Периодизации профессионального становления зарубежных и отечественных психологов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:42, контрольная работа

Описание работы

Проблема профессионального становления личности является отражением более общей проблемы соотношения личности и профессии в целом. Существуют две основных парадигмы этого взаимодействия. Первая заключается в отрицании влияния профессии на личность. Сторонники этого подхода исходят из традиционного, идущего от древнегреческой идеалистической философии тезиса об изначальной «профессиональности» человека. Это означает, что, выбрав профессию, личность не изменяется на пути ее освоения и осуществления трудовых функций.

Содержание

Содержание
Стадии профессионального становления
Сходство и различие периодизаций профессионального становления зарубежных и отечественных психологов
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 56.13 Кб (Скачать)

БАШКИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ

Факультет психологии 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по курсу: «Основы  Профориентологии»

Тема:

Периодизации  профессионального  становления 

зарубежных  и отечественных  психологов. 
 
 
 

Выполнила студентка 4 курса

Номер зачетной книжки - 61103051

Абдурахимова  Соджида Мунировна

Проверила преподаватель

Батталова Гульназ Флоритовна 
 

г. Уфа, 2011  
 
 
 

 

Содержание 

  1. Стадии  профессионального становления
  2. Сходство и различие периодизаций профессионального становления зарубежных и отечественных психологов

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Стадии профессионального становления

Проблема профессионального  становления личности является отражением более общей проблемы соотношения  личности и профессии в целом. Существуют две основных парадигмы  этого взаимодействия. Первая заключается  в отрицании влияния профессии  на личность. Сторонники этого подхода  исходят из традиционного, идущего  от древнегреческой идеалистической  философии тезиса об изначальной  «профессиональности» человека. Это  означает, что, выбрав профессию, личность не изменяется на пути ее освоения и  осуществления трудовых функций.

В частности, американский исследователь Ф. Парсонс считал, что для правильного выбора профессии  индивиду необходимо иметь ясное  представление о себе и своих  способностях. Помимо этого он должен знать о требованиях, предъявляемых  к нему профессией, и возможностях реализации поставленных целей. Заканчивается  этап выбора установлением соответствия между требованиями профессии и  способностями личности. Такой подход демонстрировал слишком упрощенный взгляд на личность и профессию. Под  личностью понимался относительно независимый друг от друга механический комплекс способностей и черт. Аналогичный  взгляд существовал и на профессию, которая воспринималась как механическая сумма заданий и трудовых функций. Соотнесение независимых личностных особенностей с соответствующими профессиональными  функциями и составляло механизм выбора профессии. Если в ходе выполнения деятельности обнаруживалось несоответствие вышеназванных компонентов, человек  менял свою профессию (Crites S., 1964).

Вторая парадигма  взаимодействия профессии и личности характерна для большинства зарубежных исследователей и является общепринятом в отечественной психологии (Шадриков В. Д., 1982; Кудрявцев Т. В., 1986; Абульханова-Славская К. А., 1991; Поваренков Ю. П., 1991; Климов Е. А., 1996). Она заключается в признании факта влияния профессии на личность и изменении личности в ходе профессионального развития. Процесс формирования личности профессионала получил в отечественной психологии название профессионализации. Этот процесс начинается с момента выбора профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека. Выделяют четыре этапа профессионализации:

1) поиск и  выбор профессии;

2) освоение профессии;

3) социальная  и профессиональная адаптация;

4) выполнение  профессиональной деятельности.

На каждом из этих этапов происходит смена ведущих  механизмов детерминации деятельности, меняются ее цели. Если на начальных  этапах субъект ставит перед собой  цель освоить профессию и приспособиться к ее требованиям, то на последующих  он может стремиться изменить ее содержание и условия (Кудрявцев Т. В., 1986).

Профессиональное  развитие является неотъемлемой частью профессионализации личности. Начинается оно на стадии освоения профессии  и продолжается на последующих этапах. Более того, оно не заканчивается на стадии самостоятельного выполнения деятельности, а продолжается вплоть до полного отхода человека от дел, приобретая специфическую форму и содержание (Поваренков Ю. П.,1991). 
Таким образом, профессиональное развитие — довольно сложный процесс, имеющий циклический характер; человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное воздействие этого процесса. Такое воздействие приводит к появлению разного рода деформаций и состояний, снижающих не только профессиональные успехи, но и негативно проявляющихся в «непрофессиональной» жизни. В этой связи можно говорить о восходящей (прогрессивной) и нисходящей (регрессивной) стадиях про-фессионального развития.

Прогрессивная стадия профессионального  развития личности

Данная стадия профессионального развития личности прежде всего связана с формированием мотивов профессиональной деятельности и структуры профессиональных способностей, знаний, умений и навыков (Поваренков Ю. П., 1991).

