Периодизации профессионального становления зарубежных и отечественных психологов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:42, контрольная работа

Описание работы

Проблема профессионального становления личности является отражением более общей проблемы соотношения личности и профессии в целом. Существуют две основных парадигмы этого взаимодействия. Первая заключается в отрицании влияния профессии на личность. Сторонники этого подхода исходят из традиционного, идущего от древнегреческой идеалистической философии тезиса об изначальной «профессиональности» человека. Это означает, что, выбрав профессию, личность не изменяется на пути ее освоения и осуществления трудовых функций.

Содержание

Содержание
Стадии профессионального становления
Сходство и различие периодизаций профессионального становления зарубежных и отечественных психологов
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 56.13 Кб (Скачать)

А.К. Маркова  выделяет также следующие, более  конкретные этапы освоения профессии:

          1) адаптация человека к профессии;

          2) самоактуализация человека в  профессии (приспособление человека  к профессии - "выработка индивидуальной  профессиональной нормы", "планки" самореализации, которую в дальнейшем  работник пытается приподнять);

          3) гармонизация человека с профессией (близко к уровню "мастерства" - по Е.А. Климову). Человек работает  как бы "играючи", легко выполняя  задания по освоенным технологиям;

          4) преобразование, обогащение человеком  своей профессии. Это уровень  творчества, когда, например, некоторые  мастера начинают даже переживать  и волноваться из-за того, что,  освоив какие-то действия, могут  успокоиться и остановиться в  своем развитии. Настоящее творчество  предполагает поиск новых, более  совершенных способов достижения  желаемого результата. Но при  этом творчество предполагает  настоящий риск (риск неудачи), поэтому  не все хорошие работники готовы  к этому и, в итоге, не  всегда выходят на уровень  настоящего творчества и иногда  сильно переживают это (как  например, переживают творческие  артисты, если им не удается  найти новое воплощение какого-то  образа на сцене); в немалой  степени это связано с проблемой  формирования индивидуального стиля  деятельности, о которой еще пойдет  речь;

          5) этап свободного владения несколькими  профессиями. Здесь предполагается, что на высоких уровнях освоения  профессии специалист выходит  за рамки своей формальной  деятельности и все больше  становится культурным существом  (близко к тому, что Е.А. Климов  называл стадией "наставника"). Например, хороший учитель химии  - это, одновременно и философ,  и психолог, и политик…

          6) этап творческого самоопределения  себя как Личности (!). Это предполагает, что профессионал в своей работе  стремится реализовать свою главную  жизненную идею и даже находит  для этого возможности и силы.

          При этом А.К. Маркова считает,  что этапы четвертый, пятый  и шестой - это этапы "суперпрофессионализма".

        На уровне этапа самоактуализации  человека в профессии выделяются  следующие ступени (скорее характеристики): самодиагност; осознанная индивидуальность; самоэкспериментатор; целостная  личность с Я-концепцией; самопрогнозирующийся специалист; профессионально обучаемый; имеющий внутренний локус профессионального контроля; готовый к дифференцированной оценке своего труда; самореализующий свои индивидуальные возможности; конфликтоустойчивый и т.п.

          На Западе достаточно хорошо  известна периодизация американского  психолога Дональда Сьюпера. Он  предложил свою периодизацию  на основе переосмысления исследований, проведенных еще в 1951 г. Э.  Гинзбургом, а также исследований  Д. Миллера и В. Форма. Сама  периодизация Д. Сьюпера включает  следующие этапы:

          1. Этап роста, когда происходит  развитие основных интересов  и способностей (от рождения до 14 лет). При этом представления  о будущей профессии выстраиваются  на основании сначала фантазии (4-10 лет), затем - осознания собственных  интересов (11-12 лет), а позже - и  на основании осознания своих  способностей (13-14 лет).

          2. Этап исследования своих сил  и устремлений, этап "разведки". Здесь происходит апробация своих  сил в различных видах трудовой  и учебной деятельности (от 14 до 25 лет). Здесь возможно даже временное  (но не основное) занятие определенной  профессией (15-17 лет). В переходный  период (18-21 год) молодой человек  продолжает активный поиск профессионального  учебного заведения в условиях  освоения способов самостоятельной  жизни, включая и временные  подработки. Завершается этот этап  апробированием избранной профессии  в процессе реальной трудовой  деятельности, часто совмещаемой  с учебой (примерно 22-24 года). Заметим,  что западные системы подготовки  специалистов в большей степени  ориентированы на практику, поэтому  возможность попробовать свои  силы в реальной трудовой деятельности, совмещаемой с учебой, гораздо большие, чем в нынешней России.

