере выполнять свои социальные функции, необходимы организационно-правовые условия, осуществляемые государством и специальными государственно-общественными органами – избирательными комиссиями. Эти условия, создающие избирательную инфраструктуру – своеобразную организационно-правовую «оболочку» избирательной кампании, создаются с помощью внешних избирательных технологий.

Рассмотрим некоторые из них.

Правовой основой для создания избирательной инфраструктуры является избирательное законодательство. Оно определяет права и обязанности всех участников избирательного процесса и создает нормативную базу демократических выборов. Для демократических государств основой избирательного законодательства являются международные нормы демократических выборов.  Рассмотрим некоторые из них.

Важнейшей является Всемирная декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1998 г. В ней записано, что «каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или посредством свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

В 1996 году принят Международный пакт о гражданских и политических правах, провозглашающий право каждого гражданина голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

В июне 1990 года был принят Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, в котором говорится, что воля народа, выражаемая свободно и честно в ходе периодических подлинных выборов, является основой власти и законности любого правительства. В этом же документе подробно расписана процедура проведения выборов.

26 марта 1994 года  Совет Межпарламентского союза, объединяющий парламенты 129 государств принял Декларацию о критериях свободных и справедливых выборов, в которой, в частности, говорится: «Во время выборов государство и его органы обязаны обеспечивать такие условия, когда при голосовании исключается подкуп или другие противозаконные действия, сохраняется безопасность и целостность процесса голосования, а подсчет голосов проводится подготовленным персоналом и может быть введен на мониторинг и подвергнут беспристрастной проверке».

Избирательное законодательство различных государств должно отвечать международным и правовым нормам. При этом страны сами определяют:

- избирательную систему. В России, начиная с 1993 года используется смешанная избирательная система, при которой 225 депутатских мандатов получают кандидаты, одержавшие победу в мажоритарных округах, и еще 225 получают кандидаты, включенные в              списка в соответствии с пропорциональной системой представительства.

- структуру представительного органа власти. В России представительный и законодательный орган власти – Федеральное собрание, состоящее из 2-х палат. Нижняя палата – Государственная Дума избирается по принципу, описанному выше, а верхняя – Совет Федерации формируется из руководителей органов исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации.

В международной практике используются различные методы организации и администрирования выборов.

- Правительственный подход к организации выборов характерен, например для Германии. Ответственность за проведение выборов лежит на государственных органах (министерство внутренних дел). Должностные лица для работы на избирательных участках назначаются из числа государственных служащих. Этот способ формирования структуры избирательной комиссии имеет то преимущество, что выборами занимаются профессионалы, не требующие дополнительной подготовки и обучения. В тоже время их принадлежность к исполнительной власти может поставить под сомнение независимость избирательной комиссии.

- Судебный подход является разновидностью правительственного подхода. В состав избирательной комиссии назначаются судьи.

- Многопартийный подход состоит в том, чтобы все заинтересованные партии назначали своих представителей в ЦИК (центральную избирательную комиссию). Этот подход может вызвать, во-первых, чрезмерное количество членов комиссии, во-вторых, не гарантирует профессионализма в ее составе.

- Экспертный подход предполагает назначение в состав ЦИК с согласия всех социально-политических сил экспертов, имеющих соответствующий опыт и известных своей независимостью.

В создании избирательной инфраструктуры в России участвуют все ветви власти. Законодательный орган власти разрабатывает нормативную базу избирательной кампании (Закон о выборах 1999 года). Органы исполнительной власти осуществляют материально-финансовое обеспечение избирательной кампании, подготавливают списки избирателей и предложения по «нарезке» округов. Судебные органы рассматривают споры, возникшие в ходе избирательной кампании. Важная информационно-пропагандистская роль принадлежит и «четвертой власти». Однако ключевую роль в создании избирательной инфраструктуры в России занимают специальные государственно-общественные органы власти – избирательные комиссии: от ЦИК до периферийных УИК (участковых избирательных комиссий).

В 1995 году ЦИК состояла из 15 человек, 5 из которых назначались президентом, 5 – Советом Федерации и 5 – Государственной Думой. Председатель избирался из членов комиссии тайным голосованием. В состав ЦИК с правом совещательного голоса могли входить представители партий и объединений зарегистрировавшие свои федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной думы и кандидатов в Президенты России. Таким образом ЦИК РФ сочетала в себе экспертный и многопартийный подходы с преимуществом первого.

