Периодизации профессионального становления зарубежных и отечественных психологов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:42, контрольная работа

Описание работы

Проблема профессионального становления личности является отражением более общей проблемы соотношения личности и профессии в целом. Существуют две основных парадигмы этого взаимодействия. Первая заключается в отрицании влияния профессии на личность. Сторонники этого подхода исходят из традиционного, идущего от древнегреческой идеалистической философии тезиса об изначальной «профессиональности» человека. Это означает, что, выбрав профессию, личность не изменяется на пути ее освоения и осуществления трудовых функций.

Содержание

Содержание
Стадии профессионального становления
Сходство и различие периодизаций профессионального становления зарубежных и отечественных психологов
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 56.13 Кб (Скачать)

Таким образом, общий для всех специалистов психологический  механизм реализуется затем в  различных профессиональных способностях. При этом общие сенсомоторные  способности получают свое дальнейшее специфическое развитие в зависимости  от того, какое место в структуре  профессиональной деятельности они  занимают.

Исследования  показывают, что на разных этапах профессионализации доминирующими являются разные группы качеств. При этом наблюдается гетерохронность  развития общих и профессиональных способностей. Это значит, что они  формируются в разное время (Шадриков В. Д., Дружинин В. Н., 1979; Шрейдер Р. В., 1980). В частности, при овладении  профессией токаря на первых этапах профессионализации ведущими по уровню развития являются: кратковременная образная память, память на движения, невербальный интеллект. Наименьший уровень развития относительно других имеют сенсомоторная координация, техническое мышление, координация  движений обеих рук. На второй стадии профессионализации развитие исследуемых  характеристик имеет равномерный  характер, а на третьем этапе сенсомоторная  координация, техническое мышление, координация движений обеих рук, т. е. собственно профессиональные качества, играющие главную роль в освоении деятельности, приобретают ведущее  значение (Шрейдер Р. В., 1980). Соотношение  общих и специальных способностей в структуре ПВК будет зависеть от специфики профессиональной деятельности. Чем в большей степени ее выполнение зависит от специальных способностей, тем раньше эти способности будут  проявляться при освоении профессии.

Анализ данных, полученных на разных профессиях, позволил выделить четыре этапа в формировании профессиональных способностей при  овладении профессией (Шадриков В.Д.,1981):

1) вхождение  в деятельность;

2) первичная  профессионализация;

3)стабилизация;

4) вторичная  профессионализация.

На первом этапе  ученик осваивает деятельность по инструкции, не имея собственного опыта. Система  профессиональных способностей еще  не сформирована. Ведущим профессионально  важным качеством является долговременная память и ряд специальных ПВК, число которых очень ограничено.

На втором этапе, по мере приобретения индивидуального  опыта, происходит развитие ведущих  ПВК первого этана. При этом возрастает роль тех профессиональных качеств, которые отвечают за прием информации. Их развитие происходит на базе ПВК первого этапа.

В фазе стабилизации профессиональные способности, отвечающие за прием и переработку информации, выступают на первый план, в то время  как часть профессиональных способностей выпадает из структур ПВК. Притом в  количественном плане эти качества могут оставаться на высоком уровне. На этом этапе деятельность начинает реализовываться в индивидуальном способе ее выполнения. Субъект обращает больше внимания на прогнозирование  и планирование деятельности по сравнению  с ее исполнительной частью.

Наконец, на последнем  этапе происходит смена ПВК. Субъект  переходит от системы профессиональных способностей, реализующих деятельность до накопления профессионального опыта, к системе ПВК, основанной на личном опыте.

В отличие от формирования профессиональных способностей в процессе овладения деятельностью, развитие личностных особенностей под  влиянием профессии изучено менее  подробно. Установлено, что в процессе профессионализации изменяются многие свойства личности, отмечено изменение  даже наиболее стабильных характеристик, таких как свойства темперамента, эмоциональная реактивность. Например, тревожность повышается на начальных  этапах профессионального развития, затем снижается, при стаже от трех до пяти лет она становится неадекватно низкой и затем вновь  повышается до оптимального для данной деятельности уровня (Грановская Р. М., 1988).

Развитие личностных особенностей при овладении профессией и ее осуществлении зависит от специфики труда. Например, профессия  юриста вырабатывает у человека самообладание, наблюдательность, бдительность. При  этом формирование тех или иных характеристик  личности как ПВК может осуществляться на неосознаваемом уровне. Работник может  не замечать изменений, которые происходят в его личности.