Профессиональная  мотивация представляет собой систему  внутренних побуждений, которые вызывают трудовую активность человека, направляют ее на достижение профессиональных целей  и регулируют структуру и функции  деятельности. Существует большое количество разнообразных классификаций мотивов  трудовой деятельности. В качестве примера можно привести широко известную  классификацию потребностей, предложенную американским психологом А. Маслоу. Он выделяет пять уровней потребностей:

1) физиологические  потребности (голод, жажда, сексуальность  и т. д.);

2) потребности  в безопасности (защита от страданий,  неудобств);

3) потребности  в социальных связях (сопереживание,  общение, любовь, дружба и т.  д.);

4) потребность  в самоуважении (признание, уважение, одобрение);

5) потребность  в самоактуализации (потребность  в понимании и осмыслении собственного  пути, реализации своих возможностей  и способностей).

В профессиональной деятельности удовлетворяются все  потребности, но способы их удовлетворения могут быть различными. Потребности  более низкого уровня удовлетворяются  косвенным путем через получение  необходимых материальных средств. Получая заработную плату, человек  может купить продукты, одежду, приобрести жилище, оплатить медицинские услуги или сделать сбережения, удовлетворяя тем самым физиологические потребности  и обеспечивая себе физическую и  социальную безопасность в будущем. Что касается высших потребностей, то их удовлетворение в труде происходит непосредственно.

Формирование  мотивации профессиональной деятельности осуществляется в двух направлениях: в превращении общих мотивов  личности в профессиональные и в  изменении системы профессиональных мотивов в связи с изменением уровня профессионализации (Поваренков Ю. П., 1991). Реализация первого направления заключается в том, что в ходе профессионального развития потребности человека находят свой предмет в профессиональной деятельности. Мотивация человека наполняется профессиональным содержанием. Личность оценивает профессию с точки зрения возможности удовлетворения в ней все большего числа своих потребностей. Чем больше возможностей предоставляет профессия для удовлетворения потребностей и интересов человека, тем выше его включенность в профессиональную деятельность. Наивысшей эффективности в трудовой деятельности человек достигает тогда, когда профессия приобретает для него смысл. Смысл определяется личностной значимостью профессии для человека, пристрастным личностно опосредованным отношением к труду. Для достижения успехов в профессиональной деятельности человек должен уметь «видеть» все новые смыслы профессии. Отсутствие такой способности приводит к потере интереса к работе и при малейших трудностях — к падению эффективности деятельности и удовлетворенности трудом (Маркова А. К., 1996).

Другое направление  формирования мотивов субъекта связано  с изменением мотивации на разных этапах профессионального становления. Традиционно в психологии выделяют две группы мотивов трудовой деятельности: внутренние мотивы, связанные с самим  процессом труда, и внешние мотивы, находящиеся вне его содержания. В первом случае процесс труда  доставляет человеку удовольствие и  радость, активизирует личность на приобретение новых знаний и навыков, развитие профессиональных способностей. Во втором случае в качестве мотивов выступают  значимые для личности факторы, например материальная выгода, социальное признание  и т. д. На различных этапах профессионального  развития разные мотивы оказываются  доминирующими, обеспечивая наибольшую включенность субъекта в освоение и  выполнение деятельности. Результаты исследований показывают, что в процессе овладения профессией возрастает роль внутренней мотивации, связанной с  самоутверждением себя как профессионала. Вместе с тем смена доминирующей мотивации является глубоко индивидуальным процессом и зависит от личностных особенностей, условий труда или  обучения, организации деятельности (Маркова А. К., 1996).

Познание человеком  окружающего мира — неотъемлемая часть его жизни. Результатом  этого процесса являются знания, понятия, представления, концептуальные модели. Познание, включенное в реальную профессиональную деятельность и подчиненное ее целям, называется практическим, или профессиональным, познанием. В ходе профессионального  познания происходит отражение производственной ситуации, которая, в широком смысле слова, представляет собой систему  объективных и субъективных факторов, детерминирующих деятельность. К  числу таких факторов относятся  параметры внешней среды, влияющие на выполнение деятельности (условия  труда, характер производственных заданий, состояние оборудования и т. д.), а  также личностные особенности индивида, познавательные и двигательные способности. Результатом отражения является формирование индивидуальной основы профессиональной деятельности (ИОПД) (Поваренков Ю. П., 1991).

В экспериментальных  исследованиях, проведенных на материале  различных видов профессиональной деятельности, было установлено, что  производственная ситуация отражается человеком на двух уровнях. На первом уровне (познавательном) человек использует всю информацию, которая известна ему о ситуации, понятна и доступна. На втором уровне (регулятивном) человек сосредоточивает свое внимание только на той информации, которую он будет непосредственно использовать в деятельности. Поэтому регулятивная структура ИОПД по своему количественному составу меньше познавательной. Анализ динамики обеих структур ИОПД позволил выделить ряд ее закономерностей в процессе профессионального развития. На начальных этапах профессионального становления развитие обеих структур совпадает, наблюдается значительный рост их количественного состава. Затем, начиная с определенного этапа профессионализации, их динамика перестает совпадать. Познавательная структура продолжает увеличиваться, а регулятивная — уменьшается (Шадриков В. Д., 1982).

