Подпольщицы Минского гетто

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Учитывая, что мужское население было призвано в ряды Красной Армии, а другая ее часть стала объектом массового уничтожения, как потенциальные силы могущие противостоять, то женщины составили большинство населения. К примеру, в Минске, по данным на 15 мая 1942 г. их насчитывалось 60499 при 42611 мужчин. 1В восточной части Беларуси их процент был значительно выше — не менее 70 %.

Работа содержит 1 файл

Женщины в войне.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

     Или же рассказ Галины Романович, вывезенной на принудительные работы в Германию вместе с семьей. «Всех жителей этих двух деревень построили в колонны и погнали лесной дорогой. Изможденная жаждой, страхом, жарой колонна медленно брела по пыльной дороге. Некоторым сельчанам удалось скрыться в лесу. Мама такой возможности была лишена. Бросить старых родителей не решилась, да и я своим плачем сразу же обнаружила бы маму. Дедушка рассудил так, что если уж умирать, то всем вместе, а если даст Бог жить, то вместе будет легче.

     Казалось, что этой дороге не будет конца. Усталость  и безысходность обессилила людей. Моя мама уже еле переставляла ноги, плакать и причитать уже не было сил. Казалось еще шаг, и она упадет и тогда — конец. Ее просто пристрелят. И вдруг к ней подошел конвоир, пожилой высокий немец. Он протянул руки ко мне. Мама в ужасе отшатнулась, но немец настойчиво забрал меня из маминых рук, посадил меня на автомат, который наперевес висел у него на груди и дал мне какое-то угощение. Так он нес меня довольно долго, давая маме возможность отдохнуть. Потом отдал меня маме. И тогда впервые у мамы появилась мысль, что не все немцы так бездушны.46

     Нас забрал Вилли Фишенбек — бауэр  из с. Вельслебен в 4 км от г. Шенебек. Первое, что сделала фрау Гелена, хотя ей пришлось обойти много инстанций, это забрала бабушку, чем несказанно обрадовала и маму, и дедушку. Жизнь стала налаживаться. Конечно, я не «купалась в масле» в семье Фишенбеков, но определенные вольности мне прощались. К рабочим хозяева относились строго, но не издевались, как это было у других. Мама была исполнительной и старательной работницей и фрау Гелена это ценила. В семье бауэра мы пробыли до весны 1945 г. Так, что и ходить, и говорить я начинала на немецкой земле. Расставалась семья Фишенбеков с нами трогательно. Зная из маминого рассказа о том, что у нас на Родине нет ни жилья, ни вещей, они дали нам самое необходимое в дорогу и, что самое невероятное — просили оставить меня у них как члена их семьи. Конечно, мама не могла этого сделать. На память они подарили маме фото своей семьи, которое хранится в моей семье до сих пор. Самое заветное мамино желание сейчас — это при первой возможности посетить Германию и положить цветы на могилу фрау Гелены — истинной женщины-матери». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Акт возмездия или  смерть главного палача белорусского народа, В. Кубе
 

      В ночь с 21 на 22 сентября 1943 года в Минске, в особняке на Театерштрассе, взорвалась мина. Грешная душа генерального комиссара Белоруссии Вильгельма Кубе в одночасье ринулась в ад, покинув бездыханное тело с разорванной грудной клеткой и оторванной рукой… Гибель гитлеровского наместника,  стала очередным поражением нацистской Германии в роковом для нее 1943 году47.

      Об  акте возмездия помнят и доныне. Его сценарий, исполнение и последствия  вошли не только в учебники истории, но в летопись диверсионно-подрывной  деятельности спецслужб различных стран. Миниатюрное смертоносное устройство, уместившееся в дамской сумочке, заложила под матрац в спальне гауляйтера горничная Елена Мазаник.48

      Время – неумолимо, и фамилии многих из тех, кто причастен к убийству Кубе, канули в Лету. Покоится в земле прах Героев Советского Союза Елены Мазаник, Марии Осиповой. А вот Надежда Троян, слава Богу, здравствует.

      Три, простые внешне, ничем не примечательные женщины по стечению обстоятельств  оказались вознесенными на вершину  славы, основание которой составили тысячи судеб безвестных героев: бойцов отрядов специального назначения и диверсионных групп, минских подпольщиков, горожан патриотов, ненавидевших гитлеровский оккупационный режим. Все они – соавторы акта возмездия. Вечная им память.

      У победы несколько «отцов». О своем приоритете на уничтожение Кубе заявили командиры нескольких диверсионных групп, пытавшихся примерить на свою голову лавры удачного покушения. На сегодняшний день известны практически все действующие лица акта возмездия, подробности ее кульминации и последствия. Казалось бы, каждому воздано по заслугам, награды нашли героев, а преступников постигла заслуженная кара. За генеральным комиссаром охотилось более десяти спецотрядов НКВД, Разведуправления Генштаба Красной Армии, Центрального и Белорусского штабов партизанского движения.

      Не  вызывает сомнения и то, что над  всеми организаторами и исполнителями  операции витала тень Иосифа Сталина.

      Нам известны имена основных действующих  лиц покушения. С точностью до минуты задокументированы поступки каждого: доставка мины в Минск Марией Осиповой, передача опасного груза Елене Мазаник, удачное бегство из Минска участниц акта возмездия, печальная участь сотен заложников.49

      «Женская  тема» в контексте проведенной  операции по уничтожению Кубе нельзя обойти стороной. Красноречивый факт: физически сильные, обученные боевому искусству мужчины доверили кульминацию операции представительницам хоть и прекрасного, но все же слабого пола. Когда после блестящего финала драмы Елена Мазаник, Мария Осипова и Елена Троян прилетели через линию фронта в Москву, где им учинили допросы, проверяя и перепроверяя «благонадежность», а заодно и правдивость донесений руководителей диверсионных спецгрупп. Но они с честью прошли и эти испытания, не растерялись под лавиной вопросов напористых офицеров.

      Чрезвычайно мало сведений содержится в исторических исследованиях о Татьяне Калите, участнице покушения на ставленника  Гитлера в Белоруссии, а в дальнейшем – руководителе медицинской службы одного из партизанских отрядов. Ее необыкновенная личная судьба с годами оказалась преданной забвению, как это иногда бывает, из-за стечения случайных, возможно, загадочных обстоятельств, не раскрытых до сих пор. И даже послевоенные хлопоты  и ходатайства соратников по антифашистской борьбе Елены Мазаник, Надежды Троян, Ивана Золотаря не смогли восстановить справедливость и воздать должное боевым заслугам бывшего партизанского доктора.

      …Пролетят годы. Но загадочная эта история  по-прежнему будет будоражить умы  историков, политиков, журналистов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Подпольщицы Минского гетто