Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:42, контрольная работа
Проблема профессионального становления личности является отражением более общей проблемы соотношения личности и профессии в целом. Существуют две основных парадигмы этого взаимодействия. Первая заключается в отрицании влияния профессии на личность. Сторонники этого подхода исходят из традиционного, идущего от древнегреческой идеалистической философии тезиса об изначальной «профессиональности» человека. Это означает, что, выбрав профессию, личность не изменяется на пути ее освоения и осуществления трудовых функций.
Содержание
Стадии профессионального становления
Сходство и различие периодизаций профессионального становления зарубежных и отечественных психологов
Список литературы
Таким образом, общий для всех специалистов психологический механизм реализуется затем в различных профессиональных способностях. При этом общие сенсомоторные способности получают свое дальнейшее специфическое развитие в зависимости от того, какое место в структуре профессиональной деятельности они занимают.
Исследования
показывают, что на разных этапах профессионализации
доминирующими являются разные группы
качеств. При этом наблюдается гетерохронность
развития общих и профессиональных
способностей. Это значит, что они
формируются в разное время (Шадриков
В. Д., Дружинин В. Н., 1979; Шрейдер Р. В.,
1980). В частности, при овладении
профессией токаря на первых этапах профессионализации
ведущими по уровню развития являются:
кратковременная образная память, память
на движения, невербальный интеллект.
Наименьший уровень развития относительно
других имеют сенсомоторная
Анализ данных, полученных на разных профессиях, позволил выделить четыре этапа в формировании профессиональных способностей при овладении профессией (Шадриков В.Д.,1981):
1) вхождение в деятельность;
2) первичная профессионализация;
3)стабилизация;
4) вторичная профессионализация.
На первом этапе ученик осваивает деятельность по инструкции, не имея собственного опыта. Система профессиональных способностей еще не сформирована. Ведущим профессионально важным качеством является долговременная память и ряд специальных ПВК, число которых очень ограничено.
На втором этапе, по мере приобретения индивидуального опыта, происходит развитие ведущих ПВК первого этана. При этом возрастает роль тех профессиональных качеств, которые отвечают за прием информации. Их развитие происходит на базе ПВК первого этапа.
В фазе стабилизации
профессиональные способности, отвечающие
за прием и переработку
Наконец, на последнем этапе происходит смена ПВК. Субъект переходит от системы профессиональных способностей, реализующих деятельность до накопления профессионального опыта, к системе ПВК, основанной на личном опыте.
В отличие от формирования профессиональных способностей в процессе овладения деятельностью, развитие личностных особенностей под влиянием профессии изучено менее подробно. Установлено, что в процессе профессионализации изменяются многие свойства личности, отмечено изменение даже наиболее стабильных характеристик, таких как свойства темперамента, эмоциональная реактивность. Например, тревожность повышается на начальных этапах профессионального развития, затем снижается, при стаже от трех до пяти лет она становится неадекватно низкой и затем вновь повышается до оптимального для данной деятельности уровня (Грановская Р. М., 1988).
Развитие личностных особенностей при овладении профессией и ее осуществлении зависит от специфики труда. Например, профессия юриста вырабатывает у человека самообладание, наблюдательность, бдительность. При этом формирование тех или иных характеристик личности как ПВК может осуществляться на неосознаваемом уровне. Работник может не замечать изменений, которые происходят в его личности.
Развитие личностных
особенностей в процессе профессионализации
может идти не только за счет «непосредственного»
приспособления личности к профессии,
но и за счет «компенсаторного»
Регрессивная стадия профессионального развития личности
Как правило, труд
положительно влияет на человека и
его личностные особенности. Однако
профессиональное развитие может носить
и нисходящий характер. Отрицательное
воздействие профессии на личность
может носить частичный или полный
характер. При частичном регрессе
профессионального развития затрагивается
какой-то один его элемент. Полный регресс
означает, что негативные процессы
затронули отдельные структуры
психологической системы
Слово «деформация»
(от лат. deformatio — искажение) означает
изменение физических характеристик
тела под воздействием внешней среды.
