Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:42, контрольная работа
Проблема профессионального становления личности является отражением более общей проблемы соотношения личности и профессии в целом. Существуют две основных парадигмы этого взаимодействия. Первая заключается в отрицании влияния профессии на личность. Сторонники этого подхода исходят из традиционного, идущего от древнегреческой идеалистической философии тезиса об изначальной «профессиональности» человека. Это означает, что, выбрав профессию, личность не изменяется на пути ее освоения и осуществления трудовых функций.
Содержание
Стадии профессионального становления
Сходство и различие периодизаций профессионального становления зарубежных и отечественных психологов
Список литературы
Психическое выгорание —синдром, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.
В настоящее время существует множество разнообразных подходов к описанию психического выгорания, которые объединяются в три больших категории в зависимости от источника его возникновения.
Представители
интерперсональных подходов усматривают
традиционную причину выгорания
в асимметрии отношений между
работниками и клиентами, что
подчеркивает важность межличностных
взаимоотношений в
Среди индивидуальных
подходов наиболее популярным является
экзистенциальный подход, основным представителем
которого является А. Пайнс. По ее мнению,
выгорание с наибольшей вероятностью
возникает у работников социальной
сферы с высоким уровнем
В отличие от
вышеназванных подходов, организационный
подход фокусирует свое внимание на факторах
рабочей среды как главных
источниках выгорания. К таким факторам
относятся большой объем работы
и прежде всего ее рутинного компонента,
суженная область контактов с
клиентами, отсутствие самостоятельности
в работе и некоторые другие. Несмотря
на наличие разнообразных
1. Психическое
выгорание представляет собой
синдром, включающий в себя
эмоциональное истощение,
2. Данный феномен
является профессиональным. В какой-то
степени он отражает специфику
работы с людьми —
3. Данный феномен
является необратимым.
Выгорание
представляет собой
Среди факторов,
вызывающих выгорание, особое место
занимают индивидуальные особенности
личности и социально-демографические
характеристики, с одной стороны,
и факторы рабочей среды —
с другой. Среди социально-
Естественно, что
наличие психического выгорания
заставляет людей искать различные
способы его преодоления, например
обращение в
Таким образом,
профессия может существенным образом
менять характер человека, приводя
как к положительным, так и
отрицательным последствиям. Трудность
борьбы с профессиональной деформацией
заключается в том, что она, как
правило, не осознается работником. Поэтому
профессионалам очень важно знать
о возможных последствиях этого
явления и более объективно относиться
к своим недостаткам в процессе
взаимодействия с окружающими в
повседневной и профессиональной жизни.
2. Сходство
и различие периодизаций
профессионального
становления зарубежных
и отечественных психологов
Для рассмотрения вопроса сходств и различий периодизаций профессионального становления как зарубежных, так и отечественных авторов, важно понять, как происходит формирование ценностно-нравственной, смысловой, личностной структуры профессионального сознания.
Еще А.Н. Леонтьев рассуждал
о двух "рождениях личности":
первый раз - в дошкольном возрасте,
когда выстраивается первая
В целом можно условно выделить следующие этапы развития самосознания личности (по Ю.Б. Гиппенрейтер):
- усвоение норм, опосредствующих физическое развитие (формирование "физического Я" личности);
- формирование "социального слоя личности";
- формирование "духовного центра личности" (ценностно-нравственное самоопределение) .
Для понимания специфики развития личности специалиста еще предстоит выделить особенности формирования его самосознания с учетом специфики данной профессии и особенностей ситуации развития самого человека. Но центральной проблемой развития личности специалиста остается развитие его ценностно-смысловой сферы, развитие его готовности поставить перед собой и дать ответ на вопрос: ради чего я живу и работаю, зачем я вообще являюсь таким-то и таким-то профессионалом?
Наиболее известной в России
является периодизация
1. Стадия предигры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейшие правила поведения и моральные оценки, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.
2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда
происходит овладение "
3. Стадия овладения учебной
4. Стадия "оптации" (optatio - от лат. - желание, выбор) (от 11-12 до 14-18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется "оптантом". Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации "оптанта" вполне может оказаться и взрослый человек, например, безработный; как отмечал сам Е.А. Климов, "оптация - это не столько указание на возраст", сколько на ситуацию выбора профессии.
5. Стадия адепта - это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.
6. Стадия адаптанта - это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет.
7. Стадия интернала - это вхождение
в профессию в качестве
8. Стадия мастера, когда о работнике можно сказать: "лучший" среди "нормальных", среди "хороших", т.е. работник заметно выделяется на общем фоне.
9. Стадия авторитета означает, что работник стал "лучшим среди мастеров". Естественно, не каждый работник может похвастаться этим.
10. Стадия наставника - высший уровень
работы любого специалиста.
Об этапах освоения профессии рассуждает А.К. Маркова . Она выделяет следующие уровни профессионализма:
- допрофессионализм (человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала);
-профессионализм (человек - профессионал, т.е. стабильно работает и выполняет все, что от него требуется);
-суперпрофессионализм (творчество, личностное развитие, то, что называется "акме" - вершина профессиональных достижений);
-непрофессионализм, псевдопрофессионализм (внешне достаточно активная деятельность, но при этом либо он делает много "брака" в работе, либо сам деградирует как личность);
-послепрофессионализм (человек может оказаться "профессионалом в прошлом", "экс-профессионалом", а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).
Информация о работе Периодизации профессионального становления зарубежных и отечественных психологов