Периферийная структура избирательных комиссий включает в себя:

- избиркомы субъектов Федерации;

- окружные избирательные комиссии;

- территориальные (районные и городские);

- участковые.

Основная функция избирательных комиссий – обеспечить своевременную ротацию политической элиты и своевременную передачу власти вновь избранным представителям. Этому способствует положение о том, что в случае необъявления выборов в федеральные органы власти президентом, их назначает – ЦИК.

К внешним избирательным технологиям относится формирование пространственной инфраструктуры выборов – административно-территориальных единиц: избирательных округов и избирательных участков.

Избирательные округа представляют собой территориально-поселенческие образования, от которых избираются представители в органы власти. Например, для избрания депутатов Госдумы создаются два вида избирательных округов:

- одномандатные для выборов по мажоритарной системе (т. е. в переводе большинства). Вся территория России разбивается на 225 округов, от каждого из которых избирается один депутат.

- федеральные избирательные округа для выборов по пропорциональной избирательной системе (пропорциональная система представительства – распределение мандатов между партиями в соответствии с полученным количеством голосов). Им является вся территория России. По этому округу избираются 225 депутатов в составе списков партий, избирательных объединений и блоков. Регистрацию партийных списков производит ЦИК.

- Избирательный участок – первичная территориальная единица при проведении выборов. Она охватывает часть территории населенных пунктов, весь населенный пункт или несколько близко расположенных населенных пунктов. Численность избирателей на участке – не более 3000 человек.

 

2.                  Технология избирательной кампании

Избирательные кампании – это вид политической деятельности, в ходе которой все в большей степени используются современные  достижения прикладной политологии, политической психологии, социологии и других наук. Возникла соответственно потребность в «технологии» избирательной кампании, когда потребовалось отвечать на вопрос: каким образом наиболее эффективно добиваться желательных результатов?

При рассмотрении технологии избирательной кампании необходимо учитывать, что целевая функция здесь связана со стремлением (при имеющихся ограничениях) создать оптимальные условия, которые обеспечивают достижение требуемого успеха на выборах. Этот успех реализуется в конкретном продукте политической деятельности – политическом событии. Поэтому фактически речь идет о целенаправленном управлении событием, включая планирование избирательной кампании.

Структурно-логическая модель избирательной кампании включает в себя определенных участников событий «быть». Те из них, кто заинтересован в том или ином успехе в избирательной кампании должны «иметь» необходимые ресурсы (финансовую базу, материально-техническое и информационное обеспечение). В ходе избирательной кампании ее участники взаимодействуют друг с другом, но требуемая эффективность этого взаимодействия должна быть обеспечена за счет соответствующей организованности и связана с конкретной деятельностью, ориентированной на желаемый результат выборов. (см. схему №1)

Известно, что в избирательной кампании обычно выделяется несколько основных этапов (от объявления выборов, через выдвижение кандидатов и голосование до определения результатов выборов). Однако, с позиции стратегического управления необходимая для этого работа начинается задолго до объявления выборов, особенно в той среде, которая касается информационно-аналитического обеспечения избирательной кампании. После накопления первичной информации сначала проводится анализ проблемной ситуации, чтобы на этой основе обеспечить наиболее четкую постановку выдвигаемой задачи. Иногда на этой стадии выясняется нецелесообразность участия в рассматриваемой избирательной кампании или ранее поставленная предварительная задача переформулируется с учетом особенностей реальной ситуации.

Далее, при наличии заметных шансов на успех, переходят к следующей стадии – разрабатываемой стратегии избирательной кампании с позиции поставленной задачи. Одновременно принимаются меры по обеспечению требуемой организованности участников событий на следующем этапе, когда решаются тактические задачи с участием группы поддержки кандидатов. Именно на этой стадии важно прежде всего делать ставку на современную технологию. Однако все  сделанное до этого может казаться бесполезным, не гарантирующим ожидаемых результатов выборов, если не обеспечен необходимый контроль за ходом голосования и за подсчетом голосов избирателей при подведении итогов. (см. схему №2)

Информация о работе Политическая психология