Под профессиональной деформацией
понимают всякое изменение, вызванное
профессией, наступающее в организме
и приобретающее стойкий
Механизм возникновения
профессиональной деформации имеет
довольно сложную динамику. Первоначально
неблагоприятные условия труда
вызывают негативные изменения в
профессиональной деятельности, в поведении.
Затем, по мере повторения трудных ситуаций,
эти отрицательные изменения
могут накапливаться и в
Профессиональная деформация может иметь довольно сложную динамику проявлений в трудовой деятельности человека и затрагивать различные стороны психики: мотивационную, когнитивную, сферу личностных качеств. Ее результатом могут быть специфические установки и представления, появление определенных черт личности (Орел В. Е., 19996).
Деформация тех или иных структур личности может возникнуть как следствие прогрессивного развития определенных черт характера, познавательных образований, мотивов в результате высокой степени специализации деятельности. Гипертрофированное развитие указанных характеристик приводит к тому, что они начинают проявляться не только в профессиональной деятельности, но и проникают в другие сферы жизни человека. Выполнение профессиональных обязанностей при этом существенно не страдает.
Профессиональная
деформация мотивационной сферы
может проявляться в чрезмерной
увлеченности какой-либо профессиональной
сферой при снижении интереса к другим.
Известным примером такой деформации
может служить феномен «
Другой формой
проявления этого феномена являются
профессиональные стереотипы и установки
(Грановская Р. М., 1988; Петренко В. Ф., 1988).
Они представляют собой определенный
уровень достигнутого мастерства и
проявляются в знаниях, автоматизированных
умениях и навыках, подсознательных
установках, не загружающих сознания.
Отрицательное влияние
Уровень профессиональной деформации личностных особенностей изучен несколько хуже. Отмечается, что сформированные под влиянием той или иной профессии личностные особенности существенно затрудняют взаимодействие человека в социуме, особенно в непрофессиональной деятельности.
В частности, многих учителей отличает дидактическая манера речи, стремление поучать и воспитывать. Если такая тенденция абсолютно оправдана в школе, то в сфере межличностных отношений она раздражает людей. Для учителей также характерен и упрощенный подход к проблемам. Это качество необходимо в школе для того, чтобы сделать объясняемый материал более доступным, однако вне профессиональной деятельности оно порождает ригидность и прямолинейность мышления (Грановская Р. М., 1988; Рогов Е. И., 1998).
Профессиональная деформация личностных особенностей также может возникнуть вследствие чрезмерного развития одной черты, необходимой для успешного выполнения профессиональных обязанностей и распространившей свое влияние на «непрофессиональную» сферу жизни субъекта. Например, следователь в своей работе сталкивается с обманом, коварством и лицемерием. На основании этого у него может выработаться повышенная критичность и излишняя бдительность. Дальнейшее заострение этих черт может привести к развитию чрезмерной подозрительности, когда следователь в каждом человеке видит преступника, причем эта черта проявляется не только в профессиональной деятельности, но распространяется и на семейные и бытовые отношения (Грановская Р. М., 1988).
Деформация одних
личностных особенностей может компенсироваться
развитием других. Так у работников
исправительно-трудовых учреждений под
влиянием профессии формируются
такие специфические личностные
особенности, как ригидность поведения
и познавательной сферы, сужение
круга интересов и общения. Деформация
указанных характеристик
Другим проявлением
отрицательного воздействия профессии
на личность является феномен психического
выгорания, широко известный на Западе
и практически не исследованный
в отечественной науке. В отличие
от профессиональной деформации психическое
выгорание можно в большей
степени отнести к случаю полного
регресса профессионального развития,
поскольку оно затрагивает
Информация о работе Периодизации профессионального становления зарубежных и отечественных психологов