          3. Пробный этап. Здесь человек  "пробует" себя в качестве  полноценного специалиста, способного "конкурировать" с более  опытными работниками (25-30 лет). Как  известно, именно конкуренция в  стремлении к жизненному успеху (к карьере) является важнейшим  смыслом существования в цивилизованном  обществе. Поэтому, молодой специалист, прежде всего, осваивает именно  эту "науку". При этом предполагается, что стремление к успеху - это  важнейший стимул и высокопроизводительного  труда, и личностного развития…

          4. Этап стабилизации, утверждения  себя в качестве надежного  и преуспевающего специалиста.  Этот этап часто предполагает  дальнейшее профессиональное образование  и упрочение своих позиций  в обществе и в своей фирме  (от 30 до 44 лет);

          5. Этап поддержания, сохранения  достигнутых позиций (в ходе  карьерных усилий). Человек на  данном этапе стремится создать  устойчивое профессиональное и  социальное положение. Именно  здесь решается вопрос - получится  ли построить желаемый образ  жизни и добиться успеха, т.е.  состоится ли карьера вообще (от 45 до 64 лет).

          6. Этап спада, ухода, уменьшения  профессиональной и социальной  активности (от 65 лет и более).

          Если сравнивать периодизации  разных авторов, то различие  в них объясняется не только  различием в теоретико-методологических  взглядах, но и особенностями  социально-экономического и духовного  развития общества. Так, например, в периодизации отечественного  психолога Е.А. Климова профессиональное  самоопределение (стадия "оптации") занимает период от 11-12 до 14-18 лет,  а у американского психолога  Д. Сьюпера аналогичная стадия (этап "разведки") - от 14 до 25 лет.  Вероятно, в американском обществе  человеку все-таки предоставляется  больше времени на обдумывание  выбора и на пробу своих  сил в разных видах деятельности... Здесь всего лишь подтверждается  известная закономерность: в цивилизованном  обществе увеличивается не только  продолжительность жизни, но и  удлиняются период детства и период подросткового становления. Общество не торопит подростков поскорее начинать зарабатывать деньги. Общество дает подросткам время для выбора профессии, для получения более серьезного образования и для того, чтобы вообще разобраться со смыслами своей будущей профессиональной деятельности.

          Если сравнивать периодизации  различных авторов, анализирующих  взрослые периоды жизни человека, то нередко в качестве главного  критерия перехода от одной  стадии к другой выступает  готовность человека переосмысливать  смыслы своей жизни и профессиональной  деятельности, а также готовность  перестраивать свою систему ценностей.  Заметим, что для многих людей  взрослые периоды жизни - это  периоды максимальной самореализации  именно в профессиональной и  трудовой деятельности. Ниже представлены  некоторые из таких периодизаций.

Голландский психолог Б. Ливехуд выделяет три аспекта развития :

Биологическое развитие, включающее следующие подпериоды: период роста (происходит более созидание, нежели разрушение); устанавливается  равновесие между созиданием и разрушением; период инволюции (все нарастающее  разрушение организма).

Психическое развитие. Еще в детстве начинается поиск "образа мира", часто это "фантазийный  мир": "Эта детская фантазия является основой, на которой в будущей  социальной и профессиональной жизни  разовьются творческие способности".

Духовная биография, которая начинается еще в детстве  с осознания своего "образа Я".

Б. Ливехуд так  обозначает соотношение между этими  линиями развития: "Печатью биологического ритма развития более всего отмечен  период перед наступлением взрослости. Психическое развитие отчетливее всего  проявляется в своем своеобразии  в средней фазе жизни. Духовное развитие является решающим для последней фазы жизни" .

          Им выделяются основные фазы  жизни после детства:

          1. Юность (с 16-17 до 21-24 лет) - это переходная фаза: "…юность является временем, когда нужно упорно работать над неравноценными задачами, в результате чего возникает поведение, на основе которого можно называть себя взрослым". Б. Ливехуд против того, чтобы в 14-15 лет ребенок работал на производстве (это - "преступление").

