Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:42, контрольная работа
Проблема профессионального становления личности является отражением более общей проблемы соотношения личности и профессии в целом. Существуют две основных парадигмы этого взаимодействия. Первая заключается в отрицании влияния профессии на личность. Сторонники этого подхода исходят из традиционного, идущего от древнегреческой идеалистической философии тезиса об изначальной «профессиональности» человека. Это означает, что, выбрав профессию, личность не изменяется на пути ее освоения и осуществления трудовых функций.
Содержание
Стадии профессионального становления
Сходство и различие периодизаций профессионального становления зарубежных и отечественных психологов
Список литературы
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ
Факультет
психологии
Контрольная работа по курсу: «Основы Профориентологии»
Тема:
Периодизации профессионального становления
зарубежных
и отечественных
психологов.
Выполнила студентка 4 курса
Номер зачетной книжки - 61103051
Абдурахимова Соджида Мунировна
Проверила преподаватель
Батталова
Гульназ Флоритовна
г. Уфа,
2011
Содержание
Список литературы
1. Стадии профессионального становления
Проблема профессионального
становления личности является отражением
более общей проблемы соотношения
личности и профессии в целом.
Существуют две основных парадигмы
этого взаимодействия. Первая заключается
в отрицании влияния профессии
на личность. Сторонники этого подхода
исходят из традиционного, идущего
от древнегреческой
В частности, американский
исследователь Ф. Парсонс считал,
что для правильного выбора профессии
индивиду необходимо иметь ясное
представление о себе и своих
способностях. Помимо этого он должен
знать о требованиях, предъявляемых
к нему профессией, и возможностях
реализации поставленных целей. Заканчивается
этап выбора установлением соответствия
между требованиями профессии и
способностями личности. Такой подход
демонстрировал слишком упрощенный
взгляд на личность и профессию. Под
личностью понимался
Вторая парадигма взаимодействия профессии и личности характерна для большинства зарубежных исследователей и является общепринятом в отечественной психологии (Шадриков В. Д., 1982; Кудрявцев Т. В., 1986; Абульханова-Славская К. А., 1991; Поваренков Ю. П., 1991; Климов Е. А., 1996). Она заключается в признании факта влияния профессии на личность и изменении личности в ходе профессионального развития. Процесс формирования личности профессионала получил в отечественной психологии название профессионализации. Этот процесс начинается с момента выбора профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека. Выделяют четыре этапа профессионализации:
1) поиск и выбор профессии;
2) освоение профессии;
3) социальная и профессиональная адаптация;
4) выполнение профессиональной деятельности.
На каждом из
этих этапов происходит смена ведущих
механизмов детерминации деятельности,
меняются ее цели. Если на начальных
этапах субъект ставит перед собой
цель освоить профессию и
Профессиональное
развитие является неотъемлемой частью
профессионализации личности. Начинается
оно на стадии освоения профессии
и продолжается на последующих этапах.
Более того, оно не заканчивается на стадии
самостоятельного выполнения деятельности,
а продолжается вплоть до полного отхода
человека от дел, приобретая специфическую
форму и содержание (Поваренков Ю. П.,1991).
Таким образом, профессиональное развитие
— довольно сложный процесс, имеющий циклический
характер; человек не только совершенствует
свои знания, умения и навыки, развивает
профессиональные способности, но может
испытывать и отрицательное воздействие
этого процесса. Такое воздействие приводит
к появлению разного рода деформаций и
состояний, снижающих не только профессиональные
успехи, но и негативно проявляющихся
в «непрофессиональной» жизни. В этой
связи можно говорить о восходящей (прогрессивной)
и нисходящей (регрессивной) стадиях про-фессионального
развития.
Прогрессивная стадия профессионального развития личности
Данная стадия профессионального развития личности прежде всего связана с формированием мотивов профессиональной деятельности и структуры профессиональных способностей, знаний, умений и навыков (Поваренков Ю. П., 1991).
Профессиональная
мотивация представляет собой систему
внутренних побуждений, которые вызывают
трудовую активность человека, направляют
ее на достижение профессиональных целей
и регулируют структуру и функции
деятельности. Существует большое количество
разнообразных классификаций
1) физиологические
потребности (голод, жажда,
2) потребности в безопасности (защита от страданий, неудобств);
3) потребности в социальных связях (сопереживание, общение, любовь, дружба и т. д.);
4) потребность в самоуважении (признание, уважение, одобрение);
5) потребность
в самоактуализации (потребность
в понимании и осмыслении
В профессиональной
деятельности удовлетворяются все
потребности, но способы их удовлетворения
могут быть различными. Потребности
более низкого уровня удовлетворяются
косвенным путем через
Формирование
мотивации профессиональной деятельности
осуществляется в двух направлениях:
в превращении общих мотивов
личности в профессиональные и в
изменении системы
Другое направление
формирования мотивов субъекта связано
с изменением мотивации на разных
этапах профессионального становления.
