Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:42, контрольная работа
Проблема профессионального становления личности является отражением более общей проблемы соотношения личности и профессии в целом. Существуют две основных парадигмы этого взаимодействия. Первая заключается в отрицании влияния профессии на личность. Сторонники этого подхода исходят из традиционного, идущего от древнегреческой идеалистической философии тезиса об изначальной «профессиональности» человека. Это означает, что, выбрав профессию, личность не изменяется на пути ее освоения и осуществления трудовых функций.
Содержание
Стадии профессионального становления
Сходство и различие периодизаций профессионального становления зарубежных и отечественных психологов
Список литературы
А.К. Маркова выделяет также следующие, более конкретные этапы освоения профессии:
1) адаптация человека к
2) самоактуализация человека в
профессии (приспособление
3) гармонизация человека с
4) преобразование, обогащение человеком
своей профессии. Это уровень
творчества, когда, например, некоторые
мастера начинают даже
5) этап свободного владения
6) этап творческого
При этом А.К. Маркова считает,
На уровне этапа
На Западе достаточно хорошо
известна периодизация
1. Этап роста, когда происходит
развитие основных интересов
и способностей (от рождения до
14 лет). При этом представления
о будущей профессии
2. Этап исследования своих сил
и устремлений, этап "разведки".
Здесь происходит апробация
3. Пробный этап. Здесь человек
"пробует" себя в качестве
полноценного специалиста,
4. Этап стабилизации, утверждения
себя в качестве надежного
и преуспевающего специалиста.
Этот этап часто предполагает
дальнейшее профессиональное
5. Этап поддержания, сохранения
достигнутых позиций (в ходе
карьерных усилий). Человек на
данном этапе стремится
6. Этап спада, ухода, уменьшения профессиональной и социальной активности (от 65 лет и более).
Если сравнивать периодизации
разных авторов, то различие
в них объясняется не только
различием в теоретико-
Если сравнивать периодизации
различных авторов,
Голландский психолог Б. Ливехуд выделяет три аспекта развития :
Биологическое развитие, включающее следующие подпериоды: период роста (происходит более созидание, нежели разрушение); устанавливается равновесие между созиданием и разрушением; период инволюции (все нарастающее разрушение организма).
Психическое развитие. Еще в детстве начинается поиск "образа мира", часто это "фантазийный мир": "Эта детская фантазия является основой, на которой в будущей социальной и профессиональной жизни разовьются творческие способности".
Духовная биография, которая начинается еще в детстве с осознания своего "образа Я".
Б. Ливехуд так
обозначает соотношение между этими
линиями развития: "Печатью биологического
ритма развития более всего отмечен
период перед наступлением взрослости.
Психическое развитие отчетливее всего
проявляется в своем
Им выделяются основные фазы жизни после детства:
1. Юность (с 16-17 до 21-24 лет) - это переходная фаза: "…юность является временем, когда нужно упорно работать над неравноценными задачами, в результате чего возникает поведение, на основе которого можно называть себя взрослым". Б. Ливехуд против того, чтобы в 14-15 лет ребенок работал на производстве (это - "преступление").
2. Годы с 21 до 28 - первая фаза взрослости. "Молодой человек хотел бы проявить себя в различных ситуациях. Чтобы таким образом изучить себя и свои способности…". "Худшее, что может случиться с человеком в этой фазе его жизни, это необходимость в течение десяти лет выполнять одну и ту же работу, не имея возможности изучить при этом что-то новое", - отмечает Б. Ливехуд. Важно место в развитии занимает переход от эроса к любви, многие вступают в брачные отношения.
3. Организационная фаза (с 28 до 35
лет). На первый план все больше
выходит профессиональная
4. 35-40 лет. Здесь происходит частая смена ценностей, страх перед разрывом между старыми (более романтическими) и новыми (более прагматическими) ценностями.
5. Возраст от 40 до 50 лет. Наблюдается
биологический спад и
6. 50-56 лет. Б. Ливехуд отмечает, что если новые ценности не найдены, то возрастает ощущение трагичности (неудачности) жизни и человек все больше уходит в работу. Если новые смыслы найдены, то кроме работы человек находит смыслы (счастье) в иных делах (особенное счастье - в духовном развитии).
7. Время после 56-ти лет (с 56 до 63 лет). Для многих людей будущего больше нет - все в прошлом. У многих есть ощущение того, что самое главное в жизни еще не сделал. Далее Б. Ливехуд приводит примеры людей, которые уже в старости осознали, что "жизнь только начинается". По преданию, известный японский художник Хокусаи сказал, что все, созданное им до 73 лет, ничего не стоит и что его художественная карьера началась только после этого. Тициан написал свои самые захватывающие картины почти в возрасте ста лет. Верди, Сибелиус и другие работали до восьмидесяти лет.
Согласно Э. Эриксону, главный критерий развития - психосоциальная идентичность как интегративное свойство личности . В связи с этим выделяются следующие периоды:
1) Базальное "доверие - или недоверие", в результате может сформироваться либо надежда, чувство "защищенности", либо - безнадежность (многое определяется зависимостью от взрослого; главное - сформировать доверие, чувство "хорошести" жизни) (до 1 года);
2) "Автономия - или сомнение и стыд" (близко к формированию "Я-Сам" в советской психологии) (1-3 г.);
3) "Инициативность - или чувство
вины" (усвоение простых
4) "Трудолюбие, умелость - или чувство неполноценности" (отношение со сверстниками, соревновательность, самоидентификация) (6-14 лет);
5) "Идентичность - или непризнание";
формирование "ролевой идентичности",
профессиональное и личностное
самоопределение (близко к
6) "Сотрудничество - или отчуждение,
изоляция"; развитие интимных
отношений, планирование и
7) "Дружба - или изолированность";
профессиональная деятельность, творчество,
самоуважение, статус в обществе
(по Э. Эриксону - это одна из
важнейших стадий жизни, когда
реализуется/ или не
8) Оценка прожитого, осознание идентичности, целостности всей жизни или наоборот, неудачности своей жизни... (60-65 и далее).
Информация о работе Периодизации профессионального становления зарубежных и отечественных психологов