          2. Годы с 21 до 28 - первая фаза взрослости. "Молодой человек хотел бы проявить себя в различных ситуациях. Чтобы таким образом изучить себя и свои способности…". "Худшее, что может случиться с человеком в этой фазе его жизни, это необходимость в течение десяти лет выполнять одну и ту же работу, не имея возможности изучить при этом что-то новое", - отмечает Б. Ливехуд. Важно место в развитии занимает переход от эроса к любви, многие вступают в брачные отношения.

          3. Организационная фаза (с 28 до 35 лет). На первый план все больше  выходит профессиональная деятельность: "…люди углубляются в свою  работу и, таким образом, сами  готовят себе социальную изоляцию. Новых "друзей" больше не находят, есть "знакомые", с которыми общаются, главным образом - "полезные знакомые"…

          4. 35-40 лет. Здесь происходит частая  смена ценностей, страх перед  разрывом между старыми (более  романтическими) и новыми (более  прагматическими) ценностями.

          5. Возраст от 40 до 50 лет. Наблюдается  биологический спад и возможность  духовного развития. Главным все  больше становится вопрос: "Можно  ли найти другие, новые ценности?". "В нашей западной культуре  почти неизбежно происходит сопоставление  с материальными (ориентированными  на рассудок) ценностями, их впитывают  почти автоматически…", - пишет  Б. Ливехуд. 

          6. 50-56 лет. Б. Ливехуд отмечает, что если новые ценности не найдены, то возрастает ощущение трагичности (неудачности) жизни и человек все больше уходит в работу. Если новые смыслы найдены, то кроме работы человек находит смыслы (счастье) в иных делах (особенное счастье - в духовном развитии).

          7. Время после 56-ти лет (с 56 до 63 лет). Для многих людей будущего больше нет - все в прошлом. У многих есть ощущение того, что самое главное в жизни еще не сделал. Далее Б. Ливехуд приводит примеры людей, которые уже в старости осознали, что "жизнь только начинается". По преданию, известный японский художник Хокусаи сказал, что все, созданное им до 73 лет, ничего не стоит и что его художественная карьера началась только после этого. Тициан написал свои самые захватывающие картины почти в возрасте ста лет. Верди, Сибелиус и другие работали до восьмидесяти лет.

          Согласно Э. Эриксону, главный  критерий развития - психосоциальная  идентичность как интегративное свойство личности . В связи с этим выделяются следующие периоды:

          1) Базальное "доверие - или недоверие", в результате может сформироваться либо надежда, чувство "защищенности", либо - безнадежность (многое определяется зависимостью от взрослого; главное - сформировать доверие, чувство "хорошести" жизни) (до 1 года);

          2) "Автономия - или сомнение  и стыд" (близко к формированию "Я-Сам" в советской психологии) (1-3 г.);

          3) "Инициативность - или чувство  вины" (усвоение простых общественных  норм) (3-6 лет);

          4) "Трудолюбие, умелость - или чувство  неполноценности" (отношение со  сверстниками, соревновательность, самоидентификация) (6-14 лет);

          5) "Идентичность - или непризнание"; формирование "ролевой идентичности", профессиональное и личностное  самоопределение (близко к стадии "оптации" - по Е.А. Климову) (14-20 лет). Сам Э. Эриксон считал  эту стадию наиболее трудной  и сложной в жизни человека. При этом Э. Эрикосон отмечал,  что "главная проблема подростка  - поиск аристократии и идеологии", т.е. поиск лучших образцов  для подражания;

          6) "Сотрудничество - или отчуждение, изоляция"; развитие интимных  отношений, планирование и построение  семьи (20-35 лет);

          7) "Дружба - или изолированность"; профессиональная деятельность, творчество, самоуважение, статус в обществе (по Э. Эриксону - это одна из  важнейших стадий жизни, когда  реализуется/ или не реализуется  возможность утверждения себя  в главном деле своей жизни) (35-65 лет);

          8) Оценка прожитого, осознание идентичности, целостности всей жизни или наоборот, неудачности своей жизни... (60-65 и далее).

Информация о работе Периодизации профессионального становления зарубежных и отечественных психологов