Традиционно в психологии выделяют
две группы мотивов трудовой деятельности:
внутренние мотивы, связанные с самим
процессом труда, и внешние мотивы,
находящиеся вне его
Познание человеком окружающего мира — неотъемлемая часть его жизни. Результатом этого процесса являются знания, понятия, представления, концептуальные модели. Познание, включенное в реальную профессиональную деятельность и подчиненное ее целям, называется практическим, или профессиональным, познанием. В ходе профессионального познания происходит отражение производственной ситуации, которая, в широком смысле слова, представляет собой систему объективных и субъективных факторов, детерминирующих деятельность. К числу таких факторов относятся параметры внешней среды, влияющие на выполнение деятельности (условия труда, характер производственных заданий, состояние оборудования и т. д.), а также личностные особенности индивида, познавательные и двигательные способности. Результатом отражения является формирование индивидуальной основы профессиональной деятельности (ИОПД) (Поваренков Ю. П., 1991).
В экспериментальных
исследованиях, проведенных на материале
различных видов
В частности, исследования по формированию ИОПД у сварщиков показывают, что на первых этапах обучения происходит увеличение числа информационных признаков, которые используют ученики при овладении профессией. Этот процесс является ведущим и определяет успешность выполнения деятельности. В частности, если слабо успевающие ученики используют около 16 признаков, то среднеуспевающие — до 22. Но наряду с накоплением признаков происходит их оценка с точки зрения значимости для деятельности, устанавливается ценность каждого из них. В результате такой оценки часть признаков перестает активно использоваться в деятельности. Ко второму курсу количество признаков сокращается в среднем до 10,5, т. е. начинает осуществляться переход от когнитивной структуры к регулятивной. На последующих этапах овладения профессией помимо чисто количественного сокращения происходит качественная перестройка структуры информационных признаков. Она заключается в том, что устанавливаются связи между отдельными признаками. Это приводит к появлению целостных признаков, по которым происходит опознание ситуации. Характерной особенностью таких признаков является их поливалентный (многозначный) характер — приобретение ими значения, которое раньше предавалось другими признаками. Формирование поливалентных признаков приводит к дальнейшему сокращению ИОПД. В частности, мастера производственного обучения, которые являются сварщиками высокой квалификации, используют всего три признака, обеспечивающих высокую степень выполнения деятельности. Ведущими среди них являются признаки «сила тока» и «длина дуги», имеющие самый высокий уровень ннтегративности и пронизывающие всю структуру информационных признаков (Поваренков Ю.П., Шадриков В. Д., 1979).
Формирование
познавательных структур в процессе
профессионального развития связано
не только с содержанием деятельности
и способствующей ее выполнению информационной
основой. Другим аспектом этого процесса
является формирование представления
о личности профессионала, а именно
тех психологических
В психологической литературе под профессионально важными качествами (ПВК) принято понимать любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности. С этой точки зрения профессионально важными качествами могут выступать свойства нервной системы, свойства психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и убеждения (Шадриков В. Д., 1982). В контексте нашего изложения под профессионально важными качествами мы будем понимать профессиональные способности и характеристики личности, обеспечивающие эффективное выполнение деятельности.
Профессионально важные качества — любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности.
Профессиональные
способности — это свойства психических
процессов (восприятия, памяти, внимания,
мышления, воображения) и психомоторные
функции (координация движений рук
и ног, сенсомоторная координация
и т. д.), обеспечивающие эффективность
деятельности (Шадриков В. Д., 1981). Основным
вопросом формирования профессиональных
способностей является вопрос о том, как
из общих способностей развиваются способности
профессиональные. Ответом на этот вопрос
является концепция функциональных и
операционных механизмов, обеспечивающих
развитие любой психической функции, предложенная
видным отечественным психологом Б. Г.
Ананьевым. Под функциональными механизмами
понимается та нейрофизиологическая основа,
которая закладывается генетически и
составляет природную основу человека.
Так, для процессов восприятия такой основой
будет состояние нервной системы человека
и его органов чувств. Операционные механизмы
надстраиваются над функциональными в
процессе обучения, воспитания и накопления
индивидуального опыта. Для каждой психической
функции (памяти, восприятия, мышления)
формируются свои операционные механизмы.
Для процессов восприятия это будет система
измерительных, соизмерительных, корректирующих
и других перцептивных действий (Ананьев
Б. Г., 1980). Операционные механизмы являются
более подвижными, и именно они в первую
очередь подвергаются изменениям в процессе
профессионализации. Спецификой этого
процесса является переход операционных
механизмов в оперативные, что представляет
собой их перестройку в соответствии с
требованиями деятельности (Шадриков
В. Д., 1982). Проще говоря, общие способности
наполняются профессиональным содержанием
и таким образом превращаются в профессиональные.
Например, в профессиональной деятельности
водителя автотранспорта, часового мастера,
токаря и хирурга важна координация движений
обеих рук. Функциональным механизмом
данного качества является развитие нервной
системы и состояние двигательного аппарата
человека. Операциональным механизмом
является система движений, их четкость
и точность. Однако сами по себе эти характеристики
еще не являются профессиональной способностью.
Отличная координация двигательных действий
у хирурга не гарантирует, что он будет
так же точен и ловок при переключении
скоростей, а водителя с его хорошо развитой
профессиональной способностью никто
не поставит за операционный стол. Профессиональные
способности начинают появляться только
тогда, когда сенсомоторная деятельность
наполнится профессионально-
Информация о работе Периодизации профессионального становления зарубежных и отечественных психологов