Развитие личностных особенностей в процессе профессионализации может идти не только за счет «непосредственного»  приспособления личности к профессии, но и за счет «компенсаторного» профессионального  приспособления. Это означает, что  субъект под влиянием требований профессии может с помощью  волевых усилии преодолеть в себе определенные личностные черты, которые  мешают выполнению деятельности. Например, если требования профессии предполагают постоянный контакт с людьми, то личность может преодолеть свою природную  застенчивость и постепенно втягиваться  в общение с людьми («История советской  психологии труда», 1983).

 Регрессивная стадия профессионального развития личности

Как правило, труд положительно влияет на человека и  его личностные особенности. Однако профессиональное развитие может носить и нисходящий характер. Отрицательное  воздействие профессии на личность может носить частичный или полный характер. При частичном регрессе профессионального развития затрагивается  какой-то один его элемент. Полный регресс  означает, что негативные процессы затронули отдельные структуры  психологической системы деятельности, приводя к их разрушению, что может  снизить эффективность выполнения деятельности. Признаком негативного  влияния профессии на личность является появление самых разных профессиональных деформаций или специфических состояний, например психического выгорания.

Слово «деформация» (от лат. deformatio — искажение) означает изменение физических характеристик  тела под воздействием внешней среды. Под профессиональной деформацией  понимают всякое изменение, вызванное  профессией, наступающее в организме  и приобретающее стойкий характер («История советской психологии труда», 1983). Деформация распространяется на все  стороны физической и психической  организации человека, которые изменяются под влиянием профессии. Это влияние  носит явно отрицательный характер, что очевидно из примеров, приводимых исследователями (искривление позвоночника и близорукость у конторских служащих, льстивость швейцаров). Профессиональная деформация может привести к затруднениям в повседневной жизни и снижению эффективности труда.

Механизм возникновения  профессиональной деформации имеет  довольно сложную динамику. Первоначально  неблагоприятные условия труда  вызывают негативные изменения в  профессиональной деятельности, в поведении. Затем, по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения  могут накапливаться и в личности, приводя к ее перестройке, что  далее проявляется в повседневном поведении и общении. Установлено  также, что сначала возникают  временные негативные психические  состояния и установки, затем  начинают исчезать положительные качества. Позднее на месте положительных  свойств возникают негативные психические  качества, изменяющие личностный профиль  работника (Маркова А. К., 1996).

Профессиональная  деформация может иметь довольно сложную динамику проявлений в трудовой деятельности человека и затрагивать  различные стороны психики: мотивационную, когнитивную, сферу личностных качеств. Ее результатом могут быть специфические  установки и представления, появление  определенных черт личности (Орел В. Е., 19996).

Деформация тех  или иных структур личности может  возникнуть как следствие прогрессивного развития определенных черт характера, познавательных образований, мотивов  в результате высокой степени  специализации деятельности. Гипертрофированное развитие указанных характеристик  приводит к тому, что они начинают проявляться не только в профессиональной деятельности, но и проникают в  другие сферы жизни человека. Выполнение профессиональных обязанностей при  этом существенно не страдает.

Профессиональная  деформация мотивационной сферы  может проявляться в чрезмерной увлеченности какой-либо профессиональной сферой при снижении интереса к другим. Известным примером такой деформации может служить феномен «трудоголизма», когда человек большую часть  времени проводит на рабочем месте, он говорит и думает только о работе, теряя интерес к остальным  сферам жизни. Труд при этом, по выражению Л. Н. Толстого, оказывается «нравственно анестезирующим средством вроде курения или вина для скрывания от себя неправильности и порочности жизни» (цит. по: Маркова А. К., 1996). Труд в этом случае является своего рода «защитой», попыткой уйти от тех трудностей и проблем, которые возникают в жизни человека. С другой стороны, личность может высокоэффективно работать в какой-либо области, посвящая этому все свое время, что приводит к отсутствию интересов и активности в других сферах. В частности, Ч. Дарвин высказывал сожаление по поводу того, что усиленные занятия в области биологии полностью занимали все его время, в результате чего он не имел возможности следить за музыкой и живописью.

