Периодизации профессионального становления зарубежных и отечественных психологов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:42, контрольная работа

Описание работы

Проблема профессионального становления личности является отражением более общей проблемы соотношения личности и профессии в целом. Существуют две основных парадигмы этого взаимодействия. Первая заключается в отрицании влияния профессии на личность. Сторонники этого подхода исходят из традиционного, идущего от древнегреческой идеалистической философии тезиса об изначальной «профессиональности» человека. Это означает, что, выбрав профессию, личность не изменяется на пути ее освоения и осуществления трудовых функций.

Содержание

Содержание
Стадии профессионального становления
Сходство и различие периодизаций профессионального становления зарубежных и отечественных психологов
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 56.13 Кб (Скачать)

Психическое выгорание  —синдром, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.

  

В настоящее  время существует множество разнообразных  подходов к описанию психического выгорания, которые объединяются в три больших  категории в зависимости от источника  его возникновения.

Представители интерперсональных подходов усматривают  традиционную причину выгорания  в асимметрии отношений между  работниками и клиентами, что  подчеркивает важность межличностных  взаимоотношений в возникновении  выгорания. В частности, К. Маслач полагает, что основной причиной выгорания  являются напряженные отношения  между клиентами и работниками. Психологическая опасность таких  взаимоотношений заключается в  том, что профессионалы имеют  дело с человеческими проблемами, несущими в себе отрицательный эмоциональный  заряд, который тяжким бременем ложится  на их плечи.

Среди индивидуальных подходов наиболее популярным является экзистенциальный подход, основным представителем которого является А. Пайнс. По ее мнению, выгорание с наибольшей вероятностью возникает у работников социальной сферы с высоким уровнем притязаний. Когда высоко мотивированные специалисты, отождествляющие себя со своей работой  и считающие ее высокозначимой и  общественно полезной, терпят неудачи  в достижении своих целей и  чувствуют, что не способны внести весомый  вклад, они испытывают выгорание. Работа, которая была смыслом жизни для  индивида, вызывает у него разочарование, развитие которого и приводит к выгоранию.

В отличие от вышеназванных подходов, организационный  подход фокусирует свое внимание на факторах рабочей среды как главных  источниках выгорания. К таким факторам относятся большой объем работы и прежде всего ее рутинного компонента, суженная область контактов с  клиентами, отсутствие самостоятельности  в работе и некоторые другие. Несмотря на наличие разнообразных подходов, все исследователи этого феномена сходятся в следующем:

1. Психическое  выгорание представляет собой  синдром, включающий в себя  эмоциональное истощение, деперсонализацию  и редукцию профессиональных  достижений. Под эмоциональным истощением  понимается чувство эмоциональной  опустошенности и усталости, вызванное  собственной работой. Деперсонализация  предполагает циничное отношение  к труду и объектам своего  труда. В частности, в социальной  сфере деперсонализация предполагает  бесчувственное, негуманное отношение  к клиентам, приходящим для лечения,  консультации, получения образования  и других социальных услуг.  Наконец, редукция профессиональных  достижений представляет собой  возникновение у работников чувства  некомпетентности в своей профессиональной  сфере, осознание неуспеха в  ней.

2. Данный феномен  является профессиональным. В какой-то  степени он отражает специфику  работы с людьми — профессиональной  сферы, в которой был впервые  обнаружен. Вместе с тем исследования  последних лет позволили существенно  расширить сферу его распространения,  включив в нее профессии, не  связанные с социальной сферой.

3. Данный феномен  является необратимым. Возникнув  у человека, он продолжает развиваться,  и можно только определенным  образом затормозить этот процесс.  Исследования показывают, что кратковременный  отход от труда временно снимает  действие выгорания, однако после возобновления профессиональных обязанностей оно полностью восстанавливается.

 Выгорание  представляет собой самостоятельный  феномен, не сводимый к другим  состояниям, встречающимся в профессиональной  деятельности (стресс, утомление, депрессия). Хотя некоторые исследователи  склонны рассматривать психическое  выгорание как длительный рабочий  стресс, переживание воздействия  стрессовых факторов, большинство  исследователей сходится во мнении, что стресс и выгорание —  это хотя и родственные, но  относительно самостоятельные феномены. Соотношение между выгоранием  и стрессом может быть рассмотрено  с позиций временного фрактора и успешности адаптации. Различие между стрессом и выгоранием кроется прежде всего в длительности процесса. Выгорание представляет собой длительный, «растянутый» во времени рабочий стресс. С точки зрения Г. Селье, стресс представляет собой адаптивный синдром, который мобилизует все стороны психики человека, выгорание же является срывом в адаптации. Другим различием между стрессом и выгоранием является степень их распространенности. В то время как стресс может испытывать каждый, выгорание является прерогативой людей, имеющих высокий уровень достижений (Орел В. Е., 1999г). В отличие от стресса, возникающего в бесчисленном множестве ситуаций (например, война, стихийные бедствия, болезнь, безработица, различные ситуации на работе), выгорание чаще проявляется именно при работе с людьми. Стресс не обязательно может быть причиной выгорания. Люди способны прекрасно работать в стрессовых условиях, если считают, что их работа важна и значима (Орел В. Е., 1999г).

Среди факторов, вызывающих выгорание, особое место  занимают индивидуальные особенности  личности и социально-демографические  характеристики, с одной стороны, и факторы рабочей среды —  с другой. Среди социально-демографических  характеристик наиболее тесную связь  с выгоранием обнаруживает возраст.

Естественно, что  наличие психического выгорания  заставляет людей искать различные  способы его преодоления, например обращение в психотерапевтические службы, оптимизация условий работы и др.