В частности, исследования по формированию ИОПД у сварщиков  показывают, что на первых этапах обучения происходит увеличение числа информационных признаков, которые используют ученики  при овладении профессией. Этот процесс  является ведущим и определяет успешность выполнения деятельности. В частности, если слабо успевающие ученики используют около 16 признаков, то среднеуспевающие — до 22. Но наряду с накоплением признаков происходит их оценка с точки зрения значимости для деятельности, устанавливается ценность каждого из них. В результате такой оценки часть признаков перестает активно использоваться в деятельности. Ко второму курсу количество признаков сокращается в среднем до 10,5, т. е. начинает осуществляться переход от когнитивной структуры к регулятивной. На последующих этапах овладения профессией помимо чисто количественного сокращения происходит качественная перестройка структуры информационных признаков. Она заключается в том, что устанавливаются связи между отдельными признаками. Это приводит к появлению целостных признаков, по которым происходит опознание ситуации. Характерной особенностью таких признаков является их поливалентный (многозначный) характер — приобретение ими значения, которое раньше предавалось другими признаками. Формирование поливалентных признаков приводит к дальнейшему сокращению ИОПД. В частности, мастера производственного обучения, которые являются сварщиками высокой квалификации, используют всего три признака, обеспечивающих высокую степень выполнения деятельности. Ведущими среди них являются признаки «сила тока» и «длина дуги», имеющие самый высокий уровень ннтегративности и пронизывающие всю структуру информационных признаков (Поваренков Ю.П., Шадриков В. Д., 1979).

Формирование  познавательных структур в процессе профессионального развития связано  не только с содержанием деятельности и способствующей ее выполнению информационной основой. Другим аспектом этого процесса является формирование представления  о личности профессионала, а именно тех психологических характеристиках, которые в наибольшей степени  обеспечивают успешность выполнения профессиональных обязанностей. Формирование адекватного  представления о личности профессионала  способствует учету своих достоинств и недостатков, что в конечном итоге ведет к успешному овладению  профессией. Исследования показывают, что в процессе профессионализации происходит перестройка представлений  о личностных особенностях профессионала  в направлении наполнения его  личности профессиональным содержанием. Например, исследования динамики представлений  о ряде профессий показывают, что  по мере профессионального становления  личности происходит смещение акцента  с общечеловеческих, морально-нравственных качеств в сторону профессиональных и организаторских характеристик. Установлено, что решающую роль в формировании адекватного представления о профессии играет содержание профессионального обучения, в частности, соотношение между теоретической и практической его частью.

В психологической  литературе под профессионально  важными качествами (ПВК) принято  понимать любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность  ее выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности. С  этой точки зрения профессионально  важными качествами могут выступать  свойства нервной системы, свойства психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и убеждения (Шадриков В. Д., 1982). В контексте нашего изложения  под профессионально важными  качествами мы будем понимать профессиональные способности и характеристики личности, обеспечивающие эффективное выполнение деятельности.

Профессионально важные качества — любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность  ее выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности.

Профессиональные  способности — это свойства психических  процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения) и психомоторные  функции (координация движений рук  и ног, сенсомоторная координация  и т. д.), обеспечивающие эффективность  деятельности (Шадриков В. Д., 1981). Основным вопросом формирования профессиональных способностей является вопрос о том, как из общих способностей развиваются способности профессиональные. Ответом на этот вопрос является концепция функциональных и операционных механизмов, обеспечивающих развитие любой психической функции, предложенная видным отечественным психологом Б. Г. Ананьевым. Под функциональными механизмами понимается та нейрофизиологическая основа, которая закладывается генетически и составляет природную основу человека. Так, для процессов восприятия такой основой будет состояние нервной системы человека и его органов чувств. Операционные механизмы надстраиваются над функциональными в процессе обучения, воспитания и накопления индивидуального опыта. Для каждой психической функции (памяти, восприятия, мышления) формируются свои операционные механизмы. Для процессов восприятия это будет система измерительных, соизмерительных, корректирующих и других перцептивных действий (Ананьев Б. Г., 1980). Операционные механизмы являются более подвижными, и именно они в первую очередь подвергаются изменениям в процессе профессионализации. Спецификой этого процесса является переход операционных механизмов в оперативные, что представляет собой их перестройку в соответствии с требованиями деятельности (Шадриков В. Д., 1982). Проще говоря, общие способности наполняются профессиональным содержанием и таким образом превращаются в профессиональные. Например, в профессиональной деятельности водителя автотранспорта, часового мастера, токаря и хирурга важна координация движений обеих рук. Функциональным механизмом данного качества является развитие нервной системы и состояние двигательного аппарата человека. Операциональным механизмом является система движений, их четкость и точность. Однако сами по себе эти характеристики еще не являются профессиональной способностью. Отличная координация двигательных действий у хирурга не гарантирует, что он будет так же точен и ловок при переключении скоростей, а водителя с его хорошо развитой профессиональной способностью никто не поставит за операционный стол. Профессиональные способности начинают появляться только тогда, когда сенсомоторная деятельность наполнится профессионально-технологическим содержанием, и это содержание будет различным для хирурга, водителя или часового мастера («Профконсультационная работа», 1980).

Информация о работе Периодизации профессионального становления зарубежных и отечественных психологов