Другой формой проявления этого феномена являются профессиональные стереотипы и установки (Грановская Р. М., 1988; Петренко В. Ф., 1988). Они представляют собой определенный уровень достигнутого мастерства и  проявляются в знаниях, автоматизированных умениях и навыках, подсознательных  установках, не загружающих сознания. Отрицательное влияние стереотипов  проявляется в упрощенном подходе  к решению проблем, в представлении  о том, что данный уровень знаний и представлений может обеспечить успешность деятельности (Маркова А. К., 1996). В ряде профессий эти стереотипы и установки очень опасны. Примером такой профессии может служить  деятельность следователя. Подозрительность как вид деформации неизбежно  приводит к предвзятости, к обвинительному уклону в следственной деятельности. Этот феномен получил название «обвинительный уклон» и представляет собой неосознаваемую установку на то, что человек, чья  вина еще не доказана, определенно  совершил преступление. В исследованиях  было выявлено наличие установки  на обвинение у всех специальностей юридической профессии, начиная  с работников прокуратуры и заканчивая адвокатами (Панасюк А. Ю., 1992). Сформированные у профессионалов стереотипы и установки  также могут мешать освоению новых  профессий. В частности, в проведенных  нами исследованиях, было показано, что  наличие стереотипов в сознании может затруднить процесс адаптации  врачей, получающих специальность медицинского психолога, к новой профессии  и влияет на представление о ней. Представления о профессии психолога  у медиков и педагогов и  у психологов, имеющих базовое  образование и успешно работающих в своей области, имеют определенные различия. Так, обе группы выделяют такие качества, как умение расположить  к себе, доброжелательность, внимательность к людям. Однако если психологи относят  эти качества к разряду профессиональной компетенции, то врачи и учителя  этого не делают. Причиной этого  может быть перенос старых моделей  на новые условия. В традиционной медицине и педагогике существует образ  врача (педагога) как профессионала-манипулятора, включающий такие характеристики, как  доминирование, авторитарность, требовательность, управление поведением пациента или  ученика. В противоположность врачам и педагогам, психологи строят свой образ в контексте психологически ориентированной модели (Орел В. Е., 1996).

Уровень профессиональной деформации личностных особенностей изучен несколько хуже. Отмечается, что  сформированные под влиянием той  или иной профессии личностные особенности  существенно затрудняют взаимодействие человека в социуме, особенно в непрофессиональной деятельности.

В частности, многих учителей отличает дидактическая манера речи, стремление поучать и воспитывать. Если такая тенденция абсолютно  оправдана в школе, то в сфере  межличностных отношений она  раздражает людей. Для учителей также  характерен и упрощенный подход к  проблемам. Это качество необходимо в школе для того, чтобы сделать  объясняемый материал более доступным, однако вне профессиональной деятельности оно порождает ригидность и прямолинейность мышления (Грановская Р. М., 1988; Рогов Е. И., 1998).

Профессиональная  деформация личностных особенностей также  может возникнуть вследствие чрезмерного  развития одной черты, необходимой  для успешного выполнения профессиональных обязанностей и распространившей свое влияние на «непрофессиональную» сферу  жизни субъекта. Например, следователь  в своей работе сталкивается с  обманом, коварством и лицемерием. На основании этого у него может  выработаться повышенная критичность  и излишняя бдительность. Дальнейшее заострение этих черт может привести к развитию чрезмерной подозрительности, когда следователь в каждом человеке видит преступника, причем эта черта  проявляется не только в профессиональной деятельности, но распространяется и  на семейные и бытовые отношения (Грановская Р. М., 1988).        

Деформация одних  личностных особенностей может компенсироваться развитием других. Так у работников исправительно-трудовых учреждений под  влиянием профессии формируются  такие специфические личностные особенности, как ригидность поведения  и познавательной сферы, сужение  круга интересов и общения. Деформация указанных характеристик сопровождается высоким уровнем выраженности таких  личностных черт, как аккуратность, пунктуальность, добросовестность. Кроме  того, различные психологические  структуры в разной степени подвержены деформации. Согласно нашим данным, эмоционально-мотивационная сфера  деформируется в большей степени, чем блок личностных характеристик (Орел В. Е., 1996).

Другим проявлением  отрицательного воздействия профессии  на личность является феномен психического выгорания, широко известный на Западе и практически не исследованный  в отечественной науке. В отличие  от профессиональной деформации психическое  выгорание можно в большей  степени отнести к случаю полного  регресса профессионального развития, поскольку оно затрагивает личность в целом, разрушая ее и оказывая негативное влияние на эффективность трудовой деятельности. Впервые этот феномен  был описан Л. Фреденбергером, который  наблюдал большое количество работников, испытывающих постепенное эмоциональное  истощение, потерю мотивации и работоспособности. Исследователь назвал этот феномен  термином burnout (выгорание), употреблявшимся  в разговорной речи для обозначения  эффекта хронической зависимости  от наркотиков. Одновременно с наблюдениями X. Фреденбергера социальный психолог К. Маслач, занимаясь изучением когнитивных  стратегий людей, используемых для  борьбы с эмоциональным возбуждением, установила, что исследуемые феномены оказывают влияние на профессиональную идентификацию и поведение работников. Она обнаружила, что юристы также  называют это явление выгоранием (Professionalburnout, 1993).

Информация о работе Периодизации профессионального становления зарубежных и отечественных психологов