Таким образом, профессия может существенным образом  менять характер человека, приводя  как к положительным, так и  отрицательным последствиям. Трудность  борьбы с профессиональной деформацией  заключается в том, что она, как  правило, не осознается работником. Поэтому  профессионалам очень важно знать  о возможных последствиях этого  явления и более объективно относиться к своим недостаткам в процессе взаимодействия с окружающими в  повседневной и профессиональной жизни. 
 
 
 
 

2. Сходство и различие периодизаций профессионального становления зарубежных и отечественных психологов 

Для рассмотрения вопроса сходств и различий периодизаций профессионального становления  как зарубежных, так и отечественных  авторов, важно понять, как происходит формирование ценностно-нравственной, смысловой, личностной структуры профессионального сознания.

          Еще А.Н. Леонтьев рассуждал  о двух "рождениях личности": первый раз - в дошкольном возрасте, когда выстраивается первая иерархия  мотивов и появляется способность  от чего-то отказываться; и второй  раз - в подростковом возрасте, когда молодой человек по-новому  осознает свои мотивы и начинает  руководить собственным поведением. Мы считаем, что к этому можно  было бы добавить и третье  рождение личности, связанное с  гражданской зрелостью и согласованием  своих мотивов с общественными и даже общечеловеческими... Именно в профессиональной деятельности, когда уже повзрослевший человек максимально реализует свой развивающийся потенциал, полезно поразмышлять о том, ради чего человек не только трудится, но и вообще живет, как собственно профессиональная деятельность позволяет ему передать все лучшее, что у него есть, другим людям. 

В целом можно  условно выделить следующие этапы  развития самосознания личности (по Ю.Б. Гиппенрейтер):

- усвоение норм, опосредствующих физическое развитие (формирование "физического Я" личности);

- формирование "социального слоя личности";

- формирование "духовного центра личности" (ценностно-нравственное самоопределение) .

Для понимания  специфики развития личности специалиста  еще предстоит выделить особенности  формирования его самосознания с  учетом специфики данной профессии  и особенностей ситуации развития самого человека. Но центральной проблемой  развития личности специалиста остается развитие его ценностно-смысловой  сферы, развитие его готовности поставить  перед собой и дать ответ на вопрос: ради чего я живу и работаю, зачем я вообще являюсь таким-то и таким-то профессионалом?

          Наиболее известной в России  является периодизация развития  человека как субъекта труда  Е.А. Климова (1996):

          1. Стадия предигры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейшие правила поведения и моральные оценки, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.

          2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда  происходит овладение "основными  смыслами" человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными  профессиями (игры в шофера, во  врача, в продавца, в учителя... ). Заметим, что Д.Б. Эльконин, вслед за Г.В. Плехановым, писал о том, что "игра - это дитя труда", и само возникновение детской сюжетно-ролевой игры произошло тогда, когда ребенок уже не мог непосредственно осваивать труд взрослых, когда произошло историческое разделение и усложнение труда (см. Эльконин, 1978).

          3. Стадия овладения учебной деятельностью  (от 6-8 до 11-12 лет), когда интенсивно  развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать  свою деятельность и т.п. Особенно  важно, когда ребенок самостоятельно  планирует свое время при выполнении  домашнего задания, преодолевая  свое желание погулять и расслабиться  после школы.

          4. Стадия "оптации" (optatio - от лат. - желание, выбор) (от 11-12 до 14-18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется "оптантом". Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации "оптанта" вполне может оказаться и взрослый человек, например, безработный; как отмечал сам Е.А. Климов, "оптация - это не столько указание на возраст", сколько на ситуацию выбора профессии.

          5. Стадия адепта - это профессиональная  подготовка, которую проходит большинство  выпускников школ.

          6. Стадия адаптанта - это вхождение  в профессию после завершения  профессионального обучения, продолжающаяся  от нескольких месяцев до 2-3 лет.

          7. Стадия интернала - это вхождение  в профессию в качестве полноценного  коллеги, способного стабильно  работать на нормальном уровне. Это стадия, о которой Е.А. Климов  говорит, что работника коллеги  воспринимают как "своего среди  своих", т.е. работник уже вошел  в профессиональное сообщество  как полноценный член ("интер"  и означает: вошел "внутри профессии).

          8. Стадия мастера, когда о работнике можно сказать: "лучший" среди "нормальных", среди "хороших", т.е. работник заметно выделяется на общем фоне.

          9. Стадия авторитета означает, что  работник стал "лучшим среди  мастеров". Естественно, не каждый  работник может похвастаться  этим.

          10. Стадия наставника - высший уровень  работы любого специалиста. Эта  стадия интересна тем, что работник  являет собой не просто великолепного  специалиста в своей отрасли,  но превращается в Учителя,  способного передать лучший свой  опыт ученикам и воплотить  в них часть своей души (лучшую  часть души). Таким образом, высший  уровень развития любого специалиста  - это педагогический уровень.  Заметим, что именно педагогика  и образование являются стержнем  человеческой культуры, поскольку  обеспечивают преемственность и  сохранение лучшего опыта человечества. Профессионал, ставший Наставником-Учителем, по-своему тоже является культурным существом в лучшем смысле этого слова.

          Об этапах освоения профессии  рассуждает А.К. Маркова . Она выделяет следующие уровни профессионализма:

- допрофессионализм (человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала);

-профессионализм (человек - профессионал, т.е. стабильно работает и выполняет все, что от него требуется);

-суперпрофессионализм (творчество, личностное развитие, то, что называется "акме" - вершина профессиональных достижений);

-непрофессионализм, псевдопрофессионализм (внешне достаточно активная деятельность, но при этом либо он делает много "брака" в работе, либо сам деградирует как личность);

-послепрофессионализм (человек может оказаться "профессионалом в прошлом", "экс-профессионалом", а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).

Информация о работе Периодизации профессионального становления зарубежных